Откровенные рассказы странника
духовному своему отцу


Святоотеческие наставления
о внутренней сердечной молитве

Ряд первый

Наставление
св. Симеона Нового Богослова

Св. Симеон Новый Богослов излагает способ вхождения в сердце в изображении третьего образа молитвы, в «Добротолюбии» в 68-м Слове:

Третий образ молитвы воистину дивен есть и неизъясним, и для тех, которые не знают его опытно, не только неудобопонятен, но кажется даже невероятным. И в сáмом деле в наши времена сей образ молитвы встречается у немногих, между тем как им бывают уничтожаемы козни и хитрости, какие бы ни употребляли демоны, чтобы отвлечь ум к помыслам многим и разнообразным. Ибо тогда ум, будучи свободен от всего, имеет благовремение, без всякой помехи, исследовать наносимые демонами помыслы, и с великим удобством отгонять их и чистым сердцем приносить молитвы свои Богу».

Изложив затем условия для успеха в сем образе молитвы, именно: совершенное послушание, и блюдение совести своей чистою, и в отношении к Богу, и в отношении к людям, и в отношении к вещам, и внушив всё делать так, как бы ты был пред лицом Бога, продолжает он: «Действуя таким образом, ты уровняешь себе истинную и незаблудную стезю к третьему образу молитвы, который есть следующий: ум да хранит сердце в то время, как молится, и внутрь его да вращается неотходно, и оттуда из глубины сéрдца да воссылает молитвы к Богу.

В этом всё: трудись так, пока вкусишь Гóспода. Когда же, наконец, ум там, внутрь сéрдца, вкусит и сердцем ощутит, яко благ Господь; тогда не захочет ужé отдаляться от мéста сердечного; тогда скажет и он, как св. Петр: добро есть нам зде быти (Мф. 17:4), и ужé всегда станет взирать туда внутрь сéрдца и там неисходно вращаться, отгоняя все помыслы, всеваемые диаволом.

Для тех, которые никакого не имеют понятия о сем деле и не знают его, оно большею частию кажется трудноватым и утеснительным. Но те, которые вкусили сладости, какую оно имеет, и усладились ею в глубине сéрдца своего, эти взывают со св. Павлом и говорят: кто ны разлучит от любве Христовы (Рим. 8:35) и проч. Почему св. Отцы наши, слыша Гóспода, говорящего, что из сéрдца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы и что сия суть сквернящая человека (Мф. 15:19; Мф. 15:20), слыша также, что в другом месте Евангелия заповедуется нам очищать внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто (Мф. 23:26), оставили всякое другое духовное дело и стали всецело подвизаться в этом одном делании, т.е. в хранении сéрдца, будучи уверены, что вместе с этим деланием удобно стяжут всякую добродетель, а без него не могут успеть ни в одной. Они все в нём преимущественно упражнялись и писали о нём. Кто хочет, пусть читает писания их, пусть прочитает, чтó написал о сем Марк Подвижник, чтó сказал Иоанн Лествичник, препод. Исихий, Филофей Синайский, авва Исаия, Варсонофий Великий и другие.

Если желаешь научиться тому, кáк следует сие делать (т.е. входить в сердце и быть там), я скажу тебе об этом.

Три вещи надлежит тебе соблюсти прежде всего другого: безпопечение о всём, даже благословном, а не только не благословном и суетном, или иначе умертвие всему, совесть чистую во всём, так чтобы она ни в чём не обличала тебя, и совершенное безпристрастие, чтоб помысл твой не клонился ни к какой вещи. Потóм сядь в каком-либо особенном и безмолвном месте уединенно, затвори двéри, отвлеки ум свой от всякой временной и суетной вещи, склонись к груди головою своею, и таким образом стой вниманием внутри себя самогó (не в голове, а в сердце), возвращая туда и ум свой и чувственные очи свои и приудерживая несколько дыхание свое. Там имея ум свой, стараясь всячески обрести его, где сердце, чтобы, обретши его, там ужé всецело пребывал ум твой. Вначале найдешь ты там внутри тьму некую, и жесткость; но после, если будешь продолжать это дело внимания непрестанно день и ночь, обретешь некую непрестанную радость. Ум, подвизаясь в сем, улучит место сéрдца, и тогда тотчас увидит там внутри такие вещи, каких никогда не видывал и не знал. С сего момента, с какой бы стороны ни возник и ни показался какой-либо помысл, прежде чем войдет он внутрь и помыслится, или вообразится, ум тотчас прогонит его оттуда и уничтожит именем Иисусовым, т.е. Господи Иисусе Христе, помилуй мя; с сего также времени, ум начнет иметь гнев на демонов, гнать их и поражать. Прочее же, чтó обыкновенно последует за сим деланием, с Божиею помощью, сам из опыта узнáешь, храня внимание и держа Иисуса, т.е. молитву Его: Господи Иисусе Христе, помилуй мя!

Наставление
св. Григория Синаита

Св. Григорий Синаит излагает учение о внутренней в сердце молитве и о способе навыкновения ей в трех своих статьях о безмолвии и молитве, помещенных в «Добротолюбии», часть 1-я, стр. 112-119. Вот сокращенное извлечение из них:

Следовало бы нам, приняв духа жизни о Христе Иисусе, чистою в сердце молитвою, херувимски беседовать с Господом; но мы, не разумея величия, чести и славы благодати возрождения, и не заботясь о том, чтобы возрасти духовно чрез исполнение заповедей, и востечь до состояния умного созерцания, предаемся нерадению, чрез чтó впадаем в страстные навыки и низвергаемся в бездну нечувствия и мрака. Бывает и то, что мы даже мало помним, есть ли Бог, а каковы мы должны быть, как чада Божии по благодати, о том совсем не знаем. Веруем, но верою не действенною, и по обновлении духом в крещении, не перестаем жить плотски. Если иногда, покаявшись, и начинаем исполнять заповеди, то исполняем их только внешне, а не духовно, и до того отвыкаем от духовной жизни, что проявления ее в других кажутся нам неправостями и заблуждениями. Так до сáмой смерти пребываем мы мертвыми духом, живя и действуя не о Христе, и не соответствуя тому определению, что рожденное от духа должно быть духовно.

