Беседа 49.
Нет достаточной причины
отказаться человеку
от наслаждений мiра сего,
если не приимет он участия
в блаженстве иного мiра.
1. Если кто ради Господа оставив своих, отрекшись от мiра сего, отказавшись от мiрских наслаждений, от имения, от отца и матери, распяв себя самого, сделается странником, нищим и ничего не имеющим, вместо же мiрского спокойствия не обретет в себе Божественного упокоения, вместо временного наслаждения не ощутит в душе своей услаждения духовного, вместо тленных одежд не облечется в ризу Божественного света по внутреннему человеку, вместо сего прежнего и плотского общения не познáет с несомненностью в душе своей общения с небесным, вместо видимой радости мiра сего не будет иметь внутри себя радости духа и утешения небесной благодати, и не примет в душу, по написанному, Божественного насыщения, внегда явитися ему славе Господней (Псал. 16, 15); одним словом, вместо сего временного наслаждения не приобретет ныне еще в душе своей вожделенного нетленного услаждения, то стал он солию обуявшею, он жалок паче всех людей: и здешнего лишен, и Божественным не насладился, не познал по действию Духа во внутреннем своем человеке Божественных таин.
2. Человек для того делается чуждым мiру, чтобы душа его мыслями, по Апостолу, преселилась в другой мiр и век; ибо говорит: наше житие на небесех есть (Флп. 3, 20), и еще: на земле ходяще, не по плоти воинствуем (2 Кор. 10, 3). Посему отрекшемуся от мiра сего дóлжно твердо веровать, что ему еще ныне, при содействии Духа, надлежит мыслями перейти в другой век и там жительствовать, увеселяться и наслаждаться духовными благами и, по внутреннему человеку, родиться от Духа, как сказал Господь: веруяй в Мя прейдет от смерти в живот (Иоан. 5, 24). Ибо есть иная смерть, кроме видимой, и иная жизнь, кроме видимой. Писание говорит, что питающаяся пространно, жива умерла (1 Тим. 5, 6), и: остави мертвыя погребсти своя мертвецы (Лук. 9, 60), зане не мертвии восхвалят Тя, Господи, но мы живии благословим Тебя (Псал. 113, 25).
3. Как если солнце взойдет над землею, то все лучи его на земле; а когда бывает оно на западе, тогда, отходя в дом свой, назад собирает оно все лучи свои; так душа, не возрожденная свыше Духом, вся на земле своими помыслами, и мысли ее простираются до пределов земли; но как скоро бывает сподоблена получить небесное рождение и общение от Духа, воедино собрав все свои помыслы и удерживая их при себе, входит ко Господу, в нерукотворенную обитель на небеси, и все ее помыслы, вступая в Божественный воздух, делаются небесными, чистыми и святыми; потому что душа, освободившись из мрачного узилища лукавого князя — духа мiра, обретает помыслы чистые и Божественные; так как Бог благоволил сотворить человека причастником Божественного естества.
4. Посему, если удалишься от всего житейского и прилежно будешь пребывать в молитве своей; то труд сей почтешь скорее исполненным упокоения и признаешься, что малая скорбь и утруждение полны величайшей радости и отрады. Даже если бы и тело и душа у тебя, в продолжении целой жизни, были ежечасно истощаемы для стольких благ, чтó сие значило бы? О неизреченное Божие благоутробие! Бог туне дарует Себя верующим, в краткое время человек делается наследником Божиим, Бог вселяется в теле человека, и Господь имеет у Себя прекрасную обитель — человека! Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его. Обручих бо вас, говорит Апостол, единому мужу деву чисту представити Христови (2 Кор. 11, 2); и еще: Егоже дом мы есмы (Евр. 3, 6). Как муж тщательно собирает в дом свой всякие блага, так и Господь в доме Своем — душе и теле собирает и полагает небесное богатство духа. Ни мудрые своею мудростью, ни разумные своим разумом не могли постигнуть душевной тонкости или сказать о душе, чтó она такое, только при содействии Духа Святого открывается и приобретается понятие и точное ведение о душе. Но при этом рассматривай, рассуждай и уразумевай, как это бывает, и слушай: Он Бог, а она — не Бог; Он Господь, а она — раба; Он Творец, а она — тварь; Он Создатель, а она — создание; ничего нет общего в Его и ее естестве, но только по бесконечной, неизреченной и недомыслимой любви Своей и по благоутробию Своему благоволил Он вселиться в сем создании, в этой разумной твари, в этом досточестном, избранном деле Своем, во еже, говорит Писание, быти нам начаток некий созданием Его (Иак. 1, 18), быть нам Его мудростью и общением, быть собственною Его обителию, собственною чистою Его невестою.
5. Поелику же такие уготованы нам блага, такие даны обетования и такое было к нам благоволение Господа, то не вознерадим и не укосним, чада, поспешить к жизни вечной и всецело посвятить себя на благоугождение Господу. Посему будем умолять Господа, да Божественною Своею силою избавит нас из мрачной темницы постыдных страстей и, отмстив за собственный Свой образ и за создание Свое, возвратит ему светлость, соделав душу здравою и чистою; и таким образом, сподобимся мы общения Духа, прославляя Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь.
Примечания:
1 Сие разуметь дóлжно в смысле не отрешенном, но относительном. Иоанн Дамаскин (см. Точное изложение православной веры, кн. 2, гл. 3) говорит: «Ангел есть существо бестелесное... Бестелесным же и невещественным называется Ангел по сравнению с нами. Ибо всё, в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно».
2 Отсюда начинается дополнение, напечатанное Флоссом с греческой рукописи, хранящейся в Берлинской Библиотеке под № 16.
3 Здесь оканчивается дополнение, переведенное по изданию Флосса.
4 Другим путём.
5 «... Подобно следу человеческому» вероятно, ошибка переводчика. В оригинале «небольшое облако... величиною в ладонь человеческую» (3 Цар. 18, 44). В этом отрывке прп. Макарий Египетский вспоминает о чуде, совершённом пророком Илией, который сначала молитвой низводит с неба огонь на жертвенник единому Богу Иегове в поругание жрецам Ваала, а затем прекращает трёхлетнюю засуху, вымолив у Бога дождь. Подробнее см. 3 книгу Царств, гл. 18 и комментарии к ней проф. А. Лопухина (стр. 390).
6 По переводу Феодотиона.
Источник: Библиотека форума «Православная беседа».