Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Приношение современному монашеству
(гла́вы XIII, XXIII-XXVI, XXX, XXXI)


 


· Глава XIII. О жительстве по совету.
· Глава XXIII. О молитве Иисусовой.
· Глава XXIV. О упражнении молитвою Иисусовою.
· Глава XXV. О непрестанной молитве.
· Глава XXVI. О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной.
· Глава XXX. Ско́рби суть по преимуществу удел иноков последнего вре́мени.
· Глава XXXI. Источники иноческих скорбей.


Глава XIII.
О жительстве по совету

Крупицами названо в предшествовавшей главе духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему вре́мени. Оно основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий. В собственном смысле это — послушание древних иноков, в ином виде, приспособленном к нашей немощи, преимущественно душевной. Древним послушникам их духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию; ныне иноки должны́ сами отыскивать волю Божию в Писании и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям. Тогда преуспеяние было быстрым по свойству делания; ныне оно косно опять по свойству делания. Таково благоволение о нас Бога нашего; мы обязаны покорствовать ему и со благодарением благоговеть пред ним. Наше современное иноческое жительство по Писанию и совету отцов и братий освящено примером главы́ монашества, преподобного Антония Великого. Он не был в послушании у старца, но в новоначалии своем жил отдельно и заимствовал наставления из Писания и от разных отцов и братий: у одного научался он воздержанию, у другого — кротости, терпению, смирению, у иного строгой бдительности над собою, безмолвию, стараясь усвоить себе добродетель каждого добродетельного инока, всем оказывая по возможности послушание, смиряясь пред всеми и молясь Богу непрестанно1. Поступай и ты, новоначальный, таким образом! Оказывай настоятелю и прочему монастырскому начальству нелицемерное и нечеловекоугодливое послушание, послушание, чуждое лести и ласкательства, послушание ради Бога. Оказывай послушание всем отцам и братьям в их приказаниях, не противных Закону Божию, уставу и порядку монастыря и распоряжению монастырского начальства, но никак не будь послушен на зло, если б и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братьями, но усваивай себе советы их с крайнею осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя! По страстности и слепоте твоей иной страстный и зловредный совет может понравиться тебе единственно по неведению и неопытности твоим или потому, что он угождает какой-либо сокровенной, неведомой тобою, живущей в тебе страсти. С плачем и сердечными воздыханиями умоляй Бога, чтоб Он не попустил тебе уклониться от Его всесвятой воли к последованию падшей человеческой воле, твоей или ближнего твоего, твоего советника. Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах советуйся с Евангелием. Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетною доверенностью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его нача́ло! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню. Была справедливою молитва Пророка всегда, в особенности она справедлива ныне: Спаси мя, Господи, яко оскуде́ преподобный, яко ума́лишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола ки́йждо ко искреннему своему; устне́ льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая (Пс. 11:2; Пс. 11:3). Слово ложное и лицемерное не может не быть словом злым и зловредным. Против такого настроения необходимо принять меры осторожности. «Изучай Божественное Писание, — говорит Симеон Новый Богослов, — и писания святых Отцов, особливо деятельные, чтоб с учением их сличив учение и поведение твоего учи́теля и старца, ты мог их видеть (это учение и поведение) как в зеркале и понимать; согласное с Писанием усваивать себе и содержать в мысли; ложное же и худое познавать и отвергать, чтоб не быть обманутым. Знай, что в наши дни появилось много обманщиков и лжеучителей»2. Преподобный Симеон жил в десятом столетии по Рождестве Христовом, за девять веков до нашего вре́мени: вот уже́ когда раздался голос праведника в святой Христовой Церкви о недостатке истинных, духоносных руководителей, о множестве лжеучителей. С течением вре́мени более и более оскудевали удовлетворительные наставники монашества; тогда святые Отцы начали более и более предлагать руководство Священным Писанием и писаниями Отеческими. Преподобный Нил Сорский, ссылаясь на Отцов, писавших прежде него, говорит: «Не малый подвиг, — сказали они, — найти непрелестного учи́теля сему чудному деланию (истинной иноческой сердечной и умной молитве)». Они наименовали непрелестным того, кто имеет свидетельствованное Божественным Писанием делание и мудрование и стяжал духовное рассуждение. И то̀ сказали святые Отцы, что и тогда едва можно было найти непрелестного учи́теля таким предметам; ныне же, когда они оскудели до крайности, до́лжно искать со всею тщательностью. Если же не найдется, то святые Отцы повелели научаться из Божественного Писания, слыша Самого́ Го́спода, говорящего: Испытайте Писаний, и в них найдете живот вечный (Ин. 5:39). Ели́ка бо преднаписана быша в Святых Писаниях, в наше наказание (наставление) преднаписашася3. Преподобный Нил жил в 15-м столетии; он основал скит неподалеку от Бела-Озера, где и занимался молитвою в глубоком уединении. Полезно прислушаться старцам новейших времен, с каким смирением и самоотвержением отзывается преподобный Нил о наставлениях, которые он преподавал братии. «Никто не должен утаивать сло́ва Божия по своему нерадению, но исповедовать свою немощь и вместе не скрывать истины Божией, чтоб не сделаться нам виновными в преступлении заповеди Божией. Не будем утаивать сло́ва Божия, но будем возвещать его. Божественные Писания и слова́ святых Отцов многочисленны, как песок морской: неленостно исследуя их, преподаем приходящим к нам и нуждающимся в них (требующим, вопрошающим). Правильнее же: преподаем не мы, потому что мы недостойны этого, но преподают блаженные святые Отцы из Божественного Писания»4. Вот превосходный образец для современного наставления! Он вполне душеполезен для наставника и наставляемого; он — правильное выражение умеренного преуспеяния; он соединен с отвержением самомнения, безумной наглости и дерзости, в которые впадают подражающие по наружности Великому Варсонофию и другим знаменоносным Отцам, не имея благодати Отцов. Что̀ было в тех выражением обильного присутствия в них Святого Духа, то в безрассудных, лицемерных подражателях служит выражением обильного невежества, самообольщения, гордости, дерзости. Возлюбленные отцы! Будем произносить слово Божие братьям нашим со всевозможным смирением и благоговением, сознавая себя недостаточными для сего служения и охраняя самих себя от тщеславия, которое сильно стужает людям страстным, когда они поучают братию. Подумайте, что мы должны́ воздать ответ за каждое праздное слово (Мф. 12:36), тем тягостнее ответ за слово Божие, произнесенное с тщеславием и по побуждению тщеславия. Потребит Господь вся устны́ льстивыя, язык велере́чивый, ре́кшия: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть; кто̀ нам Господь есть? (Пс. 11:4; Пс. 11:5). Потребит Господь ищущих славы своей, а не Божией. Устрашимся прещения Господня! Будем произносить слово назидания по требованию существенной необходимости, не как наставники, а как нуждающиеся в наставлении и тщащиеся соделаться причастниками наставления, преподаваемого Богом в Его всесвятом Слове. Кийждо якоже прият дарование, говорит святой апостол Петр, между́ себе сим служа́ще, яко добрии строителие различныя благодати Божия. Аще кто глаголет, яко словеса́ Божия, со страхом Божиим и благоговением к словам Божиим, а не как свои собственные слова́; аще кто служит, яко от крепости, юже подает Бог, а не как бы из своей собственной: да о всем славится Бог Иисус Христом (1Пет. 4:10; 1Пет. 4:11). Действующий из себя действует для тщеславия, приносит и себя, и послушающих его в жертву сатане; действующий из Го́спода, действует в славу Го́спода, совершает свое спасение и спасение ближних Господом, единым Спасителем человеков. Будем страшиться преподания новоначальному какого-либо необдуманного наставления, не основанного на слове Божием и на духовном разумении сло́ва Божия. Лучше сознаться в неве́дении, нежели выказать ве́дение душевредное. Охранимся от великого бедствия — превратить легковерного новоначального из раба Божия в раба человеческого (1Кор. 7:23), привлекши его к творению падшей воли человеческой вместо всесвятой воли Божией5. Скромное отношение советника к наставляемому — совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику, рабу о Господе. Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен. На советнике не лежит никакой ответственности за совет его, если он подал его со страхом Божиим и смиренномудрием, не самопроизвольно, а будучи спрошен и понужден. Также и получивший совет не связывается им; на произволе и рассуждении его остается исполнить или не исполнить полученный совет. Очевидно, ка̀к путь совета и последования Священному Писанию сообразен с нашим слабым временем. Заметим, что Отцы воспрещают давать совет ближнему по собственному побуждению, без вопрошения ближнего: самовольное преподание совета есть признак сознания за собою ве́дения и достоинства духовных, в чём — явная гордость и самообольщение6. Это не относится к настоятелям и начальникам, которые обязаны во всякое время, при всякой встретившейся нужде, и не будучи спрошены, наставлять врученное им братство (2Тим. 4:2). Но при посещении других монастырей они должны руководствоваться советом преподобного Макария Александрийского преподобному Пахомию Великому. Пахомий спросил Макария о наставлении братий и суде над ними. Авва Макарий отвечал: «Учи и суди своих подчиненных, и не суди никого из посторонних»7. Это правило соблюдали и соблюдают все настоятели, желающие благоугодить Богу.