Между тем принятое нами во святом крещении о Христе Иисусе не истребляется, а только зарывается, как некое сокровище, в землю. А благоразумие и благодарность требуют позаботиться о том, чтоб открыть его и привесть в явность. Как же это?

К этому ведут следующие два способа: во-первых, дар этот открывается многотрудным исполнением заповедей, так что поколику исполняем заповеди, потолику дар сей обнаруживает свою светлость и свой блеск; во-вторых, приходит он в явление и раскрывается непрестанным призыванием Гóспода Иисуса, или, чтó то же, непрестанною памятию о Боге. И первое средство могущественно; но второе могущественнее, так что и первое получает от него полную свою силу. Посему, если искренно хотим раскрыть сокрытое в нас семя благодатное, то поспешим скорее навыкнуть сему последнему сердечному упражнению и иметь в сердце это одно дело молитвы, безвидно, не воображенно, пока оно согреет сердце наше и распалит его до неизреченной любви к Господу.

Действие сей молитвы в сердце бывает двояким образом: иногда ум предваряет, прилепляясь к Господу в сердце непрестанною памятию, иногда действие молитвы, само подвигшись предварительно огнем веселия, привлекает ум в сердце, и привязывает его к призыванию Гóспода Иисуса и к благоговейному пред ним предстоянию. В первом случае действие молитвы начинает открываться, по умалении страстей чрез исполнение заповедей, теплотою сердечною, вследствие усиленного призывания Гóспода Иисуса; во втором дух привлекает ум к сердцу и водружает его там в глубине, удерживая от обычного скитания. От этих двух видов молитвы и ум бывает, то деятельным, то созерцательным: деянием он с помощью Божией побеждает страсти, а созерцанием зрит Бога, сколько это доступно человеку.

Деятельная умно-сердечная молитва совершается так: сядь на стульце до одну пядь вышиною, низведи ум свой из головы в сердце, и придержи его там; и оттоле взывай умно-сердечно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» Удерживай при этом и дыхание, чтоб недерзостно дышать, потому что это может рассеявать мысли. Если увидишь, что возникают помыслы, не внимай им, хотя бы они были простые и добрые, а не только суетные и нечистые. Заключая ум в сердце и призывая Господа Иисуса часто и терпеливо, ты скоро сокрушишь такие помыслы и истребишь, поражая невидимо Божественным именем. Св. Лествичник говорит: «Иисусовым именем бей ратников; крепче этого оружия нет другого ни на небе, ни на земле».

Когда в таком труде изнеможет ум, и возболезнуют тело и сердце от напряженного водружения частого призывания Господа Иисуса, тогда встань и пой, или упражняйся в размышлении о каком-либо месте Писания, или в памяти о смерти, или займись чтением, или рукоделием, или другим чем [Лествица. Слово 21].

Когда возмешься за это дело молитвы, тогда тебе прилично читать только такие книги, в которых излагаются учения о внутренней жизни, о трезвении и молитве, именно Лествицу, словá Исаака Сирианина, аскетические книги Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Исихия, Филофея Синайского и другие подобные писания. Писания иного рóда все оставь до времени, не ради того, чтоб они были нехороши, а ради того, что тебе неблаговременно заниматься ими, при настоящем твоем настроении и стремлении: они могут отводить ум твой от молитвы. Читай немного, но с углублением и усвоением.

Не оставляй и молитвословия. Иные держат большое молитвенное правило, иные совсем оставляют молитвенник, молясь Господу одною умною молитвою. Ты же избери средину: не набирай много молитв, ибо отсюда смущение, но и вовсе не оставляй их, на случай немощи и расслабления. Если видишь, что молитва действует в тебе и не перестает сама двигаться в сердце твоем, не оставляй ее и не берись за молитвенник. Это значило бы оставить Бога внутрь, выйти оттуда, и извне простирать к Нему беседу. Тем, которые еще не имеют действия молитвы, надо много молитвословить, и даже без меры, чтобы непрестанно быть в этом многомолитвии и разномолитвии, пока от такого приболезненного труда молитвенного разогреется сердце и начнется в нём действие молитвы. Кто же вкусит, наконец, этой благодати, тому надо молитвословить в меру, а больше пребывать в умной молитве, как заповедали Отцы. В случае расслабления внутреннего, надо молитвословить, или прочитывать Отеческие писания. Употребление вёсел излишне, когда ветер надул парусá: они нужны тогда, когда падет ветер и ладья остановится.

Великое орудие имеет на врагов тот, кто в молитве держит плач сокрушенный, чтобы не впасть в самомнение от обрадования, подаваемого молитвою. Хранящий такую радосто-печаль избегнет всякого вреда. Настоящая не прелестная внутренняя молитва есть та, в которой теплота, от молитвы Иисусовой исходя, влагает огнь в землю сéрдца и попаляет страсти, как терние. Она веселием и миром осеняет дýшу, и приходит не от десныя или шуия страны, ни даже свыше, но проторгается из сéрдца, как источник воды, от животворящего Духа. Эту одну возлюби и возревнуй стяжать в сердце твоем, храня ум всегда не мечтательным. С нею не бойся ничего, ибо Тот, Кто сказал: дерзайте: Аз есмь, не бойтеся (Мф. 14:27), — Сам с нами.

Наставление
Никифора Монаха

Никифор Монах свое наставление о вхождении в сердце излагает в своей статье о трезвении и хранении сéрдца, «Добротолюбие», часть 2-я, стр. 36-43.

Вы, которые желаете восприять огнь небесный сердечно в чувстве, и опытно познать, чтó есть Царствие Небесное, внутрь вас сущее, приидите, я поведаю вам науку небесного жития, или лучше искусство, которое без труда и пота вводит делателя своего в пристанище безстрастия. Чрез падение мы вышли во вне; возвратимся же к себе, отвращаясь от внешнего. С Богом примирение и сроднение невозможно для нас, если мы наперед не возвратимся к себе и не войдем внутрь от вне. Только внутренняя жизнь есть истинно-христианская жизнь. О сем свидетельствуют все Отцы.

