159. Ви1ждь, ћкw зaпwвэди тво‰ возлюби1хъ: гDи, по млcти твоeй живи1 мz7.
Подумаешь: живет пророк так исправно, что совесть ни в чём его
не зазирает; когда другие теснят его за верность закону, не уклоняется
от него; когда видит других не хранящими его, снедается скорбию, — какое
ж еще нужно доказательство любви к закону? И, однако ж, он говорит:
«виждь, яко заповеди Твоя возлюбих», — и говорит Тому, о Ком знает, что
пред Ним всё открыто. Что же он хочет выразить этим? — То, что он не
внешний только законник, а сердечный. «Не просто говорит, поясняет
блаженный Феодорит, соблюдал я заповеди, но возлюбил их, хотя ничто не
принуждало меня к исполнению их». Заповеди лежат в глубине сéрдца
моего, в самых исходищах жизни, и заправляют всеми проявлениями ее.
Люблю не одни делá по заповедям, а самую чистоту нравственную,
требуемую ими, самое совершенство жизни, изображаемой ими, — люблю не
одни делá смирения, но и самое смирение, — не одно воздержание от
порывов гнева и нечистоты, но и самую кротость и целомудрие, — не одни
делá милосердия, а самую милостивость, и прочее. А что Богу говорит
пророк — «виждь», то этим хочет выразить лишь то, что говорит так не
легкомысленно, не по самомнению присвояя себе то, чего нет, а по
освидетельствованию себя, при свете всевидения Божия; сходя с ним в
сердце, он видит не в самопрельщении, а на сáмом деле, что вседушно
любит заповеди Божии. Такое расположение и есть начало, из которого
должна исходить добрая нравственность: любовь к заповедям ради любви к
тем добродетелям, которые они внушают.
Эта любовь не вынуждена, а сама собою внедряется или, точнее,
возгорается, как скоро кто вкусит добродетели. Это оттого, что
добродетели не чужды нам, но составляют первообразный наш духовный
строй. Созданные по образу Божию, мы носим в себе семена всех доброт
Божиих. Они бы одни и воссиявали в сердце нашем, если бы чрез падение
не привились к нам омрачающие, закрывающие и искажающие их страсти.
Страсти бывают причиною того, что в нас является холодность к
добродетелям, противление и, наконец, отвращение от них. Не будь
заповедей Божиих, может быть, страсти довели бы нас до того, что мы
совсем согнали бы с лица земли всякую добродетель. Но заповеди, быв
услышаны, чрез слух входят внутрь и возбуждают там воспоминание о
добродетелях и о той светлости состояния, в какое они поставляют
человека, в противоположность мрачности страстей. Это воспоминание
располагает покориться заповедям, ради сокрытой в них силы возвратить
нам потерянное, но вожделенно-светлое состояние духовное, — и мы
покорствуем. На первый раз эта покорность как вызывается, так и
поддерживается одним чаянием духовного добра от заповедей и
производится напряжением воли. Но постоянство в исполнении их, убивая
страсти, оживляет заглушённые ими в сердце добродетели, оживленные
возращает и дает вкусить сладость возращенных. Вкушенная сладость
добродетели прилепляет к ней сердце и делает ее неотъемлемою, потому
что не совне она привходит, а воссиявает извнутри и объемлет сердце.
Отсюда — любовь. Так добродетели, одна за другою, объемлют сердце и
становятся предметом его любви. Не все вдруг, а постепенно; всему свое
время. Когда же воссияет в сердце вся полнота добродетелей, тогда в
радости духовной можно воззвать с пророком: «виждь, яко заповеди Твоя
возлюбих», — не их только, но и добродетели, сокрытые в них. Вот и рай
духовный! Любовь эта есть наслаждение всеми блаженствами от вкушения
сладости добродетелей. Вот как Царствие Божие бывает внутрь нас! Тогда
и Бог бывает здесь не как временный гость, а как всегдашний обитатель.