Глава XXIII.
О молитве Иисусовой

Собственно молитвою святые Отцы называют молитву Иисусову, которая произносится так: Господи Иисусе Христе́, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Святой Иоанн Лествичник говорит о безмолвствующих, что «одни из них поют, и бо́льшую часть своего вре́мени проводят в этом (пении), а другие претерпевают в молитве»: под именем пения здесь надо понимать молитвенное чтение псалмов (тогда еще не было других молитвословий, употребляемых ныне), а под именем молитвы — молитву Иисусову8. То же значение имеют и следующие слова́ того же святого: «Ночью бо́льшую часть вре́мени отдавай молитве, а меньшую псалмопению»9. Так объясняют значение слов молитва и псалмопение в творении святого Иоанна Лествичника, Лествице, позднейшие его великие подвижники и наставники монашества, преподобные Симеон Новый Богослов10 и Григорий Синаит11. Молитва Иисусова разделяется на два вида: на устную и умную. Подвижник переходит от устной молитвы к умной сам собою, при условии, когда устная молитва — внимательна. Сперва до́лжно обучиться устно молитве Иисусовой. Исполняется Иисусова молитва стоя; при изнеможении же сил сидя и даже лежа. Существенными принадлежностями этой молитвы должны быть: внимание, заключение ума в слова́ молитвы, крайняя неспешность при произнесении ее и сокрушение духа. Хотя эти условия необходимы при всякой молитве, но удобнее сохраняются и более требуются при совершении молитвы Иисусовой. При псалмопении разнообразие мыслей, в которые облечена молитва, невольно привлекает к себе внимание ума и доставляет ему некоторое развлечение. Но при молитве Иисусовой ум сосредоточивается в одну мысль: в мысль о помиловании грешника Иисусом. Делание по наружности самое сухое, но на опыте оно оказывается самым многоплодным из всех душевных деланий. Сила и достоинство доставляются ему всесильным, всесвятым именем Го́спода Иисуса Христа. Пророк, пророчествуя о Богочеловеке, предвозвестил: Всяк, иже призовет имя Господне, спасется (Иоил. 2:32). Слова́ Пророка повторяет святой апостол Павел (Рим. 10:13); аще испове́си усты твоими, говорит он, Го́спода Иисуса, и веруеши в сердцы твоем, яко Бог того воздви́же из мертвых, спасешися (Рим. 10:9). Святой апостол Петр, по исцелении хромого от рождения именем Го́спода Иисуса Христа, засвидетельствовал пред иудейским синедрионом нижеследующее: Кня́зи лю́дстии и старцы израилевы! аще мы (святые апостолы Петр и Иоанн) днесь истязуеми есмы́ о благодеянии человека немощна, о чесом сей спасеся, разумно бу́ди всем вам и всем людем израилевым, яко во имя Иисуса Христа Назореа, Егоже вы распясте, Егоже Бог воскреси́ от мертвых, о Сем сей стои́т пред вами здрав. Несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4:8; Деян. 4:9; Деян. 4:10; Деян. 4:12). Употребление всесвятого Божественного имени Иисус в молитве и моление о этом имени установлено Самим Господом нашим, Иисусом Христом. В этом можно убедиться из той возвышеннейшей и глубочайшей беседы, помещенной в Евангелии от Иоанна (Ин. 13:31; глл. 14, 15, 16), которую Господь имел со святыми апостолами после Тайной вечери, в многознаменательный час, предшествовавший добровольному исшествию Го́спода на место предания и на страдания, спасительные для ро́да человеческого. Учение, произнесенное Господом в этот час, имеет характер окончательного, предсмертного завещания, в котором собраны и изложены Им пред учениками Его, а в лице их пред всем христианством, самые душеспасительные, окончательные заповеди, залоги достоверные и непогрешительные жизни вечной12. Между прочими залогами и духовными дарами дано и подтверждено позволение и повеление молиться именем Иисуса. Е́же аще что̀ про́сите от Отца во имя Мое, сказал Господь ученикам Своим, то́ сотворю, да прославится Отец в Сыне. И аще чесо про́сите во Имя мое, Аз сотворю (Ин. 14:13; Ин. 14:14). Аминь, аминь глаголю вам, яко ели́ка аще чесо про́сите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не проси́сте ничесоже во имя Мое: проси́те, и прии́мете, да радость ваша исполнена будет (Ин. 16:23; Ин. 16:24). Что̀ ж такое, могущее принявшего преисполнить радости, даровано будет молящемуся именем Го́спода Иисуса? Будет дарован — отвечаем словами Го́спода — Дух Святой, Егоже по́слет Отец во имя Мое (Ин. 14:26). Это опытное познание принадлежит святым Отцам и есть их предание13.

