16. Во њправдaніихъ твои1хъ поучyсz: не забyду словeсъ твои1хъ8.
Это третье занятие, в котором Боголюбивая душа находит покой и
сладость. Оно похоже на предыдущее, и, однако ж, разнится от него
существенно. Там говорится: «поглумлюся» (стану исследовать усидчиво),
а здесь — «поучуся»; там плодом занятия ставится — «уразумею», а здесь
— «не забуду». «Не забуду» — дело памяти, — отсюда рождается наведение:
«поучуся», значит буду заучивать.
«Поучуся». Припоминаю: еще для первых учеников святого Антония
положено было правилом заучивать на память несколько псалмов тотчас по
приходе их в пустынь; потóм внушалось: когда ты в келлии не занят или
идешь куда-нибудь, то перечитывай на память заученные псалмы. Это
называлось поучение. У нас в славянских отеческих книгах часто читается
заповедь: имей сокровенное поучение. Это значит: собери внимание и
повторяй непрестанно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя,
грешнаго!» Применяя это значение слова «поучаться» к нашему тексту, мы
можем принять, что в нём внушается заучивание мест Писания на память и
повторение в свое время заученного, чтобы не забыть словес Божиих.
Святой Василий Великий свидетельствует, что в его время
заставляли детей на память заучивать некоторые псалмы и притчи.
Делается ли что-либо подобное у нас? Делают ли что подобное даже
принявшие на себя ярем подвижничества?.. Да, во многом мы отстали от
древних спасительных обычаев! Но это не умаляет цены делания,
указываемого в настоящем стихе. Оно значит вот что: обсужденные, по
предыдущему тексту, стишки из Писания заучивай на память, и заученные
повторяй, как только свободны ум и слово. Еврейское слово,
соответствующее слову «поучуся», значит — с сладостию вращать в уме и
на языке, как, например, вращают во рту конфеты. Такое занятие можно
предложить всем, ищущим искренно угождать Богу во всём.
У нас многие из подвизающихся читают в домах или келлиях
Псалтирь. Это отчасти отвечает уроку нашего стиха. Может быть, сюда же
можно отнести и молитвословие домашнее, частное, келейное. Но прямее
оно значит: нарочито избирать места Писания для заучивания и потóм
повторения их в уме.
Этим последним занятием заповеди, занявшие уже все силы души,
займут и память и освятят ее. Благо отсюда неописанное! Один из старцев
сказал, что живущему в мiре трудно достигнуть умирения помыслов, потому
что он видит много зла, которое, оставаясь в памяти, непрестанно
теснится в его внимание и тогда даже, когда он сидит один, воротившись
домой. Какая толкотня помыслов у мiрян, об этом и говорить нечего.
Святой Макарий уподобляет состояние их умов трясению и помыканию зерен
пшеницы в решете. Те, которые остепеняются и начинают идти путем
заповедей, отделяются от дел чисто мiрских, но от помыслов много
страдают, особенно вначале. Помыслы не дают им ни молиться, ни читать,
ни рассуждать, — всё отбивают от настоящего дéла. Как же от этого
избавиться? — Лучшего способа нет, как изгнать злые памятования
памятованиями добрыми... Как много помогает в этом случае заучивание на
память мест Писания — и сказать нельзя. Тут происходит с душою то же,
что с слабыми фруктами, когда их просахарят. Сахар, проникнув все пóры
их, и сладость сообщает им, и сохраняет от порчи. Так и душа,
пропитанная заученными словесами Божиими, отбрасывает порчу срамных и
пустых помыслов и в сладость исполняется памятованием о вещах Божиих.
Может быть, этим разрешается и вообще вопрос об умиротворении
помыслов; может быть то есть и всё это дело состоит в том, чтоб помыслы
худые и пустые заменить помыслами добрыми и спасительными, так как
помышления о добром никогда не производят ни смятения, ни омрачения в
уме и сердце, а одно созидание и благонастроение. Если принять это, то
вот и правило для новоначальных, как быть с помыслами: заучивай
поскорее и поболее мест Писания, особенно слов и дел Христа Спасителя,
и повторяй их чаще. Но есть состояние, которое дается людям,
сподобившимся ощутительного действия благодати, и при котором бывает
особый мир внутренний, где уже нет и доброго многомыслия, а всё
поглощается единым, и во всём водворяется единство и простота, не
допускающая никакой множественности, не только в желаниях и чувствах,
но и в помыслах. Над ними уже здесь начинает исполняться то, что сказал
апостол о жизни будущего века: «и будет Бог всяческая во всех»
(1 Кор. 15, 28).