Преподобный Зосима (Верховский)

Письмо к отцу Павлу1


Господи Iисусе Христе́ Боже нашъ, помилуй насъ.

Любезной намъ Другъ о Бозѣ Отецъ Павелъ, чувствительнѣйше благодарствуемъ за писанiе твое къ намъ — сего го́да въ Генварѣ 12 дня изъ Москвы въ путь со иконою Божiя Матере и съ книгами, и за вся писанная отъ тебя. Много чувствительнѣйше благодаримъ твою любовь, а наипаче болѣзнуемъ о твоемъ съ нами разлученiи. Усмотрѣвая изъ писанiя твоего зѣльную къ намъ любовь и усердiе, за что̀ награди тебя Господи Боже нашъ Своею Благодатiю, и повѣрь, любезнѣйшiй, что и я равно недоумеваю, ка́ко выразить и представить въ показанiе наше къ тебе нелестное усердiе, е́же состоится о Христѣ Бозѣ? Но любовнымъ усердiемъ нашимъ къ тебѣ убѣждаяся, пишемъ чистосердечно, аще и многоболѣзненно для насъ, что уѣхалъ обратно не видяся съ нами, однако я радуюся, что Господь Богъ возвратилъ тебя благополучно; любя тебя, Господь Богъ возвратилъ обратно, меня ради недостойнаго, да не видя моего развращеннаго житiя, мирно совѣстiю поживеши. А нынѣ слава Богу! Зѣлнѣ благодари Божiе Милосердiе, что Онъ тебя привелъ близъ жительствовати со святыми отцы великими, кои тебѣ и намъ извѣстны, въ наслажденiе моей души́ и имена ихъ наминаю2 — угодникъ Божiй святитель Христовъ Еѵлогiй, въ Бѣлыхъ Берегахъ равноангельный настоятель Василiй, Афанасiй, и подражатель онѣхъ любезный нашъ Анастасiй, а на Пестошахъ3 свидѣтельствованный въ добродѣтеляхъ преподобный настоятель Макарiй, равно́ и Самуилъ, сiяющiй въ благодати, воздержной и пустынножитель общiй нашъ любезный отецъ Адрiанъ, и преискреннiй общiй нашъ другъ пустынножитель Досиѳей, упремудренныя и просвѣщенныя отъ Святаго Духа искусныя въ совѣтѣхъ Александръ и Филаретъ, страннопрiимной и горящiй къ Богу Духомъ и приснодвижимой любовiю къ пустынѣ общiй нашъ питатель и пристанища намѣстникъ — Донской Iосифъ, и прочiи прiимъ4 и съ ними жительствующiи преподобнiи отцы, такъ же какъ самыя удобныя мѣста́ къ безмолвiю на Коневцѣ и Валаамѣ, такъ и въ нихъ живущiя многiя святыя отцы, украшенныя постническими и всяческими добродѣтельми, ихже всѣхъ любезне почитаемъ, въ душахъ нашихъ величаемъ, и сто́пы ногъ ихъ целуемъ. И за сiе блаженъ ты еси́, бра́те, яко можеши съ ними жительствовати, и наслаждатся отъ устъ ихъ бесѣдами, возможешъ обо всемъ вразумиться и въ недоуменiи разрешитися. Видя же ихъ подвиги, удобно и самъ ревностно подвигнешися къ подражанiю, и аще бы ти5 случилася кая душевная болѣзнь, то молитвы ихъ сильныя къ Богу, и искуство ихъ въ духовномъ врачевствѣ удобно всякаго возмогутъ уврачевать, точiю послушай ихъ усердно и по совѣту онѣхъ шествуй, и обрящешися, и удобно и легко, во Царствiи Христа Бога нашего. И сiе мы обще отъ усердiя совѣтуемъ ти, а съ нами тебѣ жить — не знаемъ, есть ли на сiе воля Божiя, ктомужъ не́гли вторичной трудъ подъимешь, а къ намъ паки не восхощешъ доѣхать, понеже возмогутъ и иныя мнящiяся благословныя вины встрестися и возникнути на возбраненiе къ намъ доѣхать, или хотя и достигнешъ к намъ, но разсмотря мое гнусство и непотребство, станешъ раскаеватися и сожалеть о всуе подъятомъ столь далекомъ пути. Ибо смердящая страстьми и растлѣнная проказою грѣховною моя душа́ не́гли будетъ подстреканiемъ и нанесенiемъ смущенiя и отягощенiя совѣсти спасаемой твоей души́, и сего то ради, ей, любя тя, лучьше хочу терпѣти разлуку твою отъ насъ и недвижiя болѣе для свиданiя съ нами, но естьли лю́биши поистиннѣ насъ, то прошу, да ты тамо, ликуя и утѣшаяся со святыми отцы, моли́ Бога о мнѣ погибающемъ и многогрѣшномъ, да помилуетъ мя Господь Богъ. Къ тому́ ж извѣстно знай, естьли къ намъ приедишъ и восхощешъ паки возвратитися, то мы ныне не имѣемъ уже́ е́же бы ти на путь въспомоществовать, и отнюдь не надѣйся ни мало, а выпросить здѣсь неудобно по причинѣ небогатаго народа, а что изъ Тобольска мы тебя приглашали, то по причинѣ нашего къ тебѣ истиннаго о Христѣ усердiя, желая тебя любимаго нашего узрѣть — а къ тому́ жъ тогда мы имѣли че́мъ тебя обратно на путь снабдить, а нынѣ не имѣемъ. И потому боимся приглашать, не́гли не ужившися съ нами обратно тебѣ не съ чемъ будетъ возвратиться. Ктомужъ мы и сами здѣсь жительствуя ждемъ всечастно себѣ перемены, и что̀ впредь съ нами можетъ воспослѣдовать, не знаемъ, а только и надѣемся на единаго Бога и Матерь Божiю. Также чистосердечно извѣствую тебя, что здѣсь строго надъсматриваются отъ исправниковъ, управителей и градоначальниковъ, много строжае, нежели у насъ въ Россiи.

