Цветник священноинока Дорофея. Главы 47-50.

Цветник священноинока Дорофея


Глава 47.
Поучение о желаниях и стремлениях

Всегда есть у человека свои естественные желания, стремления и борения. Иногда же бывают добрые стремления и желания от Бога. Есть стремления, желания и борения от бесов. А есть — от обманов и соблазнов суетного мiра. Поэтому всегда следует нам остерегаться, различать и понимать, откуда эти стремления, желания и борения: от естества, от Бога, от бесов или от соблазнов суетного мiра?

И приводит Бог человека к необходимости отстраниться от своих желаний и стремлений, поскольку всякий человек рождается с естественным желанием и стремлением к телесному покою. Поэтому и одолевают всё время каждого человека различные похоти и желания, расслабленность и лень, и любовь к покою. А также и бесы от рождения одолевают, понуждают и угнетают постоянно, всё время, каждого человека. Всякие похоти и желания постоянно вкладывают в ум и в сердце человеку. А также мiрские соблазны нынешнего ве́ка, желания и стремление к удобствам, различные бесчисленные суетные заботы и все остальные греховные страсти, о которых говорил выше подробно, от рождения борют всякого человека.

Поэтому те, кто хочет победить все эти страстные желания, покой плоти и все остальные греховные страсти, о которых неоднократно говорил, и бесовские борения, и се́ти, и власть их, и мiрские соблазны, и научиться добродетелям, достичь совершенства и спастись, должны всегда иметь осторожность и мужество, терпение и твердость и усерднейше читать книги. А когда впадаем мы в мiрские дела́ и мудрствования, то есть в угождение плоти, в самодовольство, в похоти, желания и разные заботы, тогда и невольно отпадаем от духовных дел и от Бога.

Нынешнее мое слово в первую очередь к вам, о, юные мои любимцы! Кто из вас желает быть девственным и чистым, душевные и телесные чувства свои иссушить, очистить и устремить к Богу, избежать блудных похотей, прочих душевных и телесных страстей и соблазнов мiра сего, устранить бесовские козни, се́ти и обманы и победить. Стать твердым и терпеливым. Огненное это пламя, острое и высокое, погасить. Сделать тело свое жилищем, сердце и ду́шу свою — домом Божьим. Святость и дар Божий, и благодать Святого Духа иметь в себе. Явить превосходящее мiр сей, удивительное и достойное похвалы праведное и святое житие. Ду́шу свою спасти и угодить Богу. И царствовать с Ним, радоваться и веселиться, наслаждаться и утешаться во веки вечные. И, пребывая с Ангелами, ликовать и слышать сладкий голос их пения, и быть сотоварищем всех святых, угодивших Богу. Пусть тот не печалится, не унывает и не беспокоится. Пусть не желает проводить жизнь в лени и нерадении, в расслабленности и без усердия. Пусть не хочет жить без нужд и огорчений, печалей и скорбей, несчастий и бед. Но со всевозможным усердием, твердостью и предельным терпением пусть воистину желает перенести всевозможные страдания.

Дьявол собирается с силами своими лукавыми, всячески подстерегает, останавливает и удерживает таких всевозможными нуждами и различными горестями, страданиями и скорбями, несчастьями и бедами. А к тому́ же еще и соблазны ве́ка сего обольщают разнообразными житейскими прелестями. А помимо них еще различные естественные желания и наслаждения всё время борют.

И вот когда решится человек на все страдания и горести, приготовится без колебаний для всего умереть и будет во всех тяготах и трудностях уповать на Бога, тогда придет в свершение и спасется.

О, человек, если не будешь трудиться горячо и усердно в заповедях Господних и отеческих добродетелях, то не сможешь очиститься умом, душой, сердцем и телом, достичь совершенства, и спастись, и обрести благодать. А если не очистишься и не достигнешь совершенства, не спасешься и не обретешь благодати — го́ре тебе, увы тебе, окаянный! Ибо погубишь ты то, что̀ в будущем веке не приобретешь, только в нынешнем!

О, человек, известно тебе, что жестоки и мерзки, грязны, скверны и нечисты, что лишают благоуханного духовного делания и благодати и губительны для души́ похоть, блудное вожделение, распаление се́рдца и тайных частей те́ла. Ка̀к же не боишься всё это в ум принять?!

