50. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: 51. судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? 52. На
это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не
приходит пророк. 53. И разошлись все по домам.
Среди всеобщего возбуждения, в Синедрионе раздается только спокойное слово Никодима
(ср. 3:1), который, по обязанности своей, как член Синедриона, также присутствовал
при допросе служителей. Он со своей стороны указывает также на закон, который должны были знать и члены Синедриона, но
о котором они теперь забыли. “Закон — говорит Никодим — требует, чтобы приговор
о ком-либо постановлялся только после того, как подсудимый будет выслушан лично
и в то же время о нём будут собраны сведения” (ср. Исх. 23:1; Втор. 1:16).
Раздраженные этим неожиданным протестом фарисеи выражают подозрение в том, не
происходит ли и сам Никодим из Галилеи, — ведь он так стоит за Галилейского
учителя! Пусть он припомнит, что из Галилеи не было пророка (точнее: “не
выступает пророк”. По более достоверному тексту здесь читается глагол
εγείρεται).
Что сказал на это Никодим — указал ли он на Иону пророка, происходившего из города колена Завулонова
(4 Цар. 14:25; ср. Иона 1:1) и на то, что происхождение многих пророков неизвестно, и какой
был вообще исход всего рассуждения, — евангелист не сообщает. Вероятно,
никакого постановления о взятии Христа под стражу сделано не было: Христос и
после того выступал в храме, как учитель (8:20).
Разошлись все. Как видно из 8 гл. 1 ст., евангелист говорит здесь о слушателях Христа, а не о членах Синедриона.