31. Прилэпи1хсz свидёніємъ твои6мъ, гDи, не посрами2 менE7.
Раздвоение воли кончается в ту пору, когда исчезают все
сочувствия к греховному и страстному. Брань греху и страстям
объявляется в минуту покаяния; но то совершается в высшей воле, сердце
же не вдруг отрывается от привычных услад. Глаз ли увидит, ухо ли
услышит, или на мысль придет что-нибудь из прежнего, — в сердце отдается
сочувствие к тому, хотя дух — высшая сторона нашей природы, — заметив
это, тут же укоряет его. Но вдруг нельзя верно оторваться. Постоянство
противления злу подавляет, однако ж, всё более и более такое
сочувствие, возрождая вместо его неблаговоление, досаду и гнев на
греховные возрождающиеся движения. Наконец, гнев и раздражение
покрывают всю область страстного. Это знак, что от сéрдца отрезаны все
нити, связывавшие его с грехом.
Это отрывание сéрдца от греха одно не бывает, но ему всегда
сопутствует прилепление к противоположному добру. Они идут вместе, и
насколько сильно одно, настолько крепнет другое. Сердцу нельзя быть без
привязанности: это его природа. Отрешаясь от одного, оно прилепляется к
другому, и нельзя различить — прилепление ли производит отрешение, или
отрешение дает свободу прилеплению. Таким образом, когда из сéрдца
исторгаются все сочувствия греховные, что свидетельствуется гневом
против всего греховного, то в то же время совершается и полное
прилепление ко всему доброму.
Одного старца спрашивали: чем доказывается то, что прощены
кому-либо грехи? Старец отвечал: Тем, если он возненавидел их». Такое
же решение предлагает и Василий Великий. Если это возненавидение
современно прилеплению к добру и если кто может сказать о себе, что он
прилепился ко всему добру, — тот вполне может быть уверен, что грехи
его прощены. Бремя епитимий кончилось... В древних сказаниях читаем,
что когда кто, нагрешив много, каялся и, исповедав грехи свои старцам,
просил врачевания, то они отводили его в уединенную келлию и, преподав
ему правила, запирали в ней. Проходил известный срок: епитимия
совершала свое дело, и подъепитимийный слышал гласно: «Господь принял
покаяние твое, грехи твои прощены». То же самое внутренне совершается и
у того, кто, возненавидев грех, прилепился к свидениям Божиим. Не
совне, а внутри его должно слышаться изрекаемое свыше в совести
удостоверение, что грехи его отпущены, — и такой не постыдится. Вот что
пишет об этом святой Амвросий: «Тот, кто хотя и много наделал срамного,
но испросил себе в том прощение у Христа Господа, не посрамится, ибо
такому изрекается: «отпущаются грехи твои... иди в мире». Не посрамится
же он, когда отпущение грехов совершится в нём делом, — когда не только
грех, но и страсть греховная отъята будет от него, — когда правда
отринет все неправды, мужество — страх, воздержание — нечистоты, чтоб
отпущение (отторжение) грехов было не на время только, но навсегда.
Внидет в душу твою Христос, возобитает в уме твоем Иисус, и в скинии
сéрдца твоего не будет уже более места греху».
Словá святого Амвросия переносят внимание наше в будущий век,
пред престол суда Божия. Блаженный Анфим Иерусалимский прямее выражает
это так: «Кто таким образом прилепился к свидениям Божиим, того не
посрамит Господь в день суда». В этом случае словá «не посрами мене»
выражают непоколебимое упование верующего, добросовестно потрудившегося
над собою: «и Ты не посрамишь мене, Господи». Такое упование есть
неотъемлемая принадлежность духа спасающегося. Без него и начаться
нельзя делу спасения, а тем более продолжаться. Но там оно в зачатках,
а теперь созрело. Если верно, что на душе отпечатлеваются следы грехов
и страстных наклонностей, что она бывает исписана ими, так что
предстань она, обнаженная от прикрывающего ее тéла, пред теми, которые
способны видеть ее, и они без особых указаний прочтут ее всю, — то какой
срам ожидает дýши не очистившиеся, когда они предстанут пред сонмом
ангелов и святых, видя сами свою срамоту и зная, что и все окружающие
видят ее. Этого теперь мы и вообразить не можем; и Спаситель не
изобразил, а сказал только, что им будет так тяжело, что они пожелают
быть подавленными горами, чем стоять в такой срамоте перед взорами
всех. Вот почему пророк, получив удостоверение в исторжении из естества
его всех нечистот и сознавая, что там всюду качествует любовь ко
всестороннему добру, в радости духовной свидетельствует свое
непосрамляющее упование: «не посрами!» — и я уверен, что не посрамлюсь.
