43. Наставление настоятелю,
как управлять братией
Некоторый настоятель, быв по случаю в Саровской пустыни, при встрече с отцом Серафимом, просил у него совета, как управлять братией. Отец Серафим дал ему следующее наставление.
Всякий настоятель да сделается и пребудет всегда в отношении к подчинённым благоразумной матерью. Чадолюбивая мать не в своё угождение живёт, но в угождение детей. Немощи немощных чад сносит с любовию, в нечистоту впадших очищает, омывает тихомирно, облачает в ризы белые и новые, обувает, согревает, питает, промышляет326, утешает и со всех сторон старается дух их покоить так, чтоб никогда не слышать ей малейшего их вопля, и таковые чада бывают благорасположены к матери своей.
Так всякий настоятель должен жить не в своё угождение, но в угождение подчинённых, должен к слабостям их быть снисходителен, немощи немощных нести с любовью, болезни греховные врачевать пластырем милосердия, падших преступлениями подымать с кротостью, замаравшихся скверною какою-либо порока очищать тихо и омывать их возложением на них поста и молитв сверх определённых обще для всех, одевать учением и примерной жизнью своею в одежды добродетелей, непрестанно бдеть о них, всеми способами утешать их и со всех сторон ограждать мир их и покой так, чтобы никогда не было слышно ни малейшего их вопля, ни ропота; и тогда они с ревностью будут стремиться, чтобы доставить мир и покой настоятелю.
Примечания:
* Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский († 1867), причислен к лику святых в 1994 году. Память — 19 ноября.
1 Разжизающий — воспламеняющий.
2 Сердца и утробы — здесь: все расположения и движения души и сердца.
3 Наказывает — наставляет, смиряет, поучает.
4 Благоутробно — милосердно, сострадательно.
5 Преподобный Исаак Сирин (2 пол. VII в.), сирийский отшельник, широко известен своими творениями. Память — 12 апреля.
6 Ибо в делах твоих не видно Его правосудия — ибо правосудие Его не познается на твоих делах.
7 Правосудным и правым — справедливым и праведным (см. Пс. 118, 137).
8 Паче — более.
9 Поколику — поскольку.
10 Потолику — постольку.
11 В истинном веке — в будущем веке, в вечной жизни.
12 В зерцале — в зеркале, здесь: гадательно (см. 2 Кор. 3, 18).
13 Там — т. е. в будущем веке.
14 Святитель Василий Великий (329—379) — архиепископ Кесарии Каппадокийской (восточная часть Малой Азии). Имел обширные познания в философии, филологии, естественных науках. Глубоко изучил и Священное Писание. В юности подвизался вместе со своим другом — Григорием (впоследствии — святителем Григорием Богословом). Известны его «Беседы на Шестоднев» (о шести днях творения мира), догматические сочинения, уставы монашеской жизни, а также молитвы и чин Божественной литургии. Память — 1 и 30 января.
Святитель Григорий Богослов (329—389) — великий отец и учитель Церкви. Родом из Каппадокии. Получил разностороннее образование. Своим другом, святителем Василием Великим, был посвящен в епископы. Автор множества трудов в защиту Православия, блестящий проповедник. Память — 25 и 30 января.
Святитель Иоанн Златоуст (347—407) — один из трех вселенских святителей, вместе со святыми Василием Великим и Григорием Богословом. Приняв монашество, которое он называл «истинной философией», он удалился в пустыню. Позже стал архиепископом города Константинополя (теперь — г. Стамбул). Обладал редким даром боговдохновенного слова, за что от своей паствы получил наименование «Златоуст». Им составлены священные песнопения, молитвы и чин Божественной литургии, а также введено за всенощным бдением антифонное пение (попеременное пение двух хоров). Отошел ко Господу со словами: «Слава Богу за все!» Память — 27 и 30 января и 13 ноября.
15 Тако бо возлюби — ибо так возлюбил.
16 В русском переводе: [Человека,] истлевшего вследствие преступления, но созданного по образу Божию, всецело подвергшегося порче, отпавшего от высшей Божественной жизни, опять восстанавливает мудрый Создатель.
17 В русском переводе: Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
18 Дабы чрез сие — чтобы через это.
19 В русском переводе: Что Он есть и ищущим Его воздает.
20 Преподобный Антиох Палестинский (VI — нач. VII в.), монах палестинской лавры св. Саввы. Им был издан труд «Пандекты», в котором (в сокращенном виде) изложена вся суть христианского учения: осуждение пороков и восхваление добродетелей. В своей книге преподобный Антиох сочетал использование текстов Священного Писания и древних богословов. Память — 24 декабря.
21 [С] помощию вервия — букв.: с помощью веревки.
22 Ср. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22—23).
23 Имеется в виду, конечно, не буквально отдых от всех дел, а отсутствие излишней заботы о них, хлопот. Ср. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 33—34).
24 См. Быт. 2, 2.
25 Ср. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас... А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности (Рим. 8, 9—10).
26 См. Иак. 2, 17: Так и вера, если не имеет дел, мертва.
27 Доколе не стяжет — пока не приобретет.
28 В русском переводе: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.
29 Труд — здесь: страдание, трудности. Ср. Пс. 89, 10: Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь.
30 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
31 См. Лк. 2, 29—32: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
32 Князя воздушного — князя мира сего, то есть диавола.
33 Страх Божий — постоянное памятование о Боге, боязнь нарушить Его волю, Его заповеди.
34 См. Пс. 110, 10: Начало мудрости — страх Господень.
35 Работайте — служите.
36 Творяй — творящий.
37 В русском переводе: Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа (Пс. 103, 25).
38 Премудрый — царь Соломон, автор Книги Екклесиаста, или Проповедника.
39 См. Сир. 8, 22: Не открывай всякому человеку твоего сердца.
40 См. 1 Кор. 2, 14—15: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
41 Священномученик Дионисий Ареопагит был первым епископом Афинским. Упоминается в книге Деяний Святых Апостолов: Некоторые же мужи, пристав к нему [к Апостолу Павлу], уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними (Деян. 17, 34). Принял мученическую кончину за Христа.
42 В русском переводе: «Сделавшись сам божественным из-за познания божественйых вещей и в тайнике ума скрыв от непосвященных людей святое [знание], храни его уединенным, ибо неправедно, как говорит Писание, бросить перед свиньями чистое, сияющее и драгоценное украшение из духовных жемчужин».
43 В русском переводе: Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
44 Лучше есть помощь, яже от охранения... паче помощи, яже от дел — помощь предосторожности важнее помощи самих дел.
45 Я прославлю прославляющих Меня.
46 Противных — противоположных.
47 Довольно — достаточно, чтобы.
48 См. Лк. 12, 49: Огонь пришел Я низвести на землю.
49 В русском переводе: «Ничто так не охлаждает огня, вдыхаемого в сердце инока Святым Духом к освящению души, как обращение с людьми, многоглаголание и всякая беседа, кроме беседы с чадами таин Божиих, способствующей к приращению ведения Божия и к сближению с Богом».
50 Преподобный Исидор Пелусиот (IV—V вв.) — христианский подвижник родом из Александрии. Удалился в монастырь около города Пелусия на Ниле. Был его настоятелем. Под влиянием святителя Иоанна Златоуста написал множество писем и поучений. Пользовался уважением многих епископов и императоров, которые приходили к нему за благословением. Память — 4 февраля.
51 См. 1 Кор. 15, 33: Худые сообщества развращают добрые нравы.
52 В русском переводе: «Если (как говорит Писание) худые сообщества развращают добрые нравы, то беседа с женщинами, хотя и добра будет, сильна, впрочем, втайне растлить внутреннего человека скверными помыслами, и в то время как тело будет чисто, душа осквернится. Ибо что тверже камня? И что мягче воды? Но непрестанное усердие и природу побеждает: так что если естество (камня), едва поддающееся движению, движется (водою), и из-за нее, которую ни во что не ставит, разрушается и уменьшается, то как легко колеблемая человеческая воля не будет побеждена и изменена долговременной привычкой?»
53 В русском переводе: Разумный человек молчит.
54 Иже — тот, кто.
55 В русском переводе: Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице (Иов 31, 1).
56 В русском переводе: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
57 В русском переводе: Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
58 Преподобный Симеон Новый Богослов († 1032) — автор христианских поучений, или Слов. Родом из Галаты, получил воспитание в Константинополе. Был игуменом обители св. Маманта. Память — 12 марта и 12 октября.
59 Оной — её (молитвы).
60 В русском переводе: «Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство неистощимое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва — корень, источник и мать бесчисленных благ».
61 Плениться умом в расхищение мыслей — здесь: отвлечься умом на что-либо, отвлекающее от молитвы (см. следующий абзац).
62 Преподобный Макарий Египетский, именуемый Великим (300—390), египетский пустынножитель, ученик преподобного Антония Великого — основателя пустынножительства и отца монашества. Автор молитв и духовных бесед. Память — 19 января.
63 В русском переводе: «Всё старание нашего противника (т. е. диавола) заключается в том, чтобы отвлечь ум наш от памятования о Боге, от страха Божия и от любви Божией».
64 В чаянии — в ожидании, надежде.
65 Яко тии — ибо они.
66 Порфироносного Пророка — царя и пророка Давида, автора Псалтири.
67 В русском переводе: Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена свои возвратится с радостию, неся снопы свои.
68 В русском переводе: «Омочи ланиты (щёки) свои слезами очей твоих, чтобы почил в тебе Святой Дух и омыл тебя от скверны порока твоего. Умилостиви Господа твоего слезами, чтобы пришел к тебе».
69 Обличается от печали — обнаруживается, делается явным печалью.
70 В русском переводе: Печаль ради Бога (2 Кор. 7, 10).
71 Алчба — голод.
72 См. Иуд. 1, 12.
73 Преподобный Варсонофий Великий — египетский отшельник (конец V — конец VI века). В 1804 году на Афоне была издана книга, содержащая ответы Варсонофия на вопросы его учеников. Память — 6 февраля.
74 Источаются — происходят.
75 Превратные — развращённые.
76 Страны — здесь: мéста.
77 Онаго — которого.
78 Преподобный Иоанн Лествичник (VI в.) — синайский отшельник, автор «Лествицы райской» — руководства к монашеской жизни. Память — 30 марта.
79 Доколе — пока.
80 См. Мф. 27, 5.
81 См. Ин. 1, 42 (Пётр по-гречески — камень; по-арамейски — Кифа).
82 См. Мф. 26, 75: И выйдя вон, плакал горько.
83 Отверзти — отворить.
84 См. Ин. 8, 12.
85 Не отврати — не отвергни, не отринь.
86 Не возмерь — не воздай.
87 Ведаешь разрешать — знаешь, как освобождать.
88 Буквально: дверь для плачущих вне (Чертога Небесного). Ср. Я есмь дверь (Ин. 10, 9); Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы (Лк. 13, 23—25).
89 Сокращающего десницу Свою — сдерживающего Свою правую руку; здесь: медлящего с наказанием.
90 Воссияй мне свет — озари меня светом.
91 Расторгни вретище — сними (с меня) рубище; рубище — покаянное или печальное одеяние.
92 См. Последование панихиды, кондак, глас 8-й.
93 Насколько.
94 Настолько же.
95 В русском переводе: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
96 В русском переводе: От взявшего твоё не требуй назад.
97 Ежели — если.
98 Не сущу свету, вся мрачна — когда нет света, всё мрачно.
99 В русском переводе: А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся.
100 Почто — зачем.
101 В русском переводе: Оставьте его, пусть он злословит.
102 В русском переводе: Твёрдо уповал я на Господа, и Он преклонился ко мне и услышал вопль мой.
103 В русском переводе: Глиняные сосуды испытываются в печи, а испытание человека — в разговоре его.
104 Погубльшым — погубившим.
105 Егда — когда.
106 Благопокорливые — охотно слушающие, послушные.
107 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6, 27).
108 В русском переводе: Какое же Ты дашь знамение?
109 В русском переводе: Прославляет Тебя, когда Ты делаешь ему добро.
110 До века — здесь: до конца мира, навсегда.
111 В русском переводе: С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие (Иак. 1, 2-4).
112 В русском переводе: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни (Иак. 1, 12).
113 Странным — странникам.
114 Бýдите убо — итак, будьте.
115 Якоже — как.
116 Паки — ещё, снова.
117 В русском переводе: Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт.
118 За кусок хлеба, поданный нищему, он получил прощение во всех его грехах, как это было показано ему в видении. Память — 22 сентября.
119 В русском переводе: «Если даёшь что нуждающемуся, то пусть весёлость лица твоего предваряет даяние твоё, и добрым словом утешь скорбь его».
120 Брату грешащу — если брат согрешает.
121 В русском переводе: Если бы не Господь был в нас, кто бы достаточно целым сохранился бы от врага, а вместе с тем и человекоубийцы?
122 Кто любит отца или матерь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня.
123 Святитель Димитрий Ростовский (1651—1709) — митрополит Ростовский. Известен проповеднической, антираскольнической и богословской деятельностью. Составил многотомный труд — Четьи-Минеи (жития святых). Память — 21 сентября.
124 Неправдивая — неправедная, неправильная.
125 Тварь — творение, сотворённое.
126 Паче — более, превыше.
127 Должности — долге.
128 Не дóлжно — не следует.
129 Оныя — их.
130 Сим — этим.
131 От Коего — от Которого.
132 В русском переводе: Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
133 Во благое — здесь: ради благой цели.
134 Темже противляяйся — поэтому противящийся.
135 Противляющиися же себе грех приемлют — противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
136 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоúт он или падает; и будет восстановлен, ибо силён Бог восставить его.
137 В русском переводе: Поэтому тот, кто думает, что он стоúт, берегись, чтобы не упасть.
138 И я говорил в благоденствии моём: «Не поколеблюсь вовек»... Но Ты сокрыл лицо Твоё, и я смутился.
139 Не токмо — не только.
140 В русском переводе: А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
141 В русском переводе: Молитесь за обижающих вас.
142 В русском переводе: Дóлжно ли воздавать злом за добро?.. Вспомни, что я стою пред лицем Твоим, чтобы говорить за них доброе.
143 Мадианитяне — потомки Авраама, жившие на берегу Красного моря. См. Чис. 25, 16-18: И сказал Господь Моисею, говоря: Враждуйте с Мадианитянами и поражайте их, ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своём.
144 Духов блуда и студодеяния — духов распутства, нечистой жизни.
145 В русском переводе: Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
146 В единение и общение с Духом собственного Своего естества ввести — в русском переводе: «Сообщиться и соединиться Своим духовным естеством».
147 Святитель Кирилл Александрийский († 444) — архиепископ Александрийский, известный своей борьбой с арианской и несторианской ересями. Автор множества богословских трудов. Память — 18 января и 8 июня.
148 Святитель Амвросий Медиоланский (340-397) — один из величайших святых отцов и учителей Церкви. Защищал Церковь от ересей. Известен как преобразователь церковного пения. Автор нескольких церковных гимнов. Память — 4 апреля и 7 декабря.
149 Буде же — если же.
150 Снабдевать — спасать, оберегать, сохранять.
151 Окончины — светлые окна.
152 В русском переводе: Днём солнце не поразит тебя, ни луна ночью.
153 Имже — которым.
154 Бога алчущие — здесь: стремящиеся познать Бога. Ср. Мф. 5, 6.
155 Устроять — устраивать, направлять.
156 Утешителя — Святого Духа. Ср. слова Господа Иисуса Христа: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26).
157 Напечатлелось в мысли — запечатлелось в уме.
158 Пособии — помощи.
159 В русском переводе: Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.
160 Огневицы — букв.: лихорадки, сильного жара.
161 Ничто же лучше есть во Христе мира, в нем же... — нет ничего лучше во Христе мира, в котором...
162 В русском переводе: Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
163 Премирном — находящемся выше здешнего мира, Горнем, Небесном.
164 Лжицею — букв.: ложечкой.
165 Издавать — излучать.
166 В русском переводе: Дерзкие слова да не исходят из уст ваших.
167 В русском переводе: Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
168 Глаголя — говоря.
169 В русском переводе: И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
170 В русском переводе: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.
171 Вопиять — восклицать, взывать.
172 Даждь — дай.
173 Приобучаться — приучаться.