Так «...брат спросил авву Агафона, чтó важнее — телесный труд, или хранение сéрдца?» Старец ответил: «Человек подобен дереву; труд телесный — листья, а хранение сéрдца — плод». Поелику же, по Писанию, всякое древо, не творящее доброго плода, посекаемо бывает и в огнь вметаемо, то очевидно, что вы должны всё попечение свое обратить на плод, т.е. на хранение сéрдца. Впрочем, для нас нужно и лиственное одеяние, то есть телесный труд».

Св. Лествичник говорит: «...Заключай дверь келии для тéла, дверь уст для языка, и внутреннюю дверь для лукавых духов. Сидя на высоте (т.е. утвердив внимание над сердцем), наблюдай, если ты искусен, какие и в каком числе подходят тати, чтобы войти в виноградник сéрдца твоего и покрасть грозды. Утрудившись, надзиратель (т.е. внимающий сердцу), встав, помолится, потóм опять садится и мужественно берется за то же дело (т.е. внимание сердцу и молитве)».

Св. Макарий Великий учит: «...Главное дело подвижника состоит в том, чтобы вошедши в свое сердце, сотворить там брань с сатаною и, противоборствуя помыслам его, ратовать против него».

Св. Исаак Сирианин пишет: «...Потщись войти во внутреннюю сокровищницу твою, и узришь сокровище небесное. Лествица в Царствие Небесное сокрыта внутрь тебя, т.е. в сердце твоем. Итак, омой себя от греха, и соберись в сердце твое: там обретешь ты степени, по которым можешь восходить в горняя».

Вот изречение Карпафия: «...Многий подвиг и труд потребен в молитвах, чтобы обрести несмущенное состояние мыслей, — сие другое небо сердечное, где живет Христос, как говорит Апостол: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1Кор. 3:16)».

Вот словá св. Симеона Нового Богослова: «С тех пор, как человек изгнан из рая и отдалился от Бога, диавол с бесами получил свободу день и ночь невидимо колебать мысленную силу всякого человека. Оградиться от сего уму не иначе возможно, как всегдашнею памятию о Боге. У кого впечатлится память о Боге, тот может удерживать от брожения и свою мысленную силу».

Так учат и все святые Отцы. Сие самое великое из всех делание все почти перенимают от других чрез научение. Очень редкие не наученно получали и получают его прямо от Бога, теплоты ради веры их. Итак, потребно искать наставника, знающего дело. Если же нет такого наставника, то, призвав Бога на помощь в сокрушении сéрдца и слезах, делай, чтó я тебе скажу.

Известно, что дыхание, которым дышим, чрез легкие проводит воздух до сéрдца. Итак, сядь и, собрав ум свой, вводи его сим путем дыхания внутрь, понудь его вместе с сим вдыхаемым воздухом низойти в самое сердце и держи его там, не давая ему свободы выйти, как бы ему хотелось. Держа же его там, не оставляй его праздным, но дай ему следующие священные словá: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» И пусть он повторяет их день и ночь. Попекись навыкнуть сему внутрь пребыванию с означенною молитвою и блюди, чтоб ум твой нескоро выходил оттуда, ибо в начале он будет очень унывать от такого стеснительного заключения внутрь. Зато, когда навыкнет, ему там будет весело и радостно пребывать, и он сам захочет остаться там. Как человек, возвратившийся с чужой стороны в свой дом, сам себя не помнит от радости, увидев опять жену и детей: так ум, когда соединится с сердцем, исполняется неизреченной радости и веселия.

Если ты успеешь войти в сердце тем путем, который я тебе показал, воздай благодарение Богу, и держись этого делания всегда: оно научит тебя тому, о чём ты и не думал. Если же, и много потрудившись, ты не возможешь войти в стрáны сéрдца тем способом, который я тебе показал; то делай, чтó я тебе еще скажу, и с Божией помощью найдешь искомое. Известно, что словесность человека (внутреннее слово, слово, каким беседует с собою) есть в персях: ибо там, внутрь персей, когда молчат уста, говорим мы с собою и совещаемся, там молитвы творим (когда на память мысленно читаем их), и псалмопение там ведем и всякую другую беседу с собою. Этой-то словесности, отняв от нее всякий помысл, и дай говорить непрестанно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», и понудь себя, вместо всякой иной речи, это одно вопить внутри. Продержись терпеливо в этом делании только несколько времени, и тебе откроется чрез это вход в сердце, без всякого сомнения, как и мы сами опытом это дознали.

Вместе с таковым многожелательным и радостным внитием в сердце и стражем его — вниманием, и приидет к тебе весь лик добродетелей: любовь, радость, мир, долготерпение, кротость и прочее.

Наставление
Игнатия и Каллиста

Иноки Каллист и Игнатий Ксантопулы изображают свои уроки о внутреннем делании сéрдца в целых ста главах, помещенных в «Добротолюбии» (часть 2, стр. 56-131). Вот главное из них для нас нужное:

Начáло жизни по Богу есть ревность и всеусердное тщание жить по спасительным заповедям Христовым; конец же — явление в совершенстве того, чтó воображено в нас божественною благодатию в крещении, или чтó то же, отложити ветхаго человека с деяниями и похотьми его, и... облещися в новаго, духовнаго (Еф. 4:22; Еф. 4:24), т.е. в Гóспода Иисуса Христа, как говорит божественный Павел: чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится в вас Христос (Гал. 4:19).

«Когда мы крещаемся, — говорит св. Златоуст, — тогда душá наша паче солнца сияет, очищаемая Святым Духом. Как серебро чистое, лежащее против солнечных лучей, и само лучи испускает; не по естеству своему, но по причине осияния его солнцем; так и душá, очищаемая в крещении, принимает лучи от славы Духа, и сама внутренне является славною. Но, увы! слава сия, неизреченная и страшная, только один или два дня пребывает в нас, а потóм мы погашаем ее, наводя бурю житейских попечений и страстных дел».

