Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Учение о плаче преподобного Пимена Великого*
Брат вопросил авву Пимена о том, какое до́лжно иметь иноку делание. Авва отвечал: «Авраам, когда пришел в Обетованную землю, то купил себе гроб, и с гроба на́чал вступать во владение Обетованною землею». Брат спросил: какое имеет значение гроб. Авва отвечал: «это — место плача и рыдания».
Следующее изречение также принадлежит авве Пимену: «плач — сугуб: делает и хранит».
Брат вопросил авву Пимена: что̀ мне делать со страстями моими, возмущающими меня? Старец сказал ему: «будем всеусильно плакать пред благостью Божиею, доколе она не сотворит милости с нами».
Брат вопросил авву Пимена: что̀ мне делать с грехами моими? Старец сказал: «Желающий избавиться от живущих в нём грехов плачем избавляется от них, и желающий не впадать вновь в грехи, плачем избегает от впадения в них. Это — путь покаяния, преданный нам Писанием и Отцами, которые сказали: плачьте! Другого пути кроме плача нет».
Однажды авва Пимен, проходя через Египет, увидел женщину, сидевшую на гробе и плакавшую горько. При этом он сказал: «если б со всего мiра стеклись к ней утешающие, то не отвлекли бы души́ ее от плача. Так и монах должен постоянно иметь в себе плач».
Однажды преподобный Пимен шел с аввою Анувом в окрестностях го́рода Диолка. Увидев там женщину, терзающуюся и горько плачущую над могилою, они остановились послушать ее. Пото́м, несколько отошедши, встретили прохожего, и спросил святой Пимен: «Что̀ случилось с этой женщиной? Она так горько плачет». Прохожий отвечал: «У ней умерли муж, сын и брат». Тогда авва Пимен, обратясь к авве Ануву, сказал: «Говорю тебе: если человек не умертвит всех плотских пожеланий и не стяжет такого плача, то не может быть монахом. Всё житие монаха — плач».
Сказал старец: «Плач составляет поучение (душевное делание, душевный подвиг) инока. Если нет плача, то невозможно сохраниться от расстройства и смущения». Я отвечал: когда я в келье, тогда плач пребывает со мною; если же кто придет ко мне или я выйду из кельи, то уже́ не обретаю его. На это старец сказал: «Это оттого, что плач не усвоился тебе, но как бы дан взаймы». Я просил объяснить мне эти слова́. Старец сказал: «Если человек потрудится всеусильно о стяжании плача, то обретает его в служение себе, когда только захочет».
Брат вопросил авву Пимена: к чему должно́ быть устремлено внимание безмолвствующего в келье? Старец отвечал: «Я — подобен человеку, погрязшему в болоте по шею, имеющему бремя на шее и вопиющему к Богу: помилуй меня!» Помилуй меня! — Это выражение внедрившегося в ду́шу плача. Плач, когда достигнет развития, не может облекаться в многомыслие и многословие: он довольствуется для выражения необъятного духовного ощущения са́мой краткой молитвою.
Брат вопросил авву Пимена о монашеском делании. Старец сказал: «Когда Бог посетит нас призывом в вечность, тогда что̀ озаботит нас?» — Брат отвечал: грехи наши. Старец сказал: «Итак! Войдем в кельи наши; уединившись в них, воспомянем грехи наши, и Господь послушает нас». Здесь до́лжно разуметь не поверхностное, холодное воспоминание о грехах и о греховности своей, — воспоминание, соединенное с покаянием, с плачем.
Когда скончался авва Арсений Великий, — святой Пимен, при ве́сти о кончине Великого, прослезившись, сказал: «Блажен ты, авва Арсений, потому что ты плакал о себе в жизни сей. Не плачущий здесь будет вечно плакать. Невозможно не плакать, или здесь произвольно, или невольно там, в муках».
Примечание:
* Алфавитный Патерик, буквы П и А.
Текст по изданию «Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений в 7-ми томах» (том 1-ый, издательство «Тираж-51», Краматорск, 2009 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.
|