§ 176. Все мыслительные формы
находятся и одна в другой
и каждая сама по себе
В самом деле, если всякий ум неделим [§ 171], то и
заключенное в нем множество объединено мыслительной неделимостью, и все
[формы], будучи в одном [уме], не имеющем частей, объединяются друг с другом; и
все проникает все. С другой стороны, если все мыслительные формы лишены материи
и бестелесны, то они не слиты одна с другой, и каждая форма, раздельно оберегая
свою чистоту, остается тем, что она есть.
Неслитность мыслительных форм [друг с другом]
обнаруживается через своеобразную причастность [им] тех [вещей], которые
причастны каждой из них по-особому. Если, в самом деле, те [формы], которым
[вещи] причастны, не были бы отличны и обособлены друг от друга, то причастное
не было бы причастно каждой из них по-особому, а лишенное различия слияние было
бы гораздо больше в более скудном, поскольку оно хуже по разряду. Да и откуда,
в самом деле, могло бы возникнуть [в них] различение, если то, что дает им
существование и усовершает, само было бы лишено различия и находилось бы в
слитном виде?
С другой стороны, лишенная частей субстанция и единая по
виду сущность объемлющего [ума] удостоверяют пребывание форм в единстве. Ведь
те [вещи], что имеют наличное бытие в лишенном частей и в едином по виду,
существуя нераздельно в том же самом (да и как ты мог бы
разделить то, что лишено частей и едино?), пребывают вместе и друг в друге, все без всякого промежутка
проникает все. Ведь то, что объемлет, не имеет промежутков, и дело обстоит не
так, как в имеющем промежутки, что одно — в одном месте, а другое — в другом,
но все — одновременно в неделимом и едином. Так что и [мыслительные формы
находятся] одна в другой.
Итак, все
мыслительные формы существуют одна в другой и объединение, и одна вне другой
особо. Если же кто-нибудь, кроме этих доказательств, нуждается еще и в
примерах, то пусть представит себе умственные образы, которые находятся в одной
душе. Все они, находясь в одной и той же, лишеной частей сущности, также и
объединены друг с другом (ведь то, что лишено величины, имеет свое содержимое
не пространственно, а неделимо и без промежутков), находясь в единстве и в
разделенности. Ведь душа все производит в чистом виде и каждое отдельно, ничего
не извлекая из прочего, причем, если это не находится в постоянной
разделенности по своему состоянию, то и энергия души не могла бы произвести
такого разделения.