Сластолюбивые люди, любящие вкусные яства, напитки и телесные удовольствия и оскверняющие сами себя — ум, ду́шу, сердце, тело и совесть свою — блудной похотью и распалением, отгоняют от себя благодать Божию и не могут достичь совершенства. Всякий сластолюбивый и нежащий себя человек и вольно, и невольно желает скверны блуда и мучается, и понуждаем бывает телесной потребностью, сластолюбием и изнеженностью.

И, зная об этом ненасытном и невольном желании, о похоти и о мучениях, почему не понуждаешь себя всегда к посту и голоду, к воздержанию, к бдению и к остальным добродетелям, и к трудам духовным? Не обуздываешь чрево свое и не удерживаешь плоть свою от вкусных яств, и напитков, и всяческих удовольствий?

Без подвига и трудов не избежишь этой невольной похоти и желания, ненасытного греховного распаления се́рдца и те́ла.

Ответь мне, о, сластолюбец! Разве разнообразных бесчисленных яств, намазанных маслом и медом, пришел ты искать? И разве рыб различных и сладких напитков пришел ты искать? И разве на слабых и малодушных, новоначальных, неопытных и неученых пришел ты смотреть и от них помощи и поддержки в подвигах пришел ты искать? Берегись и храни себя от таких, о, окаянный, как от близости к обжигающему пламени!

Не на смерть ли отважился ты? Не Христа ли пришел ты искать? Не Царствие ли Небесное пришел ты искать и получить? Ведь нескончаемой жизни будущей пришел ты искать. Невыразимой и неизреченной радости пришел искать ты! Хорошо бы нам было не́жить телеса свои всякими удовольствиями, если бы от удовольствий тела́ наши становились бессмертными и нетленными, вечными и неразрушаемыми. Но не так это, нет! Смертными, да еще и червивыми, тленными становятся и разрушаются от всяких удовольствий. Чего же ради попусту предаваться удовольствиям, угождать телу и чрезмерно заботиться о нём, не думая и не понимая, что смерти не избежать и не миновать тления и разрушения?!

Ничто так не спасает человека, не утверждает в заповедях Господних и во всех отеческих добродетелях, не дает и не рождает терпения, не укрепляет во всех страданиях и не заставляет презирать удобства нынешнего ве́ка и соблазны суетного мiра его, как память смерти. Ибо никто не может смерти не устрашиться или избежать. Это и к страху Божьему многократно приводит, и дает умиление и слёзы, и заставляет вспоминать о муках и о Царстве Небесном. Поэтому крайне нужно и необходимо нам всё время иметь память смертную, вспоминать и думать о кончине своей.

О, человек, жалкий, нерадивый и сластолюбивый! Ты считаешь, тебе одному хочется всяких удовольствий, красивого, приятного и легкого во всём? А святые, думаешь, не хотели всего этого — вкусно есть и сладко пить, всяких удобств телесных и послаблений? Или ты думаешь, что и тела́ их не болели так же, как наши тела́? А я говорю, что воистину хотели, и тела́ их воистину болели, как и наши. Но претворяли желание свое в терпение, и скорбь — в грядущую радость. А плоть носили такую же, какую и мы но́сим.

Так и ты, о, человек, если хочешь действительно достичь совершенства и спастись, должен всегда, непрестанно, иметь и чтение, и мужество, и терпение, и твердость, как и они. Для рассуждения и всегдашнего хранения душевных и телесных чувств, для всякого де́ла духовного, для обнаружения причин греха и страстей душевных и телесных. И для того, чтобы наставить себя в заповедях и научить добродетелям.

Не от сластолюбия и удовольствий, и не от чрезмерной пищи растет наша плоть, а по Божьему Промыслу и устроению. А вкусные яства и напитки, и всякие телесные удобства не только крепких и молодых в эту беду, то есть в блудную похоть, в вожделение и ненасытное греховное распадение вовлекают, но и слабых, больных и состарившихся к этой блудной похоти, вожделению и греховному распалению понуждают! Видишь, и слабых, и больных, и состарившихся одолевают враг, собственная природная воля и мiрские соблазны! Если же кто из молодых и здоровых сластолюбив, изнежен и не хочет страдать, а надеется одолеть похоти и желания и освободиться от нечистых движений, душевных и телесных, то не сможет, служа чреву. Тем более не сможет избавиться от дремоты и частого сна, лени и отягощения, усталости и других страстей, служа и угождая царице всех страстей — утробе. Если ест и пьет досыта, не сможет одолеть их и избавиться от них, поскольку от телесного покоя и от чревоугодия рождаются страсти эти: блуд и похотливые желания. И поскольку он раб этих страстей и в подчинении у них, он вольно и невольно подчиняется им и мучится от них.

