6. Я открыл имя Твое
человекам, которых Ты дал Мне от мiра; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они
сохранили слово Твое. 7. Ныне уразумели они, что всё, что Ты дал Мне, от Тебя
есть, 8. ибо словá, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и
уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
Говоря об исполнении порученной Ему
задачи в субъективном отношении, именно о тех результатах, которых Он
достиг в тесном кругу данных Ему от Отца избранников, достиг Своим учением и
делами (ср. 14:9 и сл.), Христос указывает на то, что Он открыл этим людям имя
Отца, т.е. дал познать этим избранникам, что Бог есть воистину Отец, что
Он любит всех людей и потому от века предрешил искупить их от греха, проклятия
и смерти.
Они были Твои. Апостолы
принадлежали Богу еще ранее того, как они обратились ко Христу. Таков был,
напр., Нафанаил — истинный Израильтянин (1:48).
Они сохранили слово Твое. Христос таким
образом признаёт Евангелие, которое Он возвещал, не Своим, а словом Отца. За
таковое его приняли и апостолы, сохранившие его в своей душе доселе. Господь,
говоря, что апостолы сохранили переданное им через Него слово Отца, имеет здесь
в виду, вероятно, те заявления, какие сделаны были от лица их Апостолом Петром
(6:68) и всеми ими (16:29).
Ныне уразумели они... С уразумением
того, что всё, что говорил им Христос, дано Ему от Бога, вместе с тем, конечно,
и вступление на путь к вечной жизни (ср. ст. 3-й).
Ибо словá, которые Ты дал Мне... К такому
пониманию ученики пришли потому, что Христос со Своей стороны ничего не скрывал
от них (понятно, исключая то, что они не могли понять, ср. 16:12) и, с другой
стороны, потому, что апостолы принимали с верой слова Христовы.
По-видимому, здесь уразумение божественного достоинства Христа (что Я
исшел от Тебя) предшествует вере в его Мессианское достоинство (что Ты
послал Меня). Но на сáмом деле то и другое идет одновременно, и вера в
Божество Христа поставлена на первое место только в силу ее преимущественного
значения.