Преподобный Зосима (Верховский)Письмо к отцу Павлу1
Господи Iисусе Христе́ Боже нашъ, помилуй насъ. Любезной намъ Другъ о Бозѣ Отецъ Павелъ, чувствительнѣйше благодарствуемъ за писанiе твое къ намъ — сего го́да въ Генварѣ 12 дня изъ Москвы въ путь со иконою Божiя Матере и съ книгами, и за вся писанная отъ тебя. Много чувствительнѣйше благодаримъ твою любовь, а наипаче болѣзнуемъ о твоемъ съ нами разлученiи. Усмотрѣвая изъ писанiя твоего зѣльную къ намъ любовь и усердiе, за что̀ награди тебя Господи Боже нашъ Своею Благодатiю, и повѣрь, любезнѣйшiй, что и я равно недоумеваю, ка́ко выразить и представить въ показанiе наше къ тебе нелестное усердiе, е́же состоится о Христѣ Бозѣ? Но любовнымъ усердiемъ нашимъ къ тебѣ убѣждаяся, пишемъ чистосердечно, аще и многоболѣзненно для насъ, что уѣхалъ обратно не видяся съ нами, однако я радуюся, что Господь Богъ возвратилъ тебя благополучно; любя тебя, Господь Богъ возвратилъ обратно, меня ради недостойнаго, да не видя моего развращеннаго житiя, мирно совѣстiю поживеши. А нынѣ слава Богу! Зѣлнѣ благодари Божiе Милосердiе, что Онъ тебя привелъ близъ жительствовати со святыми отцы великими, кои тебѣ и намъ извѣстны, въ наслажденiе моей души́ и имена ихъ наминаю2 — угодникъ Божiй святитель Христовъ Еѵлогiй, въ Бѣлыхъ Берегахъ равноангельный настоятель Василiй, Афанасiй, и подражатель онѣхъ любезный нашъ Анастасiй, а на Пестошахъ3 свидѣтельствованный въ добродѣтеляхъ преподобный настоятель Макарiй, равно́ и Самуилъ, сiяющiй въ благодати, воздержной и пустынножитель общiй нашъ любезный отецъ Адрiанъ, и преискреннiй общiй нашъ другъ пустынножитель Досиѳей, упремудренныя и просвѣщенныя отъ Святаго Духа искусныя въ совѣтѣхъ Александръ и Филаретъ, страннопрiимной и горящiй къ Богу Духомъ и приснодвижимой любовiю къ пустынѣ общiй нашъ питатель и пристанища намѣстникъ — Донской Iосифъ, и прочiи прiимъ4 и съ ними жительствующiи преподобнiи отцы, такъ же какъ самыя удобныя мѣста́ къ безмолвiю на Коневцѣ и Валаамѣ, такъ и въ нихъ живущiя многiя святыя отцы, украшенныя постническими и всяческими добродѣтельми, ихже всѣхъ любезне почитаемъ, въ душахъ нашихъ величаемъ, и сто́пы ногъ ихъ целуемъ. И за сiе блаженъ ты еси́, бра́те, яко можеши съ ними жительствовати, и наслаждатся отъ устъ ихъ бесѣдами, возможешъ обо всемъ вразумиться и въ недоуменiи разрешитися. Видя же ихъ подвиги, удобно и самъ ревностно подвигнешися къ подражанiю, и аще бы ти5 случилася кая душевная болѣзнь, то молитвы ихъ сильныя къ Богу, и искуство ихъ въ духовномъ врачевствѣ удобно всякаго возмогутъ уврачевать, точiю послушай ихъ усердно и по совѣту онѣхъ шествуй, и обрящешися, и удобно и легко, во Царствiи Христа Бога нашего. И сiе мы обще отъ усердiя совѣтуемъ ти, а съ нами тебѣ жить — не знаемъ, есть ли на сiе воля Божiя, ктомужъ не́гли вторичной трудъ подъимешь, а къ намъ паки не восхощешъ доѣхать, понеже возмогутъ и иныя мнящiяся благословныя вины встрестися и возникнути на возбраненiе къ намъ доѣхать, или хотя и достигнешъ к намъ, но разсмотря мое гнусство и непотребство, станешъ раскаеватися и сожалеть о всуе подъятомъ столь далекомъ пути. Ибо смердящая страстьми и растлѣнная проказою грѣховною моя душа́ не́гли будетъ подстреканiемъ и нанесенiемъ смущенiя и отягощенiя совѣсти спасаемой твоей души́, и сего то ради, ей, любя тя, лучьше хочу терпѣти разлуку твою отъ насъ и недвижiя болѣе для свиданiя съ нами, но естьли лю́биши поистиннѣ насъ, то прошу, да ты тамо, ликуя и утѣшаяся со святыми отцы, моли́ Бога о мнѣ погибающемъ и многогрѣшномъ, да помилуетъ мя Господь Богъ. Къ тому́ ж извѣстно знай, естьли къ намъ приедишъ и восхощешъ паки возвратитися, то