Какъ изъ явныхъ дѣлъ можно уразумѣть сокровенный образъ мыслей; такъ изъ дѣлъ души́ можно уразумѣть то, о чемъ говорится въ Писанiяхъ. — Но могутъ сiе (постигать) не всѣ, а лишь тѣ, которые злостраданiемъ отчасти прiобрѣли безстрастiе. — Ибо Писанiе повѣдаетъ какъ будущее, такъ и дѣла́ души́: потому что будущее все въ ней скрывается духовно; и чего кто бываетъ причастникомъ здѣсь, того и тамъ причастникомъ будетъ. Итакъ, когда услышишь Писанiе, повѣдающее относительно рая, Адама и змiя, внимай безстрастно своему сердцу, и найдешь, что рай есть слово Божiе; наслажденiе въ немъ — причастiе Святаго Духа; змiй же, убивающiй преслушанiемъ, есть пресмыкающееся сладострастiе, чрезъ дружество приползающее и прельщающее насъ вкусить отъ древа (запрещеннаго), то есть отъ попеченiя житейскаго; (ибо сказано): не пецы́теся о утрiи2 (Матѳ. 6, 34). Такъ же оба (запрещенiя) совокупно сказалъ одинъ и тотъ же Богъ: в оньже аще день снѣ́сте отъ древа, смертiю у́мрете3 (Быт. 2, 17), и: внемли́те, да не отягчаютъ сердца́ ваша объяденiемъ4 (Лук. 21, 34); потому что тьма, бывающая отъ объяденiя и попеченiя (житейскаго), умерщвляетъ ду́шу, изгоняя ее изъ духовнаго сло́ва и лишая Божественнаго дѣйствiя. Итакъ, отъ сего древа воспрещаетъ намъ Господь вкушать, говоря: ни о че́мже пецы́теся5, только о Царствiи. Ибо тѣ, которые вошли въ (сей) рай Божiй, и сохранили сiю заповѣдь, нѐ были изгнаны; но удержавъ себя отъ земного, сторицею насладились духовнаго, будучи дѣйственно и подобообразно утѣшаемы благодатiю. Итакъ, будемъ молиться и мы о томъ, чтобы намъ сохранить ее (сiю заповѣдь), дабы пребывши въ словѣ Господнемъ, насладиться наслажденiемъ Духа и здѣсь и въ будущемъ. — Какъ Адамъ, вкусивъ отъ древа разумѣнiя, изгоняется; такъ и мудрствующiй земное не можетъ пребывать въ словѣ Христовомъ, по написанному: любы́ мiра сего вражда на Бога есть6 (Iак. 4, 4). Потому Писанiе и говоритъ: вся́цѣмъ храненiемъ блюди́ свое сердце7 (Прит. 4, 23), дабы тотъ, кто̀ хранитъ въ себѣ, какъ рай, слово Божiе, насладился благодати, не слушая внутри пресмыкающагося змiя, который совѣтуетъ (избрать) служащее къ сласти, изъ коей рождается братоубiйственная раздражительность, и душа́, рождающая ее, умираетъ. Но послушай Го́спода, Который говоритъ: старайтесь о вѣрѣ и надеждѣ, отъ которыхъ рождается Боголюбивая и человѣколюбивая любовь, подающая вѣчную жизнь. — Въ сей рай вошелъ Ной, храня заповѣдь и дѣлая, и любовiю избавился отъ гнѣва. Сей (рай) сохраняя, Авраамъ услышалъ гласъ Божiй. Сей (рай) храня, Моисей получилъ славу на лицѣ своемъ. Подобнымъ образомъ Давидъ, храня сей, дѣлалъ, и потому господствовалъ надъ врагами. Но и Саулъ, пока хранилъ сердце, имѣлъ успѣхъ; когда же наконецъ преступилъ (заповѣдь), былъ совершенно оставленъ. Ибо въ каждомъ (человѣкѣ) дѣйствуетъ слово Божiе по мѣрѣ (его произволенiя) и сообразно (съ его дѣланiемъ). Кто̀ сколько владѣетъ, столько и овладѣвается; кто̀ сколько хранитъ, столько и хранимъ бываетъ. Посему весь ликъ Святыхъ, Пророки, Апостолы и Мученики хранили слово въ сердцахъ своихъ, ни о чемъ иномъ не имѣя попеченiя, но презрѣли земное и пребыли въ заповѣди Святаго Духа, предпочтя Боголюбивое и благое не однимъ словомъ и простымъ разумѣнiемъ, но словомъ и дѣломъ — въ само́й дѣйствительности: избирая вмѣсто богатства нищету, вмѣсто славы безчестiе, вмѣсто наслажденiя удрученiе себя, а посему и вмѣсто раздражительности — любовь. Ибо ненавидя сладостное этой жизни, они болѣе любили отнимающихъ оное, какъ содѣйствующихъ ихъ намѣренiю, удаляясь е́же вѣ́дѣти доброе и лукавое8, ни благихъ человѣковъ не отрицались, ни злыхъ не обвиняли, всѣхъ почитали отвѣтственными служителями Владычняго промысла, и ко всѣмъ имѣли доброе расположенiе. Когда слышали слово Господне: отпуща́йте, и отпу́стится вамъ9 (Лук. 6, 37); тогда обижающихъ ихъ считали своими благодѣтелями, признавая, что они подали имъ причину къ отпущенiю (ихъ грѣховъ). — Когда же слышали слово Господне: якоже хощете да творятъ вамъ человѣцы, и вы твори́те имъ та́кожде10 (Лук. 6, 31), тогда и благихъ любили по совѣсти. — Ибо, оставивъ свою правду, и взыскавъ правды Божiей, они постепенно обрѣли и любовь, въ оной по естеству внутрь сокровенную.
И Господь, давъ многiя заповѣди о любви, повелѣлъ искать правды Божiей, зная, что она матерь любви. Ибо невозможно иначе спастись, какъ только чрезъ ближняго, какъ заповѣдалъ Господь, сказавъ: отпуща́йте, и отпу́стится вамъ (Лук. 6, 37). Таковый духовный законъ, въ сердцахъ вѣрующихъ написуемый, есть исполненiе перваго закона: не прiидо́хъ бо, говоритъ (Господь), разори́ти законъ, но испо́лнити11 (Матѳ. 5, 17). Какъ же онъ исполняется, разумѣй: первый законъ, осуждая согрѣшившаго (противъ своего ближняго) какою либо справедливою виною, осуждалъ и обиженнаго; поелику въ чемъ судитъ кто̀ инаго, себя осуждаетъ, а въ чемъ прощаетъ, простится ему (Рим. 2, 1; Сир. 28, 2); ибо законъ та̀къ говоритъ: за осужденiе — осужденiе, за отпущенiе — отпущенiе. Слѣдовательно исполненiе закона есть прощенiе.
Мы сказали: первый законъ, не потому, чтобы Богъ далъ два закона людямъ, но одинъ законъ духовный по естеству, по отношенiю же къ воздаянiю произносящiй праведный приговоръ: прощающему прощенiе, а взыскивающему — взысканiе; ибо сказано: со избра́ннымъ избра́нъ бу́деши, и со строптивымъ разврати́шися (Псал. 17, 27). Посему духовно его совершающiе, и по мѣрѣ совершенiя бывающiе причастниками благодати, любятъ не только благодѣтельствовавшихъ, но и тѣхъ, которые поносили и гнали ихъ, ожидая прiобрѣсти духовную любовь, какъ воздаянiе благихъ; благихъ же, говорю, не потому только, что они прощаютъ обиды; но потому, что и душамъ обижавшихъ благодѣтельствуютъ, молятся о нихъ Богу, какъ бы чрезъ нихъ получаютъ блаженство, по сказанному въ Писанiи: блаже́ни есте́, егда́ поносятъ вамъ, и иждену́тъ12 васъ, и проч. (Матѳ. 5, 11).