Что̀ от чего рождается, то̀ от того не погибнет, а оживится. Как в навозе рождаются черви, так в сластолюбии, во вкусных яствах и напитках, во всяких удовольствиях рождаются греховные страсти, похоти и желания. И кто избежал блуда и хранит девство или кто хочет избежать блуда и быть девственником, пусть трудится в заповедях Господних и в отеческих добродетелях усердно, день и ночь, и отсекает всякие похоти и желания, наслаждения и удовольствия. И пусть постарается тот не только избежать этого грязного плотского греха, но и желания этого, скверного и ненасытного, избежать. А еще пусть постарается достичь совершенной чистоты, бесстрастия и спасения.

Тела́ наши созданы, чтобы служить душам нашим. Как дом — жилище человеку, так и тело — дом и жилище души́. Не может душа́ спастись одна, без те́ла. Но душа́ — это главное, а тело — второстепенное. Ибо душа́ подобна небесному, подобна Богу и Ангелам, бессмертна и нетленна. А тело подобно земному, подобно скотам полевым и зверям лесным, смертно и тленно. И потому тело — раб души́.

Как паук, плетущий сеть, чтоб поймать живых мух, испускает из себя жизненную силу, так и нам, желающим достичь совершенства и спастись, избавить ду́шу свою от погибели и получить грядущую радость, не следует жалеть своих телесных сил. О, насколько твердо и непоколебимо следует нам стоять, каждому в своем чине! О, в каком опыте и страхе Божием нуждаемся! О, в какой осторожности и охране со всех сторон нуждаемся! О, в каком мужестве, терпении и твердости нуждаемся! О, какое бесчисленное множество страданий и скорбей осаждают, борют, сокрушают и терзают нас, желающих достичь совершенства и спастись, обрести благодать и Царство Небесное! Как туго натянутые луки, как остро отточенные стре́лы и ко́пья, направлены на нас бесчисленные страдания, борения и соблазны нынешнего ве́ка.

Иногда бывают страдания и ско́рби свои, естественные. Иногда — от других людей. А иногда бесчисленное множество страданий причиняют нам из зависти бесы. Поэтому и невозможно избежать страданий и жить без скорбей нам, желающим достичь совершенства и спастись, обрести благодать Божию и получить Царство Небесное. Поэтому и следует нам твердо терпеть все постигающие нас страдания, ско́рби и печали, бе́ды и несчастья.

И снова скажу: о, в каком мужестве, твердости и терпении нуждаемся, усердном и всестороннем! О, сколько еще борений и нападок восстает на нас, устремляется к нам и одолевает нас со всех сторон, всё время, вплоть до исхода душ наших из те́ла, вплоть до конца жизни нашей. Как во́лны морские вечно, набегая, ударяются и разбиваются о камни, так и всякие природные страсти, похоти, желания, слабости, наслаждения и удовольствия борются и сталкиваются от рождения с каждым из нас всё время. А также и мiрские страсти, похоти и желания, слабости и удовольствия, и удобства, вся видимая и слышимая суета нынешнего ве́ка от рождения нашего одолевают и подстерегают всё время, на всяком месте каждого из нас. А также и всякие бесовские прилоги и понуждения, се́ти и козни, умыслы и коварства, и страдания от рождения нашего одолевают и подстерегают на всяком месте, при всяком деле, всё время каждого из нас. И ни один человек от рождения своего не может уклониться и освободиться от всех страстей, похотей и желаний, удовольствий и наслаждений, расслабленности и лени, и бесовских прилогов, побуждений и издевательств без мужества, твердости, терпения и скорбей. Ибо без нужд и страданий, без терпения и твердости, без памяти смертной и без чтения книг никто не может достичь совершенства и спастись.