А о теперешнемъ нашемъ житiи паче же спокойствiи велегласно славимъ и извѣствуемъ, яко милостiю Божiю при всякомъ довольствiи, и Господь Богъ благодатiю Своею всѣхъ здѣшнихъ начальниковъ и всѣхъ православныхъ убѣдилъ насъ любить, и въ нуждахъ намъ вспомоществуютъ Божiимъ Промысломъ. Теперь же мы живемъ уже́ на друго́мъ мѣстѣ, ибо сперва невозможно было всѣ мѣста́ обозрѣть въ разсужденiи обширностей и пространствъ величайшихъ, никѣмъ не обитаемыхъ. А нынѣ уже́ мы болѣе и не любопытствуемъ, по причинѣ нынѣшняго нашего мѣ́ста, кое по желанiю совѣсти нашея имѣется. Не хотелъ было тебѣ о немъ открывать, но видя твою любовь къ намъ, а нашу къ тебѣ, аки нуждею влекомъ, пишу тебѣ о немъ, да и ты любя насъ порадуешъся и прославишъ Бога. Оно хотя и въ 20-ти верстахъ состоитъ отъ деревни, но невходно мiрскому народу, ибо на немъ не имѣется никакихъ потребъ и промысловъ, ктомужъ оно состоитъ отъ рѣки́ Томи верстахъ въ 5-ти и потребно лодкою къ намъ ѣхать, ибо оно аки окружено гора́ми, пространными болотами и озерами, и мы аки на острову живемъ, весною и въ большу́ю воду къ са́мой кельи лодкою можно прiѣхать, а въ малую воду съ версту не доѣзжаемъ до себе, лѣто въ августѣ мѣсяцѣ верхами проѣзжаютъ въ одно время крестьянѣ въ го́ры за кедровыми орѣхами, и той ихъ путь отъ насъ болѣе версты́, а къ намъ вѣрхомъ прiѣхать невозможно въ разсужденiи о́зера подлѣ насъ и надъ коемъ мы живемъ, а ктомужъ и не видно отъ насъ. Земля на нашемъ мѣстѣ чорная и плодоносная, а въ протчихъ мѣстахъ болѣе серая и глинистая, лѣсовъ частыхъ и густыхъ и пространных мало имѣется въ разсужденiи частыхъ пожаровъ лѣсныхъ; на нашемъ мѣстѣ лѣсныхъ плодовъ не имѣется, и мы за потребами и для збиранiя всякихъ растенiй въ лодкѣ ѣздимъ поблизу насъ. Мѣстъ же здѣсь для жительства довольно имѣется въ разныхъ мѣстахъ.

