Цветник священноинока Дорофея. Главы 44-46.

Цветник священноинока Дорофея


Глава 44.
Поучение о том,
чтобы Бога ради терпеть напраслину,
все обиды и оскорбления

Бережно охраняй себя, будь внимательна и разумна, о, душа́ моя, ибо последние времена уже́ наступают. И нуждаешься в исключительном подвиге и в том, чтоб терпеть от бесов и от людей.

Среди народа от видимых людей терпеть, а в пустыне — от невидимых бесов. Ибо никто, нигде и никогда не получит венца жизни без страданий, не победив врага своего. А если выступит и одолеет храбростью своей и мужеством, тогда получит славу и почести, дары и светлый венец.

Так и ты, душа́ моя, должна выносить и претерпевать различные страдания без печали, без гнева и без злопамятства, а радостно и с благодарностью. Если хочешь быстро обрести благодать и спастись, о, душа́ моя, то бьющего тебя, по велению Божьему, воспринимай как милующего и утешающего, грабящего и отнимающего — как дающего, обижающего — как почитающего. Оскорбляющего — как заботящегося, всячески издевающегося — как благословляющего и спасающего. И упрекающего всячески — как славословящего и величающего. И всякое оскорбление, и всякое бесчестие, и упреки принимай с радостью, не обижаясь и не оправдываясь, но еще и прощения проси. Не стыдись, не жалуйся и не огорчайся поношению и уничижению, упрекам и бесчестию. Не тяжело это для те́ла, а для души́ очень спасительно.

А кому что̀ дано от Бога: дарование какое-нибудь или достоинство, то от уничижения не отнимется у него. А если внимать пустым словам, ропоту и оскорблениям, жаловаться и печалиться из-за них, то это будет уже́ отпадением и от добродетелей, и от Бога. Пропускай мимо ушей пустые речи. Это и есть настоящая незлобливость. В этом любовь нелицемерная. В этом и милосердие предельное. В этом и кротость смиренномудренная. В этом — исцеление души́ и большое приобретение.

Оскорблять кого-нибудь понапрасну и без вины́ — не по-человечески, противно природе и грешно. А не оскорблять никого и не терпеть ни от кого страданий — естественно, свойственно всем людям и стои́т посередине: ни грешно, ни спасительно. А выносить страдания самому́ от кого-нибудь и не мстить — превыше природы, очень спасительно и по-ангельски.

Сказал Господь в Святом Евангелии: ...если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3).

Толкование

Дитя, когда его бьют, — плачет, а с радующимся вместе с ним — радуется. Если его обижают, — не гневается, если хвалят и чтят — не превозносится. Если кого-нибудь другого чем-нибудь угостят, а его нет — не завидует. Если что̀ заберут у него — не волнуется. Если оставят ему родители богатство — не пользуется им. В суд не ходит ни с кем тягаться. Не ссорится ни из-за чего своего. Не испытывает ненависти к человеку, не гневается и не помнит зла. Но всех одинаково любит: и любящих, и ненавидящих, и малого, и великого. А если и обеднеет до крайней нищеты, не тужит об этом. А если разбогатеет — не гордится. Если видит женщину, красивую лицом — не вожделеет к ней. Сластолюбие и заботы не властны над ним. Никого не обманывает, не раздражает, не ругается, ни с кем не враждует, не осуждает, не клевещет. Не стремится накопить богатства, не старается стать властителем и начальствовать. Если снимут с него одежду или что̀ другое отберут, не печалится об этом. Не своевольничает. Не боится голода и ограбления. Если выгоняют его и лишают своего ме́ста, и гонят понапрасну — убегает и не волнуется. Вот что̀ значит для желающих спастись, перемениться и стать, как дитя, по слову Господню.

Или же должны́ желающие спастись уподобиться псу, который не злится на хозяина своего. Пес многократно терпит голод и побои от хозяина своего. Его часто отгоняют, а еще и бранят непристойными словами, и издеваются. Но никогда не сетует на хозяина своего и не сердится. И любит его. Дом и имущество его охраняет. Так и желающим достичь совершенства и спастись следует быть незлобливыми к оскорбляющим их.

А еще отказавшемуся ради Христа от мiра, желающему достичь совершенства и спастись следует уподобиться мертвецу нравом и обычаем, желаниями и отношением к имуществу и делам мiра сего. Ибо мертвый в могиле не мудрствует, не волнуется и ничего не имеет из суеты мiра сего. Только погребальные одежды.

Ни о настоящем не помнит, ни о будущем не думает. Собственной воле, привычкам и нравам не следует. От своих желаний и прихотей не волнуется. Заботами о суетных делах не одержим, от гордости не надувается, завистью не распаляется, о минувших оскорблениях и упреках не вспоминает, не мстит, славы и почестей не доискивается, слугами и рабами не хвастается, удовольствиями и красо́тами ве́ка сего не наслаждается. Никакого богатства: золота, серебра и одеяний — не желает и не копит. Та̀к следует поступать и отрекшемуся ради Христа от мiра, желающему достичь совершенства и спастись.

