Ответы 351, 352, 353, 354, 355, 356, 357, 358, 359, 360,
361, 362, 363, 364, 365, 366, 367, 368, 369, 370,
371, 372, 373, 374, 375
Вопрос 351, другого. Брат, будучи посылаем по делу общежития, вопросил другого старца: должно ли, когда зовут меня к себе люди, расположенные ко мне, есть вместе с женщинами? Старец отвечал ему: отнюдь не следует есть с ними. Но брат спросил: когда кто-нибудь зовет меня, почему я могу узнать, будет ли женщина участвовать в нашей трапезе, чтобы не пойти к нему? Старец отвечал: спроси того, кто зовет тебя, есть ли там женщина? Если скажет, что есть, откажись, говоря: «Прости меня, я имею заповедь не вкушать пищи вместе с женщиною». Брат потом спросил: если случится мне пойти в дом, и я войду, не сделав вышеупомянутого вопроса, а хозяин захочет, чтобы пришла на трапезу женщина, что мне тогда делать? Старец сказал: ты должен отвести в сторону пригласившего тебя и сказать ему: «Прости меня, я забыл сказать тебе, что я имею заповедь не вкушать пищи вместе с женщиною; а потому отпусти меня, я уйду». Если он велит удалиться женщине оттуда, то останься; если же нет, уйди и не нарушай заповеди, чтобы не постигла тебя смерть за преслушание, и не бойся: это послужит тебе не в соблазн, а в назидание.
Вