Евергетин (том 1). Главы 6–10.

Евергетин


Том 1; глáвы 6, 7, 8, 9, 10


ГЛАВА 6.
О том, что неизреченна небесная радость
и слава, уготованная святым.
Почему и дóлжно стремиться к ней
всем существом,
ведь ничто из существующего
или созданного нами
ее не стóит

1.
Из жития святой Синклитикии

Блаженная Синклитикия говорила следующее:

«На этой земле мы — словно бы второй раз в материнском чреве. В лоне матери мы не обладали ни той жизнью, ни той твердой пищей, которой наслаждаемся сейчас, и не могли действовать так, как здесь. Даже от солнечного сияния и любого другого света мы были отделены, и не было у нас многих других здешних радостей. Так и в мiре сем мы лишены того великого и удивительного, чтó будет в Царствии Небесном.

Мы достаточно испытали то, чтó здесь, — возжелаем того, чтó там! Мы вкусили пищи земной — возжаждем небесной! Мы наслаждались земным светом — устремимся к Солнцу Правды, устремимся, чтобы увидеть горний Иерусалим, наше отечество и нашу мать! Проживем оставшуюся часть нашей жизни в чаянии небесного, дабы вкусить нам и вечных благ!

Ибо, как младенцы во чреве, живя и питаясь в несовершенстве, обретают форму и тем самым переходят к полноценной жизни, так и праведные, возросши за время пребывания в этом мiре, переходят в горнее жительство, шествуя, по написанному, от силы в силу. А грешники, словно зародыши, умершие еще во чреве, предаются из тьмы во тьму. Потому что и на земле, в погоне за земным, они проводят свою жизнь во тьме, и по смерти низвергаются в самые мрачные и страшные местá.

Таким образом, в жизни мы рождаемся трижды. Один раз мы исходим из материнских чресл — и из земли в землю. Другие же два переносят нас от земли на небо: сперва — благодатью, в божественном крещении (справедливо мы называем его «новым рождением»), а затем — нашим покаянием и благими трудами, к чему мы и приступили».

2.
Из патерика

Старец сказал: «Не удивляйся, если, став человеком, ты сможешь стать ангелом. Потому что наградой здесь — слава равного ангелам, и именно ее обещает Судья тем, кто участвует в состязании».

2. Сказал авва Иперехий: «Мысль твоя да будет всегда в Царстве Небесном — и ты вскоре обретешь его».

3. Одного из старцев братья просили оставить великие подвиги, но он ответил им:

— Говорю вам, чада, что даже Авраам, видя еще бóльшие награды, пожалел бы, что не подвизался больше.

3.
Из святого Ефрема

Братья! Слава, уготованная святым, велика и непостижима. А слава жизни сей увянет, как цветы, «и яко зелие злака, скоро отпадет» (Пс. 36:2). Многие правители и цари владели странами и городами немалыми, но едва лишь прошло время — и их словно и не было. А сколько было царей, чтó правили многими народами: возводили себе статуи и памятники и полагали, что это сохранит их имя после смерти! Но пришли другие, разбили статуи и ниспровергли изваяния, а у некоторых стесали лики и вместо них выбили свои собственные черты. Впрочем, и тех труды были уничтожены потомками.

А были и те, кто строили себе великолепные гробницы, думая, что этим запечатлеют свое имя в векáх, и писали на них свои инициалы. Но пришло другое поколение, и гробницы оказались в его власти. И чтобы расчистить, как следует, склепы, кости прежних владельцев выкинули, словно мелкий щебень. Так какой же им был прок в роскошном склепе или пирамиде?

Всякое суетное дело оканчивается ничем. Но не так с прославленными в Боге, ибо Он уготовал им вечную жизнь и славу нетленную. Свет солнца, луны и звезд — с тех пор, как они созданы, и до сего дня — не померк и не потускнел от времени. Всё так же ярко и неистощимо сияет этот свет в вечности, по тому слову Творца, которым Он от начала определил светилам властвовать над днем и ночью. И точно так же и любящим Его Он предназначил Царство Небесное и нетленную радость.

И коль скоро Он не меняет Своих слов в том, чтó видимо, то разумеется — и в том, чтó невидимо. И мiр этот прейдет, как только будет угодно Творцу, а славе святых нет предела. Так постараемся же «сотворить плоды, достойные покаяния», чтобы не лишиться нам этой радости и не впасть в вечную тьму — туда, где скорбь невыносима. Да если угодно, войди, к примеру, в свою спальню, закрой двери и ставни, заткни каждый, едва брезжущий лучик. А после останься внутри — и узнаешь, какую скорбь несет мрак...

Если даже там, без бóли и мучений, ты так страдаешь, притом что волен сразу же выйти, — вообрази, какие мýки ждут тебя во тьме кромешной, где плач и скрежет зубов, и в огне неугасимом, чтó вечно карает тех, кто однажды в него был низвергнут? Подумаем и о том, какой стыд нас охватит еще до мучений. Тогда на наших глазах святые будут облачаться в великолепное, несказанное одеяние, сотканное из их добрых дел. А себя мы увидим не просто нагими и лишенными этой блистательной славы, но темными, почерневшими и источающими зловоние — какими сделали себя сами в этом мiре делами тьмы, роскоши и разврата. Будем же плакать пред Господом Богом нашим, чтобы обрести нам милость у Него!

Не ради денег мы состязаемся: деньги, если и потеряешь, можно приобрести вновь. Но ставкой здесь наша душа, а душу, если погубим, уже не сможем вернуть назад, по слову Писания: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мiр, а душé своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26).

Поразмыслим о том, что в мiрý воины получают от царя скудное жалованье — и сражаются за него не на живот, а на смерть. А мы получили такие обетования — значит, тем более не должны отступать от подвига праведности: так мы и от грядущего суда избавимся, и неизреченные блага получим. Вспомним и вот еще что: солнечного жара или сильного зноя мы снести не можем — так как же вынесем жар вечного огня, чтó всегда горит и не сжигает?

Если хочешь, любезный брат, испробуй на земном огне — и узнаешь, сколь невыносимо будет то мучение. Зажги светильник, поднеси к огню кончик пальца — и если сможешь вынести жар, то, верно, и там его стерпишь. А если даже от этого огонька не можешь снести бóли, то чтó же мы будем делать, когда всё наше тело вместе с душой будет ввергнуто в тот страшный и неугасимый огнь?

4.
Из аввы Исаии

Размышляй о той чести, которую стяжали святые, и шаг за шагом их ревность будет всё больше увлекать тебя. Вспоминай и о тех поношениях, чтó остались на долю грешников, — и эта мысль сохранит тебя от лукавства.

5.
Из святого Максима

Бог и Слово Бога и Отца стал Сыном человеческим и Человеком для того, чтобы сделать людей богами и сынами Божиими. И мы верим, что станем ими там, где ныне Сам Христос, превыше всех небес, как Глава всего Тéла стал Ходатаем за нас перед Отцом. Ибо в сонме спасенных богов Бог будет стоять посреди них (Пс. 81:1), каждому уделяя его меру небесного блаженства, и между Ним и достойными не будет разрыва в пространстве. И одни говорят, что Царство Небесное будет жительством на небесах тех, кто достоин; другие — что им будет ангелоподобное состояние спасшихся; а третьи — что это будет лицезрением самой красоты Божества и обретут его те, кто понес в себе образ небесного. На мой же взгляд, согласны с истиной все три мнения. Ведь каждому будет дана благодать сообразно тому, как и насколько он был праведен.

ГЛАВА 7.
О том, что часто дýши добродетельных людей
при смерти разлучаются с телом,
утешенные неким божественным осенением

1.
Из Григория Двоеслова

В окрестностях Нурсии (городок в центр. Италии) был один пресвитер. Он пас вверенную ему Церковь с величайшим страхом Божиим. Со времени своего рукоположения он продолжал любить свою супругу, как сестру, но остерегался ее, как врага: никогда и ни под каким предлогом он не позволял себе даже коснуться ее и полностью прервал с ней супружеское общение. Потому что у святых мужей, кроме всех прочих добродетелей, есть и такое свойство: они не только удаляются от всего, чтó не пристало, но часто отвергают и то, чтó позволено. Так и этот муж, чтобы жена не оказалась поводом к какому бы то ни было падению, не позволял ей служить ему, даже если это было необходимо.

