Изречения Исихия,
пресвитера Иерусалимского
1. Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие сéрдца, в коем оно Христом Иисусом, Сыном Божиим и Богом, и Им одним, всегда непрерывно и непрестанно дышит, Его призывает, с Ним мужественно ополчается против врагов, и Ему, имеющему власть оставляти грехи, исповедует свои прегрешения (гл. 5).
2. Трезвение есть твердое водружение и стояние ума у двери сéрдца; так что он видит, как подходят чуждые помыслы, эти воры-окрадыватели, слышит, чтó говорят и чтó делают сии губители и какой демоны начертывают и возграждают образ, пытаясь увлечь чрез него в мечтания ум и обольстить его. Если будем люботрудно проходить такое действование, то оно вразумительно покажет нам искусство мысленной брáни (гл. 6).
3. Образы трезвения: первый есть смотреть неопустительно за мечтанием, или за прилогом; второй — иметь всегда сердце глубоко молчащим и от всякого помысла безмолвствующим и молиться; третий — непрестанно призывать на помощь Гóспода Иисуса Христа в смирении; четвертый — иметь в душé непрестанное памятование о смерти; пятый действеннейший из всех — лишь к небу взирать, ни во чтó вменяя землю (гл. 14-18).
4. Тому, кто подвизается внутри, в каждое мгновение надобно иметь следующие четыре делания: смирение, крайнее внимание, противоречие помыслам и молитву. Смирение, — чтобы, так как брань у него идет с соперниками гордыми демонами, всегда иметь в руке сéрдца помощь Христову; ибо Господь ненавидит гордых. Внимание, — чтобы всегда держать сердце свое не имеющим никакого помысла, хотя бы он казался добрым. Противоречие, — дабы как только острозоркостию ума уразумеет, ктó пришел, тотчас с гневом воспротиворечить лукавому, как говорится: ...и отвещаю поношающим ми злая, — не Богу ли повинется душá моя? (Пс. 118:42; Пс. 61:2). Молитву, — дабы после противоречия тотчас из глубины сéрдца возопить ко Христу с воздыханием неизглаголанным. И тогда сам подвизающийся увидит, как покланяемым именем Иисуса враг с своим мечтанием развеется, как прах ветром, или исчезнет, как дым (гл. 20).
5. Кто не имеет чистой от помыслов молитвы, тот не имеет оружия на брань, молитвы, говорю, той, которая непрестанно действовалась бы во внутреннейших сокровенностях души и призыванием Гóспода Иисуса Христа бичевала и опаляла врага, скрытно ратующего (гл. 21).
6. Надлежит тебе острым и напряженным взором ума смотреть внутрь, чтоб узнавать входящих. Как только узнáешь, тотчас противоречием сокрушай главу змия, и вместе с тем воздыханием вопий ко Христу. И получишь тогда опыт невидимого Божественного заступления (гл. 22).
7. Если ты со смиренным мудрованием, памятию о смерти, самоукорением, противоречием помыслам и призыванием Иисуса Христа всегда пребываешь в сердце своем, и с сими орудиями каждодневно проходишь мысленный путь, — тесный, но радостный и сладостный, то внидешь во святые созерцания святых, и просвещен будешь вéдением глубоких тайн от Христа, в Немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2:3). Ибо о Христе Иисусе восчувствуешь ты, что в дýшу твою низшел Дух Святый, Коим человек просвещается откровенным лицем зреть славу Господню (гл. 29; 2Кор. 3:18).
8. Диавол, яко лев рыкая, ходит со своими полчищами, иский кого поглотити (1Пет. 5:8). Да не пресекаются же у нас никогда сердечное внимание, трезвение, прекословие помыслам, и молитва ко Христу Иисусу, Богу нашему. Ибо лучшей помощи, кроме Иисусовой, не найти тебе во всю жизнь твою, потому что только Он один Господь, яко Бог, знает демонские ковы, обходы и лукавства (гл. 39).