Оберегать себя следует желающему достичь совершенства и спастись. Не вспоминай о прежней любви мiрской к людям, от которой отказался ты. Не жалей плоть свою: ни о родивших тебя отце и матери не печалься, ни о родственниках, ни о близких своих. Не вспоминай о своей привычке к греховной и суетной дерзости и не возвращайся к заблуждениям, пожеланиям и пристрастиям мiрским и житейским, чтобы не сбиться с пути в Царство Небесное.

Всякие страдания и неудобства, обиды и поношения, оскорбления и упреки, унижения и напраслина приносят человеку совершенство, благодать и спасение. А кто не претерпевает все оскорбления и обиды, напраслину и упреки, но огорчается, надувается и гневается на оскорбивших его и оправдывается, терпение того не совершенно. Это новоначальным, одержимым страстями, и неразумным свойственно не терпеть. И за что̀ же дана нам будет благодать Божия, если не вытерпим это? А совершенным свойственно принимать это с радостью.

Когда же дьявол не в состоянии сам воспрепятствовать какому-либо подвизающемуся, причинить ему вред и отвратить от доброго пути, тогда насылает на него всевозможные страдания по злоумышлению человеческому: подучивает некоторых людей, подвластных себе, надеясь одолеть, словно оружием, своими злыми людьми. А наше славное оружие против самого́ дьявола — это терпеть от него все причиняемые им бе́ды, а от людей — всякие обиды и напраслину, уничижения и оскорбления, ради Царствия Небесного.

Вспомни всех святых от ве́ка, которых не был достоин весь мiр. Как лишали их всего, оскорбляли, гнали и обижали. Какой же ты новый путь желаешь себе проложить, чтоб достичь совершенства и спастись? Если не можешь подвизаться, как Отцы, хотя бы по-отечески претерпевай словесные оскорбления, ибо и это немало. Снова скажу, что это больше всех добродетелей — терпеть напраслину. И поэтому терпи с благодарностью, о, душа́ моя, различные находящие несчастья, бе́ды и страдания, упреки и унижения, поношения и обиды, ради Царствия Небесного. Безумен тот человек, который желает спастись, а даже оскорбления словом не выносит, огорчается и надувается, гневается и пререкается. Лишается такой великого приобретения и прибытка, ибо любит украшаться тщеславием и похвалами. А кто Бога ради всякую напраслину и обиды претерпевает с благодарностью, большое дело совершает.

И снова скажу: и смирение, и смиренномудрие, и кротость, и незлобливость, и любовь, и милосердие в том, чтобы от всякого человека все оскорбления, напраслину и упреки переносить с благодарностью. Ибо этим одним многие спаслись. И прежде всего, это путь юродивых, ибо они много напраслины терпят. Воистину, великое дело — юродство Бога ради, ибо совмещает все добродетели вкупе. Ничего житейского не имеют они, только одно терпение всеми силами приобретают и всем вкупе скорбям противостоят.

Ей-ей, душа́ моя, в нынешние времена нет пути к спасению больше этого. Глух и нем будь, о, человек, и словно бесчувствен ко всему житейскому и ко всему вредному. И стань безумным Бога ради, ибо желающий быть мудрым и разумным в мiре сем — безумен перед Богом.

О, человек, не стремись мудр быть мудростью мiра сего. Не собирай себе много золота и серебра, ни драгоценных камней, ни чистого жемчуга, но ищи для себя духовной мудрости: как ду́шу свою спасти. Дороже Премудрость золота и серебра, драгоценных камней и чистого жемчуга. С ее помощью обретешь богатство и славу, почет и величие у Бога и спасешь ду́шу свою. Даже премудрый Соломон, смиряясь, во многой мудрости говорит: «И понял я, что всё суета». И только одно хвалит, говоря: «Блажен человек, имеющий любовь Божию в себе», — то есть молитву Иисусову и другие моления непрестанные, труд духовный и страх Божий, смирение со смиренномудрием и всегдашнее молчание, и любовь, одинаковую ко всем людям, милосердие и справедливость, и остальные добродетели, насколько возможно. Тот мудрец и философ, оратор и афинянин, Аристотель и теолог духовно премудрый. И обретет в себе такой и премудрость, и Учи́теля премудрости и всех благ.

А внешнюю мудрость мiра сего: латинскую, эллинскую и другие — безумием называет апостол Павел. Насколько отстоит небо от земли́, настолько выше духовная премудрость внешней мудрости. Недостойно внешнюю ученость даже мудростью называть, только безумием, ибо та спасает, а эта губит. Не спасает нас премудрость ве́ка сего, ни могущество, ни богатство, но спасают нас вера без сомнений, без всяких греховных изъянов, дела́ добрые и праведность во всём.

Пусть же будет у нас взамен всякой мудрости прилежная забота о себе, о, душа́ моя. Видя недостатки брата, будь словно слеп. Слыша о них — словно глух. Молчи, словно немой, ничего не говоря и умом не разумея, словно невежда. Не стремись показать себя мудрым, но к себе прислушивайся, себя понимай и предугадывай. Себя спасай и обличай, себя исправляй, над собой трудись.

