Иноков Каллиста и Игнатия
Ксанфопулов

Наставление безмолвствующим,
в сотне глав*.


 

1. О нужде научать друг друга добру
2. Указывается, что настоящее наставление пишется по просьбе некоего брата и в исполнение заповеди отеческой; испрашивается помощь Божия себе к написанию, а читающим к уразумению и исполнению того
3. Программа предлежащаго наставления
4. Основное начало наставления
5. Слава благодати Св. крещения, и – что омрачает ее, и что возстановляет
6. Во святом крещении мы туне приемлем божественную благодать; когда же закрываем ее страстьми, то опять возочищаем исполнением заповедей
7. Живущему по Богу надо все заповеди проходить, но бóльшую часть деятельности уделять первейшим из них, яко породительницам прочих
8. Начало всякаго Богу угоднаго действования есть с верою призывание имени Господа нашего Иисуса Христа, и с ним возсиявающие из него мир и любовь
9. Каждым из сих трех и всеми тремя вместе подается нам обилие всех благ
10. И Господь наш Иисус Христос, в дни спасительной страсти, их оставил ученикам Своим, как окончательныя заповеди и наследие божественное, также и по воскресении
11. В сих трех совмещены все добродетели
12. Дар и присещение Святаго Духа подается верным от Бога Отца о Христе Иисусе и о святом имени Его
13. Святыми отцами и с живущим в них Духом Святым преподобно определено молиться нам Господу нашему Иисусу Христу и у Него просить милости
14. Тому, кто возжелал непадательно шествовать о Господе путем безмолвия, паче всего надлежит со всецелым от всего отречением избрать и совершенное повиновение
15. Какие признаки истиннаго послушания, кои имея истинный послушник, мог бы послушничествовать без падений
16. Искренно и по Богу возжелавшему безмолвствовать должно при православной вере стараться быть исполнену и благих дел, – и проч.
17. О страхе Божием, что он двояк: один новоначальных, другой совершенных
18. За заповеди и веру Господа нашего Иисуса Христа, должны мы и самой жизни не щадить, когда потребует того время
19. Естественный метод вхождения внутрь сердца вниманием чрез дыхание с творением при сем молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Метод сей немало способствует к сосредоточению помышлений ума
20. Еще – о естественном методе призывания Господа Иисуса Христа вместе с дыханием
21. И Св. Златоуст учит молитве внутрь сердца с словами: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя
22. Свидетельства о том же Св. Лествичника и Исихия
23. Желающему мысленно трезвенствовать, – всякому, паче же новоначальному, – надо, для удобнейшаго упражнения в молитве, жить в келлии безмолвной и несветлой, потому что чрез это ум и мысли естественно некако собираются во едино
24. Главным образом непарительность подается уму Господом нашим Иисусом Христом при призывании в сердце с верою святаго имени Его; а этот естественный метод (прием) схождения в сердце путем дыхания, и это уединение в месте безмолвном и несветлом, и все другое подобное, только способствуют к сему некако
25. Как безмолвствующему надлежит проводить время от вечера до пробуждения от сна
26. Как, восстав от сна, проводить время до утра
27. Как подобает жительствовать с утра до обеда
28. О том, сколь потребно избегать праздности, и о том, что церковное предание должно соблюдать и безмолвствующему
29. Еще о молитве, и что молиться надлежит всегда
30. О телесной диете, т.е. как должно питаться безмолвствующему
31. Как подвизающемуся должно питаться в понедельник, среду и пяток
32. Как должно питаться во вторник и четверток
33. Как надлежит питаться в субботу. Также о бдениях, и о том, как подобает принимать пищу во время оных
34. Как подобает питаться по воскресеньям, – и о других вещах, также о труде и смирении
35. Какую диету держать и как жительствовать должно в посты, и особенно в Пост Великий
36. О разсуждении в частности, и о том, что умеренному деланию цены нет; и о послушании
37. Как подвизающемуся надлежит проводить время от вкушения пищи до заката солнца; и о том, что веровать должно, что по труду и мере делания нашего прибавляется нам и подаяние божественных даров
38. Чистая молитва есть больше всякаго делания
39. О количестве коленопреклонений в продолжении дня и ночи
40. О том, что раздаяние даров Божиих бывает не только по мере подвига и делания нашего, как сказано, но и по навыку и способности, по вере и естественному нашему предрасположению
41. О всеобъемлющей и совершеннейшей разсудительности; и о том, кто живет противоестественно и плотски, – кто – по естеству и душевно, и кто выше естества и духовно
42. Еще о разсудительности, в уподоблениях
43. О преложении и изменении, бывающем с каждым человеком, и о высокой славе смирения
44. О покаянии, чистоте и совершенстве
45. О пяти деланиях первоначальнаго, или вводнаго безмолвия приступающих к нему, именно: молитве, псалмопении, чтении, богомыслии и рукоделии
46. С чего начинать надо восхотевшим разумно безмолвствовать, какое сему начало, возращение, преуспеяние и совершенство