9. Как чувственная соль услаждает хлеб и всякую пищу, охраняет мясо от гниения и сберегает в целости надолго, так разумей и об умном хранении мысленной сладости и дивного в сердце делания. Ибо и оно божественно услаждает и внутреннего и внешнего человека, прогоняет зловоние худых помыслов и сохраняет нас постоянными в добре (гл. 87).
10. Насколько бдительно внемлешь уму, настолько с теплым желанием будешь молиться Иисусу; и опять насколько небрежно надзираешь за умом, настолько отдалишься и от Иисуса. И, как первое сильно освещает воздух ума, так последнее, т.е. уклонение от трезвения и сладостного призывания Иисуса, обыкновенно совсем омрачает его (гл. 90).
11. Непрестанное, с теплым некиим желанием, полным сладости и радования, призывание Иисуса производит то, что воздух сéрдца от крайнего внимания исполняется отрадной тишины. Того же, чтоб сердце совершенно очистилось, виновником бывает Иисус Христос, Сын Божий и Бог, всего доброго Виновник и Творец. Ибо Он Сам говорит: Аз Бог, творяй мир (гл. 91; Ис. 45:7).
12. Рождается божественное некое состояние от непрестанного памятования и призывания Господа нашего Иисуса Христа, если не будешь нерадеть о всегдашнем к Нему во уме молении и непрерывном трезвении, как о едином настоятельно необходимом деле. И воистину, одно и одинаковым образом совершаемое всегда должны мы иметь дело, — призывание Иисуса Христа, Гóспода нашего; с горячим сердцем взывая к Нему, да даст Он нам причаститься и вкусить имени Его. Ибо учащение есть мать навыка, как в отношении к добродетели, так и в отношении к пороку; а нáвык потóм ужé властвует, как и природа. Пришедши в такое состояние, ум сам ужé ищет своих супостатов, как звероловный пес зайца в кустах; но сей ищет для того, чтобы пожрать, а тот — чтоб поразить и разогнать (гл. 97).
13. Опытнейший в делах великий Давид говорит к Господу: Державу мою к Тебе сохраню (Пс. 58:10). Так и сохранение в нас державы сердечного и мысленного безмолвия, от которого рождаются все добродетели, зависит от содействия Гóспода, давшего нам заповеди, и отгоняющего от нас, когда непрестанно призываем Его, непотребное забвение, которое паче всего губит сердечное безмолвие, как вода огонь. Посему не предавайся сну от нерадения на пагубу себе, но именем Иисуса бичуй супостатов. Сие сладчайшее имя да прилепится дыханию твоему; и тогда узнáешь ты пользу безмолвия (гл. 100).
14. Когда мы, недостойные, сподобимся со страхом и трепетом причаститься божественных пречистых Таин Христа Бога и Царя нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания да огонь сей божественный, т.е. Тело и Кровь Гóспода нашего Иисуса Христа, потребит грехи наши, и наши малые и большие скверны. Ибо, входя в нас, Он тотчас прогоняет из сéрдца лукавых духов злобы и отпущает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от безпокойной докучливости лукавых помыслов. Если после сего, стоя у дверей сéрдца, будешь тщательно сохранять ум свой, то когда опять будешь сподобляться Св. Таин, божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим подобно звезде (гл. 101).
15. Дóлжно всеусердно пещись о сохранении того, чтó драгоценно; драгоценно же по истине для нас лишь то, чтó сохраняет нас от всякого зла, как чувственного, так и мысленного. Таково есть хранение ума с призыванием Иисуса Христа, — то чтоб всегда смотреть в глубину сéрдца и непрестанно безмолвствовать мыслию, даже, скажу так — и от помыслов, кажущихся десными, стараться быть пусту, и от всяких вообще помыслов, дабы не утаились под ними тати (гл. 103).
