Святитель Игнатий (Брянчанинов)Слово о поучении или памяти Божией
Под именем поучения или памяти Божией святые Отцы разумеют какую-либо краткую молитву, или даже какую-либо краткую духовную мысль, в которой они приобучились и которую они старались усвоить уму и памяти вместо всякой мысли. Можно ли заменить одною духовною, краткою мыслию о Боге все прочие мысли? Можно. Святой Апостол Павел говорит: Не судих бо ведети что̀, точию Иисуса Христа, и Сего ра́спята (1Кор. 2:2). Мысль суетная, земная, постоянно занимая человека, производит в нём оскудение разума, препятствует приобретению полезных и нужных познаний: напротив того мысль о Боге, усвоившись христианину, обогащает его духовным разумом. Стяжавшему в себе Христа непрестанным воспоминанием о Нём поверяются Божественные тайны, неведомые плотским и душевным человекам, неведомые ученым земным, неприступные для них: в Немже (во Христе) суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна (Кол. 2:3). Соделывается обладателем этих сокровищ стяжавший в себе Го́спода Иисуса Христа. Поучение или память Божия есть установление Божественное. Оно заповедано Самим вочеловечившимся Божиим Словом, подтверждено Святым Духом чрез посланников Сло́ва (Апостолов). Бдите убо на всяко время молящеся (Лк. 21:36), завещал некогда Господь предстоявшим ученикам Его. Завещавает Он это и нам, ныне предстоящим Ему и умоляющим Его, да сподобит нас творить волю Его, и быть Его учениками, христианами не только по имени, но и по жительству. Сказал Господь приведенные здесь слова́, указывая на те нравственные и вещественные бедствия, которыми будет окружено земное странствование каждого ученика Его, — на те страдания и страхи, которые предшествуют смерти каждого из нас, сопровождают ее, последуют за ней, — на те соблазны и горести, которые постигнут мiр пред пришествием антихриста и во время его господства, — наконец на сотрясение и превращение вселенной во время второго славного и страшного Пришествия Христова. Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих, хотящих быти, и стати пред Сыном человеческим (Лк. 21:36) в радости спасения; стати в этой радости и после суда частного, наступающего для каждого человека вслед за разлучением души́ его от те́ла, и на суде общем, на котором поставятся избранные одесную Судии, а отверженные ошуюю (Мф. 25:32, Мф. 25:33). Трезвитеся в молитвах, говорит святой Апостол Петр, повторяя верующим заповедь Го́спода. Трезвитеся, бодрствуйте, зане́ супостат ваш диавол, яко лев ры́кая, ходит, иски́й кого поглотити, емуже противитеся тверди верою (1Пет. 5:8, 1Пет. 5:9). Повторяя и подтверждая эту всесвятую, спасительную заповедь, святой Апостол Павел говорит: Непрестанно моли́теся (1Фес. 5:17). Ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу (Флп. 4:6). В молитве терпи́те (пребывайте), бодрствующе в ней со благодарением (Кол. 4:2). Хощу убо, да молитвы творят му́жие на всяцем месте, воздеюще преподобныя ру́ки без гнева и размышления (1Тим. 2:8). Прилепляяйся же Господеви непрестанною молитвою, един дух есть с Господем (1Кор. 6:17). Прилепляющегося к Господу и соединяющегося с Господом непрестанною молитвою, Господь избавляет от порабощения и служения греху и диаволу: Бог же, возвещает нам Спаситель, не и́мать ли сотворити отмщение избра́нных Своих, вопиющих к Нему день и нощь, и долготерпя о них? Глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре (Лк. 18:7, Лк. 18:8). Признак иноческого совершенства — непрестанная молитва. «Достигший сего, — говорит святой Исаак Сирский, — достиг высоты́ всех добродетелей, и соделался жилищем Святаго Духа»1. Упражнение в непрестанной молитве, приобучение себя к ней необходимо для всякого инока, желающего достигнуть христианского совершенства. Упражнение в непрестанной молитве и приобучение себя