23. И$бо сэд0ша кн‰зи и3 на мS клеветaху, рaбъ же тв0й глумлsшесz во њправдaніихъ твои1хъ:7
Это третья степень неприязненных отношений сынов века к сынам
Божиим. За поношением и унижением следуют совещательные замыслы,
собирания клевет, конечно, не на добро. Премудрый и истолковывает эти
заседания князей века так: «скрыем в землю мужа праведна неправедно,
пожрем же его, якоже ад, жива, и возмем память его от земли»
(Притч. 1, 11-12).
Хотя и сознают, что восстают на праведного неправедно; но,
желая придать своему злодейству вид правды, собирают клеветы. Так
собирали лжесвидетельства и на Христа Спасителя. Кого наметит злоба
человеческая, того уж не перестанет преследовать до конца: ее поджигает
враг всякого добра, и она покоя не имеет, пока не достигнет желаемого —
насытиться злодеянием.
Но да не возглаголют уста наша дел человеческих! Господь да
избавит всякого от таких вопиющих дел! Что же делать тем, кому угрожает
что-либо подобное? А вот что: «раб же Твой, говорит пророк, глумляшеся
во оправданиих Твоих». Вот уж он и не молится: «отыми, или отврати», но
в сердце своем предал себя в жертву своенравной злобе и, не обращая на
нее внимания, делает свое дело, всеусердно исследует оправдания Божии,
чтобы точнее исполнять их. Так и всякому надобно действовать: пусть
злоба злится, а ты свое делай, «Бога бойся и заповеди Его храни»
(Еккл. 12, 13).
Из такого отношения святого пророка к напраслинам вытекает
убеждение, что наикрепчайшая поддержка перенесения их есть
свидетельство совести в том, что к таким нападкам не подано никакого
повода. Кто может сказать в себе пред лицем Бога: исследую оправдания
Твои, сличаю с ними жизнь свою и не нахожу вины в себе, — того
напраслины должны только веселить, как истолковывает это святой апостол
Петр: «аще укоряеми бываете о имени Христове, блажени есте; яко славы и
Божий Дух на вас почивает. Онеми убо хулится, а вами прославляется. Да
не кто убо от вас постраждет яко убийца, или яко тать, или яко злодей,
или яко чуждопосетитель; аще ли же яко христианин, да не стыдится, да
прославляет же Бога в части сей» (1 Пет. 4, 14-16). За что же да
прославляет Бога? — За то, что, по Его определению, блажени изгнани
правды ради, «блажени» те, кого «поносят и ижденут, и рекут всяк зол
глагол» (Мф. 5, 10-11) на них, Господа ради. Им уже уготована великая
мзда на небесах, в уверенности, о которой они отсюда могут радоваться и
веселиться не самопрельщенно.
Но, с другой стороны, те же оправдания Божии свидетельствуют,
что нет человека без греха и что если, в известных обстоятельствах,
совесть может верно свидетельствовать о невиновности, то вообще
невинным признать никого она не может. Не теперь, так прежде сделано
что-нибудь, требующее должного воздаяния; вот оно-то и пришло под видом
напраслины. Милость Божия устроила так ради того, чтобы подвергнуть
человека очистительному страданию здесь, во времени, и избавить от
наказания в вечности. Сторонние не могут видеть такого соотношения
внешнего с внутренним: всё это дознается и исповедуется во внутреннем
святилище совести, пред лицем Всевидящего Бога. Но кто дознал это и
исповедал Божию правду в настоящем, прозревая вместе и в соотношение
его к вечному, тот не может не радоваться, встречая напраслины, как бы
они горьки ни были. Невидимое и будущее он объемлет как настоящее и, за
обилием блаженства чаемого, не чувствует всей горечи текущих скорбей. И
это благо терпящим скорби и напасти прибывает по мере того, как
углубляются они в оправдания Божии. Там они ясно зрят эти законы правды
Божией и находят в них утешение себе.
