104. T зaповэдій твои1хъ разумёхъ: сегw2 рaди возненави1дэхъ всsкъ пyть непрaвды8.
Чувство имеет две стороны. Если в одном находит сладость, то в
другом, противоположном тому, — горечь, и сколько располагается к
первому, столько же отвращается от второго. Пока живет человек в
самоугодии и чувственности — духовное для него невкусно; когда же,
покаявшись, оставит он самоугодие и пойдет по воле Божией, тогда,
наконец, чувственное и самоугодное делается для него невкусным. Это
самые решительные указатели нравственного состояния человека. Смотри, в
чём находишь вкус, к чему сердце являет сочувствие, и по тому определяй
— на добром ли ты пути или на недобром.
Надо заметить, что сочувствия к плотскому, страстному,
самоугодному долго еще прорываются из сéрдца и по обращении, и после
опытов трудничества над очищением сéрдца. Можно сказать, что на первых
порáх сочувствие всё лежит на стороне прежней страстной жизни; оно
только удерживается в пределах силою решимости. Потóм начинает являться
сочувствие к добру; далее оно уравновешивается с противоположным
сочувствием к страстному; после берёт верх над сим последним; затем
сочувствие к страстному умирает, а наконец и всё страстное, плотское,
самоугодливое становится неприятным, душа начинает мерзить им. Это ужé
есть, как замечают святые отцы, свидетельство очищения сéрдца от
страстей. Об этом и говорит здесь пророк: «возненавидех всяк путь
неправды». А как он дошел до этого? — «Разумех», говорит, «от заповедей
Твоих»; уразумел, что шествие по заповедям Твоим есть «едино на
потребу» (Лк. 10, 42), и вступил на путь их; шествуя же ими, возлюбил их,
так как они производили сладость в душе моей; а эта любовь и сладость
дали мне возможность ощутить горечь неправды и возыметь к ней
ненависть. Вот и конец врачевания души и предел искоренения
недостатков ее!
Святой Василий Великий на вопрос: «Какой признак очищения
сéрдца?» — не раз ответствовал: «Тот, когда человек возненавидит грех».
Тот же ответ давал он и на вопрос, какой знак того, что прощены
человеку грехи. И у святого Варсонофия такие же ответы. Последний
говорит, что пока еще есть хотя малое сочувствие к чему-либо
страстному, то значит, что душа еще нечиста. Если страстное назовем
гноем, то эта мысль оправдывается сравнением с врачеванием ран. Рана не
заживает, пока весь гной не вытянут; так и рана души еще не зажила,
пока прорываются в ней сочувствия к греховному.
Отсюда выходит такой урок: опасно почивать на той уверенности,
что я не делаю худых дел. Ибо, может быть, обстоятельства так
сложились, что тебе лучше не делать худого, и не делаешь, а в сердце-то
оно живет. Если Бог смотрит на человека по настроению его сéрдца, то и
смотри, чего ты при сем стóишь и чего тебе дóлжно ожидать. Не хвались
исправностию внешнего поведения, а вникни в то, куда сердце лежит.
Святой Макарий говорит: если ты сошел в глубь сéрдца и умертвил
кроющегося там змея, то хвались; делами же одними видимыми нечего
хвалиться. Как много на суде Божием окажется таких, которым Бог скажет:
«не вем вас» (Лк. 13, 25), несмотря на то, что они сами себя и другие
считали их усердными Боговедцами!