к ней есть обязанность каждого инока, возложенная на него заповедию Божиею и иноческими обетами2. Очевидно, что святые Апостолы, получившие лично от Го́спода заповедь о непрестанной молитве, передавшие ее верующим, сами занимались непрестанною молитвою. До принятия Святаго Духа, они пребывали в одном доме, занимаясь молитвою и молением (Деян. 1:14). Под именем молитвы здесь разумеются те молитвословия, которые они совершали вместе, а под именем моления постоянное молитвенное направление их духа, непрестанная молитва. Когда низошел на Апостолов Святый Дух, то, соделав их храмами Божиими, соделал вместе храмами непрестанной молитвы, как говорит Писание: Дом Мой дом молитвы наречется (Ис. 56:7). «Дух, когда вселится в кого из человеков, тогда человек тот не престает от молитвы: ибо Сам Дух непрестанно молится»3. Апостолы имели только два духовных подвига: молитву и проповедь Сло́ва Божия: от проповеди Сло́ва они возвращались к молитве. Они находились в непрестанной духовной беседе: то беседовали молитвою с Богом, то беседовали от лица́ Божия с человеками. В той и другой беседе действовал один и тот же Святый Дух (Деян. 6:2, Деян. 6:4). Чему мы научаемся из примера святых Апостолов? Тому́, что вслед за послушанием, послушанием деятельным Слову Божию, до́лжно сосредоточить всю деятельность свою в непрестанную молитву: потому что непрестанная молитва приводит христианина в состояние, способное к принятию Святаго Духа. Господь, возлагавший на Апостолов различные служения, когда соделал их способными приять Святаго Духа, то повелел им пребывать во граде Иерусалимсте, во граде мира и безмолвия, вне всякого служения: седите во граде Иерусалимсте, сказал Он им, до́ндеже облечетеся силою свыше (Лк. 24:49). Из писаний преподобных иноков видно, что память Божия, или поучение были в общем употреблении у иноков первенствующей Церкви Христовой. Преподобный Антоний Великий завещавает непрестанное памятование имени Го́спода нашего Иисуса Христа: «Не предавай забвению, — говорит он, — имени Го́спода нашего Иисуса Христа, но непрестанно обращай его во уме твоем, содержи в сердце, прославляй языком, говоря: Господи Иисусе Христе, помилуй меня. Также: Господи Иисусе Христе, помоги мне. Также: Славословлю Тебя, Господь мой, Иисус Христос»4. Занимались непрестанною молитвою не только безмолвники и отшельники, но и общежительные иноки. Святой Иоанн Лествичник говорит о иноках посещенного им Александрийского общежития, что они «и за самою трапезою не престают от умственного подвига, но условленным и введенным в обычай знаком и мановением, блаженные, напоминают друг другу о молитве, совершаемой в душе́. И делают они это не только за трапезою, но и при всякой встрече, при всяком собрании»5. Преподобный Исаак, безмолвник Египетского Скита, поведал преподобному Кассиану Римлянину, что ему для непрестанной молитвы служит второй стих 69-го псалма: Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи́ ми потщися6 (Пс. 69:2). Преподобный Дорофей, инок общежительного монастыря аввы Серида в Палестине, преподал ученику своему, преподобному Досифею, сказано в житии Досифея, непрестанно упражняться в «памяти Божией», заповедав ему постоянно произносить: Господи Иисусе Христе, помилуй мя и: Сыне Божий, помоги мне7. Преподобный Досифей молился попеременно то первыми, то вторыми словами преподанной ему молитвы. Она преподана была ему в таком виде по причине новоначалия ума его, чтоб ум не уныл от единообразия молитвы. Когда блаженный Досифей тяжело заболел и приближался к кончине, то святой наставник его напоминал ему о непрестанной молитве: «Досифей! Заботься о молитве; смотри, чтоб не потерять ее». Когда болезнь Досифея еще более усилилась, опять святой Дорофей говорит: «Что̀, Досифей? Ка̀к молитва? Пребывает ли?» Из этого видно то