8. Њправд†ніz тво‰ сохраню2: не њстaви менE до ѕэлA8.
Здесь выражается третье требование для успеха в деле
Богоугодной жизни: мужество, с каким надлежит приступать к таковой
жизни. Этими словами святой пророк выражает то же, что святой Павел:
«вся могу о Укрепляющем мя» (Флп. 4, 13).
Без мужества нельзя и начать такой жизни, так как она
исполнена трудностей и окружена врагами спасения. Начинающий хоть и
начинает только, но не безызвестен о том, чтó имеет встретить: не ласки
встретит он, а рыкание львов, бросающихся поглотить его. У кого нет
воодушевляющего мужества вступить в борьбу со всеми этими
противностями, тот с первых же шагов возвратится назад. У какого борца
при одном взгляде на противников руки дрожат и подламываются ноги, тот
уже пал прежде начала борьбы. Так и в духовной жизни.
Где же взять такое мужество? — В уповании на Господа. Путь, на
который вступают ищущие угодить Богу и спастись, есть путь Божий. Бог
благоволит к нему, покровительствует всем идущим по нему и блюдет их.
Всё на этом пути уготовал Он в пособие им и ожидает только вступления
на него, чтобы снабдить их всем нужным. В чувстве этой, всегда готовой
свыше, помощи и говорит решающийся работать Господу: «оправдания Твоя
сохраню», только Ты не оставь меня «до зела». Это же внушает пророк и
всем: «мужайтеся», говорит он, «и да крепится сердце ваше, вcи
уповающии на Господа» (Пс. 30, 25).
Не оставь до «зела», то есть, «совсем». Бывают Божии
оставления, испытательные и наставительные, когда Господь отдаляет
несколько благодать, или сокращает и скрывает действия ее, для
испытания и обучения произвола воли. Когда благодать приосеняет, тогда
всё спеется, и в помыслах, и в чувствах, и в делах. Человеческая
немощь, нередко присвоивая это состояние себе, впадает в самомнение и
самодовольство, и тем отступает от истины и кривит дело жизни. Чтоб
этого не было или чтобы прекратить его, когда оно уже зачалось,
благодать, попечительная о спасении ищущих Господа, желающая, чтобы все
они стояли в разуме истины и в правоте настроения, отстраняется по
временам и оставляет человека одного с своими естественными силами.
Вслед за этим тотчас начинаются нестроения внутри и беспорядочность во
вне. Внимающий себе не может не заметить оскудения, как раздетый на
холоде не чувствовать, что ему стало холодно, не может не разуметь и
того, от чего это. Потому, если допущено самомнение, тотчас кается
внутри пред Господом, а если не допущено, то исповедует свое бессилие.
В том и другом случае приступает к молитве, и не отступает, пока не
возвратится благодать и не восстановит его благонастроения; или, если
это не удается, упокоивается в предании себя Господу, осудив себя, как
недостойного, на такое состояние и воодушевляясь терпением нести его
хотя и с болью сéрдца, но покорно, пока Господу угодно будет воззреть
на него милостивым оком Своим и снова просветить тьму его.
Совсем другого рода отступление наказательное. Там благодать
хоть и прекращает свое действие, но сама тут и готова с помощию; а
здесь она совсем отступает от человека и предает его падению его. Это
бывает всякий раз, когда совершается смертный грех, и человек
нераскаянно пребывает в нём, несмотря на вразумления; но если покается,
то и он бывает принят снова в милость, смотря по покаянию. Петр пал и,
покаявшись, снова принят был в благодать; Иуда пал, но поелику не
покаялся, то был совсем оставлен и погиб. Так благодать оставила и
народ иудейский за противление Богу и богоубийство.
Вот для того-то, чтобы быть избавлену от такого страшного
оставления, святой пророк и обещается, при всех других случаях
оставления, пребыть терпеливым и постоянным хранителем заповедей
Божиих. «Сохраню», — только не отступи от меня, не оставь меня совсем.
Но так как ради грехов отступает благодать, то тут сокрыта и другая
молитва: не дай мне пасть таким падением, за которое праведно Ты
оставляешь грешников. А это то же самое, что — «оправдания Твоя
сохраню», если Ты поможешь мне всегда хранить их. Не другой смысл может
иметь и воодушевленное мужество вступающего на путь Богоугождения. Не
самонадеянность одушевляет его, а крепкое упование на Бога, при
уверенности, что решается идти или идет уже верным путем, зная, что это
оправдания Господни, которые правы, что это закон Господень, который
непорочен, что это свидетельство Господне, которое верно (Пс. 18, 8-9).
При такой уверенности он не может не чувствовать, что идет по твердой
почве, что путь его просвещается свыше и ограждается сюду и сюду (с обеих
сторон) безопасностью. Вот и мужество! Вот и крепость сéрдца!
Пересмотрев, таким образом, всё первое восьмистишие, мы
находим, что в нём один предмет — указание основных начáл Богоугодной
жизни. Первые три стиха определяют степени, по которым восходит эта
жизнь до последних своих высших совершенств; следующие два (4-5)
обозначают производительные силы этой жизни, как-то: «зельную» ревность
и Божественную благодать; последние три (6-8) выясняют требования или
условия к преспеянию в этой жизни: внимание, рассуждение и мужество в
Господе. Тут вся наука жизни истинно нравственной и духовной. Святой
Амвросий, приступая к толкованию сего восьмистишия, справедливо
говорит: «первая литера «алеф», что значит наука9». Таким
образом, внимательный читатель должен наперед содержать в мысли, что
эти стихи совмещают в себе полную науку о нравственных началах.