В Божественных ложеснах, т.е. во св. купели, втуне принимаем мы совершенную Божественную благодать. Если после сего мы скрываем ее под тьмою житейских попечений и страстей, то можем опять восстановить ее и возочистить покаянием и исполнением Божественных заповедей, и узреть ее преестественную светлость. Это бывает по мере веры каждого и жáра усердия жить по вере, наипаче же по благословению Гóспода Иисуса Христа. Св. Марк говорит: «Христос, совершен Бог сый, совершенную даровал крестившимся благодать Святаго Духа, которая никакого приложения от нас не требует; открывается же она в нас и явною творится по мере исполнения заповедей, пока достигнем в меру возраста исполнения Христова».

Итак, поелику начáло и корень спасительного действия есть то, чтобы жить по заповедям Гóспода, а конец и плод, — чтобы восстановить дарованную нам исперва крещением совершенную благодать Духа, которая в нас есть, но погребена страстями, и снова открывается исполнением Божиих заповедей; то подобает нам возревновать о сем исполнении заповедей, чтобы сущее в нас дарование Духа возочистить и узреть яснее. Наперсник Гóспода, Иоанн, говорит, что соблюдающий заповеди Господни с Господом пребывает и Господь с ним. Сам же Господь еще полнее сие излагает, говоря: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя; а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим и Аз возлюблю его и явлюсь ему Сам... Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима (Ин. 14:21; Ин. 14:23).

Это точное исполнение заповедей спасительных невозможно для нас без Гóспода Иисуса Христа, как Он Сам говорит: ...без Мене не можете творити ничесоже — и как исповедал Апостол, что несть ни о единем же инем спасения (Деян. 4:11). Он для нас путь, истина и живот. Посему-то славные наставники наши и учители, с живущим в них всесвятым Духом, премудро поучают нас, прежде всякого другого дéла, Господу молиться и от Него без сомнения просить себе милости, и всесвятое и сладчайшее имя Его непрестанно иметь и носить всегда в сердце, и в уме, и в устах, с ним непрестанно жить, и спать, бодрствовать, ходить, есть и пить. Ибо как в то время, когда нет в нас такого призывания, стекается в нас всё худое и пагубное; так и в то время, когда оно в нас есть, всё сопротивное отгоняется, ничто благое не оскудевает, и ничего не бывает, чего не могли бы мы исполнить, как Сам Господь сказал: иже будет во Мне и Аз в нем, той сотворит плод мног (Ин. 15:5).

Итак, сознавши немощь свою, и всё упование свое возложив на Гóспода, заповеди же возлюбив до готовности скорее положить живот, чем нарушить какую-либо из них, всё тщание свое обратим на то, чтобы навыкнуть и утвердиться в этом непрестанном призывании спасительного имени Господня, разрушительного для всякого зла, и созидательного для всякого добра. Чтобы успособить этот труд, св. Отцы указали особое некое делание, назвав его художеством и даже художеством художеств. Предлагаем здесь предивного Никифора естественное художество, как входить внутрь сéрдца путем дыхания, много способствующее к собранию мыслей.

Правило его есть следующее: сядь в уединенном месте, и собрав ум, введи его путем дыхания в сердце и остановившись там вниманием, взывай непрестанно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» Так делай до тех пор, пока к сердцу привьется это призывание и станет непрерывным.

Так учили все св. Отцы. Св. Златоуст говорит: «Молю вас, братие, никогда не переставать исполнять правило молитвы сей». В другом месте: «...дóлжно всякому, ест ли он, и пьет ли, сидит ли, служит ли, путешествует ли, или другое чтó делает, непрестанно вопить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», да имя Господа Иисуса Христа, сходя в глубину сердечную, смирит змия пагубного, дýшу же спасет и оживотворит. Пребудь же непрестанно в призывании имени Господа Иисуса, чтобы сердце поглотило Гóспода и Господь — сердце, и стали сии два воедино». И еще: «...не отлучайте сéрдца вашего от Бога, но храните в нём всегда память Гóспода нашего Иисуса Христа, пока имя Господа водрузится внутрь сéрдца, и ни о чём другом не помышляйте, как только о том, чтоб возвеличился в вас Христос». Св. Иоанн Лествичник говорит: «Иисусова память да соединится с дыханием твоим». И св. Исихий пишет: «...если хочешь покрывать стыдом чужие помыслы и непрестанно трезвиться сердцем, молитва к Господу Иисусу да прилепится к дыханию твоему, и в немного дней увидишь желание свое исполненным».

Вéдомо да будет, что если мы научим ум свой вместе с дыханием сходить в сердце, то заметим также, что сходя туда, он бывает единичен и наг, держась одной памяти и призывания Гóспода нашего Иисуса Христа; напротив, исходя оттуда и простираясь на внешние предметы, нехотя разделяется на многие представления и воспоминания. Для сохранения сей-то простоты и единичности ума и заповедано опытными в сем деле Отцами, чтобы тот, кто возревновал приобрести нáвык трезвиться умом в сердце, сидел в безмолвном и не светлом месте, особенно в начале этого доброго подвига. Ибо видение внешних предметов естественно бывает причиною рассеяния мыслей. Когда же безмолвная и темная храмина скрывает от нас внешнее, мысль перестает развлекаться и удобнее собирается в себя, как говорит Василий Великий: «...ум, непростираемый чувствами на мiр, к себе возвращается».

Заметь тщательно, что существо этого подвига состоит в единомысленном, сердечном, чистом и не парительном призывании с верою Гóспода нашего Иисуса Христа, а не в этом одном схождении до сéрдца путем дыхания и сидения в безмолвном и темном месте. Всё это и подобное изобретено отцами не для другого чего, как ради того, что в этом они видели некое пособие к собиранию мыслей и возвращению их к себе от обычного парéния. От навыка же быть собранным и внимать себе рождается ужé и нáвык чисто и не парительно молиться умом в сердце.

Ведай и то, что все такие приспособительные положения тéла предписываются, определяются подробными правилами и считаются нужными, пока не стяжется чистая и не парительная в сердце молитва. Когда же благоволением и благодатию Гóспода нашего Иисуса Христа достигнешь сего, тогда, оставив многие и различные делания, пребудешь паче слóва соединенным с единым Господом в чистой и не парительной молитве сердечной, не нуждаясь в тех приспособлениях.

