Глава XXXI.
Источники иноческих скорбей
Искушения на инока возникают из следующих четырех источников: из падшего нашего естества, из мiра, от человеков и от демонов. Собственно, источник искушений один: наше падшее естество. Если б естество не находилось в состоянии падения, то зло не возникало бы в нас самих, соблазны мiра не имели бы на нас никакого влияния, человеки не восставали бы друг против друга, падшие духи не имели бы повода и права приступать к нам. Потому-то и говорит Писание: Ки́йждо искушается от своея́ похоти влеком и прельщаемь (Иак. 1:14).
Бесконечная благость и премудрость Божия устроила для спасающихся так, что все искушения, какие бы то ни было, приносят истинным рабам и служителям Божиим величайшую пользу, могущественно вспомоществуют им в деле спасения и духовного преуспеяния. Зло не имеет доброй цели, оно имеет одну злую цель. Но Бог так чудно устроил дело спасения нашего, что зло, имея злую цель и действуя с намерением повредить рабу Божию во вре́мени и в вечности, способствует этим его спасению. Спасение, как духовное таинство, соделывающее человека причастником Божественного добра, непостижимо для зла, которое слепо по отношению к Божественному добру, как вполне чуждое его, а понимает только свое, то есть или одностороннее зло, или добро́ падшего естества, смешанное со злом и отравленное злом. Преподобный Макарий Великий говорит: «Содействует злое благому намерением неблагим»28. И апостол Павел сказал: Любящым Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8:28).
Падшее естество, извергая из себя в разнообразных видах грех — здесь разумеется грех не деятельный, а в помыслах, в ощущениях се́рдца и те́ла — и препираясь с Евангелием, доставляет, при свете Евангелия, подвижнику опытное и подробное понятие падения, как его собственного, так и общего всему человечеству, доставляет опытное познание необходимости Искупителя, доставляет опытное познание, что Евангелие врачует и оживляет ду́шу, доставляет дух сокрушен и смирен, который водворяется в подвижнике по причине видения им бесчисленных язв и немощей, нанесенных человеку и роду человеческому падением. Яд греха, ввергнутый падением в каждого человека и находящийся в каждом человеке, действует по Промыслу Божию в спасающихся к существенной и величайшей пользе их29.
Мiр, искушая подвижника, доставляет ему опытное познание, как земная жизнь превратна и обманчива, что всё сладостное, вожделенное и великое ее оканчивается пустотою и горестью; от этих опытных познаний подвижник стяжавает хладность к земной жизни, к гостинице своей — земле, ко всему, что̀ признаётся на ней вожделенным для сынов мiра, обращает взоры ума и се́рдца к вечности, и начинает усерднейшими молитвами ходатайствовать пред Богом о своей загробной участи.
Человеки, искушая подвижника, доставляют ему возможность соделаться исполнителем возвышеннейших заповеданий Евангелия, заповеданий о любви к врагам. Любовь к врагам есть высшая степень узаконенной Евангелием любви к ближнему. Достигши любви к врагам, достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собою отворились врата любви к Богу. Все препятствия отклонены! Вечные затворы и замки́ расслабли и разверзлись! Уже́ подвижник не осуждает ближнего, уже́ он отпустил ему все согрешения его, уже́ он молится за него, как за своего сочлена, принадлежащего одному телу, уже́ он признал и исповедал, что все ско́рби, случающиеся рабу Божию, попускаются не иначе, как по мановению Божию; уже́ он покорился воле Божией во всех обстоятельствах, частных и общественных, и потому со свободою, как наперсник священного мира, как исполнивший относительно ближнего всё, повеленное Богом, вступает в объятия Божественной любви. Этого подвижник не мог бы достичь, если б не подвергся различным искушениям от человеков, и по причине искушений не изверг из себя, как бы от действия очистительного врачевства, всей злобы и гордыни, которыми заразилось падшее естество.
Искушения от лукавых духов обыкновенно попускаются после обучения искушениями от падшего естества, от мiра и от человеков. Лукавые ду́хи сперва поддерживают падшее естество в борьбе против Евангельского учения или принимают участие в искушениях, наносимых подвижнику соблазнами мiра и человеками; впоследствии, в свое время, по особенному попущению Божию, открывают лично, собою, брань против раба Христова, возводящую его в великий подвиг. Победитель в этой бра́ни увенчивается особенными духовными дарованиями, как можно видеть из жизнеописаний преподобного Антония Великого, преподобного Иоанна многострадального и других святых иноков. Не вступив в брань с духами и не выдержав ее как до́лжно, подвижник не может вполне расторгнуть общения с ними, и потому не может достигнуть полной свободы от порабощения им в сем и будущем веке. Оставившие земную жизнь в таком состоянии не могут не подвергнуться истязаниям от бесов на воздушных мытарствах. Преподобный Макарий Великий говорит: «ду́ши, скорбьми, наносимыми от злых духов, не искушенные, пребывают еще в отрочестве и, да та́ко реку́, не способны к Царству Небесному»30.