Желающих достичь совершенства и спастись на всяком месте одолевают и подстерегают страдания и ну́жды, различные бе́ды и несчастья, и всякие ско́рби: и от естества, и от других людей злых, и от бесов лукавых, и от лжи и соблазнов мiра сего в нынешнем веке: различные похоти и желания природные, от бесов и от любви к мiру.

И кто хочет твердо сохранить себя от этого: от природных похотей и желаний, от мiрских соблазнов, избежать обманов, помрачения, сетей и бесчисленных умыслов бесовских — и иметь память о смерти, о радости Царствия Небесного и о бесконечных будущих муках, стать трудолюбивым в заповедях Господних и в отеческих добродетелях, сделать себя терпеливым и усердным, достичь совершенства и спастись, пусть постоянно читает, непрестанно терпит, с твердостью и мужеством, и помнит кончину свою.

Никто нз нас не сможет сохранять всё время память о смерти и кончине своей, о Царствии Небесном и о вечном мучении, научиться заповедям Господним и отеческим добродетелям, стать подвижником, сохраниться от соблазнов мiра сего, от различных похотей и желаний, и от обманов бесовских, быть постоянно терпеливым во всех страданиях — от естества, от бесов и людей — без постоянного чтения, непрерывного терпения, мужества и твердости и памяти смертной1. Ибо доброе всегда забывается без чтения книг: бесы закрывают. А злое непрестанно приводят на ум, напоминают и вкладывают. И без терпения, мужества и твердости не одолеть никакое страдание. Кто не помнит сказанного здесь вкратце или же нерассудителен, мечтателен и одержи́м помыслами, гневлив и злопамятен, склонен к сонливости и дремоте, тот — под властью страстей и лукавых ду́хов, не очистился еще от них и должен очищаться. Богу нашему слава всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков.

К оглавлению         

Глава 48.
Поучение о различных
ложных видениях

Будем наблюдать за собой прилежно и разумно, о, иноки, чтоб как-нибудь не соблазнили нас лукавые бесы неким ложным видением. Ибо много у бесов разных обманов. Бывает иногда, приходят к нам бесы, в невидимом образе бесовском, и устрашают нас. А иногда — видимо. А бывает, различные видения и образы показывают нам бесы. Иногда — огонь или свет, или некое сияние, или призрак, или какое-нибудь видение показывают. Иногда пресмыкающимися или какими-нибудь птицами представляются. Иногда разрушение кельи показывают. Иногда вползают лютыми змеями. Иногда приходят под видом разных зверей, будто бы желая съесть нас. Иногда, облачась в воинские доспехи, с оружием приходят к нам. А бывает, когда в молитве нашей про́сим помощи у Бога, эти лукавые и во время молитвы нашей неотступно с нами пребывают. И когда слышат, что мы желаем и просим помощи от Бога, разделяются надвое. И одна их половина — в образе бесов и темна. А другая половина — с виду светла лицом и одеждами. И входит светлая половина в келью, словно бы на помощь, называя себя святыми Ангелами, и начинает отгонять от нас темных, соблазняя нас. Не будем же верить им, и бояться их, но будем молиться Господу Богу прилежно, в сокрушении сердечном. Ибо Господь недалеко от каждого из нас, верных, и скор на помощь нам, призывающим Его со смирением, от всего се́рдца. И Ангелам своим заповедает о нас хранить нас на всех путях наших, и все обманы противостоящих бесов отгонит от нас, и соблазн бесовский не приблизится к душам нашим. И рана не коснется телес наших (Ср.: Пс. 90).

Уповающих на Бога, надеющихся и без сомнения верующих бесы сами боятся и трепещут еще больше. Словно огнем опаляемы бывают бесы невидимой святой Божественной силой. Даже взглянуть не смеют на них, и вдали исчезают бесследно лукавые ду́хи.

А бывает иногда, и от сна пробуждают нас, словно творя нам добро́ и заботясь. Но не так это, нет. Не дают отдохнуть, когда устанем, и ввергают нас в гордыню и самомнение.