высокое понятие, которое имели о поучении древние святые иноки. Преподобный Иоанникий Великий непрестанно повторял в уме молитву: Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе8. Ученик Иоанникия Великого, преподобный Евстратий, которого святой писатель жития его назвал Божественным, стяжал непрестанную молитву. «Он всегда Господи помилуй в себе глаголаше», — говорит писатель жития его9. Некоторый Отец Раифской пустыни постоянно сидел в келлии, занимаясь плетением веревок, при чём говорил с воздыханием, колебля главою: «Что̀ будет?» Произнесши эти слова́, и несколько помолчав, опять повторял: «Что̀ будет?» В таком поучении он провел все дни жизни своей, непрестанно сетуя о том, что̀ последует по исшествии его из те́ла10. Святой Исаак Сирский упоминает о некотором Отце, который в течение сорока́ лет молился одною следующею молитвою: «Я, как человек, согрешил; Ты, как Бог, прости меня». Другие Отцы слышали, что он поучается в этом стихе с печалию: он плакал, не умолкая, и все молитвословия заменяла для него эта одна молитва день и ночь11. Большинство монашествующих всегда употребляли для поучения молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Иногда, смотря по надобности, они разделяли ее для новоначальных на две половины и говорили в течении нескольких часов: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго, пото́м в течение другого промежутка вре́мени: Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго. Впрочем, не до́лжно часто переменять слов молитвы, потому что деревья, часто пересаждаемые, не укореняются, замечает святой Григорий Синаит12. Избрание молитвы Иисусовой для поучения весьма основательно как потому, что имя Го́спода Иисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу, так и потому, что при упражнении молитвою Иисусовою воспоминание о смерти, о истязании от ду́хов воздушных, о изречении Богом окончательного определения, о вечных муках, начинает приходить в свое время само собою, и столь живо, что приведет подвижника в обильные непрестанные слёзы, в горькое рыдание о себе, как о мертвеце, уже́ погребенном и смердящем, ожидающем оживления от всесильного Божия Сло́ва (Ин. 11:39, Ин. 11:43, Ин. 11:44). Польза от поучения или памяти Божией неисчислима: она превыше слов, превыше постижения. И те, которые ощутили ее, не в силах вполне объяснить ее. Непрестанная молитва, как заповедь Божия и дар Божий, необъяснима человеческим разумом и словом. Краткая молитва собирает ум, который, если не будет привязан к поучению, сказал некто из Отцов, то не может престать от паре́ния и скитания всюду13. Краткую молитву подвижник может иметь на всяком месте, во всякое время, при всяком занятии, особенно телесном. Даже присутствуя при церковном Богослужении, полезно заниматься ею, не только при не довольно внятном чтении, но и при чтении отчетливом. Она способствует внимать чтению, особливо, когда вкоренится в душе́, сделается как бы естественною человеку. Поучение вообще, в особенности Иисусова молитва, служат превосходным оружием противу греховных помыслов. Следующее изречение святого Иоанна Лествичника повторено многими святыми писателями: «Иисусовым именем поражай ратников сопротивного: ибо ни на небеси, ни на земли́ не найдешь оружия, более крепкого»14. От непрестанной молитвы подвижник приходит в нищету духовную: приучаясь непрестанно просить Божией помощи, он постепенно теряет упование на себя; если сделает что̀ благопоспешно, видит в том не свой успех, а милость Божию, о которой он непрестанно умоляет Бога. Непрестанная молитва руководствует к стяжанию веры, потому что непрестанно молящийся начинает постепенно ощущать присутствие Бога. Это ощущение мало-помалу может возрасти и усилиться до того, что око ума яснее будет видеть Бога в промысле Его, нежели сколько видит