16. Дóлжно всегда вращать в пространстве сéрдца нашего имя Иисуса Христа, как молния вращается в воздушном пространстве пред тем, как быть дождю. Это хорошо знают имеющие духовную опытность во внутренней брáни. Брань эту внутреннюю надлежит вести так же, как ведут войну обыкновенную. Первое дело — внимание; потóм, когда заметим, что подошел вражий помысл, бросим на него с гневом словá клятвы из сéрдца; третье затем дело — помолиться против него, обращая сердце к призыванию Иисуса Христа, да рассеется этот демонский призрак тотчас, чтоб иначе ум не пошел в след этого мечтания, как дитя, прельщаемое каким-либо искусным фокусником (гл. 105).
17. Вот дивный плод для ума от безмолвия, что в нём грехи, стучащиеся сначала в ум только помыслами, чтоб, если будут приняты сердцем, сделаться потóм грубыми грехами чувственными, все отсекаются мысленною во внутреннем нашем человеке добродетелию трезвения, которая не позволяет им входить внутрь и исходить в худые делá, мановением и заступлением Гóспода нашего Иисуса Христа (гл. 111).
18. Как долины обильно плодят пшеницу, так молитва Иисусова обильно наплодит в сердце твоем всякое добрó; или лучше сие подаст тебе Сам Господь наш Иисус Христос, без Которого мы ничего творить не можем. И сначала ты найдешь ее лествицею, потóм книгою, в коей будешь читать, наконец, более и более преуспевая, найдешь ее Иерусалимом небесным, градом Царя сил со единосущным Его Отцом и покланяемым Духом Святым (гл. 117).
19. Душá, воспаривши по смерти на воздух ко вратам небесным, и там не постыдится врагов своих, имея за себя с собою Христа; но и тогда, как ныне, дерзновенно возглаголет к ним во вратех. Только до сáмого исхода своего, да не скучает она день и ночь взывать к Господу Иисусу Христу, Сыну Божию; и Он сотворит отмщение ее вскоре по неложному божественному обетованию, которое изрек Он в притче о неправедном судье: Глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре (Лк. 18:8), и в настоящей жизни, и по исходе ее из тéла (гл. 149).
20. Если, начав жительствовать во внимании ума, с трезвением сочетаем смирение, с прекословием совокупим молитву, то будем дóбре шествовать мысленным путем с поклоняемым и святым именем Иисуса Христа, как с светильником света. Если же на одно свое трезвение или внимание понадеемся, то скоро, подвергшись нападению врагов, падем, быв низринуты. И начнут тогда во всём одолевать нас эти коварнейшие злокозненники, а мы начнем всё больше и больше опутываться злыми желаниями, как сетями, или совершенному закланию удобно подвергнемся от них, не имея в себе победоносного меча, имени Иисуса Христа. Ибо только сей посвященный меч, будучи непрестанно вращаем в упраздненном от всякого образа сердце, умеет обращать их вспять и посекать, опалять и поедать, как огонь солому (гл. 152).
21. Дело непрестанного трезвения душеполезное и многоплодное, есть тотчас усматривать образующиеся в уме мечтательные помыслы. Дело прекословия — обличать и выставлять на позор помысл, покушающийся войти в воздух ума нашего посредством представления какого-либо чувственного предмета. То же, чтó тотчас погашает и рассеивает всякое умышление сопротивоборцев, всякое слово, всякую мечту, всякого идола и всякий столп злобы, есть призывание Гóспода. И мы сами видим, в уме, как мощно поражает их Иисус, великий Бог наш и как защищает нас смиренных, бедных и ни к чему не годных (гл. 153).
22. Не проплывает много миль корабль без воды; не преуспеет нисколько и хранение ума без трезвения со смирением и всегдашнею молитвою Иисус Христовою (гл. 168).
23. От непрестанной молитвы мысленной в нас воздух чист бывает от мрачных облаков и ветров духов злобы. Когда же воздух сéрдца чист, то ничто не препятствует ужé сиять в нём божественному свету Иисусову, если только мы не подымемся тщеславием и сомнением, не понесемся к недосязаемому, и не будем за то лишены помощи Иисусовой; потому что Христос ненавидит всё такое, будучи образцом смирения (гл. 175).