174 Соделать оное — сделать его.
175 Святитель Григорий Чудотворец (213—270) — архиепископ Неокесарийский. Существует предание о явлении ему Пресвятой Богородицы. Когда он молился о преподании ему разумения для ниспровержения антитринитарной (против Святой Троицы) ереси, Матерь Божия ниспослала ему древний Символ Веры. Учредил ежегодные праздники в память мучеников. Память — 17 ноября.
176 Мзды — платы.
177 В русском переводе: «Дай ей немедленно (столько) денег, сколько требует».
178 Псаломнику — царю Давиду, автору Псалтири.
179 В русском переводе: (Я) потрясён и не могу говорить.
180 Святитель Спиридон († 348) — епископ Тримифунтский. Присутствовал на Первом Вселенском Соборе, где простым изложением веры убедил одного знаменитого философа в истине православной веры. Память — 12 декабря.
181 Преподобный Ефрем Сирии (IV в.) — был в юности безрассудным и раздражительным, но, попав в тюрьму по обвинению в краже, удостоился там услышать глас Божий и смирился. После освобождения стал вести подвижнический образ жизни, проповедовал христианство язычникам, поучал народ, отказавшись от сана епископа, предложенного ему святителем Василием Великим. Известны его толкования Священного Писания, некоторые молитвы и песнопения, в том числе — «Господи и Владыко живота моего...» (покаянная молитва, читаемая в дни Великого Поста). Память — 28 января.
182 Сокрушил — разбил.
183 Аще бо не восхоте... — уж если не захотела...
184 Преподобный Паисий Великий (IV в.) — египетский подвижник, с юных лет посвятивший себя иночеству. Жил в пустыне в пещере, и когда около него собралось много иночествующих, он стал их руководителем. Обладал даром прозорливости и чудотворений. Память — 19 июня.
185 В русском переводе: «Если и гнев, и ярость вместе победить желаешь, не желай ничего, никого не возненавидь и не унижай».
186 В русском переводе: Ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет.
187 Мертву — мёртвым, безучастным.
188 К сохранению — для сохранения.
189 Токмо — только.
190 Бдят — букв.: бодрствуют. Здесь: пекутся.
191 Приточника — Соломона, автора Книги Притчей Соломоновых.
192 В русском переводе: Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него [исходят] источники жизни.
193 Истины Вечной — Господа Иисуса Христа.
194 Яко тии — ибо они.
195 См. Ин. 7, 38.
196 Любы — любовь.
197 Преподобный Григорий Синаит (2-я половина XIII — середина XIV века) — византийский писатель и подвижник. Подвизался на Синае (отсюда название — «Синаит»), затем — на Афоне. Память — 8 августа.
198 Убо — итак, следовательно.
199 Дабы приять и узреть — чтобы принять и увидеть.
200 Укоснит — замедлит.
201 В русском переводе: А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды...
202 Купно — вместе с тем.
203 В русском переводе: В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков.
204 Доброты — красоты.
205 Благовонием — благоуханием.
206 См. Пс. 136, 8-9.
207 Ср. Мф. 21, 42: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла... Это от Господа, и есть дивно в очах наших.
208 См. Мф. 4, 1-11.
209 В русском переводе: Не паши на воле и осле вместе.
210 В русском переводе: С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
211 Имеется в виду Горний Иерусалим.
212 С ним — с Давидом.
213 В русском переводе: Отведи душу мою от злодейств их.
214 В русском переводе: Рассыпь народы, желающие браней.
215 В русском переводе: В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя.
216 Приражается — приступает.
217 Возмущаться — приходить в смятение.
218 Поверять — сравнивать, сверять.
219 Воззре — букв.: взглянуло.
220 В русском переводе: Как рыкающий лев.., ища, кого поглотить.
221 В русском переводе: Чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.
222 Напоследок — имеется в виду: при смерти и после смерти.
223 Яко тать — как вор, украдкой.
224 Противитися в день лют — в русском переводе: противостать в день злой.
225 Праведный Иов Многострадальный — ветхозаветный праведник, подвергшийся искушению со стороны диавола. Бог, увидев его безропотное перенесение страданий, наградил его, вернув потерянные богатство, детей и здоровье. Память — 6 мая.