Но христианин, углубляясь в оправдания Божии, находит там
нечто большее, сравнительно с ветхозаветным, именно — заповедь о любви
ко врагам. Любовь ко врагам заповедуется не к тем только, со стороны
которых нападки прошли и уже отчасти забыты, но и к тем, злоба коих
испытывается, — заповедуется любить их в то время, как бьют, режут,
грабят, и любить не так, как иные говорят: «я ему зла не желаю и не
делаю, только видеть его не могу», а любить по всему свойству чувства
любви. Кто, углубляясь в оправдания Божии, нападет на это чувство, тот
почерпнет из него такое благодушие, которое отгонит всякую горечь
неприязненности, так что и следа ее не будет. Примеры этого видим во
многих мучениках. Они бывали и во все времена, а если осмотреться, то и
теперь их увидим.
24. и4бо свидBніz тво‰ поучeніе моE є4сть, и3 совёти мои2 њправд†ніz тво‰8.
Святой пророк выставляет причину, почему он, когда видит, что
враги сплетают клеветы во зло ему, углубляется в оправдания Божии:
такое уж у меня правило, говорит он, там поучаться и там искать себе
совета.
Словом «поучение» переведено такое слово, которое собственно
значит — в сладость перебирать в уме или повторять языком речения
Божественного слóва и вследствие того находить утешение в них.
«Совети» — советники, или собрание разбирающих кое-либо дело.
Святой пророк, в противность заседанию князей века, учреждает свое, в
котором под председательством страха Божия и совести ум находит в слове
Божием решение — какой образ деятельности дóлжно противопоставить
злодейским замыслам врагов. Таким образом, свидения и оправдания Божии,
вообще Божие слово для него и служит утешением и руководственным
вразумлением в притрудностях, встречаемых на пути Богоугодной жизни.
Нужно ли говорить, что лучшего образа действования и придумать
нельзя? И во внутренних, и во внешних теснотах иди к слову Божию: оно
выведет тебя на светлую и просторную дорогу, научив безбедно обходить
встретившиеся затруднения. При этом немногое надо приложить от себя —
одну совершенную покорность велениям Божиим, и, чего бы они ни
потребовали, с готовностию жертвовать всем в удовлетворение им. Такое
настроение есть канал, по которому из слóва Божия изливается в душу
благопотребное ей в то или другое время, потому что тут же присутствует
и Изрекавший это слово и Видящий нужды ищущих в Нём руководства себе и
Умеющий печатлеть в уме и совести уроки Своей дивной премудрости.
Святой Исаак Сирианин говорит: «Божественною благодатию путеводимые в
жизни своей к просвещению всегда ощущают, что как бы умный какой луч
проходит по стихам написанного, и отличает уму голые словá от того, что
душевному ведению сказано с великою мыслию» (Исаак Сирин, Сл. 1). «Если
ум, продолжает он, плавает на поверхности мóря Божественных Писаний и
не может проникнуть мыслью Писания до самой глубины, уразуметь все
сокровища, таящиеся во глубине его, то и того уже, что ум занят рвением
к уразумению Писания, достаточно для него, чтобы единым помышлением о
досточудном водительстве Божием крепко связать свои помыслы и
воспрепятствовать им; тогда как сердце немощно и не может вынести
озлоблений (злых помыслов, наносимых внешними предметами, возбуждающими
страсти), встречающихся при внешних и внутренних бранях».
Этот стих хотя связан видимо только с предыдущим, но силу его можно
распространить на всё восьмистишие, так как в слове Божием сокрыто
врачевство и против внутренних, указанных выше, поражений ослеплением,
забвением, нечувствием, нерадением или разленением. И заметить-то их,
навесть на мысль, что они есть в душе, дает слово Божие; а потóм оно же
поможет и выйти из этих дурных состояний, и силою своего влияния, и
нужными указаниями. Равно и во внешних всех помехах пути Божию оно же
дает умение, кáк быть. Потому-то, как хорошо делают те, которые всякий
день посвящают несколько времени чтению Божественного Писания,
освещаемому внимательною молитвою! И сами того не замечая, они
созидаются и настроиваются на Богоугодное действование, или заготовляют
в запас помышления, которые в час нужный сами выйдут из сéрдца и укажут
нужный на тот раз образ слóва и дéла.
Вот и третье восьмистишие располагается всё естественно по
одной мысли. Таким образом, наведение, что и все они составлены таким
же образом, приобретает большую достоверность. Всячески это налагает
обязательство искать в каждом восьмистишии единства и, когда не
найдется оно, приписывать то своей недозоркости, а не тому, чтобы его
не было на сáмом деле.