24. Как не следует букв писать на воздухе, а надобно резцом начертывать их на каком-либо теле твердом, чтобы они могли надолго сохраниться; так с притрудным трезвением своим дóлжно нам сочетать молитву Иисусову, дабы прекрасная добродетель трезвения вместе с Ним была в нас целою, и чрез Него во веки сохранилась в нас неотъемлемою (гл. 183).
25. Хранение ума с Божиею помощию и ради единого Бога действуемое, установившись в душé, доставляет уму мудрость к вéдению подвигов по Богу; не малою также снабжает она причастника своего способностию и к тому, чтобы по Богу устроять внешние делá и словá, с рассуждением безукоризненным (гл. 194).
26. Блажен воистину, кто так прилепился мыслию к молитве Иисусовой, вопия к Нему непрестанно в сердце, как воздух прилежит телам нашим, или пламя к свече. Солнце, проходя над землею, производит день, а святое и досточтимое имя Гóспода Иисуса, непрестанно сияя в душé, порождает бесчисленное множество солнцевидных помышлений (гл. 196).
27. Когда рассеются облака, воздух показывается чистым; когда же Солнцем правды Иисусом Христом рассеются страстные мечтания, тогда обыкновенно в сердце рождаются световидные и звездовидные помышления по причине просвещения Иисусом воздуха сердечного (гл. 197).
Изречения
Филофея Синайского
1. Делателю благочестия надлежит тако рещи, и ту цель преследовать умом, чтобы, как маргарит какой, или камень многоценный, в совершенстве усокровиществовать в сердце память о Боге. Подобает оставить всё, даже тело, и презреть сáмую жизнь настоящую, чтобы Бога единого стяжать в сердце своем (гл. 1).
2. С утра дóлжно мужественно и неотступно стоять у дверей сéрдца, с крепкою памятию о Боге и непрестанною в душé Иисус-Христовою молитвою и сею мысленною стражею убивать всех грешников земли, т.е. верною, усиленною и горé восхищающею памятию о Боге посекать, ради Гóспода, глáвы сильных и начáла брань воздвигающих помыслов (гл. 2).
3. Трезвение справедливо называется путем, потому что оно ведет в Царствие, и в то, которое внутрь нас, и в будущее, — и умным делателищем (духовною мастерскою), потому что оно выделывает и убеляет (полирует) нравы духовные и страстное переделывает в безстрастное. Оно подобно также световому оконцу, чрез которое Бог, приникши, является уму (гл. 3).
4. Где смирение, память о Боге с трезвением и вниманием, и частая против врагов устремляемая молитва, там место Божие, или сердечное небо, в котором полчище бесовское боится стоять ради того, что в месте сем обитает Бог (гл. 4).
5. Первая дверь, вводящая в мысленный Иерусалим, во внимание ума, есть разумное молчание уст, хотя ум еще и не безмолвствует; вторая — мерное воздержание в пище, питии и сне; третья — очищающая ум и тело, непрестанная память и размышление о смерти (гл. 6).
6. Сладостная память о Боге, т.е. Иисусе Христе, с гневом сердечным и спасительною неприязнью (ко всему греховному) обыкновенно разрушает все обаяния помыслов, разные внушения, словá и мечтания, срамные воображения, и, кратко сказать, всё, чем вооружается и с чем дерзостно выступает всегубительный враг, ища поглотить дýши наши. Иисус, будучи призываем, всё попаляет легко. Ибо ни в ком другóм нет нам спасения, кроме Христа Иисуса. Это же сказал и Сам Спаситель, говоря: без Мене не можете творити ничесоже (гл. 22; Ин. 15:5).