Глава XXIV.
О упражнении молитвою Иисусовою

Если жительствуешь в обители, в которой отправляется вечернее правило с поклонами в церкви, то, придя в келлию, сряду займись молитвою Иисусовою. Если жительствуешь в обители, в которой вечернее правило отправляется в церкви, но без поклонов, то, придя в келлию, соверши сперва правило с поклонами, а после него займись молитвою Иисусовою. Если принадлежишь к такой обители, в которой нет общего вечернего правила, а предоставлено каждому совершать его в келлии, то, во-первых, соверши правило с поклонами, пото́м займись молитвословием или псалмопением, и, наконец, молитвою Иисусовою. Первоначально положи себе произносить сто молитв Иисусовых со вниманием и неспешностью. Впоследствии, если увидишь, что можешь произнести больше, присовокупи другие сто. С течением вре́мени, смотря по надобности, можешь и еще умножить число произносимых молитв. На неспешное и внимательное произнесение ста молитв потребно вре́мени 30 минут, или около получаса; некоторые подвижники нуждаются и в еще более продолжительном вре́мени. Не произноси молитв спешно, одной немедленно за другою; делай после каждой молитвы краткий отдых и тем способствуй уму сосредоточиваться. Безостановочное произнесение молитв рассеивает ум. Переводи дыхание с осторожностью; дыши тихо и медленно: этот механизм охраняет от рассеянности. Окончив моление молитвою Иисусовою, не вдайся в разные размышления и мечтания, всегда пустые, обольстительные, обманчивые, но, по направлению, полученному в молитвенном подвиге, проведи время до сна. Склоняясь ко сну, повторяй молитву, засыпай с нею. Приучи себя так, чтоб, проснувшись от сна, первою твоею мыслью, первым словом и делом была молитва Иисусова. Произнесши ее несколько раз, вставай с одра и спеши к утрени. Во время утрени, по возможности, займись молитвою Иисусовою. Если будешь иметь несколько вре́мени свободного между Утренею и Литургиею, — займись молитвою Иисусовою. Точно так же поступай и после обеда. Отцы советуют после обеда заниматься воспоминанием о смерти14. Это вполне правильно, но живая молитва Иисусова неразлучна с живым воспоминанием о смерти15; живое воспоминание о смерти сопряжено с живою молитвою ко Господу Иисусу, упразднившему смертью смерть и даровавшему человекам живот вечный Своим временным подчинением смерти. Во время церковных служб полезно упражняться молитвою Иисусовою: она, удерживая ум от рассеянности, способствует ему внимать церковному пению и чтению. Постарайся столько приучиться к молитве Иисусовой, чтоб она сделалась твоею непрестанною молитвою, для чего она очень удобна по краткости своей и для чего неудобны продолжительные молитвы. Отцы сказали: «Инок должен, употребляя ли пищу и питие, пребывает ли в келлии или находится на послушании (в монастырской работе и труде), путешествует или что̀ иное делает, непрестанно вопиять: Господи Иисусе Христе́, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»16.

Глава XXV.
О непрестанной молитве

Непрестанная молитва заповедана Самим Богом. Спаситель мiра сказал: Проси́те, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцы́те, и отве́рзется вам (Мф. 7:7). Бог не и́мать ли сотворити отмщение избра́нных Своих, вопиющих к Нему день и нощь, и долготерпя о них? глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре (Лк. 18:7; Лк. 18:8). Апостол, повторяя учение Го́спода, говорит: Непрестанно моли́теся (1Фес. 5:17). Хощу убо, да молитвы творят му́жие на всяцем месте, возде́юще преподобныя ру́ки без гнева и размышления (1Тим. 2:8). Под именем мужей апостол разумеет христиан, достигших христианского совершенства. Только совершенным христианам свойственно молиться без гнева и размышления, то есть в глубоком мире, в чистейшей любви к ближнему, без малейшего памятозлобия к ближнему и осуждения его, без развлечения посторонними помыслами и мечтаниями (без размышления). Таковые могут на всяком месте и во всякое время приносить молитву Богу, воздевая и вознося к Нему преподобные ру́ки: ум и сердце, очищенные от страстей, освященные Духом. Очевидно, что непрестанная молитва не может быть достоянием новоначального инока, но, чтоб сделаться способным в свое время к непрестанной молитве, он должен приучиться к частой молитве. Частая молитва, в свое время, сама собою, перейдет в непрестанную молитву. Как при непрестанной молитве всего удобнее совершать молитву Иисусову, то новоначальный должен как можно чаще обращаться к молитве Иисусовой. Выпало ли тебе кратчайшее свободное время? Не убей его в праздности! Не убей его, употребив на какое-либо несбыточное и пустейшее мечтание, на какое-нибудь суетное, ничтожное занятие! Употреби его для упражнения молитвою Иисусовою. Если случится, по немощи или, правильнее, по свойству падшего естества, увлечься обольстительными мечтаниями и помыслами, — не унывай, не расслабляйся. Раскаявшись пред Богом в твоей легкомысленности и сознав пред Ним твое падшее естество и твое увлечение, припади мысленно пред Его милостью и прими меры предосторожности против обольстительного мечтания и обольстительных помыслов. Кто не приучится к частой молитве, тот никогда не получит непрестанной. Непрестанная молитва — дар Божий, даруемый Богом испытанному в верности рабу и служителю Его. «Иначе, как непрестанною молитвою, невозможно приближиться к Богу»17. Непрестанная молитва есть признак милости Божией к человеку, есть признак, что все силы души́ устремились к Богу. Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день. Возвесели ду́шу раба Твоего, яко к Тебе взях ду́шу мою (Пс. 85:3; Пс. 85:4).