Прости, любезный, что я столь распространилъ мое писанiе къ тебѣ, — понеже твое писанiе, растворенное любовiю къ намъ, понудило меня хотя сими строками удовлетворить тебя, что и мы тебя поистиннѣ много лю́бимъ о Господѣ нашемъ Iисусѣ Христѣ, и желаемъ, аще Богу угодно, узрѣть тебя.

Къ Лукерьи Ефимовне по приказанiю твоему я послалъ письмо, къ Ивану Дмитровичу Безсонову для отъдачи ей, но естьли ты самъ будешъ въ Москвѣ, то возми у Ивана Дмитровича и отдай ей — я въ немъ по благодаренiи прошу, чтобъ прислала свѣчъ восковыхъ въ память. А ты, любимой нашъ, если самъ вознамѣришся къ намъ ѣхать, то поѣзжай прямо во Ирби́ть, дабы не воспослѣдовало кое препятствiе, а естьли самъ не поѣдешъ, то про́симъ въ знакъ своея дружбы пришли къ намъ, если пожалуетъ Лукерья Ефимовна на свѣ́чи, то купи мелкихъ свѣчъ тафельнаго6 воска, а большихъ не много бери. И естьли дастъ тебе Иванъ Дмитрiевичь денегъ, или самъ въ состоянiи, то купи бесѣды Златоуста на Евангелiе Матѳеа, Iоанна, бесѣды о покаянiи, его же книга о дѣвстве, православное исповѣданiе, толкованiе на посланiе Iаковлево, Петрово, Iудино, Ефрема Сирина, Десидерiа; слово большое, а не малое Iларiона Великаго — оно нахо́дится въ старыхъ Требникахъ и въ Номоканонѣ старинномъ, — всячески постарайся переписать, хотя найми, или не имѣится ли у Еѵтихiева и у Николаева отца Ферапонтова въ лавкѣ?

Еще извѣстно испытай и вонми разумно, испроси у отцевъ Василiя Бѣлобережскаго, Александра, Филарета, у Самуила, Iосифа и протчихъ св. отецъ, дабы отъкрыли тебѣ, что̀ значитъ душевная молитва, и ка́ко душевно молитися и душевно читати. А писано о семъ въ Добротолюбiи у Григорiа Синаита въ главѣ 9-й на листѣ 102-мъ, на оборотѣ также глава состоитъ. И о чтенiи и о семъ естьли насъ извѣстишъ, то паче всего утѣшишъ, ибо раздѣляется тамо на умное, душевное и словесное. Тропарь и кондакъ Иверской Богоматери у часовни Iверской купи или перепиши. Еще самаго толстаго адоевскаго частаго сукна аршинъ 30-ть на два подърясничiа, а тонкаго отънюдъ не нада; ножницы хорошiя съ бальшими ручками, то есть портныя небольшiя; иголъ аглицкихъ 1 но́мера 3 бумашки, 3 и 4 и 5-го номеровъ по бумашкѣ; два долотца, одно побольше, круглые таковыхъ подобiемъ. — Картинъ страшныхъ, во ужасъ и умиленiе приводящихъ, какъ то: на звѣрѣ блудницу сѣдящую, богатаго во огни горящаго, двѣ трапезы и протчимъ подобное, побольше. Еще сѣменъ самой красной долгой маркови, ее въ Москвѣ много вездѣ; еще сѣменъ красной картофели изъ яблочекъ, растущихъ на картофельной травѣ, — мы здѣсь сѣяли таковыя изъ яблочекъ сѣмена, и они растутъ не хуже картофеля, а здѣсь красной картофели нигдѣ нѣтъ, а наипаче продолговатой красной. Также, естли возможно, постарайся и аглецкой крупной картофели, о аглецкой картофели самъ мой старецъ отецъ Василискъ проситъ. Увѣдоми насъ о любезномъ нашемъ отцѣ Андреянѣ. Трифону Семеновичу наше усердiе и поклоненiе посылаемъ, и, пожалуй, и всѣмъ знакомымъ отъ насъ поклонися. А писемъ нашихъ всѣмъ не показуй, а только единодушнымъ и любящимъ насъ. Еще купи для нашего духовнаго отца протоiереа Iакова Никитича Арамитскаго Кузнецка сего го́рода, Псалтырей Слѣдовательныхъ осмушныхъ 5-ть да 2 большiя въ поллиста, также и для насъ купи Слѣдовательную большую въ поллиста на бѣлой бумагѣ. Еще самыхъ маленькихъ кiевскихъ или черниговскихъ канонниковъ 5-ть, то есть съ часами и утреннею и акаѳистами.

