20. ибо всякий,
делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его,
потому что они злы, 21. а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были
дела его, потому что они в Боге соделаны.
Христос
сказал сейчас об определенном круге лиц из иудейского народа, которые не
захотели пойти к свету Христовой истины. Теперь Он — сначала по отношению к
злым, а потом по отношению к добрым людям — выясняет причину различного отношения
всяких людей к свету истины. Злому человеку не хочется, чтобы свет осветил его
дела, которые не заслуживают по своей бесполезности того уважения, какое доселе
им воздавалось (такой смысл имеет употребленное в 2-м ст. выражение
φαύλα = дела незначительные, плохие, хотя, может быть,
и не всегда вредные или коварные).
Так, и у
Апостола Павла сказано: “всё же обнаруживаемое делается явным от света”
(Еф. 5:13). С другой стороны, есть люди, поступающие по правде или, точнее, делающие
истину (ο ποιών την
αλήθειαν), т.е. люди честные, искренние, чуждые всякого лицемерия (ср. 1:47).
Такие люди охотно идут навстречу свету, стремятся к приобретению истины,
явившейся во Христе — не для того, конечно, чтобы прославиться перед другими
людьми, но для того, чтобы познать самих себя и оценить как следует свое
поведение: тогда такие люди “воодушевляются еще большей ревностью для
достижения высшего нравственного идеала” (проф. Богословский). И
они не боятся обнаружения их дел, потому что знают, что делали их в Боге, т.е. для Бога и с Его помощью.
Заметить
нужно, что говоря о том, что искренно любящий истину человек не боится, чтобы
“дела его явны были”, Христос этим самым делает некоторый упрек Никодиму,
который считал себя человеком, дорожащим истиною (ср. ст. 2) и в то же время
опасался, что его дело — посещение Христа — будет обнаружено, почему и пришел
ко Христу только ночью. Этот упрек, очевидно, подействовал на Никодима, потому
что он после стал даже защищать Христа в Синедрионе (7:50) и принял участие в
погребении Христа (19:38-40). Предание сообщает, что, по воскресении Христа,
он был крещен Апостолом Петром и Иоанном и скончался мученическою смертью
(память его празднуется 2-го авг.).
Во второй половине главы идет речь о
деятельности Христа в Иудее. Эта деятельность была необыкновенно успешна, и
ученики Крестителя даже почувствовали зависть ко Христу (22-26). Затем
приводится последнее свидетельство Крестителя о Христе. Сначала Креститель
говорит о себе и своем отношении ко Христу (27-30), а потом о божественном
достоинстве лица Господа Иисуса Христа (31-36).