Преподобный Максим Исповедник
Пи́сьма
ПИ́СЬМА, ВОШЕДШИЕ В СОБРАНИЕ Ф. КОМБЕФИСА
▪ Письмо I. Слово увещевательное в виде письма́. Рабу Божиему господину Георгию, преблагословенному наместнику Африки
▪ Письмо II. Кубикуларию Иоанну о любви
▪ Письмо III. Тому́ же
▪ Письмо IV. Тому́ же, о печали по Богу
▪ Письмо V. Константину
▪ Письмо VI. Святейшему и блаженнейшему архиепископу Иоанну о том, что душа́ бестелесна
▪ Письмо VII. Пресвитеру Иоанну о том, что душа́ и после смерти сохраняет действие мысли и не утрачивает ни одной из своих естественных способностей
▪ Письмо VIII. Тому́ же
▪ Письмо IX. Пресвитеру и игумену Фалассию
▪ Письмо X. Кубикуларию Иоанну
▪ Письмо XI. Игуменье о монахине, вышедшей из монастыря и раскаявшейся
▪ Письмо XII. Кубикуларию Иоанну о правых догматах Церкви Божией и против еретика Севира
|
|
· Изложение правого исповедания
· О различии и о том, ка̀к следует благочестиво исповедовать две природы во Христе после их соединения
· Иначе о том же
· О том, что число и не разделяет, и не разделяется, и по своей сути вовсе не вносит разделения в то̀, к чему прилагается
· Ка̀к благочестиво употреблять число для изъявления различия
· Ка̀к следует понимать изречение святого Кирилла в послании к Суккенсу. И о том, что слова́ «в двух» не противоречат утверждающим одну воплотившуюся природу Сло́ва, если не брать их неблагочестиво в смысле Нестория
· О том, что во Христе существует различие веще́й, или, скорее, сущностей, а не качеств. И о том, что всякое различие по необходимости непременно привносит с собой количество тех сущностей, к которым относится, а количество — выражающее его число, будь количество непрерывным или раздельным
· О том, что неблагочестиво говорить, будто Христос — одна составная природа, и противно истине
· О составной ипостаси
· Краткое опровержение возражения Севира против выражения «в двух»
· Краткое истолкование слов правого исповедания о Христе по учению соборной Церкви
|
▪ Письмо XIII. Краткое слово к иллюстрию Петру́ против учения Севира
|
|
· Более естественное рассуждение о числе
· Более строгое рассуждение о различии и количестве и о их благочестивом исповедании
· О том, что кощунственно утверждать, будто Христос — просто одна природа
· Более строгое рассуждение о сложной природе и ее логосе, и о нечестии, утверждающих, будто Христос — одна сложная природа
· О том, что утверждающий, что после соединения Христос есть Бог и человек, необходимо должен исповедовать после соединения и соответствующие этим именованиям природы, если желает право верить
· О выражении «в двух», и благочестивое исповедание единой воплотившейся природы Сло́ва по учению Отцов, и отрицание единой сложной природы
· Рассуждение о сложной ипостаси, основывающееся более на природе, и точное доказательство того, что исповедующие единую сложную ипостась Христа не впадают в ту же нелепость, что̀ и говорящие, будто Христос — единая сложная природа
· О том, что соединение Бога-Сло́ва с плотью произошло единственно по принятию, так что Он предсуществовал и пожелал истощиться ради соединения с плотью
|
▪ Письмо XIV. Тому́ же послание учительное
▪ Письмо XV. Об общем и особом, то есть о сущности и ипостаси, Косьме, богоугоднейшему диакону Александрии
|
|
· Доказательство, основывающее более на природе и устанавливающее, что ничто из существующего не тождественно иному по сущности и ипостаси, а одни вещи тождественны по сущности, но отличны ипостасями, другие же — тождественны по ипостаси, по сущности же совершенно отличны
