17. Потому любит Меня
Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18. Никто не отнимает ее у
Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее.
Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
Эту мысль о великом значении Своей смерти Господь заканчивает здесь. Отец и любит Его
особенно за то, что Он совершенно добровольно, без принуждения жертвует Своею
жизнью. Эта жизнь есть как бы одежда или украшение, которое Он слагает с Себя,
чтобы передать его в руки другого (ср. 13:4). Он делает это с твердою
уверенностью в том, что может ее (жизнь) взять обратно. Эту заповедь, т.е. право и силу взять назад Свою жизнь Господь получил от Отца.
На чём основана эта власть и сила, об этом Христос говорил раньше: Он имеет жизнь Сам
в Себе (5:26) и Его воскресение есть, собственно говоря, воскрешение Им Самогó
Себя (2:19).
Таким образом, Христос изображает Свою
смерть 1) не как только страдание, какое Он принимает на Себя из покорности
воле Отца, но и как совершенно свободное дело, на какое Он Сам решился; 2) как
дело послушания воле Отца и, следовательно, как существенный пункт исполнения
Своего призвания; 3) как дело самопожертвования на пользу верующих в Него,
которых через это Он спасет от погибели; 4) не как уничтожение Своей
жизненности, но как переход проявлению Своей, препобеждающей смерть, жизни по
воскресении и 5) как необходимое предположение для расширения Его деятельности
за границы израильской народности.
19. От этих слов опять
произошла между Иудеями распря. 20. Многие из них говорили: Он одержим бесом и
безумствует; что слушаете Его? 21. Другие говорили: это слова не бесноватого;
может ли бес отверзать очи слепым?
Слушатели Христа, не отходившие от Него в течение целого дня, по прошествии праздника
Кущей (8:12 10:18), начали спорить между собою. Одни стояли за Христа как за
великого чудотворца, другие — конечно, по преимуществу фарисеи — называли Христа
беснующимся, сумасшедшим и убеждали народ не верить Христу.
С 22-го по 42-й стих содержится беседа
Господа с иудеями в праздник обновления. На вопрос иудеев, обращенный ко
Христу: Мессия ли Он? Христос говорит, что Он уже неоднократно высказывался по
этому вопросу, но иудеи всё не верят Ему. Когда же после этого Он заявил, что
Он и Отец — одно, то иудеи хотели побить Его камнями как богохульника. Христос
тут же указал им на неосновательность их протеста против Его заявления и после
того удалился за Иордан, в Перею.