64. Млcти твоеS, гDи, и3сп0лнь землS: њправдaніємъ твои6мъ научи1 мz8.
И подвиги, которые несет сам в себе ревнитель добра, и помощь,
какую получает он от общения с людьми Богобоязненными, — сами по себе
только человеческие орудия и действенны только в меру сил
человеческих. Если они являются мощными к преодолению зла, то потому,
что Господу угодно бывает приложить к ним Свою силу. Привлекая
благодать Божию, они рассеивают зло и укрепляют в добре. Потому-то при
всех их внимательная вера не останавливается на них, но, минуя их,
восходит горé и, при всех трудах своих и при всём пособии от других,
ожидает помощи «оттуда». Вот это самое и выражает пророк в словах:
«оправданием Твоим научи мя». И я, говорит, обучаю себя в подвигах
душевных и телесных, и другие меня учат и словом, и примером, — но и то,
и другое мало надежно и мало успешно. Ты Сам, Господи, научи меня
всему, и укажи, чтó нужно делать, и дай уменье, как делать, и силу к
тому подай. Как мастер, который берёт к себе неуча и, обучив его, потóм
пускает от себя полным знатоком своего мастерства, настоящим мастером,
так и Ты, Господи, возьми меня и обучи мастерству доброделания и
угождения Тебе единому. Вот о чём просит пророк! Надежду же свою на
умоление Господа и на получение просимого основывает на одной благости
Божией. Вся земля, говорит, исполнена милости Твоей, Господи, — я ли
один буду обделен ею? Уповаю, Господи, что не лишишь Ты и меня милости
Твоей. Не богатства прошу себе, не чести и славы, а ищу только — научи
меня, как благоугождать Тебе, верно исполняя все заповеди Твои. Если ты
питаешь и неразумное животное, то усомнюсь ли я, что напитаешь и душу
мою, созданную Тобою по образу и по подобию Твоему? «Милости Твоея,
Господи, исполнь земля, оправданием Твоим научи мя».
В деле преспеяния духовного это ненадеяние на себя и на других
и чаяние истинной помощи только от Господа есть расположение первой
важности. Приступающий работать Господу обыкновенно много загадывает
делать сам, и делает; но это делание не простирается далее обучения
себя внешним порядкам благочестивой жизни, и много-много если на
удержание греховных в душе движений, настолько, впрочем, чтоб они не
проторгались в слово и дело, как, например, гнев. Но надо еще насадить
добродетели в сердце, а для этого исторгнуть оттуда страсти; надо
поставить ум пред Господа и всегда пребывать с Ним; надо стать и
душевно, и телесно во всём святым и непорочным, как подобает
готовящемуся получить Царство Небесное, куда не войдет ничто нечистое.
Кто же введет всё это в душу? — Никто, как Господь благодатию Своею!
Усердно начавший работать Господу скоро сам научается опытно, что сам
собою он ни к чему недоволен (неспособен). Дальнейшие опыты утверждают
его более и более в этом убеждении, и дело кончается совершенною
преданностию себя и всей участи своей в волю Божию, с воплем сердечным:
«имиже веси судьбами, спаси мя!» Такой же смысл имеют и словá пророка.
Опытные в таком делании говорят: когда страсть возбуждается и
помыслы смущают душу, не борись сам, а зови Господа на помощь, и Он
защитит тебя. Так это и бывает. Но как в одном случае, так и в другом,
и во всяком; как в один день, так и во все, всегда и во всём ищи защиты
у Господа, и Он не даст тебя в обиду врагам. Так и идет борьба со
страстьми. А добродетели как вкореняются? «Я», говорит апостол, «насадил,
Аполлос напоил, а возрастил Бог» (1 Кор. 3, 6). Так было у коринфян; так
бывает и со всяким. «Без Мене», говорит Господь, «не можете творити
ничесоже» (Ин. 15, 5). Стало быть, нечего и браться. Становись, и взывай:
«оправданием Твоим научи мя, Господи».
Святой Амвросий пишет: «Пророк того ради желает быть от Самогó
Господа научен оправданиям Божиим, что на земле трудно найти такого
учителя, который ухитрился бы научать тому, чего сам не ведает.
Потому-то он внутренним желанием устремляется к Тому учителю, Который
один есть истинный Учитель; да и как человек может учить чему-либо
истинному, когда сам он — ложь? И праведно Господь не велел кого-либо
на земле нарицать своим учителем, потому что настоящий учитель один
для всех. И как Давид мог бы другого искать учителя, когда сам сказал о
Боге: «учай человека разуму» (Пс. 93, 10)? Учит же Бог и дýши просвещает,
вливая в них свет ведения, когда ищут Его и отверзают уста сéрдца
своего для принятия светлости небесной благодати. «Ищите, и обрящете»
(Мф. 7, 7), толцы и в дверь Писания, и отверзется тебе, но опять не иным
кем, как Богом Словом, о Котором читаешь ты в Апокалипсисе, что Он,
яко Агнец, отверз книгу, запечатленную печатями».