168. Сохрани1хъ зaпwвэди тво‰ и3 свидBніz тво‰, ћкw вси2 путіE мои2 пред8 тоб0ю, гDи8.
Пророк снова возвращается к средствам защиты и охранения
Богоугодной жизни по заповедям и, как на главнейшее из них, указывает
на сознание вездеприсутствия и всевидения Божия. Это как бы следствие
предыдущих его размышлений. Страх нарушить заповеди и чаяние
благоплодности от исполнения их приводят к любви. Возлюбивший заповеди
не может не возлюбить и Заповедавшего, а возлюбив, не может уже забыть
Его, и неотступно носит память о Нём в сердце своем, ибо таково
свойство любви. С любовию памятующий о Боге всегда имеет Его пред очами
своими, сам ходит пред Его очами и сознаёт себя во всех путях своих и
начинаниях открытых пред Ним. А такое сознание какой страх возбуждает
со своей стороны в сердце, какую надежду и какую любовь! И сколь потому
могущественное в едином себе совмещает средство к охранению и
поддержанию жизни по заповедям! Пророк не раз исповедал это; а здесь он
удостоверяет, что, сознавая, как все пути его открыты пред Господом,
он строго исполнял все заповеди Его; и прежде говорил он, что намеренно
поддерживал в себе это сознание, дабы не сдвинуться с пути правого:
«предзрех Господа предо мною выну, яка одесную мене есть, да не
подвижуся» (Пс. 15, 8), и уклонения других людей на распутия объяснял
не иным чем, как тем, что они «не предложиша Бога пред собою» (Пс. 53,
5). Подобно ему, и Сирах производит падкость на грех от ложной
уверенности грешащих, что их никто не видит, потому что тьма окрест и
стены закрывают их. А того не разумеют, что «очи Господни тмами тем
крат светлейшии солнца суть, презирающии вся пути человеческая и
разсматряющии в тайных местех» (Сир. 23, 25-28). Если б разумели это и
помнили, — не стали бы грешить.
Потому-то все святые подвижники имели и других учили иметь
первым делом установление в себе памяти о Боге, так чтобы она слилась с
сознанием, — что и называли они хождением пред Богом; ибо после этого,
что ни делал бы человек, не может делать того иначе, как с мыслью, что
Бог пред ним и смотрит, чтó и как он делает. И это как для внутренних,
так и для внешних дел. Отсюда — тщательный выбор только одного
Богоугодного и совершение того, чтó выбрано, наиусерднейшим образом, в
той мысли, что избранное Богоугодное посвящается Богу и есть потому
дело Божие, — одно из тех, за которые, если кто с небрежением творит,
навлекает на себя клятву.
Хочешь ли, потому, хранить себя непорочным во всех путях
своих, — утверди в памяти, что все пути твои открыты пред Богом и что
очи Господни утверждены на тебя, на делá твои и на помышления сéрдца
твоего. Как утвердиться в этом? — Начни трудиться в стяжании такого
навыка, и самый труд научит тебя, как преуспеть в этом. Только усердно
возжелай и ревностно устремись.