Кто из желающих спастись, видя досадные дела́ и слыша обидные слова́, не сделает глаз свой словно слепым, и ухо свое словно глухим, и язык свой словно немым, не сможет пребывать в покое душевном, без смятения и вреда. Если же кто-нибудь будет мучить тебя, не смей оправдываться или ссориться, но произноси со смирением: «Прости меня Бога ради», а в остальном — молчи, ибо Господь наш Иисус Христос явил нам Собою образ смирения. Как написано о Нём: ...как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто̀ изъяснит? (Ис. 53, 7-8). Так и ты должен подражать Создателю своему. Так и ты должен быть безответным перед оскорбляющим тебя, словно держа воду во рту или не имея языка. Говори только: «Прости».

И размышляй о том, что достоин ты всяких мучений, даже если бы весь мiр, восстав на тебя, целый год поносил тебя и обижал. Говори себе: «Что̀ у тебя-то общего с людьми, о, скверный!» — и не думай, что страдаешь от брата своего, но от дьявола, ибо виновником любого зла бывает враг и устраивает всякое зло. Он учит человека всему злому и подстраивает. Ни одно зло не поднимется в нас без врага. И какое бы страдание ни терпели ради обретения грядущих благ, следует упрекать во всём себя, а не брата своего. Во всём себя последним ставь, во всяком деле, во всём себя показывай ниже всех и помни, что земля ты и снова в землю пойдешь.

Три сло́ва держи в устах своих. Всегда говори всякому человеку «прости», «благослови» и «молись за меня, грешного». Ни о какой вещи не спрашивай, если она тебе не нужна. Научись о любом человеке говорить только хорошее, а себя уничижай. Это приводит ду́шу в великое смирение, побеждает и отсекает душевные страсти, и прежде всего самомнение, и вооружает против дьявола. Истинное, подлинно спасительное смирение, любовь и милосердие, кротость и смиренномудрие, и незлобливость в том, чтобы принимать и терпеть напраслину от кого-нибудь, упреки, поношение и всякие обиды. И поэтому великое и благое дело — эта напраслина, и уничижение, и терпение всяческих досаждений. И, терпя так всякую напраслину, все обиды и все упреки, достигнем совершенства и спасемся.

А желающий не гневаться на оскорбившего его пусть молится о нём Богу, прилежно, от всего се́рдца. И тогда отбегут гнев и злопамятство. И тем бо́льшую обнаруживай к нему любовь и встречай его низкими поклонами. И каждому говори о нём: «Он добр ко мне». Ибо ничто так не приводит человека к смирению и кротости, как это — говорить за глаза́: «Он добр ко мне». И ничто не вызывает такого гнева, как если поносишь оскорбляющего, жалуешься на него за глаза́ и отворачиваешься от него — поскольку слышавшие от тебя сообщают ему. И жестока беда эта, ибо даже духовных людей затрагивает эта страсть. Премудр, поистине премудр, совершенен и свят, и больший подвижник, чем трудящийся много, тот, кто спасает и себя, и брата своего. Богу нашему слава всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков.

К оглавлению         

Глава 45.
Поучение о том,
чтобы терпеть приходящие страдания

Желающему спастись не следует бояться и страшиться жестоких страданий ни от бесов, ни от людей, и обращать внимание на них. Поскольку переменчива природа человеческая и склоняются люди от злого к доброму, к любви и благу. А боящийся страданий приходит в расслабление и малодушие. Кто привыкнет бегать или избавляться от страданий, или переходить с ме́ста на место, или выбирать удобное время, чтоб начать подвизаться, у того всю жизнь не будет ни ме́ста, ни вре́мени получить пользу.

Следует нам полагаться и надеяться на милость Божию и вспоминать славные чудеса и помощь, которые от ве́ка являет Бог уповающим на Него угодникам Его. Ни в какой беде и страдании, никогда и нигде не попускает Бог испытания, превышающего наши силы. И следует нам Бога ради мужественно и с благодарностью переносить страдания в настоящем вре́мени, месте и состоянии, надеясь получить грядущие вечные бла́га. Ибо ...многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), ...и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

Итак, обретем же крайнее терпение и на любом месте не лишим себя пользы, но получим милость Божию и не погубим спасительное время жизни своей. Забудем обо всех страданиях от бесов и от людей, и не будем печалиться ни в каком несчастье. Будем иметь только одну печаль — о том, чтобы настоящее время не прошло понапрасну: без духовных трудов и молений. Когда же постигнет нас какое-нибудь огорчение от бесов или людей, страдание, болезнь или бедствие, тогда тем более будем прибегать к Богу с молитвой и усердным молением со слезами горькими и взывать непрестанно. И тогда услышит Бог и избавит нас от всех страданий и несчастий. Никогда не рассуждай и не заботься, ка̀к избавиться от беды́, поскольку все страдания и неудобства постигают нас по Промыслу Божьему. Поэтому возлюбим тяжкую и горестную жизнь и не будем избегать несчастий и бедствий, нужд и страданий, но всё жестокое, печальное и болезненное и все горести перенесем храбрым разумом, чтоб привлечь к себе и Божью помощь.

