152. И#спeрва познaхъ t свидёній твои1хъ, ћкw въ вёкъ њсновaлъ | є3си28.
Закон образования себя по заповедям Божиим состоит в том, чтобы
сначала созерцать в них близ сущим Господа Законодателя, а потóм иметь
Его близ себя и в себе. Закон этот вечен; он положен на вечные времена
и не может быть ни отменен, ни изменен. Об этом и говорит здесь пророк,
прилагая к сему, откуда и когда он это узнал.
«Исперва», с первого то есть раза. Лишь только сознал себя,
лишь только приступил к жизни по заповедям, тотчас и познал, что они
навек основаны. Откуда ж он это познал? — «От свидений». Если свидения
принять только как доказательство, то будет: познал из Твоих
свидетельств и удостоверений, Господи. Сам Ты, давая заповеди, сказал,
что они вечны и неизменны. Если же под свидениями, как и во всём
псалме, разуметь прямо заповеди, данные Богом и скрепленные Его
авторитетом, то будет: познал из самых заповедей, из свойств, из
содержания, из действия их, что они вечны. Печать неизменности лежит на
челе их; только взглянул я, и увидел, что так оно и есть.
Таким убеждением скрепляет он все употребленные пред сим
выражения своих решений и порывов на жизнь по заповедям: «взыщу,
сохраню». Он говорит как бы так: иначе нельзя. Таков строй духовного
естества моего, такова воля Вседержителя Бога, таковы порядки всего
сущего, что жить мне следует так, как отображено в заповедях Божиих, а
не иначе. Зачем же он печатлеет это в сознании или вызывает из него? За
тем, чтобы привесть в напряжение, в энергию свои
нравственно-религиозные силы. Решительное «нельзя иначе» рождает
чувство безвыходности, а это чувство не дает сидеть опустя руки. Кто
увидит, что или надо действовать так и так, или гибнуть, тот не может,
хотя бы и задумал, удержать себя, чтобы тотчас не начать и действовать;
ибо кто же позволит себе гибнуть, когда есть исход, сколько бы он
труден ни был? Нарушители заповедей откуда берут смелость к нарушению
их? — Из того ложного самообнадежения, что «авось ничего; можно и так».
У кого жива совесть, чтó говорит тот своим и чужим внушениям преступить
заповедь какую-нибудь? — Нет, нельзя. Его разуверяют, что можно и
иначе, а он твердит одно: нет, нельзя; что вы там ни говорите — нельзя.
И это «нельзя» спасает его от преступления. Неповрежденная совесть тем
и дорогá, что в ней воздвигнута и твердо стоит эта стена ограждения: «нельзя».