Глава 19.
О благоразумии
в делах любви к ближним
для мира душевного.
Господь сказал в Евангелии, что Он пришел воврещи огнь любви на землю сéрдца нашего и что Ему очень желательно, чтобы огнь сей скорее возгорелся (см.: Лк. 12, 49). Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог предела и ограничения. Но любовь к ближним должна иметь свой предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих ограничениях, то она может удалить тебя от любви к Богу, причинить тебе большой вред, ввергнуть тебя в пагубу. Воистину должен ты любить ближнего, но так, чтобы чрез то не причинить вреда душе своей. Делай все дела свои просто и свято, не имея в виду ничего другого, кроме одного благоугождения Богу, и это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов.
В делах сих самое важное есть способствование спасению ближних. Но тут нередко вторгается ревность не по разуму, которая ничего не приносит, кроме вреда и ближним, и себе. Показывай пример искренней веры и Богоугодной жизни и будешь подобно Апостолам благоуханием Христовым, всех привлекающим к последованию Ему. Но не докучай всем словом своим без разбора: этим только мир расстроишь и с другими, и сам в себе. Имей ревность горячую и желание сильное, чтобы все познали истину в таком совершенстве, как ты ее содержишь, до опьянения вином сим которое Бог обетовал и всем ныне подает без цены (см.: Ис. 55, 1), — такую жажду спасения ближнего имей всегда. Но надлежит, чтобы она исходила от любви к Богу, а не от неразумной ревности. Бог Сам насадит такую любовь к братиям в душе твоей по отрешении ее от всего и в свое время приидет собрать плод от сего. Сам ты по себе не сей ничего, но предноси Богу землю сéрдца твоего, чистую от всяких терний и волчцов, и Он посеет на ней семя, как и какое хочет. Сие-то семя и принесет плод в свое время.
Помни всегда, что Бог хочет видеть душу твою отрешенной от всего, чтобы соединить ее с Собой. Оставь Его действовать в тебе и не препятствуй Ему вмешательством твоей воли. Сиди без всякого о себе замысла, кроме одного — всегда благоугождать Богу покорностью Его воле. Се уже исшел Домовладыка и ищет делателей в виноградник Свой, по Евангельской притче. Отложи всякое попечение и всякий помысл, обнажись от всякой о себе заботы и от всякого пристрастия к чему-либо временному, и Бог оденет тебя Собою Самим и подаст тебе то, о чём ты и подумать не можешь. Забудь, сколько можешь, совсем о себе, и да живет в душе твоей одна любовь к Богу.
При этом надлежит тебе осмотрительно умерять горячность ревности о других, да сохранит тебя Господь в мире и покое душевном. Смотри, не потерпела бы душа твоя ущерба в своем главном благе, в мире сéрдца, от неразумных забот о пользе других. То, откуда можешь ты почерпать обогащение сим благом, есть полная покорность души твоей Богу с отрешением от всего. И это делай не по чаянию воздаяния тебе и совсем не держи никогда в мысли, что ты делаешь что, достойное того. Бог есть действуяй во всём, и от тебя не желает Он ничего, кроме того, чтобы ты смирялся пред Ним и Ему предавал душу свою свободной от всего земного, держа во глубине сéрдца одно желание: да исполняется на тебе во всём и чрез всё воля Божия.
Примечания:
1 Часть I, глáвы 4653 и Часть II, глáвы 1419.
2 Колючкой.
Текст по изданию «Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань (перевод с греческого святителя Феофана Затворника)» (Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М., 2004 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.