111. Наслёдовахъ свидBніz тво‰ во вёкъ, ћкw рaдованіе сeрдца моегw2 сyть:7
Терпение предполагает нечто суровое, безотрадное. По внешнему
виду оно, действительно, представляется таким; но внутри его движется
отрада, столь сладостная, что с нею не может идти в сравнение никакое
утешение мiрское или житейское. Радость духовная есть неотложное
достояние тех, которые с терпением постоянны в добре. Это самое и
выражает здесь пророк: «наследовах», говорит, «свидения Твоя», — принял
их, как принимают богатое наследство, усвоил их себе и ввек не
расстанусь с ними, ибо они радуют сердце мое, не в будущем только
обещая радость, но теперь исполняя сердце радостию, — и потому суть
«радование сéрдца моего».
Подумайте, в сáмом деле, чего мы все до единого желаем? —
Счастия. А что такое счастие? — Состояние, радующее сердце. Счастлив,
кого радует всё, что есть в нём, у него и около него. Вот же вам и
средство к тому: примите свидения Божии, определения воли Божией,
засвидетельствованные Самим Богом, со всею любовию и желанием, и
пребывайте в них с твердым намерением вовеки быть верным им, — и это
изольет в сердце ваше радость, которая и не отойдет от него вовеки, так
что переход от сей жизни в другую будет для него не чем иным, как
переменою радости здешней на радость нескончаемую и неописанную. Что
это так, в этом уверяет нас пророк собственным опытом. Не что другое
внушает нам и Господь в проповеди Своей о блаженствах. Всё содержание
Его беседы в кратких словах таково: хочешь быть блаженным, то есть
всесторонне счастливым, — будь смирен, сокрушен сердцем, кроток,
правдолюбив, милостив, чист сердцем, миротворен, терпелив и благодушен.
А чтó это, как не «восприими свидения Мои как наследство и не
расставайся с ними вовек»?
«Нечестивому же несть радоватися» (Ис. 48, 22), не только тому,
кто прямо восстает против Бога и святых свидений Его, но и тому, кто
хоть и исправен во внешнем поведении, но в сердце поставляет последнее
благо свое не в Боге и не в общении с Ним.
У всех таких не бывает истинного радования сéрдца, а только
минутные порывы на радость, сменяющиеся сильнейшею тугою сéрдца, как
после молнии ночью минутная светлость сменяется густейшим мраком. Не то
дают сердцу — оно и не радуется; рванется на иное, полагая, что это-то
и может истинно обрадовать его, но, отведав, тотчас отвращается от
того, тугою своею давая знать, что это не то, чтó ему нужно. Туга эта
обща всем мiролюбцам и грехолюбцам. Они заглушают ее немного, гоняясь
без перерыва за радостями, но совсем заглушить не могут. Мало-мало, и
она восстает со всею силою. Милость Божия так устроила, чтоб
удаляющиеся от заповедей Его внутри себя всегда слышали голос,
призывающий их на путь свидений, могущий истинно их осчастливить.
Скажут: а мученики, а подвижники? Сколько страдания у первых,
и сколько лишений у последних! Но то-то и дивно, что ни страдания, ни
лишения не отнимали радования от сéрдца, верного свидениям Божиим, а,
напротив, усугубляли его, и не надеждою только в будущем, а
действительным вкушением радости в настоящем. Не верить сему нельзя;
когда сами страдавшие и терпевшие лишения не на словах только изъявляли
радование сéрдца своего, а являли его делом.
112. приклони1хъ сeрдце моE сотвори1ти њправд†ніz тво‰ въ вёкъ за воздаsніе8.
Приклонил я, говорит пророк, сердце мое вовеки к исполнению
оправданий Твоих: чем же побужден приклонить? — Надеждою на воздаяние.
Ощущаемое здесь радование сéрдца от верности свидениям Божиим не
исчерпывает всего блага, подаваемого исполнением оправданий Божиих.
Здешнее радование есть только начаток и ручательство за неописанное
радование в вечности. Правда, оно и одно сильно поддерживать верность
заповедям Божиим; но, чтоб от непривычки оно не ослабело или, явясь в
малой мере, не подало повода удовольствоваться тем и ослабить
ревнование об исполнении заповедей, в той мысли, что цель ужé сполна
достигнута, Господу угодно было объявить, что ревнителей об исполнении
оправданий Его в будущем ожидает радование, перед которым здешнее и в
сравнение идти не может. То радование неописанно; между тем и оно имеет
свои меры, и меры сии зависят от трудов в соблюдении оправданий здесь.
Чем больше кто потрудится «здесь», тем большего радования сподобится
«там». В этой-то мысли пророк и решил в себе: если так, то я вовек буду
блюсти определения Божии, и потóм объявляет всем о таком решении своем,
то есть что он приклонил сердце свое творить вовек оправдания в надежде
воздаяния.
Очевидно, что надежда здесь обращена на будущее, но и земное
пребывание длится немало и, следовательно, имеет свое будущее в
пределах своего продолжения. Юноша ждет возмужалости, возмужавший —
старости. Так и в нравственной жизни: новоначальный ищет стать в ряды
преуспевающих, преуспевающий — в ряды совершенных. Вот тут-то силою,
движущею вперед, и есть надежда, которая, обещая лучшее, манит всё
далее и далее и вызывает напряжение сил. Достижение того есть своя мера
воздаяния. Вступающий на путь добродетели вступает сначала по страху
Божию и требованию совести. Хоть и с сáмого начала чает он сего ради
жизни истинного благобытия, но самое это чаяние держится лишь верою в
Бога, неложного в обетованиях Своих, а из самой жизни он еще не
получает подкрепления себе. Это подкрепление приемлется ужé тогда,
когда, после некоторых опытов жизни в этом роде, душа начинает ощущать
плоды того. Ощущение плодов есть получение воздаяния, но это не
прекращает надежды, в силу того, что если получил, то чего еще
надеяться? Потому что, сколь бы ни было сильно ощущение благобытия от
шествия путем заповедей, никогда не войдет оно в меру того, что обещает
надежда, которая, по мере того ощущения, и сама возвышает свои
обетования. Так по всем степеням совершенства духовного; а кто взошел
на самый верх совершенства, пред тем ужé она отверзает врата вечности и
оживляет чаянием тамошних нескончаемых и неописанных благ. Вот какую
оживительницу и утешительницу даровал нам Господь Бог в надежде!
Надежда — от веры; но когда ощущение это делается частым,
тогда оно подкрепляет и самую веру. Таким образом, надежда воздает вере
дань, как родоначальнице своей. Под взаимным их влиянием спеется святая
жизнь, имеющая последнею целию созидание любви в сердце. Вера,
окрыляемая надеждою, учит верно ходить в заповедях и оправданиях
Божиих. Этот труд хождения и есть прямое их дело; но из него
вырождается, наконец, любовь, полная, чистая, всепоглощающая. Сама
пламень, она обращает в пламень и веру, и надежду; тогда весь дух
человека становится пламенем. Это и служит свидетельством того, что он
стал чист, и Бог, в Троице покланяемый, начал почивать в нём,
благоволением Отца, святынею Духа и кроплением крови Иисус Христовой.