7. Всякий час и всякое мгновение будем всяким хранением блюсти сердце свое от помыслов, потемняющих душевное зеркало, в коем надлежит печатлеться и светописаться одному Иисусу Христу, Который есть премудрость и сила Бога Отца. Будем непрестанно искать Царствия Небесного внутрь сéрдца; и конечно таинственно обретем внутрь себя самих и зерно, и бисер, и квас, и всё другое, если очистим око ума своего. Сего-то ради и Господь наш Иисус Христос сказал: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21), разумея через то пребывающее внутрь сéрдца Божество (гл. 23).
8. В ведéнии внутренней брáни поступай так: с трезвением сочетай молитву, и будет трезвение усиливать молитву, а молитва — трезвение. Трезвение, непрестанно надзирая за всем внутри, замечает, кáк враги покушаются войти туда, и, заграждая им по силе своей вход, призывает в то же время на помощь Гóспода Иисуса Христа, чтобы Он прогнал этих лукавых воителей. При этом внимание заграждает вход посредством противоречия; а призываемый Иисус прогоняет демонов с мечтаниями их (гл. 25).
9. С крайним напряжением внимания блюди свой ум. Как только заметишь вражий помысел, тотчас воспротиворечь ему, но вместе с тем спеши призывать Христа Гóспода на отмщение. Сладчайший же Иисус, когда ты будешь говорить, скажет: се с тобою Я, — чтоб подáть тебе заступление. Но ты и после того, как по молитве твоей все эти враги усмирены будут, опять продолжай усердно внимать уму. Вот снова вóлны помыслов, множайшие прежних, одни за другими устремятся на тебя, так что от них душá будто ужé погружается в пучине и готова погибнуть. Но Иисус, возбуждаемый учениками, опять, яко Бог, запрещает злым ветрам помыслов, и они утихают. Ты же, улучив свободу от вражеских нападений, на час или минуту, прославь Спасшего тебя и углубись в помышление о смерти (гл. 26).
10. Со всяким сердечным вниманием в чувстве духовном будешь совершать путь свой. Внимание и молитва, будучи на всяк день сочетаваемы вместе, совершают нечто, подобное огненной Илииной колеснице, подъемля на высоту небесную того, ктó им причастен. И чтó я говорю? У того, кто установился в трезвении, чистое сердце соделывается мысленным небом, с своим солнцем, луною и звездами, бывает вместилищем невместимого Бога по таинственному видению и восхождению (восторжению ума) (гл. 27).
Изречения
Феолипта Митрополита
1. Захождение солнца производит ночь; и когда Христос отходит от души, тогда объемлет ее омрачение страстей, и мысленные звери начинают терзать ее. Взошло солнце чувственное, и звери прячутся в пещеры свои. Воссиявает Христос на твéрди молящегося ума; и всякий мiра сего обычай отходит, и ум исходит на дело свое, т.е. на божественное поучение до вéчера.
2. Воздержись от внешних бесед, и борись с внутренними помыслами, пока не обретешь мéста чистой молитвы, — и дóма, в коем обитает Христос, просвещающий и услаждающий тебя познанием и посещением Своим.
3. Отпечаток ног на снеге, или от солнца воссиявшего растаевает, или просочившеюся водою истребляется; и воспоминания, напечатленные в мысли сластолюбными делами, уничтожаются Христом, воссиявшим в сердце молитвою, и дождем слёз благоумиленных.
4. Частые молитвы, мысленно совершаемые с горячим умилением, изглаждают воспоминание о прежних делах. Просвещение души памятию Божиею, с верою и сокрушением сéрдца, как бритва поедают недобрые воспоминания.
5. Уединившись внешне, покушайся далее войти во внутреннейшее стражбище (сторожевую башню) души, которое есть дом Христов, где всегда присущи мир, радость и тишина. Мысленное Солнце — Христос дары сии, как некие лучи из Себя испускает, и как некую мзду подает душé, Его приемлющей с верою и добротолюбием.