Итак, хочешь ли самым делом сподобиться жизни о Христе Иисусе, потщись достигнуть того, чтобы во всякое время и во всякий час, и при всяком деле, чисто и не парительно молиться Господу в сердце, дабы таким образом с возраста младенца возмог ты доспеть в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4:13). Не забудь при том, что ты, когда по временам будет приходить тебе самоохотная чистая молитва, ни под каким видом не должен разорять ее своими молитвословными правилами. Так учит Филимон: «...ночью ли, днем ли, сподобит тебя Господь чистую и непарительную ощутить молитву, оставь тогда правила свои и сколько сил есть простирайся прилепляться к Господу Богу, и Он просветит сердце твое в делании духовном».

Когда же сподобишься не отходного пребывания молитвы в сердце, тогда, как говорит Исаак Сирианин, «достиг ты конца всех добродетелей и стал жилищем Духа Святаго»; тогда не перестанет молитва, сидишь ли, или ходишь, ешь, или пьешь, или другое чтó делаешь; даже в глубоком сне молитвенные благоухания будут восходить из сéрдца без труда; если и умолкнет она во сне, но внутрь тайно всегда священнодействоваться будет, не прерываясь.

Ряд второй

Изречения Исихия,
пресвитера Иерусалимского

1. Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие сéрдца, в коем оно Христом Иисусом, Сыном Божиим и Богом, и Им одним, всегда непрерывно и непрестанно дышит, Его призывает, с Ним мужественно ополчается против врагов, и Ему, имеющему власть оставляти грехи, исповедует свои прегрешения (гл. 5).

2. Трезвение есть твердое водружение и стояние ума у двери сéрдца; так что он видит, как подходят чуждые помыслы, эти воры-окрадыватели, слышит, чтó говорят и чтó делают сии губители и какой демоны начертывают и возграждают образ, пытаясь увлечь чрез него в мечтания ум и обольстить его. Если будем люботрудно проходить такое действование, то оно вразумительно покажет нам искусство мысленной брáни (гл. 6).

3. Образы трезвения: первый есть смотреть неопустительно за мечтанием, или за прилогом; второй — иметь всегда сердце глубоко молчащим и от всякого помысла безмолвствующим и молиться; третий — непрестанно призывать на помощь Гóспода Иисуса Христа в смирении; четвертый — иметь в душé непрестанное памятование о смерти; пятый действеннейший из всех — лишь к небу взирать, ни во чтó вменяя землю (гл. 14-18).

4. Тому, кто подвизается внутри, в каждое мгновение надобно иметь следующие четыре делания: смирение, крайнее внимание, противоречие помыслам и молитву. Смирение, — чтобы, так как брань у него идет с соперниками гордыми демонами, всегда иметь в руке сéрдца помощь Христову; ибо Господь ненавидит гордых. Внимание, — чтобы всегда держать сердце свое не имеющим никакого помысла, хотя бы он казался добрым. Противоречие, — дабы как только острозоркостию ума уразумеет, ктó пришел, тотчас с гневом воспротиворечить лукавому, как говорится: ...и отвещаю поношающим ми злая, — не Богу ли повинется душá моя? (Пс. 118:42; Пс. 61:2). Молитву, — дабы после противоречия тотчас из глубины сéрдца возопить ко Христу с воздыханием неизглаголанным. И тогда сам подвизающийся увидит, как покланяемым именем Иисуса враг с своим мечтанием развеется, как прах ветром, или исчезнет, как дым (гл. 20).

5. Кто не имеет чистой от помыслов молитвы, тот не имеет оружия на брань, молитвы, говорю, той, которая непрестанно действовалась бы во внутреннейших сокровенностях души и призыванием Гóспода Иисуса Христа бичевала и опаляла врага, скрытно ратующего (гл. 21).

6. Надлежит тебе острым и напряженным взором ума смотреть внутрь, чтоб узнавать входящих. Как только узнáешь, тотчас противоречием сокрушай главу змия, и вместе с тем воздыханием вопий ко Христу. И получишь тогда опыт невидимого Божественного заступления (гл. 22).

7. Если ты со смиренным мудрованием, памятию о смерти, самоукорением, противоречием помыслам и призыванием Иисуса Христа всегда пребываешь в сердце своем, и с сими орудиями каждодневно проходишь мысленный путь, — тесный, но радостный и сладостный, то внидешь во святые созерцания святых, и просвещен будешь вéдением глубоких тайн от Христа, в Немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2:3). Ибо о Христе Иисусе восчувствуешь ты, что в дýшу твою низшел Дух Святый, Коим человек просвещается откровенным лицем зреть славу Господню (гл. 29; 2Кор. 3:18).

8. Диавол, яко лев рыкая, ходит со своими полчищами, иский кого поглотити (1Пет. 5:8). Да не пресекаются же у нас никогда сердечное внимание, трезвение, прекословие помыслам, и молитва ко Христу Иисусу, Богу нашему. Ибо лучшей помощи, кроме Иисусовой, не найти тебе во всю жизнь твою, потому что только Он один Господь, яко Бог, знает демонские ковы, обходы и лукавства (гл. 39).

9. Как чувственная соль услаждает хлеб и всякую пищу, охраняет мясо от гниения и сберегает в целости надолго, так разумей и об умном хранении мысленной сладости и дивного в сердце делания. Ибо и оно божественно услаждает и внутреннего и внешнего человека, прогоняет зловоние худых помыслов и сохраняет нас постоянными в добре (гл. 87).

10. Насколько бдительно внемлешь уму, настолько с теплым желанием будешь молиться Иисусу; и опять насколько небрежно надзираешь за умом, настолько отдалишься и от Иисуса. И, как первое сильно освещает воздух ума, так последнее, т.е. уклонение от трезвения и сладостного призывания Иисуса, обыкновенно совсем омрачает его (гл. 90).

11. Непрестанное, с теплым некиим желанием, полным сладости и радования, призывание Иисуса производит то, что воздух сéрдца от крайнего внимания исполняется отрадной тишины. Того же, чтоб сердце совершенно очистилось, виновником бывает Иисус Христос, Сын Божий и Бог, всего доброго Виновник и Творец. Ибо Он Сам говорит: Аз Бог, творяй мир (гл. 91; Ис. 45:7).