Глава XXVI.
О молитве Иисусовой устной,
умной и сердечной

Желающему непогрешительно заниматься молитвою Иисусовою надо поверять себя, свое упражнение ею, частым чтением следующих Отеческих писаний: 1) Сло́ва о трезвении Исихия пресвитера Иерусалимского, 2) Глав о трезвении преподобного Филофея Синайского, 3) Сло́ва о сокровенном делании во Христе святого Феолипта, митрополита Филадельфийского, 4) Сочинений святых Симеона Нового Богослова и Григория Синаита, помещенных в первой части Добротолюбия, 5) Сло́ва Никифора Монашествующего и сочинения святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, помещенных во 2-й части Добротолюбия, 6) Предания преподобного Нила Сорского, 7) Цветника священноинока Дорофея и других. Читатель найдет в Добротолюбии, в Слове Симеона Нового Богослова о трех образах молитвы, в Слове Никифора Монашествующего и в сочинении Ксанфопулов наставление о художественном ввождении ума в сердце при пособии естественного дыхания, иначе, механизм, способствующий достижению умной молитвы. Это учение Отцов затрудняло и затрудняет многих читателей, между тем как тут нет ничего затруднительного. Советуем возлюбленным братьям не доискиваться открытия в себе этого механизма, если он не откроется сам собою. Многие, захотевшие узнать его опытом, повредили свои легкие и ничего не достигли. Сущность де́ла состоит в том, чтоб ум соединился с сердцем при молитве, а это совершает Божия благодать в свое время, определяемое Богом. Упомянутый механизм вполне заменяется неспешным произношением молитвы, кратким отдыхом после каждой молитвы, тихим и неспешным дыханием, заключением ума в слова́ молитвы. При посредстве этих пособий мы удобно можем достигнуть внимания в известной степени. Вниманию ума при молитве начинает весьма скоро сочувствовать сердце. Сочувствие се́рдца уму мало-помалу начнет переходить в соединение ума с сердцем, и механизм, предложенный Отцами, явится сам собою. Все механические средства, имеющие вещественный характер, предложены Отцами единственно как пособия к удобнейшему и скорейшему достижению внимания при молитве, а не как что-нибудь существенное. Существенная, необходимая принадлежность молитвы есть внимание. Без внимания нет молитвы. Истинное благодатное внимание является от умерщвления се́рдца для мiра. Пособия всегда остаются только пособиями. Те же святые Отцы, которые предлагают вводить ум в сердце вместе с дыханием, говорят, что ум, получив на́вык соединяться с сердцем, или, правильнее, стяжав это соединение по дару и действию благодати, не нуждается в пособии механизма для такого соединения, но просто, сам собою, своим собственным движением соединяется с сердцем18. Это так и быть должно́. Разъединение ума с сердцем, противодействие их друг другу произошли от нашего падения в грех: естественно Божественной благодати — когда она прострет перст свой для исцеления сокрушенного и раздробленного на части человека его падением — воссоединять разделенные его части, воссоединять ум не только с сердцем и душою, но и с телом, давать им одно правильное стремление к Богу. Вместе с соединением ума с сердцем подвижник получает силу противостоять всем страстным помыслам и страстным ощущениям. Может ли это быть следствием какого-либо механизма? Нет! Это — последствие благодати, это — плод Святого Духа, осенившего невидимый подвиг Христова подвижника, непостижимого для плотских и душевных человеков. Читая в Отцах о сердечном месте, которое обретает ум молитвою, надо понимать словесную силу се́рдца19, помещенную Творцом в верхней части се́рдца, силу, которою сердце человеческое отличается от се́рдца скотов, имеющих силу воли или желания и силу ревности или ярости, наравне с человеками. Сила словества выражается в совести или в сознании нашего духа, без участия разума, в страхе Божием, в духовной любви к Богу и ближнему, в ощущении покаяния, смирения, кротости, в сокрушении духа или глубокой печали о грехах, и в других духовных ощущениях, чуждых животным. Сила души́ — ум, хотя и духовна, но имеет местом пребывания своего головной мозг: так и сила словества, или дух человека, хотя и духовна, но имеет местом пребывания своего верхнюю часть се́рдца, находящуюся под левым сосцом груди́, около сосца и несколько выше него. Соединение ума с сердцем есть соединение духовных помыслов ума с духовными ощущениями се́рдца. Так как человек пал, так как его помыслы и ощущения изменились из духовных в плотские и душевные, то надо при посредстве евангельских заповедей возвести ум и дух к помышлениям и ощущениям духовным. Когда ум и дух исцелятся, тогда они и соединятся о Господе. Образуется в свое время, в отделе се́рдца, где помещается сила словества или дух, чудный, нерукотворенный, духовный храм Божий, Святая Святых: туда нисходит ум, хиротонисанный Святым Духом во священника и архиерея для поклонения Богу Духом и Истиною. Тогда познаёт христианин блаженным опытом сказанное в Священном Писании: Вы есте́ церкви Бога жи́ва, яхоже рече́ Бог: яко вселюся в них, и похожду́, и буду им Бог, и ти́и будут мне людие (2Кор. 6:16). — Ниже силы словества, в средине се́рдца, помещается сила ревности; ниже нее, в низшей части се́рдца, помещается сила желания или воли. В животных эти две силы действуют очень грубо, как нисколько не связанные словесностью; в людях они действуют сообразно тому́, насколько и каким образом развит дух их. Но действовать правильно и быть в полном подчинении духа или силы словества они могут только в истинном христианине, низложившем не только явно греховные, но и все естественные помыслы и ощущения пред разумом Христовым — Евангелием. Ум и сердце иначе не возмогут соединиться как при посредстве Духа и Истины. Это значит: ум и сердце не возмогут соединиться, если не отвергнутся вполне падшего естества, если не предадут себя вполне руководству Евангелия, если за постоянное и усиленное последование евангельским заповедям не привлекут к себе благодати Всесвятого Духа, не исцелятся и не оживут от прикосновения ее, от осенения ею20. Не только всякое греховное чувствование и всякий греховный помысл, но и все естественные помыслы и ощущения, как бы они ни были тонки и замаскированы мнимою праведностью, разрушают соединение ума с сердцем, поставляют их в противодействие друг другу. При уклонении с духовного направления, доставляемого Евангелием, тщетны все пособия и механизмы: сердце и ум никогда не соединятся между собою. Исполнение заповедей, предшествующее соединению ума с сердцем, различествует от исполнения заповедей, последующего соединению. До соединения подвижник исполняет заповеди с величайшим трудом, насилуя и принуждая свое падшее естество; по соединении духовная сила, соединяющая ум с сердцем, влечет к исполнению заповедей, делает его удобным, легким, сладостным. Путь заповедей Твоих текох, егда разшири́л еси сердце мое (Пс. 118:32), сказал Псалмопевец.