226 В русском переводе: Видя богатство добродетелей Иова, хитростью [думал] похитить его враг праведности и, разрушив крепость тела, не украл сокровище духа, ибо нашёл (встретил) вооружённую душу праведника.
227 В русском переводе: От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего.
228 В русском переводе: Никого на дороге не приветствуйте.
229 Заключённые — закрытыми.
230 См. Мф. 6, 33: Ищите же прежде Царства Божия... и это всё приложится.
231 В русском переводе: будучи сынами воскресения.
232 Екклесиаст — царь Соломон, автор данной книги.
233 В русском переводе: Есть... недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев... во все дни (его)... в большом раздражении, в огорчении и досаде.
234 1 Ин. 5, 19.
235 В русском переводе: Как нам петь песнь Господню на земле чужой? (Пс. 136, 4).
236 См. Еф. 2, 2.
237 Ни на десно, ни на шуе — ни направо, ни налево.
238 Кесарь (цезарь) — титул древнеримских императоров.
239 В русском переводе: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие — Богу.
240 В русском переводе: Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
241 В русском переводе: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное.
242 В русском переводе: велел дать ей есть.
243 В русском переводе: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу.
244 До преполовения — до половины.
245 Восставшим на них искушениям — когда восстали на них искушения.
246 В русском переводе: Жертва Богу — дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смеренного Ты не презришь, Боже.
247 Коего всё тщание состоит в том... — все усилия которого состоят в том...
248 В русском переводе: Господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? Откуда же на нём плевелы? Он же сказал им: Враг человек сделал это.
249 Святой мученик Вонифатий († 290, усечен мечом) — пострадал за веру в городе Тарсе Киликийском (средиземноморский город, место рождения святого Апостола Павла), куда был послан из Рима, чтобы принести оттуда мощи мучеников. Память — 19 декабря.
250 Начатки и корения — первые плоды и корни.
251 См. Мф. 6, 12: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.
252 Облагодатствованному — наделённому благодатными дарами.
253 В русском переводе: Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня.
254 См. 2 Цар. 12, 13: И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрёшь...
255 Паки — снова.
256 См. притчу о блудном сыне (Лк. 15, 22-24).
257 См. притчу о потерянной драхме (Лк. 15, 9-10).
258 Рамена — плечи.
259 См. притчу о потерянной овце (Лк. 15, 5-6).
260 В жилище всех веселящихся — здесь: в Царствии Небесном.
261 Ради — здесь: по причине.
262 Яко призвася на мне имя святое Твое — ибо я назван именем святым Твоим (т. е. христианином).
263 Яко раб есмь похоти и воюем от нея — ибо я раб похоти и борим ею.
264 Миродержителя — князя мира сего, то есть диавола.
265 Усвой мя в заповедях — здесь: воспитай меня в заповедях.
266 Путь живота — путь жизни (ср. Ин. 14, 6).
267 Возношения очей моих не даждь ми — надменности очей не дай мне.
268 Бесстудней — бесстыдной, наглой, беспощадной.
269 Приятелище Святого Духа Твоего быти мя сподоби — удостой меня быть хранителем, носителем Святого Духа Твоего.
270 Дом — т. е. домом.
271 В шуяя — букв. налево. См. Притч. 4, 28: Пути правые наблюдает Господь, а левые — испорчены.
272 Вожделех — сильно возжелал.
273 Юже — которую.
274 Посрамитися — быть постыжену.
275 Яко тии — ибо они.
276 Преподобный Дорофей († 620) — автор «Душеполезных поучений и писаний». Память — 16 сентября.
277 Преподобный Досифей (VII век) — христианский подвижник, известный своим служением па пользу ближних. Память — 19 февраля.
278 Фунт — 32 лота, или 409,6 грамм.
279 Лот — 12,8 грамм.
280 В русском переводе: Кто может вместить, да вместит.
281 Вместить не всякий сможет — доступно не всякому.
282 Прилепится к тебе — будет рядом с тобой.
283 В русском переводе: Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
284 В русском переводе: Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу.
285 Яко — как.
286 Паче — более.
287 Паки — ещё.
