28. Вы слышали, что Я
сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались
бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.
Но ученики все печальны. Господь видит,
что они как будто даже не слушают Его, и потому говорит полувопросительно: вы
слышали..., т.е.: что же это? Разве вы не слыхали, как Я говорил, что приду
к вам опять? К чему же падать духом?
Если бы вы любили Меня... Чтобы ободрить учеников при предстоящей разлуке, Господь обращается к их любви,
которую они, казалось, должны бы иметь, но которая, как будто, теперь совсем не
подает в их душе своего голоса. Любовь апостолов ко Христу, если бы она была истинной любовью, побудила бы их согласиться охотно на недолгую разлуку со Христом, чтобы дать Христу возможность взойти к Отцу небесному и получить подобающее Ему
прославление: любящий всегда жертвует своими интересами на пользу любимого.
Отец Мой более Меня. Одни Отцы и
Учители Церкви (Кирилл Александрийский, Афанасий Александрийский, блаженный
Августин) видят в этих словах сравнение состояния Христа, как
Богочеловека, с тою славою, в которой непрестанно пребывает Бог Отец:
последнее с человеческой точки зрения, конечно, выше, чем состояние Сына в Его
земной жизни. Другие же (напр., Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн
Дамаскин) видят здесь раскрытие мысли о происхождении Сына от Отца, Который
есть “вина и начало Рожденному от Него”. Второе толкование является здесь
неподходящим, потому что словá Христа в этом случае перестают обозначать
причину, по которой ученики должны радоваться удалению Христа к Отцу: если Сын всегда менее Отца, то какое же значение имеет то обстоятельство, что Он идет к Отцу? Не всё ли равно — Он остается меньшим? (Сильченков, с. 212). Таким
образом, остается принять первое толкование. Действительно, смерть Христа
является не только скорбным, но и радостным событием, ибо она полагает начало
отшествию Христа-Богочеловека к Богу Отцу и полного Его прославления и по
человечеству (Знаменский, с. 318). Состояние уничижения кончается и начинается состояние
прославления, которые и сравниваются между собой не прямо, а “через сравнение самых
носителей этих состояний” (Сильченков, с. 212).
29. И вот, Я сказал вам
о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. 30. Уже немного
Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. 31. Но
чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю:
встаньте, пойдем отсюда.
Всё сказанное доселе ученикам было
направлено к тому, чтобы дать им опору пережить тяжкие испытания, которые их
ожидают. Пусть они тогда припомнят, чтó говорил им Господь: для них эти
испытания не покажутся особенно тяжкими, потому что Господь к ним уже
подготовлял учеников. Господь и дальше бы мог говорить с ними, но время не
терпит. “Идет владыка этого грешного и враждебного Христу мира — сатана — в
лице предателя, ведущего с собою отряд воинов” (ср. 13:2, 27).
Так как это слово еще более могло увеличить
ужас учеников, то Господь, в успокоение их, говорит, что сатана, который имеет
такую большую власть над миром, над Ним собственно власти не имеет: во Христе
нет точки опоры для действий сатаны — нет греха. Господь мог бы отогнать от
Себя сатану, но Он не хочет этого сделать. Из любви к Отцу, воля Которого
состоит в том, чтобы Христос умер за людей, Он Сам идет навстречу к владыке
смерти (2:44), который и Ему несет смерть.
Встаньте, пойдем отсюда. Это — только приглашение, на которое ученики, по-видимому, не отозвались согласием и
остались на своих местах. Предполагать (как епископ Михаил), что речь,
далее следующая, была сказана по дороге, нет основания: напротив, об
удалении из горницы сказано только в гл. 18, ст. 1. Поэтому Господь снова начал
утешать учеников, возбуждая в них мужество.