12. Рождается божественное некое состояние от непрестанного памятования и призывания Господа нашего Иисуса Христа, если не будешь нерадеть о всегдашнем к Нему во уме молении и непрерывном трезвении, как о едином настоятельно необходимом деле. И воистину, одно и одинаковым образом совершаемое всегда должны мы иметь дело, — призывание Иисуса Христа, Гóспода нашего; с горячим сердцем взывая к Нему, да даст Он нам причаститься и вкусить имени Его. Ибо учащение есть мать навыка, как в отношении к добродетели, так и в отношении к пороку; а нáвык потóм ужé властвует, как и природа. Пришедши в такое состояние, ум сам ужé ищет своих супостатов, как звероловный пес зайца в кустах; но сей ищет для того, чтобы пожрать, а тот — чтоб поразить и разогнать (гл. 97).

13. Опытнейший в делах великий Давид говорит к Господу: Державу мою к Тебе сохраню (Пс. 58:10). Так и сохранение в нас державы сердечного и мысленного безмолвия, от которого рождаются все добродетели, зависит от содействия Гóспода, давшего нам заповеди, и отгоняющего от нас, когда непрестанно призываем Его, непотребное забвение, которое паче всего губит сердечное безмолвие, как вода огонь. Посему не предавайся сну от нерадения на пагубу себе, но именем Иисуса бичуй супостатов. Сие сладчайшее имя да прилепится дыханию твоему; и тогда узнáешь ты пользу безмолвия (гл. 100).

14. Когда мы, недостойные, сподобимся со страхом и трепетом причаститься божественных пречистых Таин Христа Бога и Царя нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания да огонь сей божественный, т.е. Тело и Кровь Гóспода нашего Иисуса Христа, потребит грехи наши, и наши малые и большие скверны. Ибо, входя в нас, Он тотчас прогоняет из сéрдца лукавых духов злобы и отпущает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от безпокойной докучливости лукавых помыслов. Если после сего, стоя у дверей сéрдца, будешь тщательно сохранять ум свой, то когда опять будешь сподобляться Св. Таин, божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим подобно звезде (гл. 101).

15. Дóлжно всеусердно пещись о сохранении того, чтó драгоценно; драгоценно же по истине для нас лишь то, чтó сохраняет нас от всякого зла, как чувственного, так и мысленного. Таково есть хранение ума с призыванием Иисуса Христа, — то чтоб всегда смотреть в глубину сéрдца и непрестанно безмолвствовать мыслию, даже, скажу так — и от помыслов, кажущихся десными, стараться быть пусту, и от всяких вообще помыслов, дабы не утаились под ними тати (гл. 103).

16. Дóлжно всегда вращать в пространстве сéрдца нашего имя Иисуса Христа, как молния вращается в воздушном пространстве пред тем, как быть дождю. Это хорошо знают имеющие духовную опытность во внутренней брáни. Брань эту внутреннюю надлежит вести так же, как ведут войну обыкновенную. Первое дело — внимание; потóм, когда заметим, что подошел вражий помысл, бросим на него с гневом словá клятвы из сéрдца; третье затем дело — помолиться против него, обращая сердце к призыванию Иисуса Христа, да рассеется этот демонский призрак тотчас, чтоб иначе ум не пошел в след этого мечтания, как дитя, прельщаемое каким-либо искусным фокусником (гл. 105).

17. Вот дивный плод для ума от безмолвия, что в нём грехи, стучащиеся сначала в ум только помыслами, чтоб, если будут приняты сердцем, сделаться потóм грубыми грехами чувственными, все отсекаются мысленною во внутреннем нашем человеке добродетелию трезвения, которая не позволяет им входить внутрь и исходить в худые делá, мановением и заступлением Гóспода нашего Иисуса Христа (гл. 111).

18. Как долины обильно плодят пшеницу, так молитва Иисусова обильно наплодит в сердце твоем всякое добрó; или лучше сие подаст тебе Сам Господь наш Иисус Христос, без Которого мы ничего творить не можем. И сначала ты найдешь ее лествицею, потóм книгою, в коей будешь читать, наконец, более и более преуспевая, найдешь ее Иерусалимом небесным, градом Царя сил со единосущным Его Отцом и покланяемым Духом Святым (гл. 117).

19. Душá, воспаривши по смерти на воздух ко вратам небесным, и там не постыдится врагов своих, имея за себя с собою Христа; но и тогда, как ныне, дерзновенно возглаголет к ним во вратех. Только до сáмого исхода своего, да не скучает она день и ночь взывать к Господу Иисусу Христу, Сыну Божию; и Он сотворит отмщение ее вскоре по неложному божественному обетованию, которое изрек Он в притче о неправедном судье: Глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре (Лк. 18:8), и в настоящей жизни, и по исходе ее из тéла (гл. 149).

20. Если, начав жительствовать во внимании ума, с трезвением сочетаем смирение, с прекословием совокупим молитву, то будем дóбре шествовать мысленным путем с поклоняемым и святым именем Иисуса Христа, как с светильником света. Если же на одно свое трезвение или внимание понадеемся, то скоро, подвергшись нападению врагов, падем, быв низринуты. И начнут тогда во всём одолевать нас эти коварнейшие злокозненники, а мы начнем всё больше и больше опутываться злыми желаниями, как сетями, или совершенному закланию удобно подвергнемся от них, не имея в себе победоносного меча, имени Иисуса Христа. Ибо только сей посвященный меч, будучи непрестанно вращаем в упраздненном от всякого образа сердце, умеет обращать их вспять и посекать, опалять и поедать, как огонь солому (гл. 152).

21. Дело непрестанного трезвения душеполезное и многоплодное, есть тотчас усматривать образующиеся в уме мечтательные помыслы. Дело прекословия — обличать и выставлять на позор помысл, покушающийся войти в воздух ума нашего посредством представления какого-либо чувственного предмета. То же, чтó тотчас погашает и рассеивает всякое умышление сопротивоборцев, всякое слово, всякую мечту, всякого идола и всякий столп злобы, есть призывание Гóспода. И мы сами видим, в уме, как мощно поражает их Иисус, великий Бог наш и как защищает нас смиренных, бедных и ни к чему не годных (гл. 153).