Въ протчемъ остаемся съ Божiю помощiю на весь вѣкъ нашъ къ тебѣ, вѣрноусерднѣйшiй, грѣшный и недостойный

бывшiй Захаръ (Зосима) Верховской         
въкупе съ старцемъ моимъ Василискою         
1806-го го́да iюля 23 дня.         


Примечания:

1 Автограф неизвестен. Печатается по списку, который следует за «Письмом отцу Досифею» в рукописном «Сборнике разных писем из библиотеки келейной архимандрита Моисея» (ОР РГБ, ф. 214, № 446, лл. 17 об.–21). Под № 448 (лл. 21 об.–27) в этом же фонде находится еще один список письма́, относящийся ко второй половине XIX ве́ка. По списку, хранящемуся в Центральном государственном историческом архиве г. Москвы (ф. 420, оп. 1, д. 1770), письмо публиковалось в работе: А. Ю. Андрианов. Скитская и монастырская жизнь первой трети XIX в. в трудах отца Зосимы Верховского [См.: Православие и русская народная культура. Кн. 2. М., 1993. С. 45-91.].
   Письмо датировано 23 июля 1806 го́да. Оно является ответом адресату на его писание «сего го́да въ Генварѣ 12 дня изъ Москвы въ путь со иконою Божiя Матере и съ книгами». Адресат, как явствует из письма́, был связан со старцами Зосимой и Василиском давними узами дружбы и «нелестнаго усердiя, е́же состоится о Христѣ Бозѣ», переписывался с ними; был в Тобольске, надеясь повидать старцев в их пустыне, а может быть, и «близъ жительствовати», но уехал обратно. Он охотно выполнял разного рода поручения старцев, хорошо знал их московских благодетелей и людей, «единодушных и любящих» их; бывал, а возможно, и подвизался в Симоновом монастыре, что̀ подтверждает строчка из письма́: «...увѣдоми насъ о любезномъ нашемъ отцѣ Андреянѣ» (иеромонах Адриан, в схиме Алексий, учитель и духовный отец преподобных Зосимы и Василиска, жил в то время на покое в Симоновом монастыре).
   Кто̀ же был этот «верноусерднейший», «любезной» старцам друг о Бозе отец Павел? Разумеется, это не был схимонах Павел, один из особенно известных учеников старца Паисия са́мого первого поколения (в их перечне, который приво́дится в предисловии к русскому изданию Жития преподобного Паисия Величковского, он значится седьмым: «Монах Павел, живший в Молдавии при старце Паисии и вышедший в Россию, окончил дни свои в московском Симоновом монастыре. Он много пострадал в 1812 году́ во время нашествия французов, быв от них бием, и остальное время жизни своей он провел в болезненном положении, духовным своим дарованием многим подавая пользу ищущим оной» [Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1847 (репринт: Свято-Введенская Оптина пустынь, 2001). С. XIII.]. Схимонаху Павлу в 1806 году́ было уже́ 77 лет (он скончался 96-ти лет от роду 3 февраля 1825 го́да [См.: Историческое описание московского Симонова монастыря. М., 1843. С. 108.]), и ему преподобный Зосима, конечно же, не мог адресовать содержащиеся в послании просьбы и наставления.
   В поисках ответа на этот вопрос мы можем привести пока лишь несколько упоминаний об «отце Павле», «монахе Павле», найденных в письмах того вре́мени. Из письма́ архимандрита Александра (о нём см. ниже) из Спасского Арзамасского монастыря Тимофею Путилову от 31 мая 1809 го́да в Рославльские леса́: «Сердечно рад, что милосердный Господь сподобил Вас достигнути пристанища и соединиться лику монашествующих... Монаху отцу Павлу нижайший поклон отписать не успел. Простил бы» (ОР РГБ, ф. 213, к. 89, д. 6, л. 17). Монах Павел был посвящен своим епархиальным архиереем в Нижнем Новгороде в иеродиакона 18 июня 1810 го́да и в иеромонаха на следующий день — об этом сообщается в письме иеромонаха Спасского Арзамасского монастыря Павла к отцу Мельхиседеку (Короткову), архимандриту Симонова монастыря, от 29 июня 1810 го́да (ОР РГБ, ф. 213, к. 84, д. 39). В письме иеромонаха Моисея (Путилова) к Екатерине Дмитриевне Таптыковой (Таптыковы из сельца Межева Рославльского уезда были благодетелями рославльских пустынников) упоминается отец Павел Рославльский: отец Моисей сообщает, что письмо родственника Екатерины Дмитриевны получено им «в прошлом годе из Мещовска с отцом Павлом Рославльским» (ОР РГБ, ф. 213, к. 86, д. 18, л. 16).