Делателю Иисусовой молитвы весьма полезно прочитать Примечания (Предисловие) схимонаха поляномерульского Василия, на книги святых: Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского и Нила Сорского21. По прочтении сих примечаний чтение всего Добротолюбия делается более ясным и полезным. При чтении Отцов не до́лжно упускать из виду и того, что меры новоначального их времен — суть уже меры весьма преуспевшего в наше время. Применение Отеческих наставлений к себе, к своей деятельности, должно́ быть совершаемо с большою осмотрительностью.

Глава XXX.
Ско́рби суть по преимуществу
удел иноков последнего вре́мени

Святые Отцы, иноки первых времен христианства, совершенные христиане, исполненные Святого Духа, имели откровение свыше о монашестве последнего вре́мени и произнесли о нём пророчество, сбывающееся пред очами нашими. Все предречения Отцов схожи между собою и возвещают, что монашество последних времен будет проводить жительство весьма слабое, что ему не будет предоставлено ни тех душевных и телесных сил, ни того обилия благодатных даров, какие были предоставлены первым монахам, что самое спасение будет для него весьма затруднительным.

Некоторый египетский Отец однажды пришел в исступление и сделался зрителем духовного видения. Три монаха, видел он, стояли на берегу мо́ря. С другого бе́рега раздался к ним голос: «прими́те крылья и придите ко Мне». Вслед за гласом два монаха получили огненные крылья и быстро перелетели на другой берег. Третий остался на прежнем месте. Он начал плакать и вопиять. Наконец и ему даны были крылья, но не огненные, а какие-то бессильные, и он полетел чрез море с больши́м трудом и усилием. Часто ослабевал он и погружался в море; видя себя утопающим, начинал вопиять жалостно, приподымался из мо́ря, снова летел тихо и низко, снова изнемогал, снова опускался к пучине, снова вопиял, снова приподымался, и, истомленный, едва перелетел чрез море. Первые два монаха служили изображением монашества первых времен, а третий — монашества времен последних, скудного по числу и по преуспеянию22. — Некогда святые Отцы Египетского Скита пророчески беседовали о последнем роде: «Что̀ сделали мы?» — говорили они. Один из них, великий авва Исхирион, отвечал: «мы исполнили заповеди Божии». Спросили его: что̀ сделают те, которые будут после нас? «Они, — сказал авва, — примут (будут исполнять) делание вполовину против нас». Еще спросили его: «а что̀ сделают те, которые будут после них?» — Авва Исхирион отвечал: «они отнюдь не будут иметь монашеского делания, но им попустятся ско́рби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших»23. — Архимандрит Аркадий, настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря, скончавшийся в 1847 году, поведал о себе нижеследующее: «Однажды я был в ско́рби по какому-то случаю. Угнетаемый ею, пришел я к утрени и, стоя у утрени, размышлял о моей ско́рби. Не знаю — что̀ со мною сделалось: я невольно закрыл глаза́, ощутил какую-то забывчивость, но не дремание, потому что слышал внятно каждое слово совершавшегося тогда чтения. Внезапно вижу пред собою преподобного обители нашей, Кирилла. Он говорит мне: «что̀ ты унываешь? разве не знаешь, что монахи последних времен должны спасаться скорбями?» Услышав эти слова́, архимандрит очнулся. Видение оставило в душе́ простейшего старца — таков был архимандрит Аркадий — глубокое спокойствие. — Итак, ско́рби суть по преимуществу удел наш, удел современного монашества, удел, назначенный нам Самим Богом. Да будет это сведение источником утешения для нас! Да ободряет и укрепляет оно нас при всех постигающих нас разнообразных скорбях и искушениях. Смири́мтеся убо под крепкую руку Божию, всю печаль (попечение) вашу возве́ргше Нань, яко Той печется о нас (1Пет. 5:6; 1Пет. 5:7), и вседушно предадим себя обучению скорбями, при тщательнейшем исполнении евангельских заповедей: такова о нас воля Го́спода Бога нашего. Наши ско́рби большею частью весьма утончены, так что при поверхностном взгляде на них нельзя признать их и скорбями. Но это лишь злохитрость врага нашего, стяжавшего в борьбе с немощным человеком необыкновенные опытность и искусство от долговременного упражнения в борьбе. Падший дух усмотрел, что искушения явные, грубые и жестокие возбуждают в человеках пламенную ревность и мужество к перенесению их; он усмотрел это и заменил грубые искушения слабыми, но утонченными и действующими очень сильно. Они не вызывают из се́рдца ревности, не возводят его в подвиг, но держат его в каком-то нерешенном положении, а ум в недоумении; они томят, постепенно истощают душевные силы человека, ввергают его в уныние, в бездействие и губят, соделывая жилищем страстей по причине расслабления, уныния, бездействия. Пред Богом ясны и злохитрость сатаны и тяжесть наводимых им браней на современное иночество. Бог увенчает новейших борцов не менее древних, хотя подвиг первых менее явен, нежели подвиг вторых. Мы не должны предаваться расслаблению, унынию и бездействию; напротив того, обратим всё внимание и всё усилие на исполнение евангельских заповедей. Это исполнение откроет нам бесчисленные козни врага, ту злохитрую обдуманность, с которою они устроены и расставлены. Мы увидим, что современные, по наружности слабые, ско́рби и напасти стремятся подобно древним сильным скорбям и напастям отвлечь человека от Христа, уничтожить на земле истинное христианство, оставив одну оболочку для удобнейшего обмана. Мы увидим, что слабые искушения, но придуманные и исполняемые с адским лукавством, действуют гораздо успешнее в видах сатаны чем искушения тяжкие, но очевидные и прямые.