22. Не проплывает много миль корабль без воды; не преуспеет нисколько и хранение ума без трезвения со смирением и всегдашнею молитвою Иисус Христовою (гл. 168).

23. От непрестанной молитвы мысленной в нас воздух чист бывает от мрачных облаков и ветров духов злобы. Когда же воздух сéрдца чист, то ничто не препятствует ужé сиять в нём божественному свету Иисусову, если только мы не подымемся тщеславием и сомнением, не понесемся к недосязаемому, и не будем за то лишены помощи Иисусовой; потому что Христос ненавидит всё такое, будучи образцом смирения (гл. 175).

24. Как не следует букв писать на воздухе, а надобно резцом начертывать их на каком-либо теле твердом, чтобы они могли надолго сохраниться; так с притрудным трезвением своим дóлжно нам сочетать молитву Иисусову, дабы прекрасная добродетель трезвения вместе с Ним была в нас целою, и чрез Него во веки сохранилась в нас неотъемлемою (гл. 183).

25. Хранение ума с Божиею помощию и ради единого Бога действуемое, установившись в душé, доставляет уму мудрость к вéдению подвигов по Богу; не малою также снабжает она причастника своего способностию и к тому, чтобы по Богу устроять внешние делá и словá, с рассуждением безукоризненным (гл. 194).

26. Блажен воистину, кто так прилепился мыслию к молитве Иисусовой, вопия к Нему непрестанно в сердце, как воздух прилежит телам нашим, или пламя к свече. Солнце, проходя над землею, производит день, а святое и досточтимое имя Гóспода Иисуса, непрестанно сияя в душé, порождает бесчисленное множество солнцевидных помышлений (гл. 196).

27. Когда рассеются облака, воздух показывается чистым; когда же Солнцем правды Иисусом Христом рассеются страстные мечтания, тогда обыкновенно в сердце рождаются световидные и звездовидные помышления по причине просвещения Иисусом воздуха сердечного (гл. 197).

Изречения
Филофея Синайского

1. Делателю благочестия надлежит тако рещи, и ту цель преследовать умом, чтобы, как маргарит какой, или камень многоценный, в совершенстве усокровиществовать в сердце память о Боге. Подобает оставить всё, даже тело, и презреть сáмую жизнь настоящую, чтобы Бога единого стяжать в сердце своем (гл. 1).

2. С утра дóлжно мужественно и неотступно стоять у дверей сéрдца, с крепкою памятию о Боге и непрестанною в душé Иисус-Христовою молитвою и сею мысленною стражею убивать всех грешников земли, т.е. верною, усиленною и горé восхищающею памятию о Боге посекать, ради Гóспода, глáвы сильных и начáла брань воздвигающих помыслов (гл. 2).

3. Трезвение справедливо называется путем, потому что оно ведет в Царствие, и в то, которое внутрь нас, и в будущее, — и умным делателищем (духовною мастерскою), потому что оно выделывает и убеляет (полирует) нравы духовные и страстное переделывает в безстрастное. Оно подобно также световому оконцу, чрез которое Бог, приникши, является уму (гл. 3).

4. Где смирение, память о Боге с трезвением и вниманием, и частая против врагов устремляемая молитва, там место Божие, или сердечное небо, в котором полчище бесовское боится стоять ради того, что в месте сем обитает Бог (гл. 4).

5. Первая дверь, вводящая в мысленный Иерусалим, во внимание ума, есть разумное молчание уст, хотя ум еще и не безмолвствует; вторая — мерное воздержание в пище, питии и сне; третья — очищающая ум и тело, непрестанная память и размышление о смерти (гл. 6).

6. Сладостная память о Боге, т.е. Иисусе Христе, с гневом сердечным и спасительною неприязнью (ко всему греховному) обыкновенно разрушает все обаяния помыслов, разные внушения, словá и мечтания, срамные воображения, и, кратко сказать, всё, чем вооружается и с чем дерзостно выступает всегубительный враг, ища поглотить дýши наши. Иисус, будучи призываем, всё попаляет легко. Ибо ни в ком другóм нет нам спасения, кроме Христа Иисуса. Это же сказал и Сам Спаситель, говоря: без Мене не можете творити ничесоже (гл. 22; Ин. 15:5).

7. Всякий час и всякое мгновение будем всяким хранением блюсти сердце свое от помыслов, потемняющих душевное зеркало, в коем надлежит печатлеться и светописаться одному Иисусу Христу, Который есть премудрость и сила Бога Отца. Будем непрестанно искать Царствия Небесного внутрь сéрдца; и конечно таинственно обретем внутрь себя самих и зерно, и бисер, и квас, и всё другое, если очистим око ума своего. Сего-то ради и Господь наш Иисус Христос сказал: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21), разумея через то пребывающее внутрь сéрдца Божество (гл. 23).

8. В ведéнии внутренней брáни поступай так: с трезвением сочетай молитву, и будет трезвение усиливать молитву, а молитва — трезвение. Трезвение, непрестанно надзирая за всем внутри, замечает, кáк враги покушаются войти туда, и, заграждая им по силе своей вход, призывает в то же время на помощь Гóспода Иисуса Христа, чтобы Он прогнал этих лукавых воителей. При этом внимание заграждает вход посредством противоречия; а призываемый Иисус прогоняет демонов с мечтаниями их (гл. 25).

9. С крайним напряжением внимания блюди свой ум. Как только заметишь вражий помысел, тотчас воспротиворечь ему, но вместе с тем спеши призывать Христа Гóспода на отмщение. Сладчайший же Иисус, когда ты будешь говорить, скажет: се с тобою Я, — чтоб подáть тебе заступление. Но ты и после того, как по молитве твоей все эти враги усмирены будут, опять продолжай усердно внимать уму. Вот снова вóлны помыслов, множайшие прежних, одни за другими устремятся на тебя, так что от них душá будто ужé погружается в пучине и готова погибнуть. Но Иисус, возбуждаемый учениками, опять, яко Бог, запрещает злым ветрам помыслов, и они утихают. Ты же, улучив свободу от вражеских нападений, на час или минуту, прославь Спасшего тебя и углубись в помышление о смерти (гл. 26).