Чистые очи святых не увидят после сего ничего срамного во мне, и мне не
стыдно будет стоять среди сонма их. Святой Иларий пишет: «Тот получает
прощение прежних грехов, кто прилепился к свидениям Божиим. В слове
Господнем так сказано: «се отъях, яко облак, беззакония Твоя, и яко
примрак грехи твоя» (Ис. 44, 22). Бог может отдалить от нас всё, что
служит к стыду и посрамлению нашему, если и мы добросовестно можем
сказать: «прилепихся свидением Твоим».
Но говорящий так еще здесь живет, еще на пути, еще в плавании,
а не в пристани. Крушение бывает и у берега; разбойники могут схватить
и ограбить на углу вашего дома. Пока жив человек, он не может не
бояться вражеских нападений и не чувствовать нужды в помощи против них.
Дерзость врага обыкла снова пробираться в прежние, покоившие его дýши,
уже подметенные и убранные. В этом отношении «не посрами» будет значить
вот что: теперь, — благодарение Тебе, Господи, — всё исправилось и
наладилось по воле Твоей; но боюсь, как бы враг опять не прокрался
как-нибудь и не низвратил всего моего строя. Уж он знает, как со мною
справиться; не посрами же мене, Господи, и не предай врагам душу,
исповедующуюся Тебе. — «Не посрами меня, продолжает блаженный Августин,
да притеку туда, куда теку, да достигну того, к чему стремлюсь, так как
это дело ни хотящего, ни текущего, но милующего Бога. Я всецело
прилепился к заповедям Твоим и готов совершать с любовию всякое
встречающееся доброе дело, но желание и искание — мое, а сила — Твоя.
Всем упованием моим возлагаюсь на Твою, всегда готовую ищущим Тебя,
помощь, — не посрами меня; дай мне и действовать по всей полноте моего
прилепления к заповедям Твоим; преисполни силою Твоею, чтобы как-нибудь
и со мною не случилось того, что случается с тем, кто, начав строить
дом, не в состоянии довести до конца, или с тем, кто, поспешив начать
войну, оказался несостоятельным к ней».
Упование, что Начавший в нас дело спасения доведет его до
конца и чрез все неровности жизни благоуспешно проведет до врат смерти,
и чрез них к непосрамленному водворению в сонме прославленных,
зарождается с сáмого начала обращения к Богу. Вместе с трудами по делу
приближения к Богу оно растет и опирается преимущественно на том
сознании, что с нашей стороны всё, что было в наших силах, уже
употреблено в дело. И Бог особых содействий не являет, пока у человека
есть еще свои силы, не пущенные в ход, ибо и они от Бога. Пророк
говорит теперь как бы так: я уже сделал всё возможное, истощил силы
Твои, данные мне в естестве моем; далее и шага не могу сделать, а
остается еще много. Приди же теперь ко мне с особою помощию и помоги
мне довершить начатое мною, широкое, по самому Твоему начертанию, дело.
Страшно мне будет даже пред самим собою, что, начав действовать по
такому широкому плану, остановлюсь на полдороге. Вот теперь-то
собственно и начинается настоящее действование, когда Ты, а не я буду
действовать.
32. Пyть зaповэдій твои1хъ тек0хъ, є3гдA разшири1лъ є3си2 сeрдце моE8.
«Текох» — побежал то есть путем заповедей Твоих, вырвался на
свободу, вышел на большую просторную дорогу. Прежде руки и ноги
перепутывались, и дорога была неровна и терниста; теперь и дорога
просторна и гладка, и руки и ноги развязаны. Когда раздвоение воли
прекратится и сочувствие греху и страстям замрет, тогда внутри не
встречается более помех к благоделанию в угождение Богу. Как вяжут
страсти — всякий знает, хоть бы и не получил еще восхваляемой здесь
свободы. Своекорыстие (себе нужно) вяжет щедродательность, саможаление
— всякого рода воздержание, многопопечительность и забота (некогда) —
упразднение от всего для беседы с Богом в молитве. Так, всякое доброе
начинание, возникающее в сердце, тотчас бывает связываемо тут же
рождающимся противоположным недобрым чувством, и дело или совсем
оставляется, или останавливается на время. Эти противления добру
происходят от сочувствий сéрдца греху и от раздвоения воли. Когда же
они замрут, тогда противления внутри прекращаются, а если иногда
заходят отьинуда (откуда-то), то не имеют определяющей силы, и всякое
добро, как замышляется, так и исполняется, охотно, скоро, живо, с
удовольствием и радостию.