Подвизающийся раб Божий должен во всех страданиях сделать сердце свое твердым, как камень, а не мягким, как вода, ибо жизнь ве́ка сего вращается, как колесо подвижное и неустойчивое. Иногда выпадает человеку счастливое время и недолгий почет. Не прислоняйся к нему, но стой, словно твердый столб! А иногда выпадает человеку гонение, ско́рби и несчастья от людей. Не огорчайся! Иногда же от бесов бывают мучения и страсти разные. Не скорби́! Всё это приходит и налагается ради нашего спасения. От Бога попускается и отходит снова по велению Божьему, когда Ему благоугодно наказать нас или помиловать. Ему же слава всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков.

К оглавлению         

Глава 46.
Поучение о различении
напастей бесовских

Прилежно и внимательно наблюдай за собой ясным умом, о, инок: ка̀к приходят бесы, и каким образом улавливают, и чѐм их победить? И будь крайне осторожен. Ибо среди страстей и сетей ходишь всё время, всюду окружают страсти, всюду натянуты се́ти, воздух пропитан и земля полна страстями и сетями. Чтобы как-нибудь и где-нибудь не поймал тебя враг себе в подчинение, в эти страсти и се́ти. Много, много сил требуется, чтобы плотскому бороться с бесплотными, одному — с тысячами. Много слёз, много терпения предстоит. Много опыта и осторожности требуется, тысячи глаз необходимы. Жестоко, по-львиному, восстают на нас коварные ду́хи. И если б не было с нами Го́спода!.. Ибо многолетний опыт имеют в соблазнах — более семи тысяч лет. Не спят, не едят, не отдыхают, постоянно ищут нашей погибели: всякий час, всеми способами, всеми злоумышлениями, с великой настойчивостью. Обессиливая в одном, уже́ умышляют другое, и, едва что-то начав, уже́ выискивают новые способы и, кружа, ищут, где б найти дверцу и войти, чтоб успешней нанести удар Боголюбивым, и причинить им вред и зло.

Или не знаешь, о, человек, с кѐм борешься? О, какою мы обложены тучей супостатов, видимых и невидимых врагов, чувственных и мысленных, природных похотей и естественных желаний, и соблазнов суетного мiра, унижений и страданий, несчастий, болезней и бед. И каждая воюет по-своему, напускает бесчисленные волнения и смущения, готовясь ду́шу твою растерзать и поглотить, словно птенца. А ты не радеешь, пресыщаясь, спя, покоясь во всяких негах и удовольствиях: мол, победим страсти, научимся добродетелям, будем спасены и грядущую радость получим в Царствии Небесном. Нет, не так! Не сможем, нерадея, победить ни греховные страсти, ни коварство бесов, ни се́ти их, ни жестокость, ни добродетелям научиться. И если не прислушаешься к этому, не избежишь их сетей.

Если хотим действительно быть воинами Царя Небесного и подлинными общниками Царствия Небесного, то стряхнем с себя все волнения и путы всех земных привязанностей, забот и попечений, от которых поднимается мысленный дым и, словно темной тучей, покрывает ум. Стряхнем с себя всякое нерадение, малодушие и женскую слабость и будем противостоять бесовским умыслам, страстям, различным похотям, и желаниям, и соблазнам суетного мiра, унижениям и страданиям, и потрудимся в молениях и в остальных добродетелях от всего се́рдца своего и всем существом: и душой, и сердцем, и умом. Словно идущий по пути быстрым шагом и не озирающийся туда и сюда. Или же, как какой земледелец трудящийся. Ибо словно в огонь прыгнуть — принять на себя подвиг.

Со всяким человеком борются страсти и сопротивляются добродетелям, от рождения и до могилы. Каждой добродетели противостоит своя страсть и борется с ней. А налагают их и понуждают к ним бесы, ибо каждая греховная страсть имеет своего духа — лукавого беса, который ею владеет и управляет, и налагает на человека. От рождения испытывают всякого человека. В чём он слаб, немужествен и нетерпелив, тем его постоянно и поражают.

Против веры, надежды и упования борются страсти греховные: маловерие и сомнение, двоедушие, страх и отчаяние. А владеет ими и управляет бес — дух сомнения.

Против любви борются страсти греховные: ненависть, гнев, всякое злопамятство. А владеет ими и управляет бес — дух гнева и злопамятства.

Против милосердия борются страсти греховные: жестокосердие, безжалостность, себялюбие. А владеет ими и управляет бес — дух себялюбия и жестокосердия.

Против девства, чистоты и целомудрия борются страсти греховные: блуд и нечистота, и пленение непристойными мыслями. А владеет ими и управляет бес — дух блуда.

Против нестяжания и милостыни борются страсти греховные: сребролюбие, скупость, любовь к вещам, стяжательство. А владеет ими и управляет бес — дух сребролюбия.

Против кротости и смирения борются страсти греховные: наглость, жестокость, злоба, дерзость. А владеет ими и управляет бес — дух ярости.

Против трезвения утробы, то есть против поста и воздержания от пищи, борются страсти греховные: ненасытность, объедение, пьянство. А владеет ими и управляет бес — дух обжорства и чревоугодия.

Против трезвения ума борются страсти греховные: мечтательность, пленение ума, забвение, умопомрачение и все страсти. А владеет ими и управляет бес — дух многомыслия.