чувственное око вещественные предметы мiра; сердце ощутит присутствие Бога. Узревший таким образом Бога и ощутивший Его присутствие, не может не уверовать в Него живою верою, являемою делами. Непрестанная молитва уничтожает лукавство надеждою на Бога, вводит в святую простоту, отучая ум от разнообразных помыслов, от составления замыслов относительно себя и ближних, всегда содержа его в скудости и смирении мыслей, составляющих его поучение. Непрестанно молящийся постепенно теряет на́вык к мечтательности, рассеянности, суетной заботливости и многопопечительности, теряет тем более, чем более святое и смиренное поучение будет углубляться в его ду́шу, и вскореняться в ней. Наконец он может придти в состояние младенчества, заповеданное Евангелием, соделаться буим ради Христа, то есть, утратить лжеименный разум мiра, и получить от Бога разум духовный. Непрестанною молитвою уничтожается любопытство, мнительность, подозрительность. От этого все люди начинают казаться добрыми; а от такого сердечного залога к людям рождается к ним любовь. Непрестанно молящийся пребывает непрестанно в Господе, познаёт Го́спода как Го́спода, стяжавает страх Господень, страхом входит в чистоту, чистотою в Божественную любовь. Любовь Божия исполняет храм свой дарованиями Духа. Говорит преподобный авва Исаия Отшельник о поучении: «Благоразумный богач скрывает внутри до́ма сокровища свои: сокровище, выставленное наружу, подвергается хищничеству воров и наветуется сильными земли́: так и монах смиренномудренный и добродетельный таит свои добродетели, как богач сокровища, не исполняет пожеланий падшего естества. Он укоряет себя ежечасно, и упражняется в тайном поучении, по сказанному в Писании: согреяся во мне сердце мое, и в поучении моем разгорится огнь (Пс. 38:4). О каком огне говорит здесь Писание? О Боге: Бог наш есть огнь поядаяй (Евр. 12:29). Огнем растопляется воск, и иссушается тина скверных нечистот: так и тайным поучением иссушаются скверные помыслы, и истребляются из души́ страсти; просвещается ум, уясняется и утончается мысль, изливается радость в сердце. Тайное поучение уязвляет бесов, отгоняет злые помыслы: им оживотворяется внутренний человек. Вооружающегося тайным поучением укрепляет Бог; Ангелы преподают ему силу; человеки прославляют его. Тайное поучение и чтение соделывают ду́шу домом, отвсюду затворенным и заключенным, столпом неподвижным, пристанищем тихим и безмятежным. Оно спасает ду́шу, охраняя ее от колебания. Очень смущаются и молвят бесы, когда инок вооружает себя тайным поучением, которое заключается в молитве Иисусовой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, — чтением в уединении споспешествует упражнению в поучении. Тайное поучение есть зеркало для ума, светильник для совести. Тайное поучение иссушает блуд, укрощает ярость, отгоняет гнев, отъемлет печаль, удаляет дерзость, уничтожает уныние. Тайное поучение просвещает ум, отгоняет леность. От тайного поучения рождается умиление, вселяется в тебя страх Божий: оно приносит слёзы. Тайным поучением доставляется монаху смиренномудрие нелестное, бдение благоумиленное, молитва несмущенная. Тайное поучение есть сокровище молитвенное: оно отгоняет помыслы, уязвляет бесов, очищает тело. Тайное поучение научает долготерпению, воздержанию; причастнику своему возвещает о геенне. Тайное поучение соблюдает ум немечтательным, и приносит ему размышление о смерти. Тайное поучение исполнено всех благих дел, украшено всякою добродетелию, всякого скверного де́ла непричастно и чуждо»15. Святой Исаак Сирский: «Кого поучение непрестанно в Боге, тот отгоняет от себя бесов, и искореняет семя злобы их. Веселится сердце в откровениях у того, кто непрестанно внимает душе́ своей. Обращающий зрение ума своего в себя, зрит в себе зарю Духа. Возгнушавшийся всяким паре́нием (скитанием, рассеянностию), зрит Владыку во внутренней клети се́рдца своего... Небо внутри тебя, если будешь чист, и в само́м себе увидишь Ангелов с светом их, и с ними Владыку их, и внутри их... Сокровище смиренномудрого внутри его, и оно — Господь... Страсти изгоняются и искореняются непрестанным поучением о Боге: оно — меч, убивающий их. Желающий увидеть Го́спода внутри себя, старается очистить свое сердце непрестанною памятию Божиею: таким образом светлостию очей ума будет на всякий час зреть Го́спода. Что̀ приключается рыбе, вынутой из воды́, то̀ приключается и уму, исшедшему из памяти Божией, и блуждающему в воспоминаниях мiра... Страшен бесам, любезен Богу и Ангелам Его тот, кто ночью и днем с горячею ревностию взыскует Бога в сердце своем, и искореняет из него прозябающие прилоги врага16. Без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу»17. Преподобный Кассиан Римлянин: «Моление сим малым стихом (вышеупомянутым вторым стихом 69-го псалма) должно́ быть непрестанное, чтоб искушения нас не ниспровергли, чтоб в благополучии сохраниться от превозношения. Поучение в сем малом стихе, говорю, да вращается в персях твоих непрестанно. Не преставай повторять его, в каком бы ни был деле, или послушании, или если б ты находился в путешествии. Поучайся в нём и отходя ко сну, и употребляя пищу, и при исправлении нижайших нужд телесных. Такое упражнение се́рдца соделается для тебя спасительным правилом, которое не только сохранит тебя неповрежденным при всяком нападении демонов, но и, очистив от всяких телесных страстей, возведет к невидимым и небесным видениям, вознесет к неизреченной, весьма немногим по опыту известной, высоте молитвы. Сей малый стих будет удалять от тебя сон, доколе ты, образовавшись сим неизъяснимым словами упражнением, не приучишься заниматься им и во время сна. Он, когда случится тебе пробудиться, первый будет приходить тебе на мысль; он, когда проснешься, будет предупреждать все прочие помышления; он, когда встанешь с одра твоего, будет занимать тебя, доколе не начнешь коленопреклонений; он будет провожать тебя ко всякому труду и делу; он во всякое время будет за тобою следовать. В нём поучайся по заповеданию законодателя (т.е. Моисея, законодателя израильского), сидя в дому́ и шествуя по пути, ложась спать и вставая от сна; напиши его на порогах и на дверях уст твоих: напиши его на стенах до́ма твоего и во внутренних сокровищах персей твоих, так, чтоб он, когда ты возлежишь, был готовым для тебя псалмопением, когда же встанешь и приступишь к исправлению всего необходимого для жизни, удобною к отправлению и непрестанною молитвою»18. Святой Иоанн Златоуст: «Братия! Умоляю вас: не допусти́те себе когда-либо престать от совершения правила сей молитвы, или презреть его... Инок употребляет ли пищу или питие, сидит ли, или служит, путешествует ли, или что̀ другое делает, должен непрестанно вопить: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!, чтоб имя Го́спода Иисуса, сходя в глубину се́рдца, смирило зме́я, обладающего сердечными пажитями, спасло и оживотворило ду́шу. Непрестанно пребывай в имени Го́спода Иисуса, да поглотит сердце Го́спода и Господь сердце, и да будут сии два — едино»19. Брат спросил преподобного Филимона: «Что̀ значит, Отец, сокровенное поучение?» Старец отвечал: «Иди, трезвись в сердце твоем, и говори в мысли твоей трезвенно, со страхом и трепетом: Господи Иисусе Христе, помилуй мя»20. Отчего непрестанная молитва или непрестанное памятование Бога названы поучением? Оттого, что подвижники, на делание которых низошла роса Божественной благодати, обрели в повторяемой ими краткой молитве духовный, глубочайший, неисчерпаемый смысл, постоянно привлекавший и усугублявший их внимание своею духовною новизной. И соделывался для них краткий стих обширнейшею