26. Когда же приидет
Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит,
Он будет свидетельствовать о Мне; 27. а также и вы будете свидетельствовать,
потому что вы сначала со Мною.
Об этой виновности мiра, возненавидевшего Христа, будет свидетельствовать Дух-Утешитель
и сами апостолы, которые могут припомнить мiру многие факты из деятельности
Христа, так как апостолы были с Христом с сáмого начала Его служения.
От Отца исходит. Здесь содержится учение о вечном исхождении Духа Святого
от Отца. Это видно из того: 1) что здесь об исхождении говорится как о чём-то настоящем и постоянном (глагол
εκπορεύεθαι стоит
в наст. времени), между тем как о временном послании Духа в мiр Христос
говорит как о чём-то будущем (пошлю, ср. 14:16, 26). 2) Если понимать выражение
“исходить”, в смысле будущего: “изойдет”, то это выражение будет совершенно
лишним повторением первых слов 26-го стиха “приидет” и “пошлю”.
Западные толкователи (Лютард, Генгстенберг, Гольцман и др.) всё-таки настаивают
на том, что здесь речь идет только о временном послании Духа Отцом, так
как — говорит, напр., Гольцман, — точкою, на которую устремляется или нисходит Дух, является земля.
Но скорее всего можно сказать, что здесь об исхождении Духа
говорится безотносительно: слово “исходит” прибавлено для того, чтобы
обозначить отличительное свойство Духа в вечности. Иначе
Христос, во избежание всяких недоразумений, мог бы
сказать — если бы имел в виду только временное исхождение Духа с неба: — “Мы,
т.е. Я и Отец, пошлем Духа”. Ведь обобщил же Он подобным образом пришествие Свое
и пришествие Отца в выражении: “Мы придем к нему...” (14:23).
А также и вы... Так как, собственно говоря, свидетельство апостолов вообще совпадает с свидетельством
действовавшего в них Духа Святого, то здесь, раз их свидетельство выделяется,
нужно видеть уже указание на их служение как евангелистов, т.е. на передачу
ими истории жизни Христа, причём более всего имела значение их сила воспоминания...