Так он прожил всю свою жизнь и достиг глубокой старости. А через сорок лет после своей хиротонии он впал в сильную горячку и так оказался при смерти. Когда супруга заметила, что все его члены уже омертвели и он близок к смерти, она тут же наклонилась к его лицу, чтобы послушать, жив ли он еще и дышит ли. Пресвитер почувствовал это. И хотя сам он едва дышал, но, видимо, вдохновленный силою Духа, собрался с силами и сказал:

— Отойди от меня, женщина. Огонь еще не погас — убери солому.

Та подалась назад, а он, внезапно ощутив прилив сил, начал радостно кричать:

— Добро пожаловать, государи мои, добро пожаловать! За чтó удостоили недостойного раба вашего своим приходом? Уже иду! Благодарю вас, благодарю! — и всё время повторял эти словá.

Знакомые, которые были там рядом, слыша это, спросили:

— Что с тобой?

— Разве не видите, — сказал он им в восторге, — разве не видите, что сюда пришли святые апостолы? Смотрите, это же блаженные Петр и Павел, первоверховные апостолы!

И, вновь повернувшись в другую сторону, сказал:

— Всё, я иду! — и с этими словами испустил дух.

Так он воочию увидел апостолов и сам засвидетельствовал, что уходит с ними. Из этого видно, чтó бывает с праведниками по человеколюбию Божию: умирая, они в видении созерцают кого-либо из святых, чтобы на пороге верной смерти не бояться мук. А когда их внутреннему помыслу являются те, кому они стали причастниками, они избавляются от оков плоти без страха и бóли.

2. То же самое, как я узнал, случилось и с Пробом, епископом Реаты (древний город в Италии). В конце жизни его поразила тяжкая болезнь. Отец Проба, Максим, послал по всей окрýге за врачами и просил их помочь, насколько возможно, больному. Врачей собралось много, но когда они проверили пульс больного и осмотрели его, то лишь признали, что смерть наступит скоро. Между тем время шло, и наступил час завтрака. Больному епископу было важнее благополучие гостей, чем свое собственное. Он пригласил врачей вместе с его отцом, почтенным старцем, подняться в верхнюю залу епископского дóма и немного перекусить. Все пошли наверх завтракать, а при епископе оставили благочестивого отрока (этот человек жив до сих пор).

Когда отрок находился при одре лежащего епископа, он вдруг увидел, как к тому входят какие-то мужи в белоснежных одеяниях — и сияние их лиц затмевало даже блеск их облачений. Мальчик, ошеломленный этим сиянием и блеском, поднял крик — мол, ктó это такие.

От крика мальчика епископ Проб очнулся. Он увидел входящих мужей, узнал их, и радость охватила его.

— Не бойся, не бойся, — стал он успокаивать мальчика. — Это ко мне святой Ювеналий и святой Елевферий пришли, мученики.

Но мальчик, не в силах вынести сияния их лиц, опрометью бросился оттуда и рассказал отцу епископа и врачам, чтó он видел. Все сразу спустились вниз и увидели, что епископ уже почил. Очевидно, его забрали с собой те, чей вид так поразил мальчика.

3. Есть и еще кое-что, о чём следует упомянуть. Часто, когда избранные дýши исходят из тéла, на небесах слышна им хвала — чтобы дýши, слушая ее, радовались и не чувствовали тягость от разлучения с телом.

А о том, про чтó я сейчас хочу рассказать, я уже упоминал в беседах на Евангелие. В том портике, который тянется до церкви святого Климента, у прохода лежал обычно человек по имени Сервул. Думаю, что и тебе он был знакóм. Так вот, этот человек, быть может, и нуждался в средствах для жизни, но был сказочно богат добродетелями. Многолетняя болезнь обездвижила его тело. И сколько я его помню, до сáмого конца своей жизни он лежал парализованным и не мог ни встать прямо, ни сесть на ложе, ни даже двинуть рукой или ногой.

У него были мать и брат, которые ухаживали за ним. А то, что он получал в милостыню, он руками матери и брата вновь раздавал на милостыню. Грамоты он не знал совсем, но книги Священного Писания себе покупал. И, принимая на ночлег кого-то из благочестивых людей, он прилежно просил почитать в его присутствии. Так он с пользой для себя изучил, насколько мог, Священное Писание, хотя и совсем не умел читать. А боль он всегда сносил с благодарностью и проводил дни и нóчи в славословии Богу.

И когда наконец пришло ему время получить мзду за такое терпение, сперва в теле его прекратилась боль. А как только он почувствовал приближение смерти, он попросил тех людей, которые остановились у него, встать и, пока душа его ждет исхода, воспеть вместе с ним псалмопение Богу. Так, уже умирая, он подпевал им — и вдруг остановил поющих испуганным вскриком:

— Стойте! Разве не слышите, как откликаются небесные хоры?

И в то время, как он внимал тем хорам, что были слышны его сердцу, святая его душá рассталась с узами тéла.

По исходе его души всё место наполнилось таким благоуханием, что его ощущали все присутствующие. Из этого явно было видно, что небесные лики приняли эту душу. И в самом деле, один из наших монахов сам там был — и он жив до сих пор. Так вот, он с плачем свидетельствовал, что аромат благоухания оставался в воздухе до тех пор, пока тело покойного не было предано земле.

4. Еще была одна женщина по имени Редемпта. Она приняла священный монашеский образ, а жила в городе Риме. У нее было две ученицы, одну из которых звали Ромилла. Все три женщины жили в одном доме и богатели благонравием, а временную эту жизнь проводили в нужде. Ромилла превосходила свою соученицу величайшими дарами добродетелей: ее отличали удивительное терпение, глубокое послушание, строгое хранение своих уст, любовь к молчанию и прилежность в молитве.

Но людям может казаться, что человек совершенен, а в глазах Творца в нём всё еще чего-то недостает. Так еще не до конца отшлифованные печати людям непосвященным подчас кажутся законченными, и они их хвалят. Однако резчик, хотя бы и слышал похвалы, не останавливается: он шлифует их то камнем, то кожей и доводит образ до совершенства. Что-то в этом роде уготовал Ромилле и Творец всяческих: она впала в телесную болезнь, которую врачи называют параличом, и многие годы провела в постели без движения. Но и бич недуга не поверг ее в малодушие — напротив, от этого лишь окрепла ее духовная сила. Стала она столь же сильной в молитве, сколь беспомощна была телом, и молитва ее была непрестанной. Однажды ночью она подозвала к себе свою наставницу, уже упомянутую Редемпту, и свою соученицу. Когда наступила полночь, они стояли при ее ложе, и вдруг с небес был ниспослан яркий свет, который заполнил всю келию. Сияние это было таким ярким, что сердцá стоявших исполнились страха, а члены похолодели — как они сами потóм рассказывали. Когда же они стояли в таком ошеломлении, послышался громкий гул, словно входило огромное множество народа, и двери келии заскрипели, не вмещая всех входящих. Но от большого страха и яркого света они никого не могли увидеть: у обеих женщин темнело в глазах, а сияние света ослепляло их. Впрочем, одновременно со светом можно было чувствовать и аромат дивного благоухания. И если свет вселял страх в их дýши, то благоухание пленяло и влекло за собой.

Женщины не могли стерпеть яркий свет, и наставница, которая была рядом с Ромиллой, вся дрожала. Ромилла заметила это и стала ласковым голосом утешать ее:

— Не бойся, матушка, я еще не умираю.

Пока она это повторяла, свет, воссиявший в келии, постепенно угас, а благоухание осталось. И на второй, и даже на третий день после этого, когда и благоухание улетучилось, всё же оставался легкий аромат. А на четвертые сутки, ночью, Ромилла позвала свою наставницу и попросила напутствовать ее Телом Господним.

Когда она причастилась, вдруг на площади, перед дверьми келии, возникли два лика поющих: они пели псалмы. При этом, как утверждали наставница Ромиллы и другая ученица, можно было различить два рода голосов: это мужчины и женщины пели попеременно. Так перед келией совершалось небесное славословие, а тем временем святая душа Ромиллы разрешилась от телесных уз. И когда она восходила на небо, вместе с ней возносились ввысь лики поющих, и пение раздавалось уже сверху, пока не угасли вдалеке звуки пения и не растаял аромат благовоний.

