6.
Из патерика
Авва Евагрий сказал: «Всегда помни о вечном суде и не забывай о часе своего исхода — и душа твоя не впадет в заблуждение».
2. Старец сказал: «Сидя в келии, сосредоточь свой ум и вспомнив о дне твоей смерти; взгляни на омертвление тéла; подумай о скóрби разлуки с душой, отвергни тщету этого мiра; вспомни об адских мучениях, помысли, каково теперь там душам, в сколь страшном молчании или в сколь ужасных стенаниях, в каком страхе и трепете они вечно ждут тех непрестанных терзаний, невыносимых мук, чтó им уготованы.
Также вообрази себе день, когда ты воскреснешь и предстанешь пред алтарем Христовым, а прежде всего — то страшное и скорбное судилище, где грешники будут охвачены вечным стыдом пред Богом, его ангелами и всеми людьми, жившими от начала и до скончания веков. И за стыдом для них последуют тяжкие и непрестанные мучения: огнь геенны неугасимый, червь неутолимый, скрежет зубовный, тьма кромешная, тартар и прочие бесчисленные мýки, которые им предназначены.
А праведные воссияют ярче сияния солнца и будут вечно царствовать со Христом и исполняться Его неизреченной славой, вместе с небесными чинами воспевая победную песнь. И в вечном наслаждении этим блаженным жительством и небесными благами они никогда не узнáют недостатка или лишения. Ибо оттуда, как сказано, «удалится всякая печаль и воздыхание» (Ис. 35:10). Но пребудут они в вечной радости и в непрестанном ликовании, без страха обладая непостижимыми и вечными благами.
О том и о другом думай постоянно и всё время держи это в уме. А также старайся, насколько возможно, избегать одного: зла, предназначенного грешникам, — и искать другое: блáга, уготованного праведным. Так ты и лукавых помыслов избежишь, если они занимают твой ум».
3. Авва Илия сказал: «Мне всегда страшны три вещи: час, когда моя душá разлучится с телом; когда я предстану пред Богом и когда будет вынесено суждение обо мне».
4. Старец сказал: «Если было бы возможно душам людей и после воскресения во второе пришествие Христово вновь выйти из тел, то все люди умерли бы от страха, скóрби и изумления. Да и можно ли перенести вид того, как разверзаются небеса и является Бог в Своем негодовании и гневе, и с Ним нисходят бесчисленные воинства небесных сил, а всё человечество собирается в одно место? Будем жить, всегда имея в мыслях это: ведь именно перед Таким Судией мы и предстанем, и дадим ответ о том, как мы прожили».
5. Один ревностный брат пришел издалека на Синайскую гору и остался там жить в небольшой келье. И в первый день по прибытии он нашел маленькую дощечку, на которой было написано когда-то жившим там братом: «Я — Моисей, живу при Феодоре и прохожу искус». И вот, он подобрал ее и каждый день, кладя ее у себя перед глазами, спрашивал у написавшего словно тот был рядом:
— В каком же ты мiре или месте? И где та рука, чтó написала всё это?
Делая так ежедневно и вспоминая о смерти, он пребывал в плаче. А рукоделием ему была переписка книг. И хотя он и взял у братьев бумагу и заказы на письмо, он так и умер, ничего ни для кого не переписав. А на бумаге каждого он написал лишь одно: «Простите меня, господá мои и братья! Но у меня было небольшое дело с одним человеком, и потому я не успел написать для вас».
6. Какой-то старец зашел к одному из Отцов, живших в Раифе, и говорит ему:
— Авва, когда отпускаю брата, который при мне, на послушание, я волнуюсь — особенно если смеркается.
— А я, — ответил тот, — когда посылаю моего послушника для чего-то нужного, сажусь у дверей и смотрю. И когда помысел говорит мне: дескать, когда же вернется брат, я отвечаю помыслу: «Ну, а если его обгонит иной брат, то есть ангел, и, придя заберет меня ко Господу, — чтó будет?» И так, каждый день сидя перед дверью, я думаю о своих грехах и плáчу, говоря себе: Какой же брат придет раньше: тот, что снизу, или тот, что сверху?»
И старец, придя в сокрушение, удалился и затем поступал по примеру отца.
7. Один старец жил в Раифе, и вот какое было у него делание. Он постоянно оставался в своей келии, склонив в раздумии голову, а время от времени качал головой и, вздыхая, говорил:
— Чтó же будет?
Затем ненадолго замолкал и вновь точно так же повторял те же словá. Вместе с тем он плел вервие и так провел все дни свои, скорбя о своем исходе.