Против бодрости борются страсти греховные: дремота и сон. А владеет ими и управляет бес — дух сонливости.

Против бдения борются страсти греховные: нерадение, расслабленность, лень, отягощение, усталость. А владеет ими и управляет бес — дух Вельзевул, князь бесовский.

Против смиренномудрия, скромности и духовного самоукорения борются страсти греховные: гордыня, высокомерие, стремление первенствовать, честолюбие, человекоугодие, многословие, заносчивость, тщеславие. А владеет ими и управляет бес — дух гордыни, князь бесовский.

Против простоты в пище и питии и сухоядения борются греховные страсти: лакомство и сластолюбие. А владеет ими и управляет бес — дух сластолюбия.

Против памяти, разумения и поучения борются страсти греховные: забвение, глупость, неразумие и помрачение. А владеет ими и управляет бес — дух помрачения.

Против правды и истины борются страсти греховные: лицемерие, обман, ложь, клевета, упреки, ропот, ослушание, осуждение, зависть и всякая неправда. А владеет ими и управляет бес — дух лжи и лукавства.

Против приносящих радость подвигов благочестия, мужества и долготерпения борются страсти греховные: уныние, малодушие, печаль, нахальство и все греховные страсти. А владеет ими и управляет бес — дух печали, князь бесовский.

Против Закона Христова и заповедей Его, и всех отеческих добродетелей борется и сопротивляется всякое беззаконие. А владеет этим и управляет сам сатана с подручными своими.

И какой душевной или телесной страстью человек одержи́м, такой дух и входит в ту часть те́ла и в то место этого человека, владеет и управляет им, и печалит человека того. И какой дух, в какой части те́ла пребывает, тот дух в той части те́ла ту и страсть поднимает, и сладостное желание вкладывает. И эти лукавые ду́хи возбуждают в человеке греховные страсти, всяческие похоти, вожделения и сладости греховные. И поскольку осмеливаются ду́хи проникать в части те́ла страстных людей, постольку и способны чинить всевозможный вред, препятствия и неудобства, беспокоить и раздражать нас.

Иногда ду́хи и входят, и выходят совсем неощутимо, иногда же — ощутимо. А желающему очистить от этих ду́хов ду́шу, тело и ум, всего себя внутренне, и загородить им доступ, следует изнурять себя постом, голодом, жаждой и воздержанием, бодрым бдением, молитвой Иисусовой и молением непрестанным, бодрым и трезвым, и обязательными поклонами, и слезами, и постоянным терпением, чтобы всё время ограждать все чувства и члены своего те́ла от темных и лукавых ду́хов. А еще иметь память о смерти, смирение и смиренномудрие. А еще, помня о вечных муках, бояться и страшиться. А еще помнить и постоянно желать невыразимой и несказанной, неизреченной и бесконечной радости Царствия Небесного, которой нет ни о́браза, ни подобия, ни объяснения в веке нынешнем, и которую невозможно сравнить ни с чем в этой жизни. А еще иметь любовь, одинаковую ко всем людям. Вот что̀ следует иметь нам, желающим достичь совершенства и спастись, непрерывно, неотложно и постоянно, каждому по мере сил его. А кроме того, и остальные добродетели.

Все святые отцы говорят: ничто не изгоняет вон ду́хов, не очищает ду́шу и тело человеку, не закрывает доступ и не защищает нас так, как пост, голод и жажда, воздержание, бодрое бдение, молитва Иисусова и другие непрестанные моления, бодрые и трезвые, поклоны и слёзы. А если не обретем этих добродетелей, будем лежать и спать, лениться и нерадеть, что̀ в таком случае помешает ду́хам проникнуть, вонзить свое орудие, обнажить ду́шу, и насеять злых семян, и осквернить плоть человека того? Когда же изгонит из себя человек, желающий достичь совершенства и спастись, всех ду́хов тьмы, что̀ владеют каждой из страстей и противостоят спасительным ду́хам, о которых говорит пророк: духу премудрости, духу разума, духу совета, духу крепости, духу веры, духу благочестия, духу страха Божьего и прочим добродетелям, — когда очистится от одержимости ими и преградит доступ, тогда достигнет совершенства, спасется и обретет благодать.

И прежде всего не будь горделив и самомнителен, гневлив и злопамятен, себялюбив и сребролюбив, не осуждай, не отчаивайся, не предавайся ни похоти, ни сластолюбию, ни всяческим удовольствиям нынешнего ве́ка, ни остальным страстям. В таких душах живет не Святой Дух Божий, а враждебный, дьявольский. Ибо такими людьми, любящими мiр, сластолюбивыми и живущими в удовольствиях, горделивыми и самомнительными, гневливыми и злопамятными, сребролюбивыми и себялюбивыми, и склонными к отчаянию, владеют ду́хи тьмы и входят в них. И кто не убережется от них, станет радостью лукавых ду́хов и мрачным домом враждебных сил. И вовлекаем будет ими в непристойные помыслы и в постыдные поступки.

Каждый человек, в любой из страстей, сначала получает от дьявола прилог ее и мысленно соглашается с нею по собственной воле. А когда страсть утвердится в нём, тогда, и не желая, невольно подчиняется: со слезами и плачем, сетуя и рыдая, — одолеваемый ею. Потому что не в состоянии победить страсти и бесов человек, не устранивший причины страстей.