Мудрствовать такъ научились отъ духовнаго закона: ибо когда они терпѣли и соблюдали мысленную кротость, то Господь, видя терпѣнiе се́рдца борющагося, но любви не отступающаго, разорилъ средостѣнiе ограды, и совершенно упразднилъ вражду, такъ что уже́ не съ усилiемъ, но по Божiей помощи возымѣли они любовь: ибо Господь сдерживаетъ наконецъ обращаемое оружiе (Быт. 3, 24), воздвигающее помыслы; и также входили во внутреннѣйшее завесы, идѣ́же предтеча о насъ вни́де13 Господь (Евр. 6, 20), и наслаждались въ плодахъ Духа, и увидѣвъ будущее постоянствомъ се́рдца14, яко зерца́ломъ въ гаданiи15 (1 Кор. 13, 12), согласно съ Апостоломъ говорили: и́хже око не ви́дѣ, и ухо не слы́ша, и на сердце человѣку не взыдо́ша, я́же угото́ва Богъ любящимъ Его16 (1 Кор. 2, 9). Но я о сей чудной вещи вопрошу: если на сердце человѣку не взыдо́ша, ка̀къ же вы сiе знаете? Особенно же исповѣдавъ въ Дѣянiяхъ (своихъ), что и вы подобостра́стни намъ человѣцы17 (Дѣян. 14, 15)? Но послушай, что̀ отвѣчаетъ на сiе блаженный Павелъ: намъ же, говоритъ, открылъ есть Богъ Духомъ Своимъ: Духъ бо вся испыту́етъ, и глубины́ Божiя18 (1 Кор. 2, 10). Но дабы не сказалъ кто-либо, что имъ данъ былъ Духъ Святый, какъ Апостоламъ, намъ же Онъ по естеству невмѣсти́мъ; посему говоритъ (Апостолъ), моляся: да дастъ вамъ Богъ силу утверди́тися во внутреннемъ человѣцѣ, всели́тися Христу въ сердца́ ваша19 (Ефес. 3, 16-17); Господь же Духъ есть: а идѣ́же Духъ Господень, ту свобода20 (2 Кор. 3, 17); и опять говоритъ: Аще кто̀ Духа Христова не и́мать, сей нѣсть Еговъ21 (Римл. 8, 9).
Итакъ, будемъ молиться, чтобы и намъ получить благодать Святаго Духа во всякомъ удостовѣренiи и ощущенiи, и войти туда, откуда мы были изгнаны, и да отвратится отъ насъ душеубiйственный змiй и тщеславный совѣтникъ, духъ (житейскаго) попеченiя и пiянства, дабы мы, твердо вѣруя, сохранили заповѣди Господни, и возрасли о Немъ въ мужа совершенна, въ мѣру во́зраста (Ефес. 4, 13), чтобы (отъ невѣрiя) не овладѣла нами любовь къ вѣку сему; но были бы мы удостовѣряемы въ духѣ, и не невѣровали, что и о грѣшникахъ кающихся благоволитъ благодать Божiя. Ибо даруемое благодатiю уже́ не соразмѣря́ется съ прежде бывшею немощiю; потому что тогда благодать не была бы уже́ благодать. Но вѣровавъ всесильному Богу, присту́пимъ простымъ и не пытливымъ сердцемъ къ Дарующему прiобщенiе Духа вѣрою, а не по сравненiю съ дѣлами естества; ибо сказано: не отъ дѣлъ закона Духа прiя́сте, но отъ слу́ха вѣры22 (Гал. 3, 2).
Вопросъ. Ты сказалъ, что все духовное скрывается въ душѣ́; и такъ, что̀ значитъ: хощу́ пять словесъ въ церкви умомъ моимъ глаго́лати23 (1 Кор. 14, 19)?