5. Но часто в утешение исходящей душé является ей и Сам Живоначальник и Воздаятель наших земных дел. Об этом я упоминал и в другом месте, рассказывая о моей тетке Тарсиле. Она жила вместе с двумя племянницами и все силы отдавала непрестанной молитве и уединению. И в меру высоты своего воздержания она скоро возрастала в святости. В видении ей явился мой прадед Феликс, некогда патриарх сей Римской Церкви. Он показал ей обитель, сияющую вечным светом, и сказал:

— В этой обители света я жду тебя.

Начался у нее жар, и смерть ее была уже близка. А есть такой обычай — когда умирают благородные мужчина или женщина, многие приходят утешить их родственников. И в час ее смерти много мужчин и женщин собралось вокруг ее постели.

Вдруг больная посмотрела вверх и увидела грядущего Иисуса. И с величайшим усилием души она стала громко говорить присутствующим:

— Отойдите, отойдите, Иисус идет!

И она уже не спускала взгляда с Того, Кто ей явился, пока душá ее не вышла из тéла. При этом разлился такой аромат благовоний, что все, кто там были, могли явственно ощущать: здесь присутствовал Тот, Кто есть источник всякого благоухания. После тело ее обнажили, чтобы омыть его — согласно обряду, чтó совершается над мертвыми. И оказалось, что на коленях и локтях кожа у нее огрубела, как у верблюда, от постоянной молитвы и поклонов. Так умершая плоть открыла то, чем при жизни был занят дух.

6. Также была одна маленькая девочка по имени Муза. Ее брат Проб, человек благочестивый, рассказывал мне, что ей ночью в видении явилась Богородица и Приснодева Мария. Она показала девочке ее сверстниц, таких же девочек. Муза хотела подойти к ним, но не смéла. И тогда Богородица спросила ее, хочет ли она быть вместе с этими девочками в Ее свите. Та сказала, что очень хочет. Тогда Богородица наказала ей не шалить, не делать глупостей и даже не смеяться и не играть насколько можно. «Тогда, — сказала Она, — можешь быть уверена: через тридцать дней ты будешь в Моей свите вместе с теми девушками, которых видела».

С тех пор девочка совсем изменилась характером и оставила всё детское легкомыслие. Родители, когда заметили эту внезапную перемену, с удивлением спрашивали ее, отчего она так изменилась. И девочка рассказала, что так ей велела Богородица, Которую она видела ночью. А еще она сказала им, в какой день собирается уйти в Ее свиту.

На двадцать пятый день у нее началась сильная горячка. А на тридцатый, когда подошло время ее исхода, она вновь увидела Богородицу. Матерь Божия пришла к Музе с теми же самыми девочками, которых та видела прежде, и стала звать ее с Собою. Тогда, вся покраснев, она тихим голосом ответила ей:

— Ужé иду, Госпожа, ужé иду! — и при этих словах испустила дух.

7. Расскажу еще тебе, чтó произошло с досточтимым отцом Стефаном. Жил он в крайнем нестяжании, не хранил обид и всегда пребывал в молитве. Я упомяну лишь об одном его поступке, чтобы ты мог из этого понять и остальное. Как-то однажды он собрал хлеб, который сам и сеял, и отвез его на ток. Для него и его учеников это была единственная пища на весь год. Но какой-то человек, по действию диавола, подложил огонь и спалил лежавший на току хлеб. Другой это заметил и известил об этом слугу Божьего. При этом он посочувствовал:

— Бедный отец Стефан, надо же такому случиться!

Но тот со спокойным лицом и чистым взглядом ответил ему:

— Бедный тот, кто это сделал, а со мной чтó случилось?

Отсюда можешь представить, сколь высок и силен был его разум. Человек потерял всё свое пропитание на год и при этом остался спокойным и беззаботным — он даже больше скорбит о самом грешнике, чем о своем ущербе!

И вот, когда этот отец Стефан был при смерти, многие пришли к нему, чтобы с исходом святой души вверить и свои дýши ее молитвам. И когда они стояли вокруг его постели, одни видели, как входят ангелы, но ничего не могли сказать. А другие ничего не видели, но глубокий страх охватил их дýши. И тогда все — кто видел и кто не видел — в страхе бежали: никто не дерзнул остаться, когда святая душá исходила из тéла. Никто из смертных не мог снести ее исхода. Отсюда ясно видно, ктó были те, кто принял вышедшую дýшу.

8. Помимо этого, да будет тебе известно, что не всегда святость души видна при ее исходе, а после смерти она проявляется полностью. Так и святые мученики много жестокостей претерпели от неверных, а чрез святые свои мощи каждый день блистают знамениями и чудесами. Но бывает и наоборот: что еще до кончины Всемогущий Господь укрепляет робкий разум откровениями, чтобы человек, умирая, ничего не боялся.

Со мной в монастыре жил один брат по имени Антоний. В каждодневном плаче и непрестанной скóрби подвизался он ради той радости, чтó ждет нас в небесном отечестве. С искренней ревностью и терпением он изучал священные книги. Он искал в них не глаголы знания, а плач и сокрушение духа — чрез них его разум возвышался, оставляя земное, и пребывал созерцанием в небесной отчизне.

И вот ему в ночном видении было сказано:

— Будь готов, Господь велел забрать тебя.

Тот ответил, что еще не подготовился как следует, чтобы уйти. И тотчас он услышал свое оправдание:

— Если говоришь о своих грехах, то они уже прощены тебе.

Когда он услышал это, его охватили сильный страх и робость. Но на следующую ночь ему были сказаны те же словá. А через пять дней он впал в горячку и при всеобщей молитве и плаче с радостью отошел ко Господу.

9. Был и другой брат в этом монастыре, его звали Мерул. Он отличался глубоким сокрушением и милосердием, а что до молитвы, то она никогда не сходила с его уст, разве только во время еды и сна. Ему в ночном видении было явлено, словно с небес ему на голову нисходит венец из белых цветов. Вскоре его поразила телесная болезнь, и он скончался без волнений и в спокойствии духа. А через четырнадцать лет у могилы, где он был погребен, Петр, нынешний настоятель монастыря, решил сделать ему памятник. И когда он работал там, как он сам говорит, от памятника исходило такое благоухание, словно там был собран аромат всех цветов. Так то, чтó покойный видел в ночном видении, явным образом оказалось истиной.

2.
Из жития святого Саввы

Один старец, пришедший из Вифании, по имени Анфим, украсил свою жизнь многими трудами о Господе. Пришлось ему как-то поставить келию по ту сторону реки на востоке, напротив той башни, что была построена блаженным Саввой. И когда он провел там тридцать лет, незадолго до кончины его охватил какой-то недуг, и старец возлег на смертный одр. Тогда дивный Савва, видя, что тот изможден болезнью и глубокой старостью, решил перенести его в одну из келий близ церкви, чтобы братьям было не так трудно посещать его и служить. Так решил он сам, но старец не стал этого делать. Он сказал, что уповает на Господа и скончается там, где и поселился с сáмого начáла.

Как-то ночью, вскоре после этого, Савва встал до начáла утренней службы. И показалось ему, будто он слышит какое-то стройное звучание, словно бы пело множество людей. Подумав, что это поют положенные на утрени песнопения, он удивился, кáк могли начать утреню не по обычаю, без его вéдома. Тогда, быстро направившись к храму и обнаружив, что двери крепко заперты, он идет назад, и вновь ему кажется, что он слышит те же голосá. А пели они очень благозвучно, причем словá были такими: «Пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующих» (Пс. 41:5).

Наконец, уразумев, откуда слышен звук этих дивных песнопений, он тотчас же будит своего келейника и велит ему созвать братию ударами била. Как только они собрались вместе, Савва взял с собой несколько человек с кадильницами и светильниками и пошел к келии старца: именно оттуда слышалось пение. Но когда они оказались внутри келии, они не нашли там никого, кроме самогó старца, который уже скончался. Тогда, с благоговением облачив его и совершив всё, чтó полагалось, они предали его святое тело земле.

3.
Из жития преподобного Даниила Столпника

О преподобном Данииле Столпнике рассказывают следующее.