Но кто обрел спасительные добродетели: веру без сомнений, твердую надежду и непоколебимое упование, — тот явно победил страсти греховные: маловерие, сомнение, двоедушие, страх и отчаяние, и беса — духа сомнения.

Кто обрел спасительную добродетель — любовь, тот победил страсти греховные: ненависть, гнев и всякое злопамятство, и беса — духа гнева и злопамятства.

Кто обрел добродетель спасительную — милосердие, тот победил страсти греховные: безжалостность, жестокосердие, себялюбие, и беса — духа жестокосердия и себялюбия.

Кто обрел добродетели спасительные — пост, жажду, бдение, память смертную, девство, чистоту и целомудрие, тот победил страсти греховные: блуд, нечистоту и пленение непристойными мыслями, и беса — духа блуда и нечистоты́.

Кто обрел добродетели спасительные — нестяжание богатства и милостыню, тот победил страсти греховные: сребролюбие и скупость, любовь к вещам и всяческое стяжательство, и беса — духа сребролюбия.

Кто обрел добродетели спасительные — смирение и кротость, тот победил страсти греховные: наглость, жестокость, злобу, дерзость, и беса — духа ярости.

Кто обрел добродетели спасительные — трезвение утробы, то есть пост и воздержание от пищи, тот победил страсти греховные: ненасытность, объедение и пьянство, и беса — духа чревоугодия.

Кто обрел добродетель спасительную — трезвение ума, тот победил страсти греховные: мечтательность, пленение ума, и беса — духа многомыслия.

Кто обрел добродетель спасительную — бодрость, тот победил страсть греховную: дремоту и частый сон, и беса — духа сонливости.

Кто обрел добродетель спасительную — бдение, тот победил страсти греховные: лень и расслабленность, нерадение, отягощение и усталость, и беса — духа Вельзевула, князя бесовского.

Кто обрел добродетели спасительные — смиренномудрие, скромность, самоукорение, смирение при упреках и унижениях от людей, тот победил страсти греховные: гордыню, самомнение, заносчивость, честолюбие, человекоугодие и тщеславие, и беса — духа гордыни, князя бесовского.

Кто обрел добродетели спасительные — сухоядение и непритязательность в пище и питии, тот победил греховные страсти лакомства и сластолюбия, и беса — духа сластолюбивого.

Кто обрел добродетель спасительную — молчание, тот победил страсти греховные: многословие, осуждение, клевету, ложь и ропот, прекословие и брань, и всякое зло, порождаемое языком, и беса — духа многословия.

Кто обрел добродетели спасительные — молитву, трезвение и поучение, тот победил страсти греховные: забвение, помрачение и нечувствие, и беса — духа помрачения.

Кто обрел добродетель спасительную — правдивость и истину во всём, тот победил страсти греховные: всяческое лицемерие, ложь, клевету, упреки, ропот, ослушание и хулу, зависть и всякую неправду, и беса — духа лжи и лукавства.

Кто обрел добродетели спасительные — терпение и мужество, твердость и радость в подвиге, тот победил страсти греховные: уныние, малодушие, печаль и дерзость, и все страсти греховные, и беса — духа печали, князя бесовского.

Кто обрел святые заповеди Господни и апостольские предания, отеческие наставления и добродетели, — исполнил Закон и победил все законопреступления и сатану с подручными его и со всем воинством и ополчением его.

Такое свойство у страстей и у лукавых бесов — пребывать возле нас постоянно, как стража. И прислушиваться к нашей воле, желаниям и прихотям: к чему мы сами склонны, чего хотим и желаем, что̀ лю́бим и к чему стремимся постоянно? Распознаю́т каждую страсть в нас, и на это и побуждают, и подходящие се́ти приспосабливают, приносят, раскидывают и ловят нас. Но сначала мы сами себя побеждаем и бываем причиной всякой страсти. И поэтому ищут бесы причину в нас, поскольку по собственной воле и желанию мы скорее увязнем. Не очень принуждают нас бесы к тому́, чего мы сами не хотим, трезвясь умом, и на что̀ не соглашаемся по собственной воле. Ибо знают лукавые, что не послушаем их. Но мало что̀ нужно приложить лукавым, чтобы искусить нас, если сами принимаем какую-либо страсть. И тогда к нашему желанию и склонности прилагают свои хитрости. Ибо наша вина состоит только в страстности, расслабленности и беспечности, которые и есть нача́ло любой страсти и об устранении которых мы не беспокоимся и не радеем, а конец и причина всякого греха — это бесы.

И в любой грех мы впадаем именно так: побежденные сначала страстными мыслями, расслабленностью и небрежностью, а пото́м — бесовским воздействием. И никакое зло не поднимется в нас без этого, ибо завершение и конец любого зла — это бесы. Именно так ввергают нас бесы во всякую страсть, и впадаем мы во всякий грех и во всякой сети́ их запутываемся. А сетями их называю греховные бесовские прилоги, похоти и желания, и нечистые помыслы. И, запутываясь в них, всегда впадаем во всякую страсть и во всякий грех. А еще можно назвать их дверями для страстей и бесов. Через них входят в нас и забирают сокровища духовные. Бывает, что лень и частый сон, объедение и прием пищи не вовремя — причина того, что входят бесы. А также и остальные страсти бывают этому причиной, как говорил и раньше.

