20. Петр же,
обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на
вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? 21. Его
увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? 22. Иисус говорит ему: если Я
хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. 23. И пронеслось
это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что
не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?
Вместе с Петром Господь сталь удаляться
от места, где происходил обед. Петр, вероятно услышав позади себя чьи-то шаги,
обернулся назад и увидал шедшего за ним Иоанна. Зная, что Иоанн был особенно
любим Господом, он естественно захотел узнать о том, какая судьба ждет этого
любимейшего ученика Христова. Смерть за Христа он считал отличием для себя и с
удивлением спрашивал Христа, ужели Его любимейший ученик не удостоится этого
отличия? Петр говорил так, очевидно, из чувства особого расположения к Иоанну,
с которым он был особенно близок, как можно видеть, напр., из того, что в утро
воскресения они были вместе и вдвоем поспешили ко гробу Христову. На вопрос
Петра Господь отвечает ему, что ему нечего заботиться об Иоанне: он сам прежде
всего должен идти за Христом, а что касается Иоанна, то если бы он остался в
живых даже до второго пришествия Христова, то и это не имеет отношения к судьбе
Апостола Петра — тот должен идти указанным ему путем.
Эти слова, Господа об Иоанне, как
замечает сам евангелист, подали братьям, т.е. христианам (ср. Флп. 1:14),
повод говорить, что Иоанн не умрет. Эти предположения объясняются тем, что
первые христиане полагали, что пришествие Господне близко и что некоторые из
них доживут до этого времени (см., напр., 1 Фес. 4:17; Иак. 5:7, 8). Особенно же то обстоятельство, что Петр действительно умер той
смертью, какую предрек ему Господь, а Иоанн продолжал свою деятельность и
десятка два лет после смерти Петра, должнó было еще более укрепить христиан в
правильности предположения. Потому-то Иоанн и устанавливает в точности смысл слов, какие сказал в отношении к нему Господь.
Нельзя не заметить здесь, что это
прибавление к Евангелию ясно показывает, что Иоанн был жив в то время, когда
явилось это прибавление и что он сам сделал последнее. В сáмом деле, была ли
какая нужда в разъяснении истинного смысла слов Христа, если бы Иоанн уже умер?
Тогда достаточно было бы в противовес всяким вымыслам о его судьбе указать на
то место, где он был погребен.