47. О чине безмолвия новоначальных
48. О внимательной и трезвенной сердечной молитве и делании ея
49. Как святые отцы предали нам говорить молитву
50. О том, что не только у Св. отцев, но и у Св. Апостолов обретаются, тайноводственно изреченныя Духом, словеса священной молитвы сей
51. О том, что и новоначальным можно молиться иногда всеми словами молитвы, иногда частию их, – внутри однакож сердца и всегда, и о том, что не надо часто переменять речения молитвенныя
52. О том, что плод внутрь-сердечной молитвы требует долгаго времени подвига и нуждения себя, и что вообще все доброе немалым трудом и временем достигается
53. О молитве сердечной нечистой; и о том, как достигает кто молитвы чистой и непарительной
54. О непарительной и чистой сердечной молитве, и рождающейся от нея теплоте
55. Теплота различное имеет порождение; но та, которая происходит от чистой сердечной молитвы есть самая настояще истинная
56. Какое непосредственное действие теплоты сердечной
57. О вожделении Господа и расположении к Нему, кои рождаются от теплаго внимания и молитвы
58. О слезах сердечных; и еще о божественном вожделении и расположении
59. Увещание – не искать ничего, что выше меры; и – еще – руководство относительно непрестаннаго сердцем памятования Господа нашего Иисуса Христа
60. О теплой ревности, о божественном в нас явлении, и о существенном просвещении благодати
61. О действах Божеском и вражеском
62. Об учителе просвещенном и незаблудном
63. О просвещении истинном и ложном, т.е. о свете Божеском и лукавом – вражеском
64. О мечтании непотребном и благопотребном и как должно относиться к ним
65. Не только непотребное, но и благопотребное мечтание неуместным признано святыми отцами в чистой молитве и в умном делании простом и единичном
66. Об уме, душе и сердце – чистых и совершенных
67. Как Пророки видели образныя видения
71. О чистой молитве
72. Иное есть безстрастие ума, а другое молитва истинная, – что и выше
73. Еще о мечтаниях и воображениях ума, – и о признаках прелести и истины
74. Об утешении Божественном и поддельном
75. О сладости Божественной из сердца источающейся
76. О том, что духовная сия сладость много знамений имеет, и не имеет наименования
77. Желающие надлежащим образом безмолвствовать по всей необходимости должны кроткое иметь сердце
78. Как преуспеть в кротости; и о трех силах души – раздражительной, желательной и разумной
79. Надобно скорее каяться в случае падений каких-либо, и тем мудро укреплять себя против будущих искушений
80. О поскользновении и покаянии
81. О покаянии, страхе, любви, плаче, слезах и самоукорении
82. О внимании, и о том, что с мудрою осторожностию должно твердо держаться на своем пути
83. О том, что безмолвствующему надо быть рачительну о всем сказанном, паче же всего, быть тиху и кротку, и всячески стараться чисто призывать Господа Иисуса Христа внутрь сердца
84. О добром и восторженном Боголюблении, и о божественной красоте
85. О брани, обучительном попущении, и об оставлении по отвращению
86. О безстрастии, – и о том, чтó есть человеческое безстрастие
87. О безстрастии и совершенстве
88. О страстности, сладострастии, пристрастии и безстрастии
89. Кто страстен, сладострастен, пристрастен и безстрастен; и о врачевании каждаго из них
90. О вере, надежде и любви
91. О святом Причащении, и о том, скольких благ бывает для нас виновно частое с чистою совестию сие Причащение
92. Необходимо знать чудо Святых Таин, чтó они суть, для чего даны, и какая от них польза
93. Конец всех пространно изложенных вещей; и частное увещание просившему о том
94. Как должно слушать и принимать духовныя словеса отцев
95. Возглавление всего (главнейший пункт), – как должно молиться, – и об истинном просвещении и Божественной силе
96. Другое возглавление
97. О том, что сей есть воистину незаблудный, истинный, и отце-преданный образ жизни по Богу, т.е. безмолвие после послушания, которое достойно названо святыми жизнию во Христе сокровенною
98. О том, что хотя и другие есть спасительные пути, но этот предпочтительно царский есть, ведущий к усыновлению
99. По причине высоты делания, жительство сие многоименно
100. Нравоучение, – что с Божиею помощию и благодатию и нам, сколько можно стараться, должно и подвизаться; да сподобимся, отныне еще, в виде залога, таких сверхестественных и величайших даров, и ради малаго разленения, увы! да не упустим их: что да не буди нам!


Примечание:

* Весь текст «Наставления безмолвствующим» размещён на 5-ти страницах в следующей последовательности: на 1-ой стр. – Главы 1–20; на 2-ой стр. – Главы 21–40; на 3-ей стр. – Главы 41–60; на 4-ой стр. – Главы 61–80 и на 5-ой стр. – Главы 81–100. Главы 68–70 опущены переводчиком «по крайней темноте их».


Текст по изданию «Добротолюбие в русском пер. свт. Феофана, Затворника Вышенского, дополненное» (том 5-ый).
Источник неизвестен .

 
Facebook
ВКонтакте
Free counters! Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Український православний інтернет
Используются технологии uCoz