10. Со всяким сердечным вниманием в чувстве духовном будешь совершать путь свой. Внимание и молитва, будучи на всяк день сочетаваемы вместе, совершают нечто, подобное огненной Илииной колеснице, подъемля на высоту небесную того, ктó им причастен. И чтó я говорю? У того, кто установился в трезвении, чистое сердце соделывается мысленным небом, с своим солнцем, луною и звездами, бывает вместилищем невместимого Бога по таинственному видению и восхождению (восторжению ума) (гл. 27).

Изречения
Феолипта Митрополита

1. Захождение солнца производит ночь; и когда Христос отходит от души, тогда объемлет ее омрачение страстей, и мысленные звери начинают терзать ее. Взошло солнце чувственное, и звери прячутся в пещеры свои. Воссиявает Христос на твéрди молящегося ума; и всякий мiра сего обычай отходит, и ум исходит на дело свое, т.е. на божественное поучение до вéчера.

2. Воздержись от внешних бесед, и борись с внутренними помыслами, пока не обретешь мéста чистой молитвы, — и дóма, в коем обитает Христос, просвещающий и услаждающий тебя познанием и посещением Своим.

3. Отпечаток ног на снеге, или от солнца воссиявшего растаевает, или просочившеюся водою истребляется; и воспоминания, напечатленные в мысли сластолюбными делами, уничтожаются Христом, воссиявшим в сердце молитвою, и дождем слёз благоумиленных.

4. Частые молитвы, мысленно совершаемые с горячим умилением, изглаждают воспоминание о прежних делах. Просвещение души памятию Божиею, с верою и сокрушением сéрдца, как бритва поедают недобрые воспоминания.

5. Уединившись внешне, покушайся далее войти во внутреннейшее стражбище (сторожевую башню) души, которое есть дом Христов, где всегда присущи мир, радость и тишина. Мысленное Солнце — Христос дары сии, как некие лучи из Себя испускает, и как некую мзду подает душé, Его приемлющей с верою и добротолюбием.

6. Сидя в своем уединении, памятуй Бога, отвлекая ум от всего и к единому Богу его устремляя; изливай пред Ним всё расположение сéрдца, и прилепляйся к Нему любовию. Память Божия есть умное зрение Бога, привлекающего зрение и желание ума, и озаряющего его светом из Себя. Ум, обращаясь к Богу, после того, как престанут в нём все образные представления существующих вещéй, зрит Бога безвидно.

7. Молитва есть мысленная беседа к Господу, изрекающая молитвенные глаголы с современным устремлением ума к Богу. Когда мысль часто изрекает имя Гóспода, а ум ясно внимает призыванию Божественного имени, тогда свет Боговéдения, как светлый облик, осеняет всю дýшу.

8. Верь мне, истину тебе говорю, что если ты во всяком делании своем будешь неотлучною от себя иметь матерь всякого добра — молитву; то она не воздремлет, пока не укажет тебе чертога оного, не введет тебя внутрь его, и не исполнит неизреченной славы и веселия. Она, устранив все препятствия, углаждает путь добродетели и делает его удобным для ищущего.

9. Шествуя мысленным путем, читай глаголы молитвы и беседуй к Господу, присно вопия и не унывая; неотступно молясь, подражая безстудию оной вдовицы, умолившей неукротимого судию. Тогда (это будет значить, что) ты духом ходишь, похотям плотским не внемлешь, и мiрскими помыслами не пресекаешь непрерывности молитвы, но бываешь храмом Божиим, в коем безмолвно воспевается Бог. Так мысленно молясь, сподобишься наконец достигнуть непрестанного памятования о Боге, войти в недоступные сокровенности ума, в таинственных созерцаниях зреть невидимого, един Единому наедине служа Богу, в разумных тебе одному излияниях любви.

Изречения
Варсонофия Великого и Иоанна

1. От призывания имени Божия враги обезсиливаются. Зная сие, не престанем призывать имя Божие в помощь. Это есть молитва, а Писание говорит: непрестанно молúтеся (отв. 422).

2. Помни, что Бог Сердцеведец есть, взирает на сердце, и призывай Его в сердце твоем. Это и есть сказанное в Писании: затвори двéри твоя и помолися Отцу Твоему, Иже в тайне (Мф. 6:6). Затворим же уста и помолимся Ему в сердце; ибо кто затворяет уста и призывает Бога, или молится Ему в сердце своем, тот исполняет означенную заповедь (отв. 427).

3. Сердечный труд твой должен состоять в том, чтоб непрестанно молиться Богу. Желаешь ли успеть в сем, положи начáло и ищи не леностно, в надежде, и Бог благословит тебя успехом (отв. 26).

4. Непрестанное призывание имени Божия есть врачевство, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Как врач изыскивает приличное врачевство или пластырь на рану страждущего, и они действуют, причем больной и не знает, кáк сие делается; так точно и имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы не знаем, кáк сие совершается (отв. 421).

5. Господь сказал: просúте, и дастся вам (Лк. 11:9). Молись же Всеблагому Богу, да пошлет Он тебе Святаго Духа Утешителя, и Тот, пришедши, научит тебя всему и откроет тебе все таинства. Его взыщи себе в путеводителя; Он не допустит в сердце прелести или рассеяния, не попустит в мысль нерадения, разленения или дремоты; просветит очи, утвердит сердце, возвысит ум. Ему прилепись, Ему веруй, Его возлюби (отв. 136).

6. Когда видишь, что хитросплетение врага мешает молиться, то не вступай с ним в прение, но постарайся призвать имя Божие, и Бог поможет тебе и упразднит ухищрение врагов (отв. 424).

7. Совершенная молитва состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеяваясь мыслями, собирая все свои помыслы и чувства. Человек входит в такое состояние, когда умрет для всех людей, для мiра и для всего, чтó в нём находится. Таковый во время молитвы ничего не имеет в мысли, кроме того, что он предстоит Богу и с Ним беседует (отв. 79).

Ряд третий

Многополезное слово
об авве Филимоне
Свод Отеческих уроков К оглавлению


Текст по изданию «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» («ЛѢСТВИЦА», М., 2003 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
Facebook
ВКонтакте
Free counters! Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Український православний інтернет
Используются технологии uCoz