мы ныне не имѣемъ уже́ е́же бы ти на путь въспомоществовать, и отнюдь не надѣйся ни мало, а выпросить здѣсь неудобно по причинѣ небогатаго народа, а что изъ Тобольска мы тебя приглашали, то по причинѣ нашего къ тебѣ истиннаго о Христѣ усердiя, желая тебя любимаго нашего узрѣть — а къ тому́ жъ тогда мы имѣли че́мъ тебя обратно на путь снабдить, а нынѣ не имѣемъ. И потому боимся приглашать, не́гли не ужившися съ нами обратно тебѣ не съ чемъ будетъ возвратиться. Ктомужъ мы и сами здѣсь жительствуя ждемъ всечастно себѣ перемены, и что̀ впредь съ нами можетъ воспослѣдовать, не знаемъ, а только и надѣемся на единаго Бога и Матерь Божiю. Также чистосердечно извѣствую тебя, что здѣсь строго надъсматриваются отъ исправниковъ, управителей и градоначальниковъ, много строжае, нежели у насъ въ Россiи. А о теперешнемъ нашемъ житiи паче же спокойствiи велегласно славимъ и извѣствуемъ, яко милостiю Божiю при всякомъ довольствiи, и Господь Богъ благодатiю Своею всѣхъ здѣшнихъ начальниковъ и всѣхъ православныхъ убѣдилъ насъ любить, и въ нуждахъ намъ вспомоществуютъ Божiимъ Промысломъ. Теперь же мы живемъ уже́ на друго́мъ мѣстѣ, ибо сперва невозможно было всѣ мѣста́ обозрѣть въ разсужденiи обширностей и пространствъ величайшихъ, никѣмъ не обитаемыхъ. А нынѣ уже́ мы болѣе и не любопытствуемъ, по причинѣ нынѣшняго нашего мѣ́ста, кое по желанiю совѣсти нашея имѣется. Не хотелъ было тебѣ о немъ открывать, но видя твою любовь къ намъ, а нашу къ тебѣ, аки нуждею влекомъ, пишу тебѣ о немъ, да и ты любя насъ порадуешъся и прославишъ Бога. Оно хотя и въ 20-ти верстахъ состоитъ отъ деревни, но невходно мiрскому народу, ибо на немъ не имѣется никакихъ потребъ и промысловъ, ктомужъ оно состоитъ отъ рѣки́ Томи верстахъ въ 5-ти и потребно лодкою къ намъ ѣхать, ибо оно аки окружено гора́ми, пространными болотами и озерами, и мы аки на острову живемъ, весною и въ большу́ю воду къ са́мой кельи лодкою можно прiѣхать, а въ малую воду съ версту не доѣзжаемъ до себе, лѣто въ августѣ мѣсяцѣ верхами проѣзжаютъ въ одно время крестьянѣ въ го́ры за кедровыми орѣхами, и той ихъ путь отъ насъ болѣе версты́, а къ намъ вѣрхомъ прiѣхать невозможно въ разсужденiи о́зера подлѣ насъ и надъ коемъ мы живемъ, а ктомужъ и не видно отъ насъ. Земля на нашемъ мѣстѣ чорная и плодоносная, а въ протчихъ мѣстахъ болѣе серая и глинистая, лѣсовъ частыхъ и густыхъ и пространных мало имѣется въ разсужденiи частыхъ пожаровъ лѣсныхъ; на нашемъ мѣстѣ лѣсныхъ плодовъ не имѣется, и мы за потребами и для збиранiя всякихъ растенiй въ лодкѣ ѣздимъ поблизу насъ. Мѣстъ же здѣсь для жительства довольно имѣется въ разныхъ мѣстахъ. Прости, любезный, что я столь распространилъ мое писанiе къ тебѣ, — понеже твое писанiе, растворенное любовiю къ намъ, понудило меня хотя сими строками удовлетворить тебя, что и мы тебя поистиннѣ много лю́бимъ о Господѣ нашемъ Iисусѣ Христѣ, и желаемъ, аще Богу угодно, узрѣть тебя. Къ Лукерьи Ефимовне по приказанiю твоему я послалъ письмо, къ Ивану Дмитровичу Безсонову для отъдачи ей, но естьли ты самъ будешъ въ Москвѣ, то возми у Ивана Дмитровича и отдай ей — я въ немъ по благодаренiи прошу, чтобъ прислала свѣчъ восковыхъ въ память. А ты, любимой нашъ, если самъ вознамѣришся къ намъ ѣхать, то поѣзжай прямо во Ирби́ть, дабы не воспослѣдовало кое препятствiе, а естьли самъ не поѣдешъ, то про́симъ въ знакъ своея дружбы пришли къ намъ, если пожалуетъ Лукерья Ефимовна на свѣ́чи, то купи мелкихъ свѣчъ тафельнаго6 воска, а большихъ не много бери. И естьли дастъ тебе Иванъ Дмитрiевичь денегъ, или самъ въ состоянiи, то купи бесѣды Златоуста на Евангелiе Матѳеа, Iоанна, бесѣды о покаянiи, его же