Отвѣтъ. Церковь разумѣется двояко: какъ собранiе вѣрныхъ, и какъ совокупность (силъ) души́. И такъ, когда говорится духовно о человѣкѣ; то церковь есть цѣлый составъ его, пять же словесъ суть общiя добродѣтели, созидающiя всего человѣка, и многообразно раздѣляемыя. Ибо какъ говорящiй о Господѣ пятью словами объялъ всю премудрость: такъ и послѣдующiй Господу пятью добродѣтелями созидаетъ многое благочестiе. Будучи (числомъ) пять, онѣ объемлютъ всѣ. Первая — молитва, пото́мъ воздержанiе, милостыня, нищета, долготерпѣнiе. Сiи добродѣтели, совершаемыя съ желанiемъ и произволенiемъ, суть слова́ души́, произносимыя Господомъ, и слышимыя сердцемъ: ибо Господь дѣйствуетъ, и Духъ тогда вѣщаетъ мысленно, и сердце насколько желаетъ, столько и исполняетъ явно. Добродѣтели же (сiи), какъ объемлютъ собою всѣ (остальныя), такъ и рождаютъ другъ друга; ибо, при оскудѣнiи первой, всѣ истребляются, подобнымъ образомъ второю (поддерживаются) послѣдующiя, такъ же и прочiя. Ибо ка̀къ помо́лится кто-нибудь, не бывъ подвигнутъ къ тому́ Духомъ? о чемъ свидѣтельствуетъ и Писанiе, говоря: никтоже можетъ рещи́ Го́спода Iисуса, то́чiю Духомъ Святымъ24 (1 Кор. 12, 3). Ка̀къ можетъ кто терпѣливо пребывать въ воздержанiи безъ помощи молитвы? А кто̀ во всемъ не воздерживается, ка̀къ помилуетъ убогаго или обиженнаго?25 И притомъ кто немилосердъ, тотъ не можетъ имѣть произвольной нищеты. Также желанiю имѣнiй совоспитанница есть раздражительность, имѣетъ ли кто̀ стяжанiя, или не имѣетъ. Добродѣтельная же душа́ созидается вмѣстѣ съ находящимися въ церкви, не тѣмъ, что исполнила, но тѣмъ, что вожделѣла; ибо не собственное дѣло спасаетъ человѣка, но Даровавшiй къ тому́ силу. Итакъ, если кто̀ не претерпѣлъ язвы26, тотъ да не имѣетъ о себѣ самомнѣнiя, хотя бы и сдѣлалъ что-либо27 (доброе), или хотя бы обучался къ такимъ дѣйствiямъ. Не подумай когда либо предварить Го́спода добродѣтелiю, по сказанному: яко Той есть (дѣйствуяй) въ васъ, и е́же хотѣ́ти, и е́же дѣ́яти о благоволенiи28 (Фил. 2, 13).
Вопросъ. Почему же Писанiе заповѣдуетъ человѣку дѣлать сiе?
Отвѣтъ. Мы выше сказали, что человѣкъ по естеству имѣетъ возможность обучать себя (къ добру), и Богъ сего (отъ него) требуетъ. Ибо онъ заповѣдуетъ, дабы (человѣкъ) сперва уразумѣлъ (должное), уразумѣвъ, возлюбилъ то̀, и добровольно обучился (сему); а то̀, чтобы умъ былъ дѣйственнымъ, и (человѣкъ могъ) понести трудъ и совершить дѣло, благодать Господня подаетъ восхотѣвшему и вѣровавшему. Воля человѣческая есть какъ бы существенное условiе; гдѣ̀ же не присутствуетъ воля, тамъ и Онъ не творитъ ничего, хотя и можетъ какъ Богъ; но не дѣлаетъ сего ради самовластiя, (дарованнаго человѣку). Итакъ, совершенiе дѣйствiй (добрыхъ) зависитъ отъ Бога, воля же въ этомъ человѣческая. Однако, если мы всю волю нашу предадимъ Ему, то все дѣло приписывается намъ.
Чуденъ Богъ во всемъ, и отнюдь непостижимъ умомъ; но мы человѣки покушаемся изобразить словами нѣкоторую часть чудесъ Его, утверждаясь на Писанiи, болѣе вразумляемые Имъ. Ибо кто̀, говоритъ Писанiе, разумѣ́ умъ Господень, или́ кто̀ совѣтникъ Ему бысть29 (Рим. 11, 34)? Самъ Богъ говоритъ: колькра́ты восхотѣ́хъ собра́ти ча́да твоя, и не восхотѣ́сте30 (Матѳ. 23, 37). Посему мы должны вѣровать, что Самъ собираетъ насъ, ищетъ же только нашей воли; и въ чѐмъ же состоитъ проявленiе нашей воли, если не въ произвольномъ трудѣ? Ибо какъ желѣзо, когда рѣжетъ, посѣкаетъ, воздѣлываетъ землю, насаждаетъ, будучи нагнетаемо, само́ углубляется; однако иной нѣкто движетъ имъ и налагаетъ; а когда будетъ сломано, — разжигаетъ и обновляетъ: такъ и человѣкъ, хотя утѣсняется и утруждается, дѣлая благое, однако Господь дѣйствуетъ въ немъ тайно. И когда онъ утрудится и сокрушится сердцемъ, утѣшаетъ и обновляетъ его, ка̀къ и Пророкъ говоритъ: еда́31 прославится сѣкира безъ сѣкущаго? или́ вознесется пила безъ влекущаго (Ис. 10, 15)? Также бываетъ и въ отношенiи зла, когда человѣкъ послушенъ и готовъ на оное; тогда сатана гонитъ и поощряетъ его, какъ разбойникъ мечъ. Желѣ́зу же уподобили мы сердце по его безчувственности и по великой жестокости; но не слѣдуетъ намъ, какъ безчувственному желѣ́зу, не знать Владѣющего (нами); поелику легко мы отъ Воздѣлателя сло́ва передаемся въ помыслъ лукаваго; а скорѣе надлежитъ намъ, подобно волу и ослу, познавать Того, Кто̀ понуждаетъ и ведетъ насъ по Своему разумѣнiю. Ибо Писанiе говоритъ: позна́ волъ стяжавшаго ѝ, и оселъ ясли господина своего: Израиль же Мене́ не позна́32 (Ис. 1, 3). Итакъ будемъ молиться, дабы прiобрѣсть (намъ) познанiе Бога, и научиться духовному закону къ исполненiю заповѣдей Его. Аминь.