288 В русском переводе: Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушённого духом и на трепещущего пред словом Моим.
289 См. 1 Пет. 3, 4.
290 В русском переводе: Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.
291 Преподобный Иоанн (VI век) — молчальник и пустынник, подвизался в Палестине. Преставился в возрасте 104 лет. Память — 30 марта и 3 декабря.
292 В русском переводе: Не оставлю тебя и не покину тебя.
293 Ежели — если.
294 В русском переводе: Воды Силоама, текущие тихо (Воды Силоама, бесшумной и медленной реки, считались священными и были предметом торговли. Содержащееся в Книге пророка Исаии упоминание этой реки можно истолковать как символическое изображение тихого, спокойного счастья пребывающих в Царстве Божием).
295 В ней же трие отроцы Сына Божия обретоша — в которой три отрока (Седрах, Мисах, Авденаго) обрели Сына Божия (См. Дан. 3).
296 Священномученик Пётр Дамаскин (XII век, память — 4 октября) — учёный монах, живший в Дамаске.
297 См. Гал. 5, 24: Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
298 Спостраждет Христу — пострадает вместе со Христом.
299 Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8, 17).
300 Живот — жизнь.
301 В русском переводе: «Ибо сначала молчанием и борьбой с помыслами, к деяниям приложил богомыслие, богомыслием же приобрёл совершенный разум, которым дерзновенно общался с Богом и Ангелами».
302 В русском переводе: «Ибо дерзко и самонадеянно взыскав того, что не соответствует его состоянию, в гордости прилагает он усилия прежде времени достигнуть того». И ещё: «Если же кто мечтает достигнуть высокого самомнением, не истинное, а сатанинское имея желание, то такого удобно опутывает он (диавол) сетями своими, как раба своего».
303 В русском переводе: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную.
304 Блаженный Феодорит (393-457) — епископ Киррский, один из образованнейших людей своего времени. Автор трудов по апологетике, экзегетике, истории Церкви.
305 Чувствительных — чувственных.
306 См. в русском переводе: И не бойтесь того, чего он (не знающий Бога) боится, и не страшитесь (Ис. 8, 12), ибо с нами Бог! (Ис. 8, 10). Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! (Ис. 8, 13).
307 Аще соблюдеши, яже тебе сказано, спасешися сам и присные твои — если исполнишь в точности то, что тебе сказано, спасёшься сам и [спасутся] ближние твои.
308 В русском переводе: И не видал праведника оставленным и потомков его.
309 Всячески прилежи чтению, а наипаче Псалтири — здесь: всегда будь усерден к чтению (духовному), а более всего — Псалтири.
310 Соединит в тебе оную в един дух — соединит в тебе её (т. е. молитву) воедино (так что она будет и в сердце и в уме).
311 Роса бо, яже... — ибо роса, которая...
312 Мученик Стефан Новый (VIII век) — известен как борец за иконопочитание. Память — 28 ноября.
313 Безроптиво — без ропота.
314 Аще — если.
315 В русском переводе: И выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
316 В русском переводе: Светит свет... пред людьми.
317 Пременением — переменой.
318 Преподобный Арсений Великий (354—449) — египетский подвижник. Будучи знатного происхождения, получил блестящее образование. Однако тяготел к иноческому образу жизни и, услышав голос с Неба, удалился в пустыню. Наложил на себя обет молчания, делая исключение только для важных духовных вопросов. Память — 8 мая.
319 Наказал — обучил, наставил.
320 В русском переводе: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим.
321 Разуму — здесь: рассуждению.
322 Обучены долгим учением в рассуждение — навыком приучены к различению.
323 Разве — только.
324 В русском переводе: «Не всякий человек даст верный совет ищущим, но тот, кто от Бога получил дар рассуждения и от длительного подвига приобрёл прозорливый ум».
325 Истинного бо пастыря... — ибо истинного пастыря...
326 Промышляет — заботится.
Текст по изданию «Духовные наставления преподобного Серафима мирянам и инокам» («Христианская жизнь», Клин, 2005 г.).
Эл. издание — сайт ἩΣΥΧΊΑ (hesychia.narod.ru). При размещении на других сайтах — ссылка обязательна.