Откровенные рассказы странника
духовному своему отцу


 

· Предисловие
· Рассказ первый
· Рассказ второй
· Рассказ третий
· Рассказ четвертый
· Три ключа ко внутренней молитвенной сокровищнице
     Ключ первый
     Ключ второй
     Ключ третий

· Святоотеческие наставления о внутренней сердечной молитве
     Ряд первый
        Наставление св. Симеона Нового Богослова
        Наставление св. Григория Синаита
        Наставление Никифора Монаха
        Наставление Игнатия и Каллиста

     Ряд второй
        Изречения Исихия, пресвитера Иерусалимского
        Изречения Филофея Синайского
        Изречения Феолипта митрополита
        Изречения Варсонофия Великого и Иоанна

     Ряд третий
        Многополезное слово об авве Филимоне

· Свод отеческих уроков
· Рассказ пятый
     Исповедь внутреннего человека, ведущая ко смирению
· Шестое свидание
     Тайна спасения, открываемая непрестанною молитвою
     О силе молитвы

· Седьмое свидание


Предисловие

Дорогой читатель!

«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» были написаны во второй половине XIX столетия неизвестным автором и с тех пор неоднократно издавались и в России и за рубежом. Судьба рукописи таинственна. Впервые она была переписана на Афоне игуменом Паисием, настоятелем Черемисского монастыря Казанской епархии и им же впервые издана. В 1884 г. в Москве вышло в свет уже четвертое издание.

Книга имеет две части. Кроме четырех «рассказов странника» входящих в первую, в России, в 1911 г., была издана (2-мя изданиями) рукопись-дополнение к этим рассказам, найденная в бумагах оптинского старца, иеросхимонаха Амвросия. Найденные — пятый, шестой и седьмой, — рассказы «Свидания» ранее были также переизданы и в России и за рубежом. Их редакцией занимался сам святитель Феофан Затворник, о чём он и пишет в письме от 26 октября 1882 года к Н. В. Елагину: «...Помните или знаете ль Паисия Саровского — теперь игумена где-то в Казанской епархии? Он начал рассказ странника, искавшего молитву Иисусову... Я эту книжицу поправил и дополнил... и послал для второго издания».

Вся книга, все рассказы странника посвящены в той или иной мере молитве Иисусовой. Странник ищет исполнения слóва Апостола «непрестанно молитеся» (1Сол. 5:17), он всем сердцем желает «молиться на всякое время духом» (Еф. 6:18). Так Иисусова молитва становится спутницей странника и его незримым сокровищем.

Но почему же именно Иисусова молитва, а не иная из многих известных нам, спросит читатель? Вот что пишет об этой молитве старец прошедший весь путь умного делания, Паисий Величковский:

«...Молитва Иисусова... это общее дело у человеков с ангелами; этою молитвою люди скоро приближаются к ангельскому житию. Молитва — источник всякому доброму делу и добродетелям и отгоняет от человека тьму страстей. Приобрети ее, и будет душа твоя прежде смерти равноангелъною. Молитва есть божественное веселие. Это единственный драгоценный меч; нет иного такого оружия, которое бы более её посекало бесов; она опаляет их, как огонь попаляет терние. Эта молитва, как огонь разжигает всего человека и приносит ему невыразимую радость и веселие, так что он от радости забывает об этой жизни и всё в веке сем считает за сор и пепел».

«...Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Если кто с желанием и непрестанно, как дыхание из ноздрей, творит молитву сию, вскоре вселится в него Святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух и обитель в нём сотворит, и пожрет молитва сердце, и сердце — молитву, и станет человек день и ночь творить сию молитву и освободится от всех сетей вражних... Этот путь молитвенный — скорейший ко спасению, чем посредством псалмов, канонов и обычных молитв для грамотного. Чтó совершенный муж пред отроком, тó сия молитва пред грамотнословесием, т.е. молитвою искусственно писанною. Умно-сердечная молитва — для преуспевших; для средних — пение, т.е. обычные церковные песнопения, и для новоначальных — послушание и труд. Молитва эта требует трезвения, воздержания, удаления от людей, всякого безпопечения и безмятежия, от коих возрастает и утверждается истинная молитва. Если кто не отринет сих препятствий, не может содержать и непрестанной молитвы...»

«Кто же из правоверующих христиан, видя это, мог бы хоть мало усумниться об этой Божественной вещи? Разве только повинующиеся духу нечувствия, которые слышат и видят, а понять и узнать не хотят. Но те, кои имеют страх Божий и здравый разум, видя такие свидетельства стольких свидетелей, единодушно признают, что это Божественное дело, преимущественно пред всеми монашескими подвигами, свойственнее и приличнее Ангельскому монашескому чину».

А вот что советует преподобный Никодим Святогорец*: «Иисусовой же молитве принадлежит преимущество, потому что она с Господом Иисусом сочетавает душу, а Господь Иисус есть единственная дверь к богообщению, к снисканию которого и стремится молитва. Ибо Он Сам сказал: ...никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14:6). Почему стяжавший ее усвояет себе всю силу воплощенного домостроительства: в чём и есть наше спасение. Слыша сие, ты не удивишься, почему ревнители о спасении не жалели труда, стараясь навыкнуть сей молитве и усвоить себе силу ее. Возьми с них пример себе и ты».

Однако, дорогой читатель, в рукописи имеется и предостережение, что описаные в этой книге способы сердечной внутренней молитвы «...требуют опытного водителя, без коего опасно отваживаться на этот высокий подвиг».

Помоги нам, Господи, всем спастись
и в разум истины приити!
Аминь.

Рассказ первый  


Примечание:

* Цитаты приведены из творений св. прп. Паисия Величковского — «Крины сельныя», «О молитве Иисусовой» и св. прп. Никодима Святогорца — «Невидимая брань».


Текст по изданию «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» («ЛѢСТВИЦА», М., 2003 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
Facebook
ВКонтакте
Free counters! Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Український православний інтернет
Используются технологии uCoz