Главнейшая причина, по которой ско́рби особенно тягостны для современного монашества заключается в нём само́м и состоит преимущественно в недостатке духовного назидания. Недостаток духовного назидания до́лжно признать величайшим бедствием. И нескоро усматривается это бедствие, нескоро оно делается понятным для инока! Новоначальный, объятый ревностью, в которой имеет большое значение кровь и весьма малое значение духовный разум, обыкновенно довольствуется тем назиданием, которое он встретит в монастыре или которое он захочет дать сам себе. Уже́ впоследствии, при са́мом тщательном изучении Священного Писания и Отеческих писаний, подвижникам, и то немногим, делается мало-помалу ясным, что для иноческого преуспеяния необходимо духовное назидание, что душевное назидание, как бы оно ни было по наружности роскошно и великолепно, как бы ни прославлялось слепотствующим мiром, пребывает во мраке, и последующих ему хранит во мраке, в области падших духов24. Руководство словом Божиим из книги, а не из живых уст, то единственное руководство, которое нам предоставлено, причем инок по необходимости сам делается в значительной степени своим руководителем, несмотря на приносимую существенную пользу, сопряжено с больши́ми и частыми погрешностями и уклонениями, неминуемыми последствиями неве́дения и состояния под владычеством страстей. Неве́дение новоначального и преобладание в нём страстей не дают ему возможности понимать Писание как до́лжно и держаться его с должною твердостью. Перелетая чрез греховное море, мы часто ослабеваем, часто в изнеможении падаем и погружаемся в море, подвергаемся опасности потонуть в нём. Состояние наше, по причине недостатка в руководителях, в живых сосудах Духа, по причине бесчисленных опасностей, которыми мы обставлены, достойно горького плача, неутешного рыдания. Мы бедствуем, мы заблудились, и нет го́лоса, на который могли бы выйти из нашего заблуждения: книга молчит, падший дух, желая удержать нас в заблуждении, изглаждает из нашей памяти и самое знание о существовании книги. Спаси мя, Господи, взывал пророк, провидя пророческим Духом наше бедствие и приемля лице желающего спастись, яко оскуде́ преподобный! Нет духоносного наставника и руководителя, который непогрешительно указал бы путь спасения, которому желающий спастись мог бы вручить себя со всею уверенностью! Ума́лишася истины от сынов человеческих, суетная глаго́ла ки́йждо ко искреннему своему (Пс. 11:1; Пс. 11:2; Пс. 11:3), по внушению душевного разума, способного только развивать и печатлеть заблуждения и самомнение, мы крайне слабы; окружающие нас соблазны умножились, усилились чрезмерно; в обольстительных разнообразии и привлекательности предстоят они болезненным взорам ума и се́рдца, притягивают их к себе, отвращают от Бога. Мы столько подчинились влиянию соблазнов, что даже руководство словом Божиим, единственное средство спасения, нами оставлено. При нём необходимо вести́ самую внимательную жизнь, чуждую рассеянности, а наша поврежденная воля требует совсем противного. Мы устремились к вещественному преуспеянию, к преуспеянию мiра! Нам нужны почести, нам нужны изобилие и роскошь! Нам нужны рассеянность и участие в наслаждениях мiра! Чтоб достигнуть этого, мы исключительно озабочены развитием падшего естества. Самое понятие о естестве обновленном нами утрачено; евангельские заповеди пренебрежены и забыты; делание душевное нам вовсе не известно, а телесным деланием мы заняты настолько и с тою целью, чтоб могли казаться пред мiром благоговейными и святыми и получать от него возмездие его. Тесный и прискорбный путь спасения оставлен нами: идем по пути широкому и пространному. Спаси мя, Господи! яко оскуде преподобный. Ума́лихомся мы, иноки, паче всех язык, и есмы смире́ни по всей земли́ днесь грех ради наших. И несть во время сие князя и пророка и вожда́ (Дан. 3:37; Дан. 3:38) для предводительства в невидимой чувственными очами бра́ни не к крови и плоти, но к началом, и ко власте́м и к мiродержителем тмы ве́ка сего, к духово́м злобы поднебесным (Еф. 6:12).

Го́ре мiру от соблазн: ну́жда бо есть приити́ соблазном (Мф. 18:7), предвозвестил Господь. И пришествие соблазнов есть попущение Божие, и нравственное бедствие от соблазнов есть попущение Божие. К концу жизни мiра соблазны должны столько усилиться и расплодиться, что по причине умножения беззакония изсякнет любы́ многих (Мф. 24:12), и Сын Человеческий, пришед, обрящет ли веру на земли́? (Лк. 18:8) земля Израилева, Церковь будет низвращена от меча́ — от убийственного насилия соблазнов — и пуста весьма (Иез. 38:8). Жительство по Боге соделается очень затруднительным. Соделается оно таким потому, что живущему посреди и пред лицом соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов. Как лед при действии на него тепла теряет свою твердость и превращается в мягчайшую воду, так и сердце, преисполненное благого произволения, будучи подвергнуто ве́дению соблазнов, особливо постоянному, расслабляется и изменяется. Соделается жительство по Боге очень затруднительным по обширности, всеобщности отступления. Умножившиеся отступники, называясь и представляясь по наружности христианами, тем удобнее будут преследовать истинных христиан; умножившиеся отступники окружат бесчисленными кознями истинных христиан, противопоставят бесчисленные препятствия их благому намерению спасения и служения Богу, как замечает святой Тихон Воронежский и Задонский. Они будут действовать против рабов Божиих и насилием власти, и клеветою, и злохитрыми кознями, и разнообразными обольщениями, и гонениями лютыми. Спаситель мiра едва нашел малозначащий и отдаленный Назарет, чтоб укрыться от Ирода и от возненавидевших Его книжников, фарисеев, священников и первосвященников иудейских: так и в последнее время истинный инок едва найдет какой-либо отдаленный и неизвестный приют, чтоб в нём с некоторою свободою служить Богу и не увлекаться насилием отступления и отступников в служение сатане25. О, бедственное время! О, бедственное состояние! О, бедствие нравственное, неприметное для чувственных людей, несравненно большее всех вещественных, громких бедствий, бедствие, начинающееся во вре́мени и не кончающееся во вре́мени, но переходящее в вечность! О, бедствие из бедствий, понимаемое только одними истинными христианами и истинными иноками, неведомое для тех, которых оно объемлет и губит!