А если будем молиться чисто и прилежно и услышим звуки и шумы бесовские: топанье ног и прыжки, свист, галдеж, страшные крики и непристойные угрозы, или некое гудение, или свирели, или песни, или волынки, или бубны, — тогда не будем думать о них или бояться их наваждений, не будем удивляться их внезапности и дерзости. Только неразумные и малодушные люди боятся. Без воли Божией бесы даже над свиньями власти не имеют, не то, что над людьми. Сам сатана не смеет никакого вреда причинить нам, если Господь Бог не прикажет ему.

Даже если грозятся бесы явиться из воздуха, злыми и свирепыми, и напугать наш ум и разорить ду́шу, или говорят, что, как лютые звери, растерзают плоть нашу, не будем бояться их, огорчаться их угрозами. Ибо запугивают, искушая нас. И смотрят: слушаемся их и боимся или совершенно не обращаем на них внимания? И поднимаем на них меч веры нашей — слово молитвы к Богу. И тотчас невидимо Божией силой бывают поражаемы и отгоняемы далеко от нас.

Если же внезапно увидим их лютые образы, не будем пугаться и ужасаться их видений и обманов! Даже если увидим направленное на нас оружие или горящие све́чи будут проноситься перед лицом нашим, да не смутит нас никакое устрашение! Даже если кровавую мерзость, или какое-нибудь непристойное и злое видение, или какой-нибудь добрый образ увидим, не будем пугаться этого зла. И из-за мерзкого и поганого запаха не будем оставлять поклонов перед иконами. А добрым видениям не будем верить. Ибо, что̀ бесы ни показывают: доброе ли, злое ли — всё это ложь. В воображении показывают, а не по правде. Если горящий огонь показывают, то не опаляет и не обжигает. Если воду показывают, то не потопляет и не мочит. Если показывают, угрожая, какое-нибудь оружие, то не убивает. А если чем-нибудь и бьют кого-либо из подвизающихся или поражают каким-нибудь орудием и отлучают от Бога, то вскоре побои эти и раны прекращаются и облегчаются по Божьей помощи.

Если же причиняют какой-нибудь другой вред, то каждый человек в состоянии это перенести. А если зверей, змей и гадов показывают, то сами себя показывают. А если представляются больши́ми птицами или гадами, или зверями, или людьми, или Ангелами, грозными и великими, то ложь всё это и неправда! И во многих других различных видах предстают бесы многократно! Но что̀ ни показывают нам бесы в видениях своих, только искушают нас, стращают, нападают и запугивают угрозами умы малодушных людей. И соблазнами прельщают людей неразумных. А сверх того ничего не в состоянии сделать бесы!

И поэтому должны мы не отвлекаться и хранить осторожность во время молитвы. И не желать увидеть здесь ни Христа, ни Ангела, ни какой-нибудь призрак, ни видение, ни образ ложный. И не верить тому́, что̀ они представляют: ни сиянию, ни явлениям, ни каким-либо видениям, ни соблазнам, ни каким-либо образам от лукавых бесов, чтобы не обезуметь до конца, принимая волка за пастыря. Даже если явится нам как-нибудь дьявол в образе Христовом или примет ангельский вид, отнюдь не будем верить соблазну его, но вспомним прежние свои грехи и смиримся в уме: недостойны мы видеть здесь ни Христа, ни Ангелов, ни Причастие принимать из ангельских рук — да не погибнем злой смертью в неразумии нашем от дьявольского соблазна. Ибо дьявол представляет себя в великом свете и называет себя Христом и Ангелом. И принимает образ Христов и ангельский, желая соблазнить верных и отвратить от истины, и похоть свою на искушение святым вместо Причастия приносит, желая каждого из нас отлучить от Бога.

Некоему святому старцу явился дьявол, принявший вид светлого Ангела, и сказал ему: «Я Гавриил, послан к тебе». Старец же этот, смирясь, ответил ему: «Смотри, не к другому ли послан ты, ибо я недостоин видеть здесь Ангела». И тот, услышав это, стал невидим.

Другой же отец ревностно молился Богу, когда бес в виде страшного зме́я явился и, обвив его, жевал его плоть и отрыгивал ему в лицо. А иному преподобному отцу бес вскочил на плечи и, тыча его пятками в ребра, говорил ему: «Иди быстрей! А устанешь — поешь ячменной соломы, чтобы бодро идти и не спать!»