   Письмо запечатлело безыскуственные свидетельства о жизни преподобных пустынников в Сибирских лесах, трогательные подробности их простого быта, а главное — сведения о прочных нитях духовного общения, которые соединяли ревнителей внутреннего монашеского подвига, достигая дальних пределов России. В тексте упоминаются имена «великих святых отцов», современников преподобных Зосимы и Василиска («ихже всѣхъ любезне почитаемъ и въ ду́шахъ нашихъ величаемъ»). Угодникъ Божiй святитель Христовъ Еѵлогiй — сведений о нём найти не удалось. Въ Бѣлыхъ Берегахъ равноангельный настоятель Василiй — иеромонах Василий (Кишкин; 1745–28.04.1831). Семи лет по благословению родителей поступил в Саровский монастырь, монашеский постриг принял в 15 лет. Подвизался в Коренной пустыни, после 1780 го́да странствовал, несколько лет жил с учениками на Афоне в Ильинском скиту, гдѐ до того подвизался преподобный Паисий. Затем, прожив некоторое время в Нямецком монастыре, вернулся в Коренную пустынь, гдѐ был братским духовником. В 1800 году́ назначен строителем Белобережской Иоанно-Предтеченской пустыни, был также старцем Свенского Успенского монастыря, в обоих монастырях ввел общежительный устав. В 1816-1827 гг. жил в Глинской пустыни, затем перешел в Площанскую пустынь. Несколько лет был в затворе, перед кончиной принимал всех ищущих его совета и благословения. Похоронен в Площанской пустыни, против алтаря Казанской церкви [См.: Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. С. VI, XV, 317. Све́дения о других упомянутых подвижниках приводятся в основном по этому же изданию, см. Именной указатель (с. 309 сл.).]. Афанасiй — схимонах Афанасий (Захаров; † 17.10. 1825). В 30 лет вступил в Нямецкий монастырь, более семи лет жил при старце Паисии, приняв от него монашеский по́стриг, исполнял послушание писца. В 1777 году́ ушел в Россию, подвизался в Николаевском Троицком монастыре и Флорищевой пустыни; приезжая в Москву, имел духовные беседы с Новоспасскими старцами Александром и Филаретом. Жил в Белобережской пустыни (после 1806 г.), когда строителем там был иеромонах Леонид (Наголкин). В 1815 году́ перешел в Площанскую пустынь. Скончался на руках у будущего оптинского старца Макария (Иванова), проходившего у него послушание. Подражатель онехъ любезный нашъ Анастасiй — † после 1811 го́да, иеродиакон, ученик старца Василия (Кишкина). Подвизался в Свенском Успенском монастыре, в конце 1809 г. ушел пустынножительствовать в Рославльские леса́. На Песношахъ свидѣтельствованный въ добродѣтеляхъ преподобный настоятель Макарiй — схиархимандрит Макарий (Брюшков; 1750–31.05.1811). На́чал иноческую жизнь в Санаксарском монастыре под духовным руководством старца Феодора (Ушакова), затем (после 1774 г.) перешел во Введенскую Островскую пустынь, где настоятелем был ученик старца Паисия иеромонах Клеопа. В 1779 году́ принял монашеский по́стриг и в течение двух лет рукоположен в диаконский и иерейский сан. В 1781 году́ переведен в Николо-Песношский монастырь на должность казначея, в 1789 году́ принял настоятельство этого монастыря, который при нём достиг духовного расцвета и внешнего благоустройства. Двадцать четыре ученика старца Макария стали настоятелями разных обителей. В 1806 г. возведен в