За три дня до его кончины, уже глубокой ночью, пришли и вместе явились ему все от вéка святые, пророки, апостолы, мученики и все святые — и даже некие небесные силы. Они с любовью приветствовали великого подвижника и побудили его к совершению Божественного Тайнодейства. Он и совершил его, как это все видели: причастился нескверных Тайн сам и преподал тем, ктó был достоин. А когда он уже был при последнем издыхании и сошлось много народу, к столпу подошел один человек, одержимый бесом. И этот человек стал кричать, что подвижника зримо посетили святые, причем называл их по именам и упоминал, что ангелы следовали за ними. А еще он прибавлял, что в тот же день в три часá сам Даниил отойдет ко Господу, а нечистый дух по манию Божию покинет то жилище, в котором годами обитал. Всё это так в указанное время и произошло.

4.
Из патерика

Об авве Сисое рассказывали, что, когда он умирал, а Отцы были у него, просветилось лицо его и он сказал им:

— Вот пришел авва Антоний.

А через некоторое время сказал:

— Вот пришел лик пророков.

И засияло его лицо еще ярче, и он сказал:

— Вот пришел лик апостолов.

И вновь сияние лицá его стало еще сильнее и он словно разговаривал с кем-то.

— С кем ты беседуешь, отче? — спросили его старцы.

— Вот идут ангелы, — ответил он, — унести меня, а я их прошу, чтобы меня оставили еще немного, принести покаяние.

— Разве ты не достаточно покаялся, отче? — говорят ему старцы.

— По правде говоря, — отвечал тот, — даже не знаю, положил ли я начáло.

Тогда все поняли, что он совершенен. И вновь засверкало лицо его, как солнце, так что все испугались. Но он сказал им:

— Смотрите: идет Господь и говорит: «Принесите мне тот сосуд из пустыни».

И тотчас же авва предал дух. И словно молния сверкнула, а дом наполнился благоуханием.

ГЛАВА 8.
О том, что если кто умер
и вновь возвращается в тело,
то это происходит
по божественному домостроительству.
Также о том, что грешники
часто еще при смерти
видят адские судилища и бесов
и в таком состоянии разлучаются с телом

1.
Из Григория Двоеслова

Петр. Кáк объяснить, что многие как бы в прелести похищаются из тéла, некоторое время остаются без души, а затем вновь возвращаются?

Григорий. Если хорошо рассмотреть, Петр, то это не прелесть, а увещание. Благость Божия творит это в назидание, как величайший дар милосердия, чтобы эти многие своими глазами увидели и убоялись тех адских мук, в которые не верили.

Был один монах, его звали Петр. Он подвизался у одного старца-монаха по имени Евваса, и жили они в пустынном и болотистом месте. От своего наставника он узнал, что тот, еще прежде чем поселиться в пустыне, заболел и умер, но вскоре вновь был возвращен в тело. Старец говорил, что видел тогда адские мýки и огромные пространства, охваченные огнем. Он уверял даже, что видел там кого-то из властителей мiра сего, объятых пламенем, и его принесли, чтобы бросить туда же. Но внезапно, рассказывал старец, возник блистающий ангел и запретил бросать его в огонь. Ангел еще сказал ему: «Иди, но смотри: после всего этого ты должен жить, внимая себе».

После этих слов тело его постепенно ожило — он очнулся от сна вечной смерти и рассказал всё, чтó с ним случилось. С тех пор, как он видел адские мýки и ужаснулся им, он предал себя таким нещадным постам и бдениям, что, даже если бы язык его молчал, его жизнь сама говорила за себя. Так получилось, что дивный промысел Божий дал ему смерть, чтобы он не умер вечной смертью.

Сердцу человека свойственна крайняя черствость, и, быть может, иной раз такое лицезрение мук может обратить его к покаянию. Кому-то, впрочем, это может стать лишь более страшным осуждением. Некоторые, даже увидев все эти ужасы и вернувшись к жизни, всё же не исправляются. И таким людям ужé нет оправдания...

2.
Того же святого

Был один юноша по имени Феодор, человек очень неспокойный. Он пошел в монастырь вместе со своим братом, но скорее вынужденно, чем по своей воле. Не было в нём никакого послушания. Когда ему кто-то говорил о том, чтó полезно для его спасения, он не то чтобы делать — даже и слушать не хотел и никогда бы не принял святого монашеского образа. Но во время смертоносного мора был поражен и он в бедро и оказался при смерти. Все братья сошлись к нему и увидели, что он уже отходит: всё тело его ужé остыло и окоченело, и лишь в груди едва теплилась жизнь. Тогда они стали прилежно молиться о нём и просили человеколюбивого Бога смиловаться над ним при его исходе.

Внезапно, когда братья молились, он стал кричать громким голосом и прерывать их молитвы:

— Оставьте меня, оставьте! Меня отдали змéю на съедение, а из-за вас он не может меня съесть! Вот он уже схватил мою голову в пасть! Пустите же его, пустите, пока мне не стало хуже! Пусть делает, чтó делает, только быстрее! Я отдан ему на съедение — за что ж мне еще и это терпеть!

Братья говорят ему:

— Брат, положи на себя знамение честнóго и животворящего Креста.

— Не могу! — закричал тот страшным голосом. — Я хочу перекреститься и не могу! Змей этот обволок меня своею слюной!

Услышав это, братья все разом пáли на землю и всеми силами, от всего сéрдца стали молиться о его избавлении. Так они продолжали молитву, и вдруг больной громким голосом воскликнул:

— Благодарите Бога! Только что змей, пожиравший меня, бежал от ваших молитв — он не смог оставаться здесь! А теперь молитесь о моих грехах. Я готов уже вернуться и полностью оставить мiрскую жизнь.

И тотчас жизнь вернулась к нему. После этого он всем сердцем обратился к Богу. Болезнь полностью вразумила его: он исправил свой нрав и таким впоследствии и умер.

2. Этот брат видел загробные мýки ради собственной пользы. А другие, как я сказал, видят мытарства лукавых духов уже при смерти — ради нашего назидания. Они рассказывают об этом и сразу после того умирают.

Был один человек по имени Хрисаорий, в мiре этом очень знатный. И чем больше богатства у него было, тем больше он богател страстями: надмевался гордостью, предавался плотским страстям, всё старался собрать больше богатств, а скуп был невообразимо. Господу было угодно положить конец всем этим порокам: Он попустил ему заболеть смертельной болезнью.

Когда настал час смерти Хрисаория, он отверстыми очами увидел страшных и черных духов: они обступили его и стали силой тянуть за собой, чтобы увлечь в темницы адовы. Тут он весь задрожал и побледнел, стал обливаться пóтом и громко требовал отсрочки. Сына его звали Максим — я познакомился с ним, когда мы оба уже были монахами. И вот он стал звать его и диким голосом кричал:

— Максим, поди сюда! Я же тебе никогда ничего плохого не сделал — прими меня в свою веру!

Максим, взволнованный и в слезах, тотчас прибежал к нему, а вместе с ним и все домочадцы. Но видеть лукавых духов, которые так мучили умирающего, они не могли. Правда, они догадались о них по крикам хозяина, по его бледности и тому страху, который охватил его. А он между тем, напуганный страшным зрелищем, ворочался на ложе то в ту, то в другую сторону. Обернется налево — увидит духов перед собой и не может снести их вида; повернется к стене — а они и там у него перед глазами. Наконец, отчаявшись от них ускользнуть, он застонал и принялся кричать благим матом:

— Отсрочки до утра! Хоть до утра отсрочки! — и с этим криком испустил дух.

Из этого вполне ясно, что видел он это не ради себя, а ради нашей пользы, чтобы мы, узнав это, убоялись и исправились. Да и чтó пользы ему было перед смертью видеть лукавых духов, чтó пользы просить отсрочки, которой так и не получил?

3. А еще рассказывал мне Афанасий, один из наших пресвитеров, что в Иконии, откуда он родом, есть монастырь, так называемый Галатский. Там был один монах, которого все считали образцом святости и благочестия. Но, как показала его кончина, был он далеко не тот, кем казался. Выяснилось, что он притворялся, будто постится вместе с братьями, а втайне от них ел. Но когда он заболел и оказался при смерти, он понял, что конец его близок. Тут он зовет всех братьев, кто был в монастыре, к себе. Все охотно пришли. Они ведь считали его человеком больших добродетелей и думали, что перед смертью он скажет нечто великое и поучительное. Однако тот с плачем, весь дрожа, сказал им:

— Вы думали, что я пощусь, но я втайне от вас ел. А теперь вот я отдан на съедение змéю. Вот он уже оплел хвостом мои ступни и колени, проник головой мне в уста — и медленно тянет из меня мою дýшу.

