§ 115. Всякий бог сверхсущен, сверхжизнен и сверхмыслителен
В самом деле, если каждый бог есть совершенная-в-себе
единичность, сущее же, жизнь и ум не единичность, а объединенное, то ясно, что
всякий бог превыше всех названных [начал] — сущности, жизни и ума. Ведь если
они хотя и отличаются одно от другого, но каждое из них заключается в каждом,
то каждое из них, будучи всем, уже не может быть только одним.
Кроме того, если первичное сверхсущно, всякий же бог,
поскольку он бог, принадлежит к ряду первичного, то каждый из [богов] должен
быть сверхсущным. Но очевидно, что первичное сверхсущно, ибо не одно и то же
быть одним и быть сущностью, и не одно и то же «существует» и «объединяется». Если
же это не одно и то же, то или оба они суть первичное и будет не одно только,
но и нечто иное наряду с «одним» и притом, конечно, в дальнейшем причастное
одному, а не одно-в-себе. Или [первичным] будет одно из них. Но если оно
сущность, то оно будет нуждаться в одном, что невозможно, [ибо невозможно,
чтобы] благое и первичное [в чем-нибудь] нуждались. Стало быть, то [первичное]
есть только одно и потому сверхсущно; и если оно дает каждому ряду
отличительное свойство того, что каждое есть первично, то и всякое божественное
число сверхсущно, так как каждая из начальных причин производит подобное [себе]
раньше неподобного [§ 28]. Если же первейший бог сверхсущен, то и все боги
сверхсущны (ведь они будут в этом отношении подобны [ему]). Если бы они были
сущностями, они, надо полагать, производились бы от первичной сущности как
монады сущностей.
§ 116. Всякий бог
допускает причастность себе [всего],
кроме единого
В самом деле, ясно, что единое не
допускает причастности себе; иначе ему что-то было причастно и равным образом
оно перестало бы быть причиной всего предсущего и сущего.
А то, что другим единичностям что-то уже
причастно, мы докажем следующим образом. Действительно, если существует другая
недопускающая причастности себе единичность после первого, то чем она будет
отличаться от единого? Или она будет в той же мере единой, как и оно; тогда как
же одно будет вторичным, а другое первичным? Или не в той же мере, как
оно; тогда одно будет единым-в-себе, а другое единым и не-единым. Но если оно не-единое, никакая
субстанция, то [останется] только единое; а если оно будет какой-нибудь другой
субстанцией наряду с единым, то единому будет причастно не-единое, при этом
одно будет совершенным-в-себе единым, которым оно связано с единым-в-себе, так что
бог, поскольку он есть бог, опять окажется этим; другое же, будучи по своей
субстанции не-единым, получает свою субстанцию через причастность единому.
Следовательно, всякая единичность, получившая субстанцию после единого,
допускает причастность себе, и всякий бог допускает причастность себе.