72. Бlгъ мнЁ зак0нъ ќстъ твои1хъ пaче тhсzщъ злaта и3 сребрA8.
Это и есть то совершенство, с которым труженик исходит из горнила
искушений, как указано перед сим. Благ ему закон, потому что он весь им
проникнут; ни мысль — движения, ни желание — стремления, ни сердце —
сладости вне закона не имеют, а все в нём вращаются. Ум находит в нём
удовлетворительное решение всех своих вопросов, сердце — удовлетворение
всех вкусов, воля — достижение всех желаний. Вот потому-то он и благ,
что дает высшее благо, какого только может желать человек, именно —
покой духу. Апостол, в Послании к филиппийцам, объясняет, почему это
так: «прочее», говорит он, «братие моя, елика истинна, елика честна,
елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвална,
аще коя добродетель и аще коя похвала, сия помышляйте... сия творите; и
Бог мира будет с вами» (Флп. 4, 8-9).
Закон есть выражение воли Божией. Если законом полно всё
внутри, значит, волею Божиею полно; элемент Божеский принят внутрь и
срастворен со всем существом человека. Он и служит проводником для
вселения внутрь Бога, и приготовляет Ему достойное жилище. И вселяется
любообщительный Бог; а где Бог, там всё желанное и превожделенное.
И строгого обучения, о котором поминалось впереди, у Господа
цель та, чтобы, очистив душу, приготовить себе жилище в ней. Еще в
создании по образу и подобию Своему Он назначал ее для этой цели, но
падение расстроило дело. Оно привнесло в нас нечистоту страстей,
отдаливших Господа. Сделалось невозможным войти Ему в общение с душою,
пока в ней страсти; надо прежде их изгнать, а изгоняются они принятием
и сращением с душою противоположных им заповедей. Затем, как сделанная
из железа вещь бывает мягка, ненадежна к делу, пока не закалится, так и
душу, приявшую все заповеди, закаливает Господь в горниле всесторонних
искушений, из которого выходит она уже не только хорошо обделанною во
всех частях, но и твердою, прочною, — является то есть благонадежным
сосудом для вмещения Господа. Он и вселяется. «Блажени чистии сердцем,
яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8) — узрят не вне, пред собою, а в себе, у
себя дома. Это благо дает закон; оттого и благ он.
«Паче тысящ злата и сребра». Под словами золото и серебро
здесь представляются все блага мiра сего, а «тысящи» — их количество
бессчетное. Собери, говорит, бессчетное множество благ мiра; они все
ничто для меня сравнительно с законом уст Божиих. И не думайте, чтобы в
этом выражении была какая-нибудь натяжка. У вкусивших посредством
верности закону, колико благ Господь, все другие блага возбуждают не
сочувствие, а отвращение. Есть вещи, которыми мерзит человек; и что
испытывает он, встречаясь с такими вещами, то испытывает и вкусивший
Господа при встрече с благами мiра, — не как дела рук Божиих, а как
предметов, предлагаемых в противовес закону Божию. Иной, может быть,
подумает: ну, это уж слишком. Нет, не слишком; но и это сравнение еще
мало для пояснения того, как относится сердце, вкусившее благо закона,
к тысячам злата и сребра. Отчего иной с такою же жадностию раздает всё,
с какою никто другой не собирает? — Оттого, что он со всем рассчитался;
всё для него чуждо, всё это сор, который надо разметать. А в заключение
всего и жизнь, самое дорогое достояние свое, отдает он за закон уст
Господних; и всё оттого, что и сердцем, и мыслию, и сознанием он ужé не
на земле, а в другом мiре, куда и стремится, сбросив эту бренную
одежду, мешающую ему быть лицом к лицу с Господом. Это, впрочем,
естественное течение развития духовной жизни; имеющие ее и в начатках
легко понимают это, так как требование духа с сáмого начала ударяет на
такое расположение. Но в совершенстве оно является на последних
степенях развития духа, под действием Духа Божия.