Сказав это, он тотчас умер. Даже покаянием не успел он избавиться от этого змéя — не было воли Божией остаться ему в живых. И в этом случае тоже вполне понятно, что видел он это лишь ради нашей пользы и тех, кто его слышал. Сам же он хоть и указал на врага, которому был предан, но избежать его не смог.

3.
Из пóвести о путешествиях
святого апостола Фомы

Великий апостол Фома был продан Господом купцу Амвану под видом раба, искусного в зодчестве, и отправился вместе с ним в Индию. Когда же его ввели к царю и спросили о его знаниях, он подтвердил, что искусен в строительстве, и много говорил об этом. Тогда тем, кто слушал его, показалось, что он столь же хорош в этом на деле, как и на словах, и царь поручил ему много денег, чтобы тот где-нибудь построил ему дворец. Фома же, получив баснословные деньги, всё раздал нищим. Через какое-то время царь послал посмотреть на постройку. Но, узнав от посланных, что Фома даже не начинал строительства, а порученные ему деньги все раздал нищим, он сильно разгневался и приказал немедленно схватить апостола и связанным привести к нему. Во мгновение ока тот был приведен к царю, и царь говорит ему:

— Построил ты мне дворец?

— Да, — ответил тот, — и очень красивый.

— Пойдем-ка посмотрю на него, — говорит царь.

— В веке сем, — ответил апостол, — ты не сможешь его увидеть, но после твоего отшествия отсюда, ты его увидишь, и будешь радоваться, и наслаждаться им.

Царь Гундафор (именно так его звали) посчитал это надувательством. Но когда он узнал о неприхотливой и бедной жизни Фомы, он понял, что деньги не вернуть. Тогда он придумал ему смерть в меру своего гнева: содрав с Фомы кожу, бросить его в огонь.

Однако Тот, Кто всё творит и преобразует по Своей воле, поразил смертью Гада, брата царя Гундафора. Этот Гад из-за неудачи со дворцом злился еще сильнее, чем его брат, и в ненависти ко мнимому мошеннику подстрекал брата к тому, чтобы наказать его. Но тут он неожиданно умер, и его смерть стала спасением от смерти для апостола: ведь за важностью одного во дворце забыли о другом и занялись погребением почившего.

Какое же чудо и здесь творит Бог, желающий не смерти грешника, но его жизни и обращения! Ангелы, взяв душу Гада, показали ей вечные обители того мiра для спасенных. Из всех обителей душу Гада привлекла одна своей особой красотой, размахом и великолепием. Тогда душá просила сопровождающих, чтобы ей позволили жить там хотя бы в любой сáмой маленькой каморке. Но ангелы отказали ей, говоря, что эта обитель принадлежит Гундафору, а тому ее построил иноземец Фома. Услышав это, Гад стал горячо просить, чтобы ему позволили вернуться назад и выкупить долю у брата.

И что же дальше? Угодно было Тому, манию Коего повинуется всё, вернуть человеческую душу вновь в тело, чтобы его воскресением не только избавить от смерти апостола, но и даровать спасение многим душам. И когда уже тело Гада облачали в погребальные пелены, погребавшие вдруг увидели, что бездыханное тело вновь обрело жизнь. Придя в ужас, они побежали и сообщили о происшедшем царю Гундафору. А тот, поразившись, тотчас же бросился к брату. Брат же — о чудо! — словно только что проснувшись, открыл уста, уже было сомкнутые смертью, и стал умолять его:

— Брат, прошу тебя, продай мне свой небесный дворец — тот, что тебе выстроил христианин Фома!

Царь же, услышав его словá и поняв, что Фома — посланник Божий и возвещает Самогó Бога истины и человеколюбия, был и сам осенен светом веры и ответил брату:

— Не могу я, брат, отдать тебе этот дворец, потому что его не так просто купить, а меня и самогó скоро возьмут отсюда. Но оставляю тебе его зодчего: Промыслом Божиим он еще жив и выстроит тебе рядом такой же.

Сразу же он велел привести к себе Фому, вызволив его из тюрьмы и сняв оковы. И оба брата тут же припали к его ногам. Они просили простить им оскорбление, которое нанесли по неведению, и рассказать о неведомом Боге и Его заповедях — чтобы впредь им жить по Его заповедям и достичь тех невидимых и вечных благ, образы которых Гад удостоился видеть.

Когда апостол услышал это, он поразился глубине Промысла и, как и следовало, возблагодарил Бога. Затем, после молитвы и оглашения, он крестил их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, а также крестил бесчисленное множество других индийцев, после чуда пришедших к вере.

4.
Из патерика

Один старец пошел в какой-то город продавать свое рукоделие. По случайности он присел у ворóт одного богача, бывшего при смерти. И вот, когда он сидел и молился, он увидел каких-то черных людей, ужасных видом. Они были верхом на конях, тоже черных, а в руках держали пылающие факелы. Подъехав к воротам, они оставили коней снаружи, а сами вошли внутрь. И увидав их, больной громко закричал:

— Господи, помилуй и спаси!

А те отвечали ему:

— Когда закатилось солнце, ты вдруг вспомнил о Боге? Что ж ты не обращался к Нему при ясном дне? А теперь нечего тебе надеяться ни на милость, ни на утешение!

И тут же, силой схватив его дýшу, удалились.

5.
Из святого Ефрема

Братья, силен страх в час смертный! В час отхода предстают перед душой все ее деяния, сделанные ею днем ли, ночью, — как добрые, так и злые. И ангелы с ревностью спешат извлечь ее из тéла. Тогда-то душá грешника, видя всё, чтó она содеяла, медлит выходить. И в то время как ангелы торопят ее, она в трепете перед всем, чтó сделала, говорит им со страхом:

— Дайте мне сроку хоть один час на то, чтобы выйти.

А делá ее хором отвечают ей:

— Ты нас породила? С тобой мы и направимся к Богу!

И так, в ужасе и рыдая, она оставляет тело и отходит, чтобы предстать перед бессмертным судилищем.

6.
Из патерика

Один старец рассказывал следующее.

«Какой-то брат хотел удалиться от мiра, но его мать была против. Он, однако, не отказывался от своей цели и всё повторял:

— Хочу спасти свою душу.

И поскольку мать, при всём своем старании, не смогла его убедить, то разрешила ему удалиться. Но он, хоть и оставил мiр, приняв монашество, прожил свою жизнь в небрежении. И вот пришло его матери время умереть. А там и он сам тяжело и с опасностью для жизни заболел. И во время болезни он однажды как бы потерял сознание и, оставив тело, был восхищен на Суд. И там он обнаружил свою мать среди тех, кто был осужден и подлежал наказанию. А она, когда увидела его, с большим удивлением сказала:

— Дитя мое, и тебя здесь осудили? А как же твои словá о том, что хочешь спасти свою душу?

Эти слова привели его в сильный стыд: он зáмер, потрясенный скорбью и не находя чтó сказать. И тогда он услышал голос, сказавший:

— Возьмите его отсюда.

Тотчас он пришел в себя от видения и рассказал тем, ктó был рядом, всё, чтó слышал и видел, и всей душой прославил Бога за то, что Тот любыми средствами ищет спасения грешников.

Когда же он поправился от болезни, то ушел в затвор, заботясь о своем спасении, каясь и оплакивая то, что по небрежению делал раньше. И таким сильным было его раскаяние и плач, что многие из знавших его просили его сделать небольшое послабление, боясь, что чрезмерный плач как-то повредит ему. Но он не слушался уговоров, отвечая:

— Если я не мог снести упрек своей матери, то кáк выдержу стыд в день судный пред лицом Христа, ангелов и всего творения?

Постараемся же, братья, приложим усилия к тому, чтобы нам жить согласно обетам и в почтении к тем нашим родственникам по плоти и другим близким нам людям, которых мы, с их согласия, оставили, чтобы угодить Богу. Если же станем жить иначе — да не будет этого! — то кáк же нам будет стыдно на Страшном Суде! И не только перед всей горней и земной тварью, но и перед теми, кто некогда были нашими близкими и знакомыми и кого мы покинули, чтобы приблизиться к Богу! Ведь тогда, если даже мы будем осуждены вместе с ними, то, кроме всех прочих наших бед, еще и они будут нас укорять и порицать — за то, что, как сказал один святой, мы, "оставив сенаторство, не достигли монашества", ради которого и ушли из мiра».