наукою, наукою из наук, а занятие им в точном смысле поучением. Таковы наставления святых Отцов: таково было их делание. Не только все дела́ и слова́, — все помышления их были посвящены Богу. Вот причина обилия в них дарований Духа. Напротив того, мы небрежем о делах наших; поступаем не так, как повелевают заповеди Божии, но как случится, по первому влечению чувств, по первой представившейся мысли. О словах небрежем еще более, нежели о делах, а на помышления не обращаем никакого внимания; они рассыпаны у нас всюду, они все принесены нами в жертву суете. Ум наш, в противность состоянию ума, огражденного поучением21, подобен четверовратной храмине, которой все две́ри отверсты, при которой нет никакой стражи, куда может входить, и откуда может выходить всякий желающий, внося и вынося всё, что̀ угодно. Братия! Престанем от такового жительства невнимательного и бесплодного. Будем подражать деланию святых Отцов, а между прочими деланиями и памятованию Бога, в котором они непрестанно содержали ум свой. Юноша! Сей с прилежанием семена добродетелей, приучай с терпением и понуждением себя ко всем Боголюбезным упражнениям и подвигам, приучайся и к памяти Божией, заключай ум твой в святое поучение. Если увидишь, что он непрестанно ускользает в посторонние и суетные помышления, не приди в уныние. Продолжай с постоянством подвиг: «Старайся возвращать, — говорит святой Иоанн Лествичник, — или правильнее, заключать мысль в словах молитвы. Если она по младенчеству исторгается (из заключения в слова́ молитвы), опять вводи ее (в них). Свойственна ему нестоятельность (присноподвижность); но может дать ему стояние Тот, Кто всё уставляет. Если постоянно пребудешь в сем подвиге, то придет Полагающий границы морю ума твоего в тебе и скажет ему в молитве твоей: До сего до́йдеши и не пре́йдеши»22. Поучение по наружности кажется деланием странным, сухим, скучным; но в сущности есть делание многоплоднейшее, драгоценнейшее церковное предание, установление Божие, сокровище духовное, достояние Апостолов и святых Отцов, приявших и предавших его нам по велению Святаго Духа. Ты не можешь представить себе тех богатств, которых сделаешься наследником в свое время, стяжав на́вык непрестанно памятовать Бога. На ум и сердце новоначального не взыде, яже угото́ва Бог любящым Его (1Кор. 2:9) не только в будущем веке, но и в сей жизни (Мк. 10:30), в которой они предвкушают блаженство будущего ве́ка. «Приуготовляйся, — сказал святой Иоанн Лествичник, — непрестанною молитвою, совершаемою в тайне души́ твоей, к молитвенному предстоянию и вскоре преуспеешь»23. В свое время поучение обымет всё существование твое; ты соделаешься от него как бы упоенным, как бы принадлежащим сему мiру и вместе непринадлежащим, чуждым ему: принадлежащим по телу, непринадлежащим по уму и сердцу. Упоенный чувственным вином не помнит себя, забывает го́ре, забывает свой сан, свое благородство и достояние: и упоенный Божественным поучением соделывается хладным, бесчувственным к земным похотениям, к земной славе, ко всем земным выгодам и преимуществам. Мысль его непрестанно при Христе, Который поучением действует как священным благоуханием: о́вем как во́ня смертная в смерть, о́вем как во́ня животная в живот (2Кор. 2:16). Поучение умерщвляет в человеке сочувствие к мiру и страстям, оживляет в нём сочувствие к Богу, ко всему духовному и святому, к блаженной вечности. «Что̀ бо ми есть на небеси? Вопиет упоенный поучением. Ничто. И от Тебе что̀ восхотех на земли́? Только того, чтоб мне непрестанно прилепляться к Тебе молитвою безмолвною. Иным вожделенно богатство, иным слава, но мне вожделенно прилеплятися Богови моему и полагати на Него упование бесстрастия моего»24. Слова́ поучения первоначально до́лжно произносить языком, весьма тихим голосом, неспешно, со всевозможным