книга о дѣвстве, православное исповѣданiе, толкованiе на посланiе Iаковлево, Петрово, Iудино, Ефрема Сирина, Десидерiа; слово большое, а не малое Iларiона Великаго — оно нахо́дится въ старыхъ Требникахъ и въ Номоканонѣ старинномъ, — всячески постарайся переписать, хотя найми, или не имѣится ли у Еѵтихiева и у Николаева отца Ферапонтова въ лавкѣ? Еще извѣстно испытай и вонми разумно, испроси у отцевъ Василiя Бѣлобережскаго, Александра, Филарета, у Самуила, Iосифа и протчихъ св. отецъ, дабы отъкрыли тебѣ, что̀ значитъ душевная молитва, и ка́ко душевно молитися и душевно читати. А писано о семъ въ Добротолюбiи у Григорiа Синаита въ главѣ 9-й на листѣ 102-мъ, на оборотѣ также глава состоитъ. И о чтенiи и о семъ естьли насъ извѣстишъ, то паче всего утѣшишъ, ибо раздѣляется тамо на умное, душевное и словесное. Тропарь и кондакъ Иверской Богоматери у часовни Iверской купи или перепиши. Еще самаго толстаго адоевскаго частаго сукна аршинъ 30-ть на два подърясничiа, а тонкаго отънюдъ не нада; ножницы хорошiя съ бальшими ручками, то есть портныя небольшiя; иголъ аглицкихъ 1 но́мера 3 бумашки, 3 и 4 и 5-го номеровъ по бумашкѣ; два долотца, одно побольше, круглые таковыхъ подобiемъ. — Картинъ страшныхъ, во ужасъ и умиленiе приводящихъ, какъ то: на звѣрѣ блудницу сѣдящую, богатаго во огни горящаго, двѣ трапезы и протчимъ подобное, побольше. Еще сѣменъ самой красной долгой маркови, ее въ Москвѣ много вездѣ; еще сѣменъ красной картофели изъ яблочекъ, растущихъ на картофельной травѣ, — мы здѣсь сѣяли таковыя изъ яблочекъ сѣмена, и они растутъ не хуже картофеля, а здѣсь красной картофели нигдѣ нѣтъ, а наипаче продолговатой красной. Также, естли возможно, постарайся и аглецкой крупной картофели, о аглецкой картофели самъ мой старецъ отецъ Василискъ проситъ. Увѣдоми насъ о любезномъ нашемъ отцѣ Андреянѣ. Трифону Семеновичу наше усердiе и поклоненiе посылаемъ, и, пожалуй, и всѣмъ знакомымъ отъ насъ поклонися. А писемъ нашихъ всѣмъ не показуй, а только единодушнымъ и любящимъ насъ. Еще купи для нашего духовнаго отца протоiереа Iакова Никитича Арамитскаго Кузнецка сего го́рода, Псалтырей Слѣдовательныхъ осмушныхъ 5-ть да 2 большiя въ поллиста, также и для насъ купи Слѣдовательную большую въ поллиста на бѣлой бумагѣ. Еще самыхъ маленькихъ кiевскихъ или черниговскихъ канонниковъ 5-ть, то есть съ часами и утреннею и акаѳистами. Въ протчемъ остаемся съ Божiю помощiю на весь вѣкъ нашъ къ тебѣ, вѣрноусерднѣйшiй, грѣшный и недостойный бывшiй Захаръ (Зосима) Верховской
Примечания: 1 Автограф неизвестен. Печатается по списку, который следует за «Письмом отцу Досифею» в рукописном «Сборнике разных писем из библиотеки келейной архимандрита Моисея» (ОР РГБ, ф. 214, № 446, лл. 17 об.21). Под № 448 (лл. 21 об.27) в этом же фонде находится еще один список письма́, относящийся ко второй половине XIX ве́ка. По списку, хранящемуся в Центральном государственном историческом архиве г. Москвы (ф. 420, оп. 1, д. 1770), письмо публиковалось в работе: А. Ю. Андрианов. Скитская и монастырская жизнь первой трети XIX в. в трудах отца Зосимы Верховского [См.: Православие и русская народная культура. Кн. 2. М., 1993. С. 45-91.].
2 наминаю — (возможно, от намѣнити) называю. Или же описка: на[по]минаю. 3 Ошибка переписчика; правильно: Песношах. 4 прiимъ — здесь следует читать: при имъ, «при нём». Диалектная (вероятно, смоленская) форма местоимения, ср. белор.: пры iм. 5 В рукописи слитно: быти. 6 Тафельные (от нем. Tafel «доска; плитка») све́чи — катаные церковные све́чи.
Текст по изданию «Преподобный старец Зосима (Верховский). Творения» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 г.).
|
|