§ 5. Всякое множество вторично
в сравнении с единым
В самом деле, если множество раньше единого, то, с одной
стороны, единое будет причастно множеству, а, с другой, множество, будучи
раньше единого, не будет причастно единому, если только это множество
существует прежде, чем возникло единое, потому что оно не может быть причастным
тому, что [еще] не существует, а также потому, что причастное единому
одновременно и едино, и не едино [§ 2]. Если же первично множество, то единого еще не
существует. Но невозможно, чтобы существовало какое-нибудь множество, никак не
причастное единому [§ 1]. Следовательно, множество не раньше единого.
Если же множество существует одновременно с
единым и они по природе своей одинаковы (ведь по времени [этому] ничто не
мешает), то единое само по себе не есть многое и множество не есть единое,
существуя одновременно как противопоставленные друг другу по своей природе,
если только ни одно из них не раньше и не позже другого. Следовательно,
множество само по себе [и в этом случае] не будет единым, и каждая [часть] в
отдельности не будет в нем единой, и так — до бесконечности, что невозможно.
Итак, [множество] по своей природе причастно единому, и ничто из этого
[множества] не может быть взято без того, чтобы не быть единым, так как, если
оно не едино, то, как доказано, оно будет бесконечное [множество] из
бесконечного числа [таких же множеств]. Значит, во всех отношениях [множество]
причастно единству.
Если единое, будучи единым самим по себе,
никаким образом не причастно множеству, то множество будет во всех отношениях
позже единого, поскольку оно причастно единому, а единое ему не причастно.
Если же и [само] единое причастно множеству, с
одной стороны, по своему наличному бытию как субстанциально единое, с другой
же, по причастности [как] не единое, то единое окажется умноженным, как и
множество — объединенным через единство. Значит, и единое сочетается с
множеством, и множество с единым. Однако, если сходящееся и некоторым образом
сочетающееся между собой связываются при помощи иного, то это последнее раньше их;
а если они связывают сами себя, то они не противоположны друг другу, поскольку
противоположное не стремится друг к другу. Поэтому, если единое и множество
противопоставлены друг другу и множество, поскольку оно множество, не есть
единое, и единое, поскольку оно единое, не есть множество, то ни одно из них,
возникнув в другом, не будет одновременно и одним и двумя.
Однако, если связывающее их будет раньше них самих, то оно
может быть или единым, или не единым. Но если оно не будет единым, то оно или
многое или ничто. Однако оно не будет ни многим (чтобы множество не оказалось
раньше единого), ни ничем (в самом деле, как же ничто будет связывать?).
Значит, оно только единое, так что, несомненно, это единое не будет и многим,
чтобы не [было так] до бесконечности.
Следовательно, существует единое-в-себе, и всякое множество
происходит от единого-в-себе.
§ 6. Всякое множество состоит или из объединенностей
или из единичностей
В самом деле, ясно, что ничто в отдельности из многого не
есть [тем самым] просто само множество, и, наоборот, множество не есть каждое в
отдельности. Если же оно не просто множество, то оно или объединенность, или
единичность. Именно, если оно причастно единому, оно объединенность. Если же
состоит из того, что первично объединилось, оно единичность. Значит, если
существует единое-в-себе, то существует и то, что первично причастно ему и что
первично есть объединенность. А это и состоит из единичностей, ведь если оно из
объединенностей, то объединенности опять [составляются] из чего-то, и [так] до
бесконечности. Необходимо, следовательно, чтобы существовала первичная
объединенность из единичностей. Так мы нашли первоначально [предположенное].