54. Это второе чудо
сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.
Это чудо было вторым знамением после чуда претворения воды в вино, совершенного месяцев
девять назад. И после этого чуда Иоанн не сообщает ни о каком другом, которое
бы совершил Христос в это время в Галилее. Очевидно, что Христос еще не хотел
выступать в Галилее как учитель и проповедник, — Он до сих пор еще не призвал и учеников Своих к
постоянному следованию за Собою. Только с 6 гл. 2-го ст. Иоанн начинает
изображение последовательной деятельности Христа в Галилее. Можно полагать, что
Христос первоначально хотел еще раз пройти по Своему “отечеству” — Иудее, чтобы
ему первому возвестить слово спасения.
Чудотворение, описываемое здесь
Иоанном, не одно и то же с чудотворением, о котором сообщают Матфей (8:5-13) и
Лука (7:1-10). Прежде всего, не одинаково время того и другого события. У
синоптиков речь идет о событии, которое падает на время великой галилейской
деятельности Христа, которая началась по взятии под стражу Иоанна Крестителя
(Мф. 4:12), а здесь — о событии, случившемся тогда, когда Креститель был еще
на свободе (3:24). Затем, то чудо совершено было в Капернауме, а это — в Кане.
Там выступает сотник — язычник, а здесь чиновник — еврей: последнего
Христос прямо причисляет к тем галилеянам, которые ждали от Него чудес (ст.
48). Больной у синоптиков — слуга, а здесь — сын, который притом был болен
горячкой, тогда как слуга лежал в расслаблении. Наконец, там сотник является
образцом усердной веры: по его убеждению, Христос и одним словом Своим может
исцелить больного, а царедворца Христос обличает в слабости веры: по
представлению царедворца, в самом деле, Христу нужно для совершения исцеления
пойти и навестить больного.