Примечания:
1 Слово сiе въ нѣкоторыхъ рукописяхъ и изданiяхъ приписывается Св. Макарiю Египетскому [См. Духовные беседы, 37. О рае и о духовном законе. Прим. ред.], а въ нѣкоторыхъ Преп. Марку Подвижнику: кому изъ нихъ оно принадлежитъ на са́момъ дѣлѣ, этого, по недостатку свидѣтельствъ древности, съ достовѣрностiю решить нельзя. Не выдавая его за несомнѣнное творенiе Марка Подвижника, мы помѣщаемъ однакоже оное между писанiями сего Отца съ тѣмъ дополненiемъ въ началѣ, котораго оно не имѣетъ въ изданiяхъ творенiй Св. Макарiя, и которое между тѣмъ необходимо предполагается содержанiемъ сло́ва.
2 Рус.: не заботьтесь о завтрашнем дне.
3 Рус.: в день, в который вкусишь от [дерева], смертью умрешь.
4 Рус.: смотри́те же за собою, чтобы сердца́ ваши не отягчались объядением.
5 Рус.: не заботьтесь ни о чём (Флп. 4, 6).
6 Рус.: дружба с мiром есть вражда против Бога.
7 Рус.: больше всего хранимого храни сердце твое.
8 Рус.: чтобы знать, понимать доброе и лукавое.
9 Рус.: прощайте, и прощены будете.
10 Рус.: ка̀к хотите, чтобы с вами поступали люди, та̀к и вы поступайте с ними.
11 Рус.: не нарушить [закон] пришел, но исполнить.
12 Рус.: блаженны [вы], когда будут поносить вас и гнать.
13 Рус.: куда предтечею за нас вошел...
14 Въ Слав.: со извѣствованiемъ се́рдца.
15 Рус.: [как] смутное отражение в зеркале (пер. В. Н. Кузнецовой).
16 Рус.: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что̀ приготовил Бог любящим Его.
17 Рус.: подобные [нам] человеки.
18 Рус.: нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глуби́ны Божии.
19 Рус.: да даст вам [Бог силу] утвердиться во внутреннем человеке, вселиться Христу в сердца́ ваши.
20 Рус.: Господь [же] есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
21 Рус.: Если [же] кто̀ Духа Христова не имеет, тот [и] не Его.
22 Рус.: [не] исполнением предписаний закона получили вы Дух Святой, [но] верою во услышанное (пер. Л. Лутковского).
23 Рус.: в церкви хочу пять слов сказать умом моим (пер. еп. Кассиана (Безобразова)).
24 Рус.: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
25 Въ Слав.: обидящаго.
26 Въ друг. изд.: язвы Владычни.
27 По другому чтен.: нельзя о томъ разумѣть, что онъ хотя что-либо сдѣлалъ.
28 Рус.: потому что [Он] производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению.
29 Рус.: кто̀ познал ум Господень? Или кто̀ был советником Ему?
30 Рус.: сколько раз хотел собрать детей твоих, и [вы] не захотели!
31 Рус.: разве.
32 Рус.: вол знает владетеля своего, и осёл — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня́].
Текст по изданию «Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Марка Подвижника Нравственно-подвижническiя Слова́» (Изданiе Козельской Введенской Оптиной Пустыни. Сергiевъ Посадъ. 1911 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.