Потому-то, когда вслед за сим пророк молится: «Господи, по
милости Твоей живи мя», то выражает этим не иное какое желание, как то,
чтобы Господь продолжал жить в нём и, живя в нём, оживлял его. Господь
— источник жизни, и куда Он пойдет, там разверзаются обильные потоки
жизни сладостной и всеблаженной. Испытавший это, когда молится: «живи
мя», то выражает этим: не отходи от меня, — веруя, что лишь бы не отошел
Господь, то и живительность от Него будет источаться сама собою.
Господь охотно пребывает в сердце, полном добротолюбия и самих доброт,
но не связан тем, а свободно присещает. Присещает и отходит, когда и
как Ему угодно. Но когда отходит — мрак и холод в сердце. Потому и
нельзя не молиться: не лишай меня, Господи, милости пребывания Твоего
во мне, но непрерывно живи мя, по милости Твоей.
160. Начaло словeсъ твои1хъ и4стина, и3 во вёкъ вс‰ судбы6 прaвды твоеS8.
Если все словеса Божии представить под видом тéла, то глава его
— истина. Если представить эти словеса под видом кодекса, то заглавие
ему или надпись — истина. Убеждение, что все словеса Божии,
определяющие достодолжный образ жизни нашей, суть непреложно истинны,
служит основанием жизни по сим словесам. Убежденный в том, что так, а
не иначе как в них изображено, дóлжно жить, не может ожидать какой-либо
возможности к уклонению от них или изобресть какой-либо предлог и
перетолкование их, чтоб, и исполняя их, исполнять не в той силе, как
гласят самые словеса. Потому не может не держать в мысли и сердце, что
одно из двух неизбежно: или жить по слову Божию, или обречь себя на
вечную пагубу, — вечную, потому что «во век вся судьбы правды Божией»,
то есть сила решений Божиих, праведно определяющих посредством
заповедей, как следует нам жить, простирается на всю вечность. И в
вечность заповеди Божии пойдут вслед нас и будут там или ходатаями за
нас, или нашими обличителями. Сознав же такую неминучесть, можно ли еще
раздумывать и колебаться, какою идти дорóгой?
Враг знает силу этих убеждений, а потому все усилия
употребляет к тому, чтобы рассеять их. И успевает, посредством забвения
и развлечения внимания другими предметами или посредством странного
какого-то решения: «авось, небось». Как только попадет на это душа, — и
потекла жизнь как придется, увлекаемая соприкосновенными течениями
общей жизни, в которой и смятение, и всякое нестроение. А враг тут и
есть; он ловит свою добычу и богатит ими вечное свое обиталище,
присужденное ему и клевретам его.
Помнящий же заповеди и носящий убеждение, что они непреложны,
стоит не колеблясь. Кругом вóлны, а он словно на утесе; около ветры
бушуют, а он как в уютной комнате. И враг ничего с ним не может
поделать. Бывают, конечно, подступы и к нему, но они не сдвигают его с
мéста и не изменяют направления его жизни. Оттого у него всегда один и
тот же строй, и в уме, и в сердце, одни и те же порядки во внешней
жизни. Длительность пребывания в одном и том же еще более утверждает
его в том, — и он неизменным проходит, наконец, и среди сени смертной и
вступает в область вечную, для вечного пребывания опять-таки в том же,
в тех же судьбах правды Божией.
Весь мiр, которому мы и пределов не знаем, стоит на судьбах
правды Божией, но стоит не сам собою: держит его в этом всемощная
десница Божия. А так как он не сам собою стоит, то и отступать от этих
судеб сам собою не может. Мы же свободны: нам надобно свободно
подчинить себя этим судьбам и держать себя в них, чтоб войти в
соглашение и гармонию со всею совокупностию тварей. «Всяческая работна»
(выше, стих 91) Господу, Творцу и Вседержителю. Отбегать от этого ига,
естеством налагаемого, хотя и имеет призрак храбрости, но смысла в нём
нет никакого, ибо в пребывании под ним — наше же благо, и временное, и
вечное. Пребывающие под ним сами в себе чувствуют, что так и должно
быть; и те, которые убегают из-под него, чувствуют, что так не должно
быть, даром что отуманены и закружены.