Соделавшись зрителями такого духовного видения, произнесем из пламени соблазнов то исповедание и ту песнь славословия, которые произнесены тремя блаженными отроками из горящей пещи Вавилонской. Любовию нашею соединимся со всем человечеством, рассеянным по лицу земли́; от всего человечества, будучи представителями его пред Богом, произнесем исповедание и славословие Богу, пролием пред Ним смиренную молитву о себе и о всем человечестве. Благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки. Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам, и вся дела́ Твоя истинна, и прави путие́ Твои, и вси суди Твои истинни, и судбы́ истинны сотворил еси по всем, яже навел еси на ны, и на град святый отец наших, Иерусалим, яко истиною и судом навел еси сия вся грех ради наших. Согрешихом и беззаконновахом, отступивше от Тебе, и прегрешихом во всех, и заповедей Твоих не послушахом, ниже́ соблюдохом, ниже́ сотворихом, якоже запове́дал еси нам, да благо нам будет. И вся, ели́ка сотворил еси нам, и вся, ели́ка навел еси на ны, истинным судом сотворил еси, и предал еси нас в ру́ки врагов беззаконных, мерзких отступников... Не предаждь убо нас до конца имене Твоего ради, и не разори завета Твоего, и не отстави милости Твоея́ от нас... Душею сокрушенною и духом смиренным да прияти будем. Не посрами нас, но сотвори с нами по кротости Твоей и по множеству милости Твоея́, и изми́ нас по чудесем Твоим, и даждь славу имени Твоему, Господи (Дан. 3:26-43). Святые Отцы сказали об иноках последнего вре́мени: «В последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением»26. В са́мом деле: какой ныне самый благонадежный путь спасения для инока? Тот путь, который способен охранить его от влияния соблазнов извне и внутри. Он заключается по наружности в удалении от знакомства и свободного обращения вне и внутри монастыря, в неисходном по возможности пребывании в монастыре и в келлии, а по душе́ — в изучении и исполнении евангельских заповедей, или, что̀ то же, в изучении и исполнении воли Божией (Рим. 12:2) и в безропотном и благодушном терпении всех попускаемых Промыслом Божиим скорбей, при признании себя от искренности се́рдца достойным этих скорбей. Евангельские заповеди научают инока смирению, а крест совершенствует его в смирении27. Смирение истребляет из души́ и те́ла все греховные страсти и привлекает в нее благодать Божию. В этом и заключается спасение.

Глава XXXI.
Источники иноческих скорбей

Искушения на инока возникают из следующих четырех источников: из падшего нашего естества, из мiра, от человеков и от демонов. Собственно, источник искушений один: наше падшее естество. Если б естество не находилось в состоянии падения, то зло не возникало бы в нас самих, соблазны мiра не имели бы на нас никакого влияния, человеки не восставали бы друг против друга, падшие духи не имели бы повода и права приступать к нам. Потому-то и говорит Писание: Ки́йждо искушается от своея́ похоти влеком и прельщаемь (Иак. 1:14).

Бесконечная благость и премудрость Божия устроила для спасающихся так, что все искушения, какие бы то ни было, приносят истинным рабам и служителям Божиим величайшую пользу, могущественно вспомоществуют им в деле спасения и духовного преуспеяния. Зло не имеет доброй цели, оно имеет одну злую цель. Но Бог так чудно устроил дело спасения нашего, что зло, имея злую цель и действуя с намерением повредить рабу Божию во вре́мени и в вечности, способствует этим его спасению. Спасение, как духовное таинство, соделывающее человека причастником Божественного добра, непостижимо для зла, которое слепо по отношению к Божественному добру, как вполне чуждое его, а понимает только свое, то есть или одностороннее зло, или добро́ падшего естества, смешанное со злом и отравленное злом. Преподобный Макарий Великий говорит: «Содействует злое благому намерением неблагим»28. И апостол Павел сказал: Любящым Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8:28).

Падшее естество, извергая из себя в разнообразных видах грех — здесь разумеется грех не деятельный, а в помыслах, в ощущениях се́рдца и те́ла — и препираясь с Евангелием, доставляет, при свете Евангелия, подвижнику опытное и подробное понятие падения, как его собственного, так и общего всему человечеству, доставляет опытное познание необходимости Искупителя, доставляет опытное познание, что Евангелие врачует и оживляет ду́шу, доставляет дух сокрушен и смирен, который водворяется в подвижнике по причине видения им бесчисленных язв и немощей, нанесенных человеку и роду человеческому падением. Яд греха, ввергнутый падением в каждого человека и находящийся в каждом человеке, действует по Промыслу Божию в спасающихся к существенной и величайшей пользе их29.

Мiр, искушая подвижника, доставляет ему опытное познание, как земная жизнь превратна и обманчива, что всё сладостное, вожделенное и великое ее оканчивается пустотою и горестью; от этих опытных познаний подвижник стяжавает хладность к земной жизни, к гостинице своей — земле, ко всему, что̀ признаётся на ней вожделенным для сынов мiра, обращает взоры ума и се́рдца к вечности, и начинает усерднейшими молитвами ходатайствовать пред Богом о своей загробной участи.

Человеки, искушая подвижника, доставляют ему возможность соделаться исполнителем возвышеннейших заповеданий Евангелия, заповеданий о любви к врагам. Любовь к врагам есть высшая степень узаконенной Евангелием любви к ближнему. Достигши любви к врагам, достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собою отворились врата любви к Богу. Все препятствия отклонены! Вечные затворы и замки́ расслабли и разверзлись! Уже́ подвижник не осуждает ближнего, уже́ он отпустил ему все согрешения его, уже́ он молится за него, как за своего сочлена, принадлежащего одному телу, уже́ он признал и исповедал, что все ско́рби, случающиеся рабу Божию, попускаются не иначе, как по мановению Божию; уже́ он покорился воле Божией во всех обстоятельствах, частных и общественных, и потому со свободою, как наперсник священного мира, как исполнивший относительно ближнего всё, повеленное Богом, вступает в объятия Божественной любви. Этого подвижник не мог бы достичь, если б не подвергся различным искушениям от человеков, и по причине искушений не изверг из себя, как бы от действия очистительного врачевства, всей злобы и гордыни, которыми заразилось падшее естество.

Искушения от лукавых духов обыкновенно попускаются после обучения искушениями от падшего естества, от мiра и от человеков. Лукавые ду́хи сперва поддерживают падшее естество в борьбе против Евангельского учения или принимают участие в искушениях, наносимых подвижнику соблазнами мiра и человеками; впоследствии, в свое время, по особенному попущению Божию, открывают лично, собою, брань против раба Христова, возводящую его в великий подвиг. Победитель в этой бра́ни увенчивается особенными духовными дарованиями, как можно видеть из жизнеописаний преподобного Антония Великого, преподобного Иоанна многострадального и других святых иноков. Не вступив в брань с духами и не выдержав ее как до́лжно, подвижник не может вполне расторгнуть общения с ними, и потому не может достигнуть полной свободы от порабощения им в сем и будущем веке. Оставившие земную жизнь в таком состоянии не могут не подвергнуться истязаниям от бесов на воздушных мытарствах. Преподобный Макарий Великий говорит: «ду́ши, скорбьми, наносимыми от злых духов, не искушенные, пребывают еще в отрочестве и, да та́ко реку́, не способны к Царству Небесному»30.