Нам же во время великих, страшных и злых бесовских явлений и искушений следует отречься от себя и возненавидеть временную жизнь свою. А всеми силами: и умом, и душой, и сердцем — прилепляться и припадать ко Господу. Ибо Он — Победитель бесов сатаны и надежный Помощник для верных рабов Своих во время несчастий.

А если великие болезни и страдания наведут на тебя лукавые бесы, вспоминай несчастья праведного Иова и Олимпия Великого, раны и болезни святой Синклитикии и праведного Лазаря нищету и раны. Как стойко претерпели они эти великие раны, язвы и невыносимые болезни. И за это нетленные венцы от Бога получили, и Царствия Небесного за эти страдания удостоились. А ложные и страшные бесовские видения словно паутину разорвали.

Крепкими и великими именуются святые отцы, ибо великие искушения и страдания, раны и болезни претерпели и мужественно противостояли бесовским полчищам и борениям, восставали на них именем Иисусовым и твердым терпением. И поэтому многие святые страшны были бесам. А некоторые святые, победив их, еще и налагали на них мучения, раны и страдания, и разные запрещения. И не боялись их звуков и стуков, и топанья ног их, и шума великого, и побоев, и призраков обманчивых, но просто не обращали на всё это внимания и, словно слабосильных, бранили их, поносили и издевались. А некоторые из отцов над их ложными видениями и бессильными соблазнами смеялись и ни во что̀ их не ставили. И считали их гнилыми, немощными и ничтожными. И не только при жизни страшны им были отцы наши, но и после смерти их бегали бесы от тел подвижников.

И если уж мы всегда предстоим Богу Вседержителю в молитвах наших и служим Ему день и ночь, то почему, пренебрегая страхом Божиим, боимся бесов? Ибо творящих волю Божью очень боятся все бесы, лукавые ду́хи, поскольку Бог — близ боящихся Его. Но иногда даже их на время соблазняют и всячески искушают бесы, лукавые ду́хи.

Во время всех этих бесовских видений и соблазнов следует нам иметь смиренномудрие в мыслях своих и опасаться гордыни, то есть самомнения и тщеславия. И тогда сохранит нас Господь Бог от всех бесовских сетей и козней, замыслов и искушений, страданий и жестокостей. И так достигнем совершенства, и спасемся. Богу нашему слава всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков.

К оглавлению         

Глава 49.
Поучение об устрашениях бесовских

Если что-нибудь пугает нас, отнюдь не сто́ит ни бояться, ни ужасаться. Останемся мужественными и будем, не обращая внимания, возлагать упование на Бога. А бесовские угрозы и запугивания считать ничем и оплевывать.

Ибо бесы только запугивают, угрожают и обманывают. А кроме запугиваний, угроз и обманов, ни на что̀ больше не способны. Мужественные же, твердые и терпеливые люди, уповающие на Бога, страшны бесам и всем людям удивительны. Ибо на небо взирают2, скоро привлекая оттуда помощь.

Не дадим младенческой этой привычке укорениться в нас. Только детям свойственно бояться того, чего нет, и не было. Будем считать ничем бесовские запугивания. Что̀ нам в них, бесовских? Рабы Божьи должны только Владыки своего бояться, Который создал наши тела́ и ду́ши в них вложил. А бесы ничего не могут сделать с нами без попущения Божьего. Только угрожают нам и запугивают нас в мыслях наших, как и раньше говорил.

А тот, кто обрел мужество, твердость ума и упование на Бога, не боится их. Потому что Го́спода помощником твердым имеет и надеждой. Какая тварь посмеет повредить нам, если Бог не захочет и не попустит?

Всякий человек в мысли своей или утверждается, или ослабевает. С помысла начинается любое дело: и доброе, и злое. А от привычки утверждается человек либо в до́бром, либо в злом. Ибо к чему привыкнет человек, то̀ ему и кажется естественным.

А мы будем мужаться, чтоб укрепилось сердце наше (ср.: Пс. 26, 143). И ограждаться крестным знамением, когда придут устрашения, и то место, где увидим что-либо, крестом ограждать. И при входе во всякий пустой дом, перекрестясь у дверей и совершив молитву, отвечать самому́ себе «аминь», если никого нет, и входить сме́ло. Ибо если видят лукавые бесы, что кто-то боится и пугается, то еще сильнее запугивают. А если обнаруживают кого-нибудь утвержденным в Господе, тотчас посрамляются и не досаждают ему. Будем же помышлять, что мы в руке Божией и творения рук Его мы! Ибо говорит Господь в Святом Евангелии: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк. 10, 19). Будем же помышлять в себе, что без воли Божией ни один во́лос с головы́ нашей не погибнет.

