33. Сие сказал Я вам,
чтобы вы имели во Мне мир. В мiре будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил
мiр.
Здесь находится заключение к речам 15-й и 16-й главы (14-я имеет для себя явно свое
особое заключение в 31-м ст. ее). Господь для того и держал добавочные речи,
помещенные в 15-й и 16-й главах, чтобы апостолы имели в Нём мир, т.е.
мир, какой Он имеет, с каким Он идет на страдания (ср. 14:27). И
этот мир должен и у апостолов иметь свое основание в том же, в чём он имеет
опору во Христе: именно, Христос уверен в Своей победе над враждебным
Ему мiром, который уже, можно сказать, теперь лежит у Его ног, как побежденный
(ср. 13:31). Так и ученики должны в мысли об одержанной их Учителем победе почерпать
силы для перенесения грядущих на них скорбей (ср. ст. 21).
Некоторые из новейших толкователей
считают 15-ю и 16-ю главы вставкой, которую сделал позднейший писатель. Главным
основанием для такого мнения служит то обстоятельство, что в 31-м ст. 14-й гл.
Господь приглашает апостолов “встать и идти” из горницы, признавая таким
образом прощальную беседу оконченной. Но критики напрасно смущаются таким
обстоятельством. Как и выше сказано (см. прим. к 15-й гл. ст. 31), Господь мог
продолжить Свою беседу с учениками, видя, что они прямо не в состоянии последовать
Его приглашению, не могут, так сказать, от великого гóря, подняться с своих
мест. Точно также мало силы имеет и другое основание, на которое ссылаются
критики, не признающие подлинности этих глав. Именно они говорят, что в этих
главах отчасти повторяется то, что уже известно из 13:31 14:31 гл. (Хейтмюллер). Но что же удивительного, если Господь, утешая Своих учеников, повторяет
иногда одни и те же мысли? Очевидно, что они нуждались в таком повторении, что
иное они в первый раз недостаточно ясно себе усвоили...