Зло есть причина всех скорбей и искушений. Но премудрость и всемогущество Божии служат причиною того, что на рабов Божиих искушения и ско́рби действуют душеспасительно, доставляя им возможность совершать возвышеннейшие евангельские заповеди, последовать Христу, взяв крест свой, соделоваться ближайшими учениками Го́спода. Напротив того, ско́рби и искушения действуют гибельно на сынов погибели! Зло низлагает их; они не умеют победить его и прежние свои законопреступления навершают новыми законопреступлениями. Так, один из разбойников, распятых близ Го́спода, дополнил на кресте свои злодеяния богохульством (Лк. 23:39). Всемогущество и премудрость Божии служат причиною того, что зло, действуя с намерением и целью, единственно злыми, исполняет, не ведая того, предначертания Промысла Божия. Так иудейское духовенство, движимое завистью и ненавистью к Богочеловеку, преследовало Его в течение всей Его земной жизни и устроило Ему позорную смертную казнь, но это духовенство, по бесконечной премудрости Бога и Его всемогуществу, было слепым орудием предопределения Божия, состоявшего в том, чтобы всесвятой Христос, пострадав за виновное человечество, страданиями Своими искупил виновное человечество и проложил для всех желающих спастись спасительный крестный путь, возводящий шествующих по нему на небо (Деян. 3:18). Таким же орудием Божиим бывает зло относительно всех служителей Божиих, не приобретая из этого для себя ничего; зло, содействуя, по мановению Божию, в неве́дении своем, добру, не престает пребывать для себя и для совершающих его тем, что̀ оно есть — злом. — Рабы Божии! Знайте наверно, что случающиеся вам ско́рби приходят не сами собой, а по попущению Божию, и прилагайте возможное тщание, чтоб переносить их с терпением и долготерпением, принося за них славословие и благодарение Богу! Знайте, что противящийся скорбям и ищущий отклонить от себя скорбный путь действует против своего спасения, стремится в слепоте своей разрушить порядок и способ спасения, установленный Богом для всех рабов Его.


Примечания:

1 Четьи-Минеи, 17 января.

2 Глава 33, Добротолюбие, ч. 1.

3 Рим. 15:4. Предисловие к Уставу или Преданию.

4 Преподобного Нила Сорского Предание. Не лишним будет заметить здесь, что преподобный Нил Сорский, хотя имел благодать Божию, но не дерзал объяснять Писания самопроизвольно, а последовал объяснению, сделанному Отцами. Путь смиренномудрия есть единственный верный путь ко спасению.

5 Здесь говорится не о наружном послушании монастырском, не о трудах и занятиях монастырских, назначаемых монастырским начальством, но о послушании нравственном, сокровенном, совершаемом в душе́.

6 Мнение священномученика Петра, митрополита Дамасского, и других Отцов. Добротолюбие, ч. 3.

7 Алфавитный Патерик и Достопамятные сказания о авве Макарии Городском, гл. 2.

8 Слово 27, гл. 33.

9 Слово 27, гл. 77.

10 В слове о трех образах молитвы, о третьем образе, Добротолюбие, ч. 1. «Да упражняется в псалмопении, сиречь, да молится усты».

11 О безмолвии в 15-ти главах: гл. 4, О е́же ка́ко подобает пети. Добротолюбие, ч. 1.

12 Заимствовано из 10-й главы́ святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, о безмолвии и молитве. Добротолюбие, ч. 2.

13 Гл. 12. О безмолвии и молитве святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов.

14 Преподобного Нила Сорского, Слово 7.

15 Лествицы, Слово 28, гл. 46.

16 Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 21. Добротолюбие, ч. 2.

17 Святого Исаака, Слово 69.

18 Глава 53 Ксанфопулов о безмолвии и молитве. Добротолюбие, ч. 2.

19 О силах души́ смотри гла́вы преподобного Филофея Синайского. Добротолюбие, ч. 2.

20 Преподобного Пимена Великого спросили, что̀ значат слова́ Писания: Причастник аз есмь всем боящымся Тебе и хранящым заповеди Твоя (Пс. 118:63)? Преподобный отвечал: «Это говорит о Себе Святый Дух». Алфавитный Патерик.

21 Издание Оптиной Пустыни 1847 го́да.

22 Алфавитный Патерик, в житии преподобного Иоанна Колова.

23 Алфавитный Патерик, в житии Иоанна Колова, и Достопамятные сказания, буква И.

24 Иак. 3:15. Святой Исаак Сирский говорит: «Инаково слово деятельности, и инаково слово прекрасное. И без опытного дознания чего-либо мудрость умеет украшать слова́ свои, говорить истину, не зная ее. Иной может толковать о добродетели, сам не изведав опытно де́ла ее. Но слово от деятельности — сокровищница надежды, а мудрость, не оправданная деятельностию, — залог стыда. Что̀ художник, который живописует на стенах воду и не может тою водою утолить своей жажды, и что̀ человек, который видит прекрасные сны, то же и слово, не оправданное деятельностию. Кто̀ говорит о добродетели, что̀ сам испытал на деле, тот так же передает сие слушающему его, как иной отдает другому деньги, добытые трудом своим. И кто из собственного стяжания посевает учение в слух внемлющих ему, тот с дерзновением отверзает уста свои, говоря с духовными своими чадами, как престарелый Иаков сказал целомудренному Иосифу: Аз же даю ти единую часть свыше братии твоея́, юже взях у Аморреев мече́м моим и луком моим (Быт. 48:22)». Слово 1. «Не домогайся заимствоваться советом у человека, который не ведет одинакового с тобою о́браза жизни, хотя он и крайне мудр. Доверь помысл свой лучше человеку неученому, но опытно изведавшему дело, нежели ученому философу, который рассуждает по своим исследованиям, не испытав на деле». Слово 78-е.

25 Келейные пи́сьма святителя Тихона, том XV, письмо 67-е.

26 4-й ответ святого Нифонта Цареградского в Руководстве к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна.

27 Слова́ преподобного Марка Подвижника о законе духовном, гл. 31.

28 Слово IV, гл. 6.

29 Святой Исаак Сирский. Слово 46, 58, 61.

30 Слово VII, гл. 14.


Текст по изданию «Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений в 7-ми томах» (том 5-ый, издательство «Тираж-51», Краматорск, 2009 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
Facebook
ВКонтакте
Free counters! Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Український православний інтернет
Используются технологии uCoz