ГЛАВА 9.
Разъяснение того,
куда идут дýши после смерти,
и чтó происходит
после их разлучения с телом

1.
Из жития святого Павла Фивейского

Святой Антоний возвращался к святому Павлу Фивейскому и нес тому одежду святого Афанасия (как ему повелел последний). Он шел по пустыне и около третьего часа дня, уже будучи недалеко от пещеры, увидел — тем особым зрением, которым зрят достойные видеть, — ангельские чины, апостольский лик, пророков множество, мучеников полки и посреди них дýшу Павла. Она была белее и сияла ярче, чем снег, с великой радостью восходя на небеса.

2.
Из жития святого Пахомия

Однажды, когда Пахомий Великий был в одном из своих монастырей, его известили, что какой-то брат в Хиновоскийском монастыре заболел: он страдает и просит утешить его, преподав благословение. Услышав это, Божий человек встал и пошел к нему. Он был еще в двух или трех поприщах от того мéста, где лежал больной брат, как услышал в воздухе звук священного и чудного псалмопения. Подняв голову, он увидел, как поющие ангелы возводят душу брата по сверкающему пути ко блаженной жизни. Братья, которые шли с ним, не слышали голосов и ничего не видели. Но видя, что он уже долгое время смотрит на восток, они говорят ему:

— Что ты остановился, отче? Идем быстрее, может, еще успеем.

Он же ответил им:

— Напрасно мы бежим. Я уже вижу, как его возносят к жизни вечной.

И когда они попросили его рассказать, какой он видел душу, он рассказал им то, чтó было. При этом некоторые из них пошли в монастырь и разузнали точнее время, в которое почил брат. И поняли они, что это было именно в тот миг, когда святой отец видел его славное восхождение к небу.

3.
Из патерика

Один старец рассказывал следующее.

«Была одна престарелая монахиня, достигшая большого преуспеяния в страхе Божием. Я задал ей вопрос, почему она приняла монашество, и вот чтó она мне рассказала:

— У меня, дорогóй отче, когда я была еще ребенком, был отец — набожный и кроткий по характеру, но слабый и немощный телом: бóльшую часть своей жизни он провел прикованным к постели. Человек он был настолько замкнутый, что на общение шел редко, почти никогда. Когда он был здоров, то трудился на поле. Там он проводил всё свое время, а урожай приносил домой. Молчалив же он был настолько, что те, кто с ним не был знаком, принимали его за немого.

Была у меня также и мать — полная противоположность отцу. Всё, чтó делалось и в своей земле, и в чужой, — всё ее заботило. А словоохотлива была со всеми до того, что никто никогда не видел ее молчащей хотя бы мгновение: то она препиралась и спорила, то говорила всякие мерзости и непристойности. Бóльшую часть времени она проводила в пьянстве с распутными мужчинами, причем сорила деньгами как блудница. А имуществом распоряжалась так плохо, что даже всего того, чтó было (а было у нас немало), нам не хватало на жизнь: отец отдал в ее ведение все домашние делá. И при том, что она так жилá, никакая телесная хворь не брала ее. Даже случайных болей у нее не было, но, на протяжении всей ее жизни, тело у нее было здоровое и крепкое.

Так и вышло наконец, что отец, сломленный многолетними недугами, умер. И тотчас же поднялся сильный ветер, ударил гром, и засверкали молнии одна за другой. И хлынул ливень, такой сильный и продолжительный, что в течение трех дней нельзя было даже носа высунуть из дóма. Всё это время отец лежал в доме без погребения. Видя это, односельчане чего только не говорили, ругая покойного:

— Ай-ай-ай, такой страшный человек жил тут с нами, а мы и не знали: не иначе богоненавистник какой — то-то его похоронить не могут!

Однако ж дом мог стать непригодным для жилья, если труп разложится. Поэтому мы вынесли его и, несмотря на то, что ливень не утихал, предали земле.

У матери теперь были развязаны рýки, и она погрязла в блуде с еще бóльшим бесстыдством: превратила дом чуть ли не в дом терпимости и жизнь проводила в сплошном разврате, так что вскоре у нас не осталось ничего. А через долгое время, когда постигла ее смерть, так хорошо прошли похороны, что, казалось, сама природа участвовала в ее погребении.

После кончины матери, когда я вышла из детского возраста, телесные вожделения уже пробуждались и давали о себе знать. И пришла мне как-то вечером в голову мысль: какую жизнь выберу я себе? И мне подумалось:

"Неужто мне выбрать жизнь моего отца и жить потóм в благочестии, набожности и целомудрии? Так ведь он, хотя и жил так, ничего хорошего не видел, только что мучился от бесконечных болезней и скорбей. Да и умер он так, что и похоронить его как приличного человека не вышло! Если Богу угодна такая жизнь, то за чтó у него было столько несчастий?

А какая жизнь была у мамы: разве не проводила она всё время в разврате и сладострастии? А из жизни ушла здоровой и без мучений! Такой-то жизнью надо и мне пожить: всё лучше верить своим глазам, чем чужим словам..."

И вот, пока я, несчастная, решала пойти по стопам матери, ужé наступила ночь. И когда я заснула, явился мне какой-то человек — огромного роста и с ужасным лицом. Он бросил на меня взгляд свирепый и гневный и прогремел страшным голосом:

— Скажи-ка мне, какие мысли у тебя на сердце?

Меня же охватил такой страх, что я не дерзала даже поднять голову. А он так же сурово повторил:

— Ну, расскажи мне, на чём же ты остановилась?

И видя, что я от страха вся обмерла и потеряла последний разум, он сам напомнил мне всё то, о чём я про себя думала. Когда же я немного пришла в себя, то, не в силах отпираться стала умолять его и просила меня простить. Тогда он взял меня за руку и сказал:

— Пойдем, посмотришь на своего отца и на мать и на то, чтó бывает после смерти. А после выбирай себе такую жизнь, какую хочешь.

Так он вывел меня в какой-то сад, чтó лежал в огромной долине. Там были различные деревья неописуемой красы, согнувшиеся под тяжестью всевозможных плодов. И вот, когда шли мы с ним по саду, я встретила отца. Он обнял и расцеловал меня, называя милой деточкой, а я повисла на нём и стала проситься жить у него. Однако он ответил:

— Пока это невозможно. Но если ты последуешь моему примеру, то вскоре окажешься здесь.

И когда я всё еще просила остаться с ним, ангел потянул меня за руку.

— Пойдем, — сказал он, — посмотришь и на свою маму, чтобы ты на собственном опыте знала, какая жизнь лучше!

И он принес меня в какое-то мрачное жилище, полное шума и скрежета. Там он показал мне печь, полную огня, пышущую страшным жаром, а рядом с печью стояли какие-то страшные существа. И, заглянув в печь, я вижу там мать, погруженную по шею в огонь: огромное множество червей, облепив, пожирало ее, так что от боли она скрипела зубами. И, увидев меня, она с плачем стала звать меня:

— Деточка, какая страшная боль! Как бесконечны эти мучения! Бедная я, бедная! За ничтожное удовольствие, какие мýки я себе заслужила! Гóре мне, несчастной! За минутные наслаждения страдаю вечно! Деточка, пожалей свою мать — она так горит и страдает! Вспомни всё то дорогое, чтó ты от меня имела, сжалься надо мной и дай мне руку, вытащи меня отсюда!

Когда же я стала умолять прислужников, не решаясь даже приблизиться, она вновь со слезами закричала:

— Детка моя, не отвергни родной матери! Не отвергни ее, она так ужасно страдает в геенне огненной, ее пожирает неусыпающий червь!

Всею душой устремилась я к ней и протянула руку, чтобы вытащить ее. Но огонь, полыхнув, задел мне руку: я сильно обожглась, вскрикнула и стала стонать и плакать.