Приходя, бесы, прежде всего, стучатся в две́ри се́рдца. То есть тайком вкладывают в ум страстные греховные мысли. Словно воры, втихомолку приходят: есть сторож или нет? То есть воспримем какой-либо помысл или нет. И если воспримем какие-либо помыслы, тогда начинают образовывать страсть и побуждать нас. И крадут богатство духовное. Если же обнаружат сто́рожа ума нашего бодрствующим в дверях се́рдца, то есть если кто привык хранить ум свой, отгонять и презирать прилоги бесовские и разные помыслы, всегда отвращая ум от бесовского мысленного прилога, сделав его глухим и немым к их лаянию1, постоянно смотрит в глубину се́рдца и ничуть не поддается — такому бесы не могут причинить вреда. Поскольку постоянно трезвится умом.

Тогда различные се́ти начинают закидывать бесы и улавливать в страсти, хитрить и злоумышлять. В первую очередь, вкладывают в ум забвение, гнев и неразумие2. А пото́м — себялюбие, сребролюбие, а также гордыню, честолюбие, сластолюбие, объедение, чревоугодие, блуд, жестокость, гнев, злопамятство, хулу, неприязнь, наглость, тщеславие, многословие, уныние, сонливость, лень, отягощение, усталость, страхи, ужас, ревность, зависть, ненависть, лицемерие, обман, ропот, неверие, непослушание, лихоимство, любовь к вещам, корыстолюбие, малодушие, двоедушие, раздражительность, самомнение, властолюбие, человекоугодие, своеволие и насмешничество. А после этого великую бу́рю поднимают, то есть блудные помыслы и богохульство, и непрерывно повергают в отчаяние, рассчитывая, что подвижник так устрашится, что или отчается, или оставит труды свои и молитву.

Если же, всячески сотрясая и волнуя, не сумеют лукавые бесы удержать и отлучить от подвига твердую ду́шу непобедимого воина Христова, твердо, как страстотерпец, заложившего основание свое на камне веры, которого ни быстротекущие ре́ки страданий не подмоют, ни бурные ветры мыслей не расшатают, тогда подкрадываются лукавые и лживые враги с чем-либо мнимо хорошим, рассчитывая под видом бла́га беспрепятственно привнести в нас, не понимающих, нечто, надежно спрятанное. И сильнейший ущерб нанести подлинной добродетели, молению и подвигу. Иногда понуждают нас лукавые бесы говорить поучения, как бы ради любви духовной, и наставлять людей, даже женщин. И понуждают нас прибавить сверх телесных потребностей что-нибудь к еде и питью ради друга или праздника — какую-нибудь вкусную снедь. Ибо знают лукавые, что Адам, праотец наш, пал от сластолюбия, и нас им улавливают.

И в первую очередь начинают омрачать чистоту ума, ясность и способность наблюдать за собой, чтоб внезапно столкнуть в пропасть любодеяния или в какую-нибудь другую страсть. А если и этим не смогут поколебать нас, хорошо трезвящихся умом, тогда начинают соблазнять ложными видениями или подбивают злых людей причинить нам зло. И сами заодно с ними вооружаются различными скорбями, невзгодами и болезнями, огорчая и тревожа. Но опытный воин Христов пусть всё это пропускает мимо и считает ничем, словно не ему это причиняется, зная, что всё это — бесовские злоумышления.

А если и этим не возьмут, тогда уже́ одолевают самомнением, вкладывая в ум представление о собственной святости и тайно нашептывая: «Сколько претерпел ты страданий, и каких!»

Ибо бесы, словно хитрые охотники: когда первая сеть их порвется, тогда бросают ее и отступают, притворяясь, будто действительно побеждены. Смотри, о, человек, не оплошай! До могилы не отступят и будут ковать тебе оковы великие. Смотрят внимательно, когда снова начать, — и будут восставать без отдыха. И когда остынет жар духовный, либо изготовят они тайно какую-нибудь новую сеть, тогда снова приходят, раскидывают се́ти свои, улавливают, злоумышляют. И на всех путях благочестия препятствуют нам, если старательно совершаем любое дело ради своего спасения, а не ради чего-то земного.

Если же внутри нашей добродетели кроется некий порок: или гордыня, или тщеславие, или самомнение, — то не препятствуют нам3, а даже побуждают, чтоб потрудились напрасно. Но ни к чему так не стремятся враги-бесы, как любым способом украсть у нас время праздностью.

И, причиняя всё это, бесы три пропасти нам выкапывают. Во-первых, препятствуют добру во всех видах благочестия. Во-вторых, не допускают, чтобы добро́ было в Боге, то есть, когда не могут удержать нас от доброго, тогда стараются погубить труды наши тщеславием. В-третьих, всегда ублажают нас тем, что мы-де во всём живем по-Божески. То есть, когда и тщеславием не в состоянии удержать нас, тогда стараются погубить самомнением и лишить нас награды.