· О том, что Христос, по сущности соединяя в Себе крайности общностью с ними Своих частей, сохранил различие частей между собой, а особенностями частей выказал ипостасную тождественность целого, общего обеим
· О том, что ипостасное общее частей отграничивает целое, то есть Христа, от крайностей, а сущностное общее частей с крайностями сущностно связывает с крайностями Христа как целое
· О том, что Христос, полностью Богом будучи и полностью человеком, в том, что̀ Он есть, содержит общее и особенное, которым соединяется с крайностями и отличается от них, соединением крайностей с Собой удостоверяя сохранение двух природ, из которых составлен, а отличием крайностей от Себя устанавливая единство собственной ипостаси
· Краткое рассуждение о различии, показывающее, что сущностное количество соединяющихся веще́й сохраняется
· Более пространное и более основывающееся на природе рассуждение о различии, количестве и выражающем их числе
· О том, что отрицающий тождественность природы и ипостаси благочестиво утверждает во Христе соединение и различие, веря в первое по ипостаси, а во второе — по природе
· О том, что Севир, утверждая тождество природы и ипостаси, превращает соединение в слияние, а различие — в разделение, чѐм показывает, что логос Троицы расширяет в четверицу лиц, и тайну Еди́ницы рассекает на двоицу божеств, и кощунственно извергает Христа из всякого сущностного бытия
· Краткое изложение истинного исповедания Отцов, с правильным обоснованием
|
▪ Письмо XVI. Тому́ же
▪ Письмо XVII. Юлиану, схоластику Александрии, о церковном учении относительно воплощения Го́спода
▪ Письмо XVIII. Написанное от лица́ Георгия преблагословенного наместника Африки, александрийским монахиням, отпавшим от соборной Церкви
▪ Письмо XIX. Пирру, святейшему пресвитеру и игумену
▪ Письмо XX. Монашествующему Марину
▪ Письмо XXI. Святейшему епископу Кидонии
▪ Письмо XXII. Авксентию
▪ Письмо XXIII. Пресвитеру Стефану
▪ Письмо XXVI. Сакелларию Константину
▪ Письмо XXV. Пресвитеру и игумену Конону
▪ Письмо XXVI. Пресвитеру Фалассию, спросившему, ка̀к это некоторые из языческих царей ради Божиего гнева, угрожавшего их подданным, приносили в жертву детей и родственников, и гнев прекращался, ка̀к описано у многих древних писателей
▪ Письмо XXVII. Кубикуларию Иоанну
▪ Письмо XXVIII. Епископу Кирисикию
▪ Письмо XXIX. Тому́ же
▪ Письмо XXX. Епископу Иоанну
▪ Письмо XXXI. Тому́ же
▪ Письмо XXXII. Авве Полихронию
▪ Письмо XXXIII. Тому́ же
▪ Письмо XXXIV. Тому́ же
▪ Письмо XXXV. Тому́ же
▪ Письмо XXXVI. Тому́ же
▪ Письмо XXXVII. Тому́ же
▪ Письмо XXXVIII. Тому́ же
▪ Письмо XXXIX. Тому́ же
▪ Письмо XL. Пресвитеру и игумену Фалассию
▪ Письмо XLI. Тому́ же
▪ Письмо XLII. Тому́ же
▪ Письмо XLIII. Кубикуларию Иоанну
▪ Письмо XLVI. Тому́ же
▪ Письмо XLV. Тому́ же
|
ПИ́СЬМА, НЕ ВОШЕДШИЕ В СОБРАНИЕ Ф. КОМБЕФИСА
▪ Письмо святого Максима к игумену Фалассию (Письмо А). Записка о том, что̀ сделали римские легаты в Константинополе
▪ Того же [Максима] к благочестивейшему Стефану, пресвитеру и игумену (Письмо В)
▪ Богословско-полемический трактат XII. Из письма́ того же святого Максима, написанного к славному Петру́, где он упоминает Пирра, святого Софрония, епископа Иерусалимского и папу Гонория
▪ Письмо от монаха Максима монаху Софронию, называемому Евкратом (Окончание Письма́ VIII)
|
Текст по изданию «Прп. Максим Исповедник. Пи́сьма» (Издательство Санкт-Петербургского университета Русская Христианская гуманитарная академия, СПб., 2007 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.
|