Причина быстротечности по пути заповедей есть благодатное
расширение сéрдца. Благодать Божия присуща сердцу с первой минуты
пробуждения грешника. В крещении или покаянии она входит внутрь и
обитает в человеке, но полного действия своего не оказывает, не являет
себя сознанию человека спасаемого, пока не очистится сердце его, хотя
преимущественно ее же действием, но вследствие усилий самогó человека.
Это время и есть трудничество, или подъепитимийное состояние.
Возлагается ли на кого епитимия канонная или нет, а внутренней никому
не миновать, и срока ей никто определить не может. Там всё идет само
собою, право учреждаясь соотношением свободы и благодати. И вот когда
термин этот кончается, благодать воссиявает в сердце, и сердце
становится широко-широко... Это бывает современно прекращению
раздвоения воли и сочувствия сéрдца греху, ибо тогда только сердце
становится чистым, достойным вместилищем Духа. Созидается сердце
чисто, и дух правый обновляется во утробе спасаемого.
Святые отцы изображают пространно эти два одновременные
явления в духовной жизни. Святой Иларий пишет: «Всё у пророка идет в
порядке. Сначала сказал он: «путь неправды отстави»; потóм: «путь
истины изволих»; далее: «прилепихся свидением Твоим»; теперь
заканчивает: «путь заповедей Твоих текох, егда разширил ecи сердце
мое». До этого дойдено постепенно. Всё предыдущее было затем, чтобы
свободно пойти путем заповедей Божиих. Но путь, ведущий в живот, и
тесен и прискорбен, — тесен потому, что им надобно идти со всем
вниманием и осторожностию; — прискорбен потому, что на нём много
скорбей и лишений. Но как же пророк хвалится, что он побежал путем сим?
— Не сам собою, говорит, «но текох, егда разширил ecи сердце мое».
Свободно пошел он путем Господним после того, как начал быть широк
сердцем; не прежде возмог он потещи так, как наперед сам сделавшись
пространным и достойным Бога жилищем».
Блаженный Августин представляет пророка будто слышащим вопрос
свыше: «Как потек ты путем заповедей Господних, — ужели сам собой? —
Нет, Господи, отвечал он, «текох, егда ты разширил ecи сердце мое», —
не одним моим произволением, как бы не нуждаясь в Твоей помощи, но
потому, что Ты расширил сердце мое. Расширение сéрдца есть возлюбление
заповедей. То дар Божий, если мы пребываем в заповедях Его, не
утесняясь страхом наказания, а расширяясь любовию и услаждением в них.
Широту эту обещает нам Сам Бог: «вселюся в них», говорит, «и похожду»
(2 Кор. 6, 16). И как просторно там, где вселяется и шествует Бог!... В
этом просторе «изливается любовь в сердцá наши Духом Святым, данным
нам!» (Рим. 5, 5)
Святой Амвросий указывает тут некоторые другие оттенки: «Не
мог бы он тещи путем сим, если б сердце его было сжато и утеснено.
Текущим по пути Господню апостол, сказав наперед о себе: «сердце мое
распространися», говорит: распространиться» (2 Кор. 6, 11, 13). И смотрите,
какое различение: путь предлежит теснейший, а сердце должно быть
пространнейшее, чтобы послужить жилищем Отцу и Сыну и Святому Духу, —
чтобы Бог Слово, пришед и толкнув в двери сéрдца, не нашел его тесным и
не отказался обитать в нём. Надо тещи широтою внутреннего человека, а
не теснотою внешнего делания, чтобы достигнуть преднамеренного
(1 Кор. 9, 24). Достигает только тот, кто течет таким образом, и только он
может сказать: «течение скончах» (2 Тим. 4, 7), успешно протек, ибо тек,
как добрый конь».
Чистое сердце исполняет благодать Духа; вместе с нею и любовь
изливается в сердце, свидетельствуясь полным, самоохотным, радостным и
живым исполнением всех заповедей. Над тем, кто достиг сего, исполняется
утешительное обетование: «к нему приидем и обитель у него сотворим»
(Ин. 14, 23).
Что же, и конец течению? — Нет, здесь только начало настоящему
течению, каково оно должно быть по преднамерению Божию во Христе
Иисусе. Доселе длилось покаяние с подъепитимийным состоянием и состояло
в возобладании всеми дарованными нам в Господе средствами и восприятия
свободы действовать ими беспрепятственно. Теперь следует начаться и
самомý действованию, чистому, и ни на волос не отступать от
предначертаний Божественного промышления, определяющего и судьбу всех,
и образ участия и действования в ней всякого частного лицá. Достигший
сего исповедует, что Бог есть уже действуяй в нём и еже хотети, и еже
содеяти, и когда действует, говорит: «не аз, но благодать, яже со
мною» (1 Кор. 15, 10).