9. Они же, услышав то и
будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до
последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 10. Иисус,
восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои
обвинители? никто не осудил тебя? 11. Она отвечала: никто, Господи. Иисус
сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
Совесть стала обличать приведших женщину в несправедливости их отношений к ней, этой
преступнице, и они разошлись — старшие как более сообразительные, раньше, а
младшие — позже. Они поняли, что их попытка поставить Христа в затруднительное
положение окончилась неудачей, и им стало стыдно перед народом. Господь же
отпустил грешницу, но не простил ее, не объявил, что она не виновата, но сделал
ей предостережение, чтобы впредь она не согрешала. Бенгель замечает: “не
сказал: иди с миром, или: отпускаются тебе грехи твои, но
сказал: не греши”.
И Я не осуждаю. Здесь Христос обнаруживает Свое милосердие, как пришедший не
судить, а спасать (3:17).
С 12-го до 59-го стиха излагается беседа Господа с иудеями, в которой Он раскрывал значение Своей деятельности.
Беседа эта разделяется на три части.
В первой части Господь
возвещает, что Он есть свет миру, и когда фарисеи начинают оспаривать Его
свидетельство о Себе, Христос доказывает истинность Своего свидетельства тем,
что Он знает, откуда пришел и куда идет и что Он судит не по плоти. Затем
Христос ссылается на свидетельство Отца, так что получается вполне достаточное
с точки зрения закона число свидетелей — двое: Он Сам и Отец (ст. 12-20).
Во второй части Христос
объявляет о Своем удалении от иудеев, причем указывает на неспособность иудеев
понять Его учение (21-29).
Наконец, в третьей части Он обращается к верующим в Него с увещанием пребывать в истине, которая сделает их
свободными. Неверующим же иудеям Христос показывает, что они не Авраамовы и,
тем более, не Божии дети, но чада диавола. Тут же Христос возвещает, что
соблюдающий слово Его не увидит смерти вовек, и что Он был прежде Авраама,
каковое заявление возбудило против Него взрыв ярости со стороны иудеев, после
чего Господь ушел из храма (30-59).