Тремя способами борются с нами бесы. Сначала помрачают человеческий ум, и человек становится забывчив и об одном и том же деле думает многократно. Снова и снова приводят ему на ум одно и то же, чтоб погубить время его спасительное. А еще привносят различные искушения. А кроме того, еще насылают различные ско́рби. И поэтому мы очень нуждаемся в том, чтоб всё время трезвиться умом и утробой, потому что враги нападают на нас постоянно и жестоко одолевают. Кто-то много лет трудится, а бесы ждут своего ча́са, чтоб погубить его труды в один миг.

Воистину, мало кто из людей знает о бесчисленных уловках и умышлениях, злокозненном коварстве и хитростях бесовских. Ибо ду́хи эти бесплотны, не нуждаются в отдыхе, в еде, в питье и имеют многолетний опыт хитро улавливать. И потому никто не победит их коварные и жестокие се́ти, злоумышления и козни, только пребывающий в немощи телесной от непрестанного подвига и живущий в нищете духовной, то есть в сокрушении се́рдца, и вменяющий ни во что̀ свое собственное разумение. Тот победит их, с помощью Божией, поддерживающей нас.

Первая причина всех страстей, как и прежде говорил: страстность, расслабленность и небрежность. Если в са́мом начале не отвращаемся и душой, и умом от привносимого бесами мысленного прилога каждой привходящей страсти и не отсекаем его, то бесы еще больше прикладывают. Поэтому ищи причину каждой страсти в себе и, отыскав, вооружись против нее и выкопай ее корень секирой страдания. Если же не искоренишь, то снова даст побе́ги и разрастется. А без этого врачевания не сумеешь победить страсти, достичь совершенства и чистоты и спастись.

Желая достичь совершенства и чистоты и спастись, будем отсекать нача́ло мысленного прилога, то есть с са́мого нача́ла отказываться от возникшего помысла, желания и всякой страсти. Побеждай малое, чтоб не впасть в великое, и этим одним победишь всё остальное. А очевидной бесовской напасти или какой-нибудь другой лютой страсти Бог попускает одолевать нас за гордыню и за самомнение, когда кто-нибудь считает себя святым и праведным, и за тщеславие. Или за то, что считает себя сильным, надеется только на себя и заносится перед немощными. Чтоб познал такой свою немощь4 и узнал помощь Божью и научение, ибо без помощи Божьей не может делать ничего, и смирил свои мысли. Или еще за грехи попускается наказание, чтоб покаялся или стал искуснее в трудах. Или ради венца за победу.

Что̀ одолевает тебя, от какой греховной страсти мучаешься, на ту и вооружайся прежде всех страстей и против нее одной прилагай все свои старания. И так победишь все греховные страсти и все страдания, заповедям Господним и добродетелям отеческим научишься ты верой без сомнений, мужеством и терпением, непрестанным подвигом и слезами, горячим усердием и стремлением восстать против наступающих страстей и греховных напастей. А чтоб научиться Господним заповедям и отеческим добродетелям, необходимы великая старательность и терпение. В этом и состоит искусство победоносной духовной бра́ни святых отцов. А всякая борьба и брань бесов против нас основывается и утверждается на этих четырех вещах: на нерадении, расслабленности, лени и беспечности. Или на себялюбии, сластолюбии и сребролюбии. Или на гордыне, презрении, самомнении, заносчивости и тщеславии. Или на зависти бесов. Однако за невежественными, слабыми, ленивыми и беспечными людьми следит, задерживает их и одолевает один лукавый бес. А за подвижником — такое множество, что, кажется, и воздух от них дрожит и трясется. Господь Бог да сохранит нас от всех страстей и напастей греховных, от всех сетей и козней, замыслов, коварств и жестокостей бесовских Своею благодатью. Ему же слава всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков.

К следующей главе


Примечания:

1 У одних переписчиков стои́т здесь «брехание», у других — «лаяние». Слово «лаяние» означало сигнал, подаваемый охотничьим псом во время травли зверя, в отличие от брехания, то есть фальшивого сигнала (ср.: брехать — перен. лгать).

2 То есть колеблют три основные силы души́: чувство-желание, волю, разум. См. прим. 4-6 к главе 23.

3 Типично святоотеческое предостережение против ложного подвижничества, замешанного на тонких страстях. В том и состоит прельщение, что человек уверен в доброкачественности духовного опыта, в котором скрыт некий порок — как правило, тонкая смесь тщеславия, гордыни и превращенного сладострастия, через которые действует демон. Желающий удержать за собой эти скрытые страсти соглашается на ложный (производимый бесами в падшем естестве) духовный опыт и, как следствие, на ложное учение для его оправдания (ересь).

4 В святоотеческом языке слово «немощь» указывает не столько на количество силы, сколько на качество ее: тварное само по себе не побеждает в борьбе за добродетель, побеждает помощь нетварной благодати, которая тогда может быть усвоена тварью, когда в сердце укоренится смирение. Формула отцов такова: от подвигов и борений — познание своей немощи, отсюда — смирение, а смирению подается благодать.


Текст по изданию «Цветник священноинока Дорофея» (Издательство Свято-Успенской Почаевской Лавры, 2008 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!