Мой крик разбудил домашних. Они встали, зажгли огонь и, сбежавшись ко мне, наперебой стали спрашивать, почему я плáчу. Тогда, придя в себя, я рассказала им, чтó видела. И впредь я старалась жить так, как отец, и молюсь, чтобы мне оказаться с ним и удостоиться того же, чтó и он. Потому что, милостью Божией, я на сáмом деле узнала, какая честь и слава уготована тем, кто жил праведно и благочестиво, и какие мýки ожидают тех, кто жизнь свою провел в наслаждениях».

4.
Из Григория Двоеслова

Однажды человек Божий Бенедикт стоял в своей келии на молитве. Он возвел очи горé и увидел душу своей сестры: в образе белоснежного голубя она восходила на небо. Бенедикт исполнился духовной радости и всем сердцем возблагодарил Бога. Он возвестил тем братьям, ктó был с ним, о ее кончине и сразу послал их привезти ее святое и честнóе тело в монастырь. А место, где подвизалась эта дева, было невдалеке от монастыря. Братья отправились туда, и нашли ее уже почившей. Тогда они принесли ее святое тело, и святой Бенедикт похоронил ее в той гробнице, которую приготовил для себя. Так и разумом они были едины во Святом Духе, и телá их были неразлучны даже в могиле.

2. В другой раз этот раб Божий стоял ночью у дверей своей келии и молил всемогущего Бога. Внезапно он увидел, как в небесах разлилось сияние — такое, что рассеялась ночная тьма, и воздух был так озарен, что стало светлее, чем днем. А вслед за этим видением последовало новое чудо, как нам рассказывал сам святой. «Видел я, — говорит он, — словно весь мiр собрался в одном солнечном луче. А когда присмотрелся к этому небесному свету, то увидел, как святую душу Германа, епископа Капуанского, словно в огненной сфере, возносят на небо ангелы».

На следующий день праведный муж послал вестника в Капую и узнал, что святой Герман скончался в то же самое время, когда тот увидел его душу, восходящую на небо.

Петр. «Как же это может весь мiр собраться, словно в одном солнечном луче, да еще и до всеобщего воскресения? И как может один человек увидеть весь мiр?»

Григорий. «Слушай внимательно, Петр, чтó я скажу. Душé, которая созерцает Бога, тесен весь мiр. Потому что это созерцание божественного света растет и углубляется в самóм уме, и в этом созерцании ум настолько простирается и стремится к Богу, что становится превыше всей твари. А когда он достигнет этого и увидит, сколь он возрос, он познáет, сколь мало то, чтó он не мог постичь или увидеть, будучи в смиренном теле. Что же удивительного, если этот муж, пребывая в божественном свете и возведенный им на такую высоту и широту видения, узрел перед собой весь мiр, словно сжатым воедино? Это вовсе не значит, что и небо и земля собрались перед ним в одно. Но сам ум, восхищенный умным светом к Богу, расширился. И всё то, чтó он видел, он с легкостью созерцал в Боге, потому что все сущности пребывают в Боге. В том сáмом свете, что заблистал пред телесными очами святого, его умным очам воссиял внутренний свет. И в этом свете ему были явлены и душа, восхищенная на небо, и то, сколь мал этот мiр».

Петр. «Теперь я понимаю».

Григорий. «Когда пришло время этому славному мужу оставить временную жизнь и преселиться к Богу, он заранее известил о дне своей кончины учеников — как тех, чтó были рядом, так и тех, кто был далеко. Причем последним он передал, что они узнáют, когда он разлучится с телом, по некоему знамению. За шесть дней до своей святой кончины он велел открыть его гробницу. И тут же его охватил сильный жар. Шесть дней горячка терзала его тело, а на седьмой он велел своим ученикам взять его и отнести в молельню. Его отнесли туда, и он причастился Пречистых Тайн. Затем он стал посреди учеников, которые его поддерживали, и, опершись на них, вознес рýки к небу. Так, взирая на небо и молясь, он предал святую душу Богу.

В этот же самый час двоим братьям, один из которых безмолвствовал в своей келии, а второй жил далеко оттуда, было одно и то же видение. И тот и другой увидели, будто от келии преподобного до сáмого неба и на восток протянулась дивная дорóга. Вся она была устлана роскошными одеждами и шелком, и некие дивные мужи со светильниками в руках чинно восходили по ней. А еще один муж, облаченный в белые одежды и блистательный видом, остановился возле братьев и спросил их:

— Знаете ли вы, для кого эта дорóга, которой вы так восхищаетесь?

Они ответили, что нет.

— По этой дороге, — продолжил муж, — восходит на небо возлюбленный Богом Бенедикт.

И, придя в себя после видения, тот и другой брат поняли, что святой муж скончался, поняли так ясно, как если бы сами видели его смерть.

5.
Из патерика

Авва Макарий Египетский рассказывал:

«Странствовал я как-то по пустыне и нашел лежавший на земле мертвый череп. Пошевелил я его своей пальмовой палкой, и слышу из него голос. Я ему говорю:

— Ты кто?

А череп мне отвечает:

— Я был главным жрецом у идолов и тех эллинов, чтó жили в этом месте. А ты — духоносный Макарий. Знай, что всякий раз, как ты жалеешь тех, кто в аду, и молишься о них, им дается небольшое утешение.

— Чтó это за утешение? — спросил я. — И какое там наказание?

Череп ответил:

— Как небо отстоит от земли — такой высоты и огонь под нами; мы стоим, с ног до головы охваченные огнем. И невозможно увидеть лица друг друга, потому что каждый повернут лицом к спине другого. Но когда ты молишься о нас, то можно отчасти увидеть лицо другого. Это и есть наше утешение.

Услышав это, я горько зарыдал и сказал:

— Гóре дню, в который родился человек, если он грешник! Лучше бы ему не родиться, как сказал Господь Иуде... (Мф. 26:24) А есть мýки более тяжкие? — спросил я вновь.

— Под нами, — ответил череп, — есть мýки еще страшнее

— И кто же там? — спросил я.

— К нам еще есть хоть немного милосердия, поскольку мы не знали Бога. А кто знал Бога и отрекся от Него, те еще ниже нас, и их мýки еще страшнее.

Я поднял череп и зарыл его, а сам пошел прочь».

Если кому доведется читать этот рассказ — внемлите и ужаснитесь: те, кто отрекся от Бога, наказываются даже страшнее неверующих! Так что постараемся не отречься от Него своими делами тьмы — и мы избежим этой ужасной кары. Ведь отрекаются от Бога не только прямо и словом: отрекаются от Него и беззаконными делами, даже если на словах хранят видимость исповедания. И свидетель тому апостол, сказавший: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит 1:16).

2. А брат Господень Иаков говорит: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце (тем, что полагается на веру), у того пустое благочестие» (Иак. 1:26), ибо «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). И словá эти явным образом справедливы. Говорит же Бог через пророка: «Гóре тем, чрез которых имя Мое хулится во языцех» (Ис. 52:5). Нас называют народом Божьим, Его святым наследием (Кол. 1:12) и тому подобными именами. Ну, а если мы оскорбляем Бога бесчестными делами и своими поступками делаем так, что доброе имя, которым мы названы, хулится у неверных? Разве не справедливо покарать нас, виновников этой хулы и бесчестия, и покарать еще страшнее, чем неверующих? Во всяком случае, Сам Спаситель, справедливый и непогрешимый Судия, сказал, что «тот, который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и не сделал, бит будет меньше» (Лк. 12:47-48).

Так что, братья, будем страшиться этого и подвизаться по мере той силы, которую дал нам Бог. Пусть вера наша будет видна из дел, и все наши поступки будут во славу Божию, чтобы люди, которые видят нас, прославляли Препрославленного!

3. Как-то авва Силуан сидел с братьями и пришел в исступление. Он пал ниц, но вскоре поднялся и заплакал.

Братья стали просить его:

— Скажи нам, отче, чтó с тобой? — но старец молчал и плакал.

Братья настаивали всё больше, и он сказал:

— Был я восхищен на Суд. И видел, что многих монахов уводят в ад, а многие мiряне идут в Царство Небесное.

С тех пор старец всегда скорбел и ни за что не хотел выходить из келии. А если против воли и приходилось ему выйти ради какой-то нужды — он закрывал лицо кукулем.

