17. Иисус говорит ей:
не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и
скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
Вероятно, Мария в неожиданной радости
бросилась к Христу, чтобы схватиться за ноги Его. Этим и можно только объяснить
обращенные к ней слова Христа: не прикасайся ко Мне (точнее: не берись
за Меня, не удерживай; ср. значение употребленного здесь глагола
άπτεσθαι с Ев. Мф. 8:15; 9:20; Лк.
22:51). Причина, по которой Христос воспрещает Марии обнять ноги Его,
заключается в том, что Он еще не восшел к Отцу Своему. Этим Он дает
понять Марии, что для возобновления личного общения с Ним верующих еще не приспело
время: Его общение станет возможным только тогда, когда Он снова войдет в то
состояние, в каком находился перед тем, как пришел в мiр (ср. 6:62). А это
являлось необходимым для того, чтобы могла исполниться воля Божия о спасении
всего человечества. Мария, как бы удерживая Христа в кругу прежних Его
учеников, мешала тому, чтобы границы общения Христа с человечеством
расширились до тех пределов, какие Он имел в виду, когда говорил, что Он всех
привлечет к Себе (Ин. 12:32). Только после вознесения Христа всякий
верующий в Него может, никому не мешая, наслаждаться общением с Ним (3:15).
Иди к братьям Моим... Не удерживать
Христа здесь на земле должна Мария, а идти к Его братьям — так называет Христос
Своих учеников для того, чтобы показать Свою особую близость к ним (ср.
выражение “друзья” в гл. 15:13-15) и сказать им, что Он восходит теперь (αναβαίνω
— наст. время) к Своему Отцу и Богу, Который в то же время есть их Отец и Бог.
Христос, очевидно, говорит здесь не о том восхождении, которое должно было совершиться
через сорок дней. По представлению Иоанна, Христос явился Марии Магдалине в тот
момент, когда только что покинул гроб. Он воскрес, но еще не прославлен —
прославление воспоследует тотчас же, и, по-видимому, Он и Марии явился для
того, чтобы послать ее к ученикам с возвещением, что сейчас должнó совершаться
то прославление Христа, о котором Он им неоднократно говорил прежде как о сáмом
важном событии, которое должнó повести за собой и их собственное прославление
(ср. 16:7, 22).
Как бы желая показать, что Он еще не
вошел в состояние Божественного прославления, Христос здесь называет Отца Своим
Богом: такого выражения Он не употребляет нигде в других речах Своих,
имеющихся у Иоанна. Однако Христос говорит отдельно о Своем отношении к Богу и
отдельно об отношении к Богу учеников: этим Он показывает, что Он есть Сын
Божий Единородный, Который сокрыл вечную славу Свою в состоянии воплощения и
снова идет принять ее, как нечто от века Ему принадлежащее — принять именно
как Богочеловек, чтобы и немощная человеческая природа удостоилась с Ним
прославления. Отсюда и наименование апостолов братьями Христа принимает
особый смысл: Христос как бы хочет сказать этим, что и апостолам предстоит,
благодаря прославлению Христа, также прийти некогда к Отцу и войти в славу
Христову* (ср. Ин. 3:2; Евр. 6:20).
18. Мария Магдалина
идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.
Мария идет и возвещает о том, что
Христос ей явился, и передает Его словá, обращенные к ней. Некоторые
толкователи, на основании показания ев. Марка, полагают, что ученики не
поверили Марии (Мк. 16:11). Это мнение дóлжно признать правильным, хотя Иоанн сам и не говорит о том, как
принята была учениками весть о воскресении. Если Луази утверждает, что
по Иоанну апостолы представляются поверившими Марии (Петр и сам Иоанн уже —
говорит Луази — уверовали, а прочие ученики без страха и с радостью
приняли явившегося к ним Христа), то это утверждение разбивается о прямое
показание ев. Марка. Конечно, впрочем, из числа не поверивших Марии учеников
нужно исключить Петра и Иоанна.