6. Сидя в своем уединении, памятуй Бога, отвлекая ум от всего и к единому Богу его устремляя; изливай пред Ним всё расположение сéрдца, и прилепляйся к Нему любовию. Память Божия есть умное зрение Бога, привлекающего зрение и желание ума, и озаряющего его светом из Себя. Ум, обращаясь к Богу, после того, как престанут в нём все образные представления существующих вещéй, зрит Бога безвидно.
7. Молитва есть мысленная беседа к Господу, изрекающая молитвенные глаголы с современным устремлением ума к Богу. Когда мысль часто изрекает имя Гóспода, а ум ясно внимает призыванию Божественного имени, тогда свет Боговéдения, как светлый облик, осеняет всю дýшу.
8. Верь мне, истину тебе говорю, что если ты во всяком делании своем будешь неотлучною от себя иметь матерь всякого добра — молитву; то она не воздремлет, пока не укажет тебе чертога оного, не введет тебя внутрь его, и не исполнит неизреченной славы и веселия. Она, устранив все препятствия, углаждает путь добродетели и делает его удобным для ищущего.
9. Шествуя мысленным путем, читай глаголы молитвы и беседуй к Господу, присно вопия и не унывая; неотступно молясь, подражая безстудию оной вдовицы, умолившей неукротимого судию. Тогда (это будет значить, что) ты духом ходишь, похотям плотским не внемлешь, и мiрскими помыслами не пресекаешь непрерывности молитвы, но бываешь храмом Божиим, в коем безмолвно воспевается Бог. Так мысленно молясь, сподобишься наконец достигнуть непрестанного памятования о Боге, войти в недоступные сокровенности ума, в таинственных созерцаниях зреть невидимого, един Единому наедине служа Богу, в разумных тебе одному излияниях любви.
Изречения
Варсонофия Великого и Иоанна
1. От призывания имени Божия враги обезсиливаются. Зная сие, не престанем призывать имя Божие в помощь. Это есть молитва, а Писание говорит: непрестанно молúтеся (отв. 422).
2. Помни, что Бог Сердцеведец есть, взирает на сердце, и призывай Его в сердце твоем. Это и есть сказанное в Писании: затвори двéри твоя и помолися Отцу Твоему, Иже в тайне (Мф. 6:6). Затворим же уста и помолимся Ему в сердце; ибо кто затворяет уста и призывает Бога, или молится Ему в сердце своем, тот исполняет означенную заповедь (отв. 427).
3. Сердечный труд твой должен состоять в том, чтоб непрестанно молиться Богу. Желаешь ли успеть в сем, положи начáло и ищи не леностно, в надежде, и Бог благословит тебя успехом (отв. 26).
4. Непрестанное призывание имени Божия есть врачевство, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Как врач изыскивает приличное врачевство или пластырь на рану страждущего, и они действуют, причем больной и не знает, кáк сие делается; так точно и имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы не знаем, кáк сие совершается (отв. 421).
5. Господь сказал: просúте, и дастся вам (Лк. 11:9). Молись же Всеблагому Богу, да пошлет Он тебе Святаго Духа Утешителя, и Тот, пришедши, научит тебя всему и откроет тебе все таинства. Его взыщи себе в путеводителя; Он не допустит в сердце прелести или рассеяния, не попустит в мысль нерадения, разленения или дремоты; просветит очи, утвердит сердце, возвысит ум. Ему прилепись, Ему веруй, Его возлюби (отв. 136).
6. Когда видишь, что хитросплетение врага мешает молиться, то не вступай с ним в прение, но постарайся призвать имя Божие, и Бог поможет тебе и упразднит ухищрение врагов (отв. 424).
7. Совершенная молитва состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеяваясь мыслями, собирая все свои помыслы и чувства. Человек входит в такое состояние, когда умрет для всех людей, для мiра и для всего, чтó в нём находится. Таковый во время молитвы ничего не имеет в мысли, кроме того, что он предстоит Богу и с Ним беседует (отв. 79).
Ряд третий
Многополезное слово
об авве Филимоне