Зло есть причина всех скорбей и искушений. Но премудрость и всемогущество Божии служат причиною того, что на рабов Божиих искушения и ско́рби действуют душеспасительно, доставляя им возможность совершать возвышеннейшие евангельские заповеди, последовать Христу, взяв крест свой, соделоваться ближайшими учениками Го́спода. Напротив того, ско́рби и искушения действуют гибельно на сынов погибели! Зло низлагает их; они не умеют победить его и прежние свои законопреступления навершают новыми законопреступлениями. Так, один из разбойников, распятых близ Го́спода, дополнил на кресте свои злодеяния богохульством (Лк. 23:39). Всемогущество и премудрость Божии служат причиною того, что зло, действуя с намерением и целью, единственно злыми, исполняет, не ведая того, предначертания Промысла Божия. Так иудейское духовенство, движимое завистью и ненавистью к Богочеловеку, преследовало Его в течение всей Его земной жизни и устроило Ему позорную смертную казнь, но это духовенство, по бесконечной премудрости Бога и Его всемогуществу, было слепым орудием предопределения Божия, состоявшего в том, чтобы всесвятой Христос, пострадав за виновное человечество, страданиями Своими искупил виновное человечество и проложил для всех желающих спастись спасительный крестный путь, возводящий шествующих по нему на небо (Деян. 3:18). Таким же орудием Божиим бывает зло относительно всех служителей Божиих, не приобретая из этого для себя ничего; зло, содействуя, по мановению Божию, в неве́дении своем, добру, не престает пребывать для себя и для совершающих его тем, что̀ оно есть — злом. — Рабы Божии! Знайте наверно, что случающиеся вам ско́рби приходят не сами собой, а по попущению Божию, и прилагайте возможное тщание, чтоб переносить их с терпением и долготерпением, принося за них славословие и благодарение Богу! Знайте, что противящийся скорбям и ищущий отклонить от себя скорбный путь действует против своего спасения, стремится в слепоте своей разрушить порядок и способ спасения, установленный Богом для всех рабов Его.
Примечания:
1 Четьи-Минеи, 17 января.
2 Глава 33, Добротолюбие, ч. 1.
3 Рим. 15:4. Предисловие к Уставу или Преданию.
4 Преподобного Нила Сорского Предание. Не лишним будет заметить здесь, что преподобный Нил Сорский, хотя имел благодать Божию, но не дерзал объяснять Писания самопроизвольно, а последовал объяснению, сделанному Отцами. Путь смиренномудрия есть единственный верный путь ко спасению.
5 Здесь говорится не о наружном послушании монастырском, не о трудах и занятиях монастырских, назначаемых монастырским начальством, но о послушании нравственном, сокровенном, совершаемом в душе́.
6 Мнение священномученика Петра, митрополита Дамасского, и других Отцов. Добротолюбие, ч. 3.
7 Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания о авве Макарии Городском, гл. 2.
8 Слово 27, гл. 33.
9 Слово 27, гл. 77.
10 В слове о трех образах молитвы, о третьем образе, Добротолюбие, ч. 1. «Да упражняется в псалмопении, сиречь, да молится усты».
11 О безмолвии в 15-ти главах: гл. 4, О е́же ка́ко подобает пети. Добротолюбие, ч. 1.
12 Заимствовано из 10-й главы́ святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, о безмолвии и молитве. Добротолюбие, ч. 2.
13 Гл. 12. О безмолвии и молитве святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов.
14 Преподобного Нила Сорского, Слово 7.
15 Лествицы, Слово 28, гл. 46.
16 Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 21. Добротолюбие, ч. 2.
17 Святого Исаака, Слово 69.
18 Глава 53 Ксанфопулов о безмолвии и молитве. Добротолюбие, ч. 2.
19 О силах души́ смотри гла́вы преподобного Филофея Синайского. Добротолюбие, ч. 2.
20 Преподобного Пимена Великого спросили, что̀ значат слова́ Писания: Причастник аз есмь всем боящымся Тебе и хранящым заповеди Твоя (Пс. 118:63)? Преподобный отвечал: «Это говорит о Себе Святый Дух». Алфавитный Патерик.
21 Издание Оптиной Пустыни 1847 го́да.
22 Алфавитный Патерик, в житии преподобного Иоанна Колова.
23 Алфавитный Патерик, в житии Иоанна Колова, и Достопамятные сказания, буква И.
24 Иак. 3:15. Святой Исаак Сирский говорит: «Инаково слово деятельности, и инаково слово прекрасное. И без опытного дознания чего-либо мудрость умеет украшать слова́ свои, говорить истину, не зная ее. Иной может толковать о добродетели, сам не изведав опытно де́ла ее. Но слово от деятельности — сокровищница надежды, а мудрость, не оправданная деятельностию, — залог стыда. Что̀ художник, который живописует на стенах воду и не может тою водою утолить своей жажды, и что̀ человек, который видит прекрасные сны, то же и слово, не оправданное деятельностию. Кто̀ говорит о добродетели, что̀ сам испытал на деле, тот так же передает сие слушающему его, как иной отдает другому деньги, добытые трудом своим. И кто из собственного стяжания посевает учение в слух внемлющих ему, тот с дерзновением отверзает уста свои, говоря с духовными своими чадами, как престарелый Иаков сказал целомудренному Иосифу: Аз же даю ти единую часть свыше братии твоея́, юже взях у Аморреев мече́м моим и луком моим (Быт. 48:22)». Слово 1. «Не домогайся заимствоваться советом у человека, который не ведет одинакового с тобою о́браза жизни, хотя он и крайне мудр. Доверь помысл свой лучше человеку неученому, но опытно изведавшему дело, нежели ученому философу, который рассуждает по своим исследованиям, не испытав на деле». Слово 78-е.
25 Келейные пи́сьма святителя Тихона, том XV, письмо 67-е.
26 4-й ответ святого Нифонта Цареградского в Руководстве к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна.
27 Слова́ преподобного Марка Подвижника о законе духовном, гл. 31.
28 Слово IV, гл. 6.
29 Святой Исаак Сирский. Слово 46, 58, 61.
30 Слово VII, гл. 14.
Текст по изданию «Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений в 7-ми томах» (том 5-ый, издательство «Тираж-51», Краматорск, 2009 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.