176. Заблуди1хъ ћкw nвчA поги1бшее: взыщи2 рабA твоего2, ћкw зaповэдій твои1хъ не забhхъ8.
После такого преуспеяния, признаки которого указаны пред сим
пророком, с какой стати взывать еще: «взыщи, — я овча погибшее»? — Но
то-то и дивно в деле спасения, что, чем более кто преуспевает в нём,
тем более видит себя уничиженным и худым, так что, идя к лучшему, он
будто всё более и более погружается в худшее и видит себя
непотребнейшим, хоть и не отчаивается в своем спасении. В сказаниях о
подвижничестве святых об одном величайшем подвижнике замечено, что он
во всю жизнь свою говаривал о себе: «В тину я погряз по самую шею, и
только уста остались еще у меня свободными, чтобы вопиять: «Боже,
помилуй мя!» У святого Антония замечено, что Сам Бог закрывает
преспеяние от глаз преуспевающих и внешним уничижением их, и попущением
внутренних нестроений, при виде которых не может он не исповедать того,
что никуда не гожусь я, и не вопиять мытаревым гласом: «Боже, милостив
буди мне грешному!» (Лк. 18, 13). Такое смиренное и самоуничиженное
исповедание и есть самый верный признак доброго течения и преуспеяния.
Кто-то из святых заметил: смотри, коль скоро начнешь подаваться на
праведность, — знай, что ты начал сбиваться с пути, ибо верный признак
спасительного шествия есть смирение и самоуничижение. Такой именно
смысл находит в настоящем стихе святой Афанасий Великий: «В чём же,
говорит он, преуспел пророк, если снова говорит о себе, что он — овча
погибшее? — В том, что соблюл смиренномудрие, по сказанному: «егда
сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы»
(Лк. 17, 10).
На чём же стоит упование спасения, когда так глубоко сознание
непотребства у самых великих преуспевателей? — На сознании, что они не
забывают заповедей Божиих. Всякий такой, исповедуя, что никуда он
негож, вместе с тем неложно свидетельствует, что знает заповеди,
сознаёт полную обязательность их для себя и то, что со времени
обращения своего никогда не дозволял себе сознательно нарушать даже
малейшую из них. Это сознание и дает смелость надеяться, что он хоть и
никуда негож, но Многомилостивый, по милости Своей, не бросит его, а
взыщет, как овцу погибшую, и, взяв на рамо свое, принесет в место
спасения.
Этим чувством непотребства в чаянии спасения в Господе
начинается должная жизнь в покаянии, скрепляемая обетом неуклонной
верности заповедям Божиим. Это чувство исполняет душу во всё время
жизни покаянной, указывая сим, что текущий дóбре течет. Оно приводит к
плáчу, как описывает святой Исаак Сирианин, «сначала перемежающемуся, а
потóм непрерывному, длящемуся годы, пока не иссякнет, по Божию
изволению, оставляя за собою опять то же чувство непотребства
укорененным и лежащим в самой глубине сéрдца спасаемого и очищенного».
Какое же посему благоприличное заключение всего псалма
составляет этот стих? — Он возводит на самый верх нравственного
совершенства, указывая его, однако ж, не в самовосхвалении или
присвоении себе чего-либо, а в самоуничижении и невидении в себе
чего-либо достойного. Раб неключимый, овча погибшее — вот воззвания
истинных рабов Божиих, приятные Богу и привлекающие Его благоволение!
Блаженный Феодорит так заключает истолкование сего псалма:
«Сделав краткое изъяснение псалма сего, мы просим читающих не
довольствоваться написанным и не думать, что только это и принадлежит
пророку, то есть только это и хотел сказать пророк. Напротив, пусть
каждый извлекает то, чтó ему собственно на пользу и пусть уготовляет
себе предохранительное врачевство от своих собственных недугов». Нечто
подобное сему пишет и блаженный Августин: «Сколько сил моих было и
сколько помог мне Господь, я истолковал сей великий псалом. Мудрейшие и
ученейшие меня, конечно, лучше сделали ужé это или сделают, но это не
должно было освободить и меня от посильного служения делу сему, и
особенно, когда братия мои усильно к тому побуждали меня».
Если им можно было такими словами заключить свое толкование,
то тем более пригоже это мне. Прошу при том извинить многократные
повторения одних и тех же мыслей. При всём желании нельзя было этого
избежать, потому что по длительности времени естественно забывалось
написанное прежде и, при новом приеме за дело, старое казалось новым.
Бывало и то, что иная мысль была оставляема, потому что казалось, будто
она не раз уже была излагаема, и потому была заменяема другою, которая
казалась новою, тогда как на сáмом деле та была, может быть, новою, а
эта старою. Утешаюсь тем, что любящим истину такое повторение не
наскучит, потому что дает то, чтó любезно и чтó приятно, как приятно
встречать друга, сколько бы раз ни приходилось это.
Прибавлю к сему: все сто семьдесят шесть стихов говорят о
заповедях Божиих и нашем отношении к ним, и говорят ясно. Нет почти ни
одного стиха, понимание которого было бы затруднительно и требовало
особых пояснений. Потому вся забота была обращена не на это, а на то,
как стоит дело нравственное, указываемое стихом, в цепи нравственных
дел и явлений. В руководство, как указывать именно ту сторону дéла,
взято было значение букв. Оно давало мысль, на которую потóм, как на
нить, навязывались все мысли, содержащиеся во всех стихах, начинающихся
с той же буквы. Коль скоро появлялась мысль, которая проходила сквозь
все стихи, — дальнейшее толкование ужé не представляло большой
трудности.
На вопрос: да полно, так ли следует смотреть на всё? — отвечу,
что нельзя сказать, чтобы всякий стих «дóлжно» понимать непременно так,
как у меня изложено; но что «можно» понимать так всякий из них, — этого,
смею надеяться, отрицать никто не станет.
Кому придется подряд читать всё это толкование, тот не может
не заметить неровности в тоне речи, в степени живости мысли и чувства.
Прошу снисхождения: человек есмь многоизменчивый. К тому же и дело
делалось не зараз. Сколько приемов, столько же разных настроений,
которые сами собою проторгались и в слово.