136. И#схHдища водн†z и3звед0стэ џчи мои2, понeже не сохрани1хъ зак0на твоегw28.
Пророк подал пред этим мысль о несознаваемых неисправностях, а
здесь поминает он о неисправностях сознаваемых, с
засвидетельствованием, что такого рода сознание изводит из очей его два
источника слёз. Этим означает он искреннее раскаяние во всём, что
сознательно допущено им во внешней жизни и во внутренних движениях
неугодного Господу, противного явной воле Его, выраженной в заповедях.
Путник или человек, занятый работами, поневоле запылится и
загрязнит одежду свою; потому ему бывает надобно и умыться, и одежду
переменить. Так и идущий путем жизни духовной при всех трудах
доброделания нередко погрешает, то по недальновидности, то по
невниманию и случайному рассеянию мыслей, а иногда и по вырывающемуся
сочувствию и увлечению. Всё это в разных степенях — нечистóты,
тяготящие совесть, — тяготящие, говорю, но не подавляющие. Сознав их,
ревнительный человек приходит в движение и спешит очистить нечистое, —
чем же? — водою слёз. Он не довольствуется тем, чтобы сознаться только
в неисправности и положить намерение вперед не допускать ее; но скорбит
о том и сокрушается так глубоко и искренно, что от томления сéрдца очи
становятся «исходищами водными». Слёзы сокрушения — это духовное
омовение. И оно не есть что-либо мечтательное, а совершается
действительно. Поплакавший обновляется. Но это обновление печатлеется
лишь за тем, кто по исповеди получает разрешение. Вот и стал опять чист
человек. Снова загрязнишься — снова употреби то же омовение, и так всю
жизнь. Есть такие любители телесной чистоты, что каждый день переменяют
белье и употребляют омовение. Если же это делается для тéла, то
насколько усерднее должно быть совершаемо то же для души!
Что изводит такую воду из очей кающегося? — Не страх и не
опасение за себя, а любовь. От страха и опасения за себя может
произойти только решение исправиться и остерегаться вперед
неисправностей, а слезы, омывающие нравственную скверну, изводит
любовь. Любовь не может сносить выступления из воли любимого. Между
людьми подобные случаи нередко прикрываются тем, что любимый не узнаёт
об отступлении от его воли, это утешает и успокаивает любящего; но в
отношении к Богу такое прибежище неуместно. Ему вéдомо всякое нарушение
воли Его. Сознавший это за собою сознаёт вместе с тем и то, что оно
вéдомо Господу и не может не оскорблять Его. Любовь, всегда видящая
лице Господа, не может не видеть, как омрачается оно от того или
другого оскорбления, а видя это, не может не сокрушаться; сокрушаясь
же, не может не проливать слёз. Так святой Петр по отречении от Господа
в каком-то непонятном забытьи, встретив очами своими обличительный взор
Господа, «изшед вон со двора архиереова» — места оскорбления Господа,
«плакася горько» (Лк. 22, 62).