сан архимандрита. Перед кончиной принял схиму. Самуилъ, сiяющiй въ благодати — † 29.02.1829, игумен Старо-Голутвина Богоявленского монастыря, ученик схиархимандрита Макария (Брюшкова). Упремудренныя и просвѣщенныя отъ Святаго Духа искусныя въ совѣтѣхъ Александръ и Филаретъ — старцы московского Новоспасского монастыря, сподвижники-одногодки, связанные духовным единством и дружбой. Александр (Адриан Иванович Подгоричани, иногда приво́дится русифицированная форма фамилии: Подгорченков; 1758–29.04.1845) — схиархимандрит Арзамасского Спасского монастыря. Иноческую жизнь на́чал в Новоспасском монастыре, принял монашеский по́стриг в 1793 году́. В том же году́ рукоположен во иеродиакона и иеромонаха митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом, с которым состоял в переписке. В 1798 году́ назначен наместником Новоспасского монастыря, но вскоре испросил благословение перейти на должность больничного иеромонаха. Живя в уединении, занимался Иисусовой молитвой; имел духовные беседы с учеником преподобного Паисия старцем Афанасием (Захаровым), поддерживал общение со многими молдавскими и афонскими старцами. В 1810 году́ произведен в архимандриты Арзамасского Спасского монастыря. Его советами пользовались будущие старцы братья Исаия, Моисей и Антоний (Путиловы). Филарет, в схиме Феодор (Феодор Николаевич Пуляшкин; 9.05.1758–28.08.1841), — иеросхимонах, начал иноческий путь в Александро-Невской Лавре, откуда перешел в Саровскую пустынь, а затем в московский Симонов монастырь, где в 1785 году́ принял монашеский по́стриг и в 1787 году́ посвящен в сан иеродиакона. В 1788 году́ вызван в Александро-Невскую Лавру, где через год был рукоположен митрополитом Гавриилом в сан иеромонаха. Участвовал в подготовке к изданию Добротолюбия. По прошению определен на должность больничного иеромонаха в московский Новоспасский монастырь. С 1809 (или 1810) го́да до са́мой кончины нес подвиг старчества. В 1827 году́ тайно принял схиму. Именно к нему обратился за решающим советом смиренный старец Зосима, вознамерившийся незадолго до кончины отправиться в Соловецкий монастырь. Страннопрiимной и горящiй къ Богу духомъ и приснодвижимой любовiю къ пустынѣ общiй нашъ питатель и пристанище наместникъ Донской Iосифъ — в Центральном историческом архиве Москвы в фонде Донского монастыря сохранились документы о наместнике Донского монастыря иеромонахе Иосифе: определение, подписанное 19 июня 1804 го́да Донским архимандритом Виктором («Наместником ставропигиального Донского монастыря быть оного ж монастыря иеромонаху Иосифу...» — ф. 421, оп. 1, д. 5302, л. 21) и прошение от 1 июня 1809 го́да наместника иеромонаха Иосифа, поданное «пречестно́му господину отцу священноархимандриту Виктору» об увольнении его с наместнической должности, с резолюцией от 10 июня того же го́да о назначении нового наместника иеромонаха Гедеона (ф. 421, оп. 1, д. 5322, л. 2).
   Текст печатается без сокращений и изменений, с современной пунктуацией. Примечания под строкой сделаны редактором [Т. М. Судник].

2 наминаю — (возможно, от намѣнити) называю. Или же описка: на[по]минаю.

3 Ошибка переписчика; правильно: Песношах.

4 прiимъ — здесь следует читать: при имъ, «при нём». Диалектная (вероятно, смоленская) форма местоимения, ср. белор.: пры iм.

5 В рукописи слитно: быти.

6 Тафельные (от нем. Tafel – «доска; плитка») све́чи — катаные церковные све́чи.


Текст по изданию «Преподобный старец Зосима (Верховский). Творения» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.

 
Facebook
ВКонтакте
Free counters! Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Український православний інтернет
Используются технологии uCoz