И не станем сами себе рисовать в мыслях ужасы, размышляя и представляя, что бес, мол, придет и поразит меня. Или схватит и повалит. Или встревожит внезапно. Или наскочит вдруг и напугает. Никогда не имей таких мыслей! Но думай, что с нами Бог.

Не будем сами себе врагами. То есть не будем думать о неожиданностях. Ибо бесы постоянно бодрствуют и подстерегают, как охотники зверя или птицу, вглядываясь в наше настроение. И к чему в нас обнаружат склонность, такие видения и соблазны и приготовят. А страх Божий изгоняет вон страхи бесовские. И ныне, и присно, и во веки веков.

К оглавлению         

Глава 50.
Поучение о помрачении души́

Во время помрачения души́, умственной бу́ри и мрака, когда наступает трудное время для отшельника, очень полезна для него — и польза эта крайне велика — непрестанная молитва Иисусова. А еще рукоделие какое-нибудь с молитвой большу́ю помощь оказывает. Или поспи в это трудное время. Но не задумывайся и не печалься, только от наносящих вред отстранись.

А во время сильного шума бесовского, когда душа́ страшится, следует произносить псалмы, каноны и молитву Иисусову вслух. Или еще очень полезно в такое трудное время псалмы, каноны и молитву Иисусову произносить вслух с рукоделием4. И чтобы ум сосредоточивался на том, что̀ делаешь и говоришь, а им вовсе не внимал и не пугался. Ибо Господь с нами. И Ангел, хранитель наш святой, никогда от нас не отступает.

А иногда на воздухе следует освежиться, и тотчас расточатся бесы, незримо уносимые ветром.

Сильно нападают бесы на трудящегося в молитве Иисусовой. Ибо ничто так не досаждает бесам и не обжигает их, как молитва Иисусова. Крайне страшна бесам молитва Иисусова. Как огонь опаляет терние, так и молитва Иисусова опаляет бесов. И поэтому сильно стараются бесы, лукавые ду́хи, отнять ее. В чём-либо остальном, слегка досадив, исчезают, словно дым. А если усерден в молитве Иисусовой — твердо готовься к борьбе с бесами и к тому́, чтобы раны от них принимать. Словно дикие звери, нападут на тебя и изранят всё тело твое.

Весьма досаждают бесы бодрствующему и усердному в молитве, ибо видят, что это оружие, разрушающее их усилия, боятся и трепещут. Богу нашему слава всегда была, и ныне, и присно, и во веки веков.

К следующей главе


Примечания:

1 Здесь нет тавтологии: невозможно повсечасно помнить о смерти (делание) без стяжания благодатной памяти смертной — у отцов это первая ступень созерцания, когда очищаемый глубоким плачем ум остро ощущает конечность материального бытия, предощущая стоя́щую за пределами этого мiра вечность, которой всё творение причастно во Христе (второе созерцание — Воскресения). Точно так же и молитва не может быть в полном смысле непрестанной, пока творится одним человеческим усилием, а не благодатью. Священноинок не оговаривает эту двойную природу каждой добродетели, но, вчитываясь в его наставления, можно заметить, что, составляя руководство для духовного делания (руководств для созерцания не нужно — Божие приходит само собою), он стои́т уже́ там, где делание добродетелей претворяется в благодатное обладание ими.

2 Ср. второй стих третьего антифона воскресной степенны шестого гласа: надеющиися на Го́спода бесом страшни и всем дивни: горе́ бо зрят.

3 Надейся на Го́спода, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Го́спода.

4 Значит, псалмы и каноны были в памяти и могли читаться без книги. В этом не просто техническое удобство, но и освящение ума словом Божиим, проходящим до самых глубин всего душевнотелесного состава (ср.: Евр. 4, 12 [Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души́ и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные] и сказанное выше по поводу поучения в Писаниях).


Текст по изданию «Цветник священноинока Дорофея» (Издательство Свято-Успенской Почаевской Лавры, 2008 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!