вниманием, заключая, по вышеприведенному совету святого Иоанна Лествичника, ум в слова́ поучения. Мало-помалу молитва устная перейдет в умственную, а пото́м и в сердечную. Но на переход этот нужны многие годы. Не до́лжно искать его преждевременно; пусть он совершится сам собою, или правильнее, да дарует его Бог в известное Ему время, смотря по духовному возрасту и обстоятельствам подвижника. Смиренный подвижник довольствуется тем, что сподобляется памятовать Бога. И это уже́ считает он великим благодеянием Создателя для бедной и немощной твари — человека. Он признаёт себя недостойным благодати, не ищет раскрыть в себе действий ее, познавая из учения святых Отцов, что такое искание имеет началом своим тщеславие, от которого — прелесть и падение, что это искание само собою уже́ есть обольщение, потому что при всеусильном искании получение благодати зависит единственно от Бога25. Он жаждет открыть в себе свою греховность, и стяжать способность плача о ней. Он предоставляет себя воле всеблагого и премилосердого Бога, ведающего, кому полезно даровать благодать, и для кого полезно удержать пришествие ее. Многие, получив благодать, пришли в небрежение, высокоумие и самонадеянность; данная им благодать послужила, по причине их неразумия, только к большему осуждению их. Блажен залог се́рдца в иноке, по которому он, упражняясь в каком бы то ни было подвиге, упражняется вполне бескорыстно, алчет и жаждет единственно исполнить волю Божию, а себя предает со всею верою и простотою, с отвержением своих разумений, власти, воли, управлению милосердого Го́спода Бога нашего, желающего всем человекам спастись и в разум истины придти. Ему слава во веки веков. Аминь.
Примечания: 1 Слово 21. 2 Требник или особая книжица, содержащая чин пострижения в малую схиму. Настоятель, вручая новопостриженному четки, завещавает ему непрестанную молитву Иисусову. Принятием четок новопостриженный дает обет исполнять завещание настоятеля. 3 Святой Исаак Сирский. Слово 21. 4 S. Antonii Magni Opera. Patrologia Gr. Tom. 40, pag. 1080. 5 Слово 4, гл. 17. 6 Collatio 10, cap. 10. 7 Житие преподобного Досифея в книге преподобного аввы Дорофея, также в Четьих-Минеях. Февраля 19. 8 Канонник, Молитвы на сон грядущим. Также житие Преподобного. 9 Четьи-Минеи. Января в 9-й день. 10 Письменный патерик, принадлежащий к библиотеке епископа Игнатия. 11 Слово 52. 12 Доброт., ч. 1. 15 глав о безмолвии, глава 2. 13 Святой Исаак Сирский. Слово 72. 14 Слово 21, гл. 7. 15 Алфавитный Патерик Скитский, буква Н. 16 Слово 8. 17 Слово 69. 18 Cassiani collatio 10, cap. 10. 19 Доброт., ч. 2. Ксанфопулов глава 21. 20 О авве Филимоне слово зело полезно. Доброт., ч. 4. 21 Смотри выше о поучении преподобного Исаии Отшельника, уподобляющего ду́шу, огражденную поучением, дому, отвсюду затворенному и заключенному. 22 Иов 38:11. Слово 28, гл. 17. О стоянии и приснодвижимости ума смотри гла́вы святого Каллиста Катафигиота. Доброт., ч. 4. 23 Слово 28, гл. 31. 24 Пс. 72:25, Пс. 72:28. Лествица. Слово 28, гл. 25. 25 Преподобный Исаак Сирский. Слово 55.
Текст по изданию «Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений в 7-ми томах» (том 2-ой, издательство «Тираж-51», Краматорск, 2009 г.).
|
Чего искать до́лжно? Живого осязаемого общения с Господом. Дает сие благодать Божия, но нам необходимо и самим трудиться о том. Куда же обращать труд? На то, чтоб всегда памятовать о Господе, яко близ и даже в сердце сущем. Чтобы в сем успеть, советуется навыкнуть в молитве Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», повторяя ее непрестанно с мыслию о Господе, яко сущем в сердце или близ се́рдца. Стань вниманием в сердце пред лицем Го́спода и говори: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Всё дело в этом и есть, и по существу де́ла больше ничего и не требуется. |
|
|