55. Помzнyхъ въ нощи2 и4мz твоE, гDи, и3 сохрани1хъ зак0нъ тв0й7.
Последние два стиха представляют общий вывод из предыдущего, на
чём то есть, главным образом, дóлжно останавливаться при всех
неприятностях, наводящих скорбь, или какой всеобъемлющий закон жизни
нашей на земле, полной скорбей и бед. Этот закон словами сына Давидова
можно выразить так: «помни Бога и заповеди Его храни», взыскав их,
конечно, всею душою, «яко сие всяк человек» (Еккл. 12, 13). Это есть
содержание предлежащих стихов.
«Помянух в нощи имя Твое». Ночь здесь означает или
обыкновенную часть суток, или в смысле переносном — настоящую жизнь
вообще, или скорбные обстоятельства жизни, или припадки забвения,
нечувствия и восстания всяких недобрых помыслов, чувств и страстей.
В первом случае будет мысль такая: ночью, когда всё вокруг
меня погрузилось в глубокое молчание, когда и душа моя освободилась от
гнета внешних впечатлений, я вспомнил имя Твое, живее сознал, что Ты и
Творец, и Промыслитель, и Воздаятель милостивый и праведный, в руке
Которого всё; следовательно, и я с бедною душой моей. Помянув это, я
воодушевился большею решимостию хранить закон Твой. Или так: не ночью
только, но и во всякое другое время я всегда поминал имя Твое; оно не
выходило у меня из мысли при всех делах и обстоятельствах жизненных, и
это подало мне удобство сохранить закон Твой. Если я хранил его
доселе, то потому, что воспоминал о Тебе, что Ты вездеприсущ, —
сознавал, вместе с тем, как неуместно при этом допускать что-либо
неугодное Тебе, не только в словах и делах, но и в мыслях, и всегда
оставался я верным закону Твоему.
Во втором смысле можно понимать это так: хотя неприятности,
бедствия, напасти и всякого рода неудачи наводили мрак на душу мою и
колебали верность закону Твоему; но, помянув в этой ночи имя Твое и
сознав, что всё от Тебя и всё строится ко благу моему, я успокоивался и
оставался верным закону Твоему.
Какую ни взять мысль, намерение у пророка при этих словах одно
— внушить, что памятование о Боге есть источник всякого утешения и
полной крепости нравственного характера, всегда верного Богу.
Блаженный Феодорит пишет: «помянух в нощи...» Лик святых, всегда вставая ночью, и молится, и песнословит Бога
всяческих. Но думаю, что ночью именуется здесь время искушений, потому
что оно приносит мрак и подобно ночи постигает людей. В это-то время
преимущественно необходимо памятовать о Боге всяческих: это утешает,
ободряет и отражает противные помыслы».
Блаженный Августин подводит под это и все скорбности, о
которых поминалось в сем восьмистишии: «Ночь, говорит он, есть и
уничижение, в какое поставляет нас наша смертность, — ночь от гордых,
законопреступствующих «до зела», — ночь от печали из-за грешников,
оставляющих закон Божий, — ночь, наконец, от места пришельствия сего,
пока приидет Господь и во свет приведет тайные тьмы и объявит советы
сердечные, и тогда похвала будет каждому от Бога (1 Кор. 4, 5). В этой
ночи дóлжно человеку памятовать о Боге: «хваляйся, о Господе да
хвалится» (1 Кор. 1, 31); потому-то и написано: «не нам, Господи, не нам,
но имени Твоему даждь славу» (Пс. 113, 9), так как чрез это можно
расположиться хранить закон не ради себя, а ради славы Божией, как это
и делал Давид, по указанию настоящего стиха. Не сохранил бы он закона,
если бы, понадеявшись сам собою сохранить его, не помнил об имени
Божием; «ибо помощь наша во имя Господа» (Пс. 123, 8).
Святой Амвросий говорит: «Праведному свойственно во всякое
время устремляться на хваление Бога, не только днем, но и ночью.