ГЛАВА 10.
О том, что душá по своем исходе
проходит страшные истязания в воздухе,
а злые духи встречают ее
и мешают ее восхождению

1.
Из жития Антония Великого

Однажды святой Антоний, собираясь поесть, ближе к девятому часу встал помолиться — и почувствовал, что его ум приходит в исступление. И странное дело: он увидел себя самогó, как будто он только что вышел из собственного тéла и какие-то люди ведут его кверху, а другие, мрачные и страшные видом, стремятся помешать ему пройти. И когда его проводники вступили в спор, те стали требовать счет, не должен ли он им, причем пытались представить счет от сáмого рождения, но проводники Антония возразили:

— То, чтó было от рождения, прощено Господом. Счет надо вести с того момента, как он стал монахом и принес обеты Богу.

Тогда те стали обвинять его, но доказать ничего не смогли и освободили дорогу. И тотчас же он увидел, словно он идет и возвращается в самогó себя и вот он ужé снова — прежний Антоний. Тут уж он позабыл о пище и остальное время дня и всю ночь плакал и молился: настолько его поразила мысль о том, кáк много врагов борется с нами и сколь трудно перейти воздушное пространство. Тогда ему пришло на ум, что именно об этом говорил апостол Павел: «...по воле князя, господствующего в воздухе» (Еф. 2:5). Вот в чём состоит господство врага — в том, чтобы бороться и препятствовать тем душам, которые восходят к небу! Потому и советует апостол: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злый» (Еф. 6:13) — то есть, чтобы враг не смог сказать о вас ничего дурного и был посрамлен.

2. В другой раз была у него беседа с теми, кто пришел к нему, об образе существования души и о том, где она будет, когда покинет этот мiр. На следующую ночь зовет его кто-то сверху и говорит:

— Антоний, встань, выйди и смотри.

Тогда он вышел (потому что знал, кому следует повиноваться) и, подняв голову, видит, как кто-то безобразный и страшный стоит, ростом доставая до самых облаков. И когда кто-либо взлетал, будто на крыльях, к небу, он расставлял рýки и одним не давал пролететь, а другие, поднимаясь выше, перелетали его и продолжали свой путь беспрепятственно. На таких великан скрежетал зубами, а когда кто-нибудь падал, он радовался. Тут Антонию был голос:

— Пойми то, чтó увидел.

И тотчас же смысл открылся ему, и он понял, что это — восхождение душ, а стоящий великан — диавол, который завидует верующим. И тех, кто в его власти, он удерживает и не дает пройти, а тех, кто ему не повиновался ранее, он не может задержать, так как они летят над ним.

Увидев это видение и вновь припомнив прежнее, Антоний стал еще более ревностным в своих ежедневных подвигах.

2.
Из патерика

Однажды двое братьев, по общему согласию, стали монахами. Когда они приняли постриг, то решили построить две келии на расстоянии друг от друга и разошлись по кельям для уединенной жизни. Много лет они не видели друг друга, потому что ни тот, ни другой не выходили из кельи. Случилось одному из них заболеть, так что отцы пришли навестить его. И они увидели, что он, то как бы впадал в исступление, то вновь сознание возвращалось к нему. Тогда они спросили его:

— Чтó ты видел?

— Я видел, — отвечал тот, — как пришли ангелы Божии, они взяли меня и моего брата и понесли нас на небо. И встречали нас вражеские силы, в бесчисленном множестве и ужасные видом. Но, несмотря на все их усилия, они ничего не смогли сделать против нас. А когда мы миновали их, они стали говорить: «Большую смелость дает чистота!»

С этими словами брат умер. Видя это, отцы послали одного из монахов сообщить его брату, что тот умер. Но вестник, придя, обнаружил, что второй брат умер тоже. И отцы, удивившись, воздали славу Богу.

3.
Из аввы Исаии

Любезный брат! Те, кто погружен в делá этого бренного мiра, если добьются в них успеха или победят, не думают о затраченных усилиях, но радуются тому успеху, которого достигли. А представь, как радуется душá того, кто положил начало о Господе и смог завершить свой подвиг! При его исходе благие делá его будут ему украшением, и ангелы возрадуются о нём, видя, как он избавился от власти тьмы. Потому что ангелы сопровождают дýшу, когда та исходит из тéла. Тогда-то выходят против нее все силы тьмы, стремясь овладеть ею, и смотрят, не найдут ли в ней чего-нибудь, принадлежащего им. И тут ужé не ангелы борются с ними, но те делá, чтó сделала душá, защищают ее от нечистых духов, не давая им схватить ее. И если делá ее победят, то ангелы ведут ее с пением туда, где она в ликовании встретит Бога. В тот миг она забывает обо всём, чтó в этом мiре, и о всех своих страданиях. Посему блажен тот, в ком князи тьмы ничего не найдут: его радость, честь и покой будут безмерны.

Будем по мере наших сил плакать пред Богом: быть может, Он по Своей благости смилуется над нами и пошлет нам помощь, чтобы мы смогли стяжать то, чтó побеждает князей тьмы, ожидающих нас впереди!

Позаботимся о том, чтобы в утеснении сéрдца обрести стремление к Богу и простоту: она спасет нас от рук лукавства, когда там оно выступит против нас!

Возлюбим любовь к нищим: она спасет нас от сребролюбия, когда там оно выступит против нас!

Возлюбим мир со всеми, малыми и великими: он спасет нас от ненависти, когда она выступит против нас!

Возлюбим всех братий наших, ни к кому не питая ненависти и никому не воздавая злом за зло: это защитит нас от зависти, когда там она выступит против нас!

Возлюбим смиренномудрие, снося все укоры ближнего, пусть даже он ударил нас или оскорбил: это сохранит нас от гордости, когда там она выступит против нас!

Будем беречь честь ближнего, никого не порицая и не уничижая: это сохранит нас от клеветы, когда там она выступит против нас!

Отвергнем нýжды этого мiра и почести его, чтобы спастись нам от злословия, когда там оно выступит против нас!

Приучим язык к чтению божественных книг, к праведности и молитве, чтобы спастись нам от лжи, когда там она выступит против нас!

Ведь всё это препятствует душé, а добродетели, если она их приобрела, помогают ей.

Какой мудрый человек захочет обречь свою дýшу на смерть, чтобы избавить себя от временных трудностей? Приложим же наши усилия, а сила Господа нашего Иисуса Христа велика и поможет нашему смирению. Ибо Он знает, что человек немощен, и Он даровал ему покаяние на всё то время, пока тот находится в теле, до последнего издыхания.

4.
Из патерика

Блаженный архиепископ Феофил говорил так:

— Братья, какой трепет и страх, какие мýки охватывают дýшу в момент ее разлуки с телом или после! Предстают перед ней все начáла и власти тьмы и о всех согрешениях, вéдомых и невéдомых — от рождения и до того последнего чáса, когда она покидает тело, — напоминают ей и рьяно ищут обвинения. А ангельские силы стоят лицом к лицу со врагом, приводя в оправдание те или иные добрые делá, если душá их совершала. И невозможно представить, в каком страхе и смятении оказывается душá, когда ее приведут на столь ужасное испытание, к столь непогрешимому Суду! Невозможно ни словом описать, ни понять разумом тот ужас, чтó владеет душой, пока еще не вынесен приговор и она не избавлена от своих противников. Таков срок ее терзаний — до тех пор, пока праведный Судия не вынес ей приговор. И если свобода будет ей дарована, то обвинителей ждет стыд, а дýшу у них забирают и возводят к той неизреченной радости и славе, которые и принадлежат ей отныне. Но если окажется, что свободы она, по своей нерадивой жизни, недостойна, тогда услышит она горькие словá: «Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни» (Ис. 26:10). И придет тогда для нее день гнева, день плача и нескончаемой скóрби: оставленная во тьме кромешной, низвергнутая во ад и осужденная на вечный огонь, бесконечную вечность будет она страдать в нём. И гдé тогда блеск и пышность этого мiра? Гдé тщеславие, нега и наслаждения этой суетной и кратковременной жизни? Гдé богатство? Гдé знатность рóда? Гдé мать или отец, братья или друзья? Да и кто из них сможет избавить дýшу от пожирающего ее пламени и от других невообразимых мук?

Глáвы 11–15


Текст по изданию «Евергетин», т. 1 (Издательство Братства святителя Алексия «Феофания», М., 2008 г.).
Источник:
«НИ-КА».

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!