17. Иисус же говорил
им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
По-видимому, иудеи приступили в храм с
своими обвинениями к Самому Христу, указывая Ему на слова Моисея о почитании
субботы (Быт. 2:2; Исх. 20:10). Против таких доказательств Господь говорит иудеям, что они
неправильно представляют себе покой, какой наступил для Бога с окончанием дела
творения Мира, покой, о котором сообщил Моисей (Быт. 2:2).
Суббота Божия стала для
Бога успокоением только от дел творения, а заниматься делом промышления о сотворенном
мире Бог не переставал никогда. А отсюда следовало, что и тот покой, который,
по требованию закона Моисеева, евреи должны были сохранять в субботу, состоял
вовсе не в полном прекращении всякой деятельности, а только в некоторой
перемене обычных занятий человека на другие, которые вовсе не представляют для
человека чего-нибудь трудного, а скорее содействуют обновлению его сил. К
таким делам, не входящим в круг обычных дел, относит Христос и совершенное Им в
субботу исцеление. Значит, Его несправедливо обвиняют в нарушении заповеди
Божией. Но при этом Христос Свое право делать дела в субботу основывает еще на
особом отношении, в каком Он стоит к Богу. Он называет Бога Своим Отцом — в
прямом смысле этого слова (Он говорит: “Отец Мой”, а не: “Отец наш”). Как имеющий одну природу с Богом, Христос и поступает так же свободно, как Бог.
18. И еще более искали
убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим
называл Бога, делая Себя равным Богу.
Иудеи хорошо поняли слова Христа и обвиняли Его не только в нарушении субботы, но и в
богохульстве, и Господь не сказал, что они неправильно понимают Его слова о Его
божеском достоинстве. Напротив, далее Он подтверждает правильность их
понимания (Иоанн Златоуст).