«Помянух», говорит, — всегда, значит, помнил, не позволял ни одному
моменту времени пройти без молитвенного обращения к Богу. Если
занимающиеся светскими науками не поблажают сну, то во сколько раз
больше желающие познать Бога не должны быть воспящаемы (отвлекаемы) в
этом со стороны сна телесного, уступая ему лишь столько, сколько
требуется естеством! Давид всякую ночь омочал слезами постель свою,
вставал в полночь и исповедовался Господу; а ты всю ночь думаешь
отдавать непробудному сну! Тогда-то наиболее и должен ты молиться
Господу; тогда-то наиболее и просить Его помощи, наиболее опасаться
греха, когда кажется тебе, что ты от всех сокрыт. Когда тьма вокруг и
стены укрывают тебя, тогда наисильнее восстановляй мысль, что Бог видит
всё и сокровенное. Не говори: покрыт я тьмою, — кто меня видит и кого
мне бояться, заключенному и спрятанному в стенах? «Лице Господне на
творящия злая» (Пс. 33, 17). Но пусть не видишь ты свидетеля, а сам-то
себя разве не видишь? И разве не боишься ты свидетельства своей
совести? Не знаешь разве, что мрак ночи — не обезопаситель, а
возжигатель греха? Когда сном и пищею разгорячается тело, тогда
ослабляется бодренность ума, и крепость его расшатывается сном, а затем
нападает похотливость и возмущает сердце. И это бывает тем опаснее, что
тогда не видится срамота нечистоты, не ценится светлость непорочности,
не сознается слава целомудрия. Ночь была, когда Иуда предал Господа и
Петр отрекся от Него. Особенно в это время надлежит памятовать о Боге,
пересматривать оправдания Его, перечитывать увещательные наставления
Его. Заповеди о чистоте да не отходят от мысли твоей; занятый ими ум
отвратит воспламенение похоти, охладит разжжение плоти».
56. Сeй бhсть мнЁ, ћкw њправдaній твои1хъ взыскaхъ8.
В этом стихе могут быть допущены две мысли: память об имени
Божием была для меня причиною того, что я взыскал оправданий Твоих; и
еще: память эта «бысть во мне», образовалась и укрепилась в душе моей
потому, что я взыскал оправданий Твоих.
В ходе жизни ревнующих о Богоугождении и спасении то и другое
совершается на сáмом деле. Вспомнит человек о Боге, о том, что во всём
от Него зависит и что должен будет некогда во всём дать отчет Ему, — и
приходит в себя; видя затем неисправности в жизни, решается исправить
их и посвятить потóм себя на хождение в воле Божией. Очевидно, что не
иное что, а памятование о Боге заставило его взыскать оправданий
Божиих. Так разумеет это блаженный Феодорит: «Это, говорит пророк,
привело меня в состояние одержать верх над собою (переломить себя) и
избрать для себя стяжание Твоих оправданий». Затем взыскавший такого
рода жизнь не может обойтись без того, чтобы не памятовать о Боге, ибо
всякая заповедь, какую предлежит ему исполнять, есть Божия заповедь, а
ему предлежит исполнять их непрестанно, так как все делá и отношения
наши обложены заповедями. Всякий шаг и напоминает ему о Боге, и жизнь,
постоянно верная заповедям, неизгладимо напечатлевает память о Нём в
уме и сердце. За такое дело образования памятования о Боге он и сам
произвольно берется, и нудит себя к нему, в той уверенности и опытом
изведанной пользе от сего, что при этом исполнение заповедей течет
благоуспешнее и страсти преодолеваются легче и глубже.
Святой Иларий пишет: «сей бысть», относится к памятованию, которым
поминал он по ночам имя Божие, а словами «быстъ мне» означает, что оно
набежало не случайно, воспринято не на время, но всегда было и
пребывало в нём, и навсегда укоренилось внутри его силою веры. «Быстъ»
же таким оно для него потому, что он взыскал оправданий. Чрез
непрестанное взыскание их он достиг того, что стал содержать
непрестанную память о Боге во Христе Иисусе, Господе нашем».
Этот стих, как замечено, вместе с предыдущим составляет
заключение сего восьмистишия, в котором святой пророк, указав разные
скорби и источники утешений в них, выражает, наконец, на чём
остановиться и оставаться вернее. Он говорит как бы так: взыскав
угождать Богу чрез хождение во святой воле Его, пребудь в непрестанной
памяти Божией, всего себя предав Богу и от Него ожидая содействия
всякому благому делу. Отсюда прибудет тебе неодолимое мужество в борьбе
со скорбями и неколебимая верность заповедям Божиим.
Приводим на этот предмет несколько слов святого Исаака Сирианина:
«Человек, сомневающийся, что Бог помощник в добром делании,
боится тени своей и во время достатка и обилия томится голодом, и при
окружающей его тишине исполняется бури; а кто уповает на Бога, тот
тверд в сердце своем, и всем людям явна достаточность его, и пред
врагами его похвала его.
Заповеди Божии выше всех сокровищ мiра. Кто стяжал их, тот
внутри себя обретает Бога. Кто успокоивается всегда в Божием попечении,
тот приобрел Бога домоприставником своим; кто вожделевает исполнения
воли Божией, тот будет иметь путеводителями небесных ангелов; кто
боится грехов, тот беспреткновенно совершает страшное шествие и во
время сумрака пред собою и внутри себя обретает свет. Стопы боящегося
грехов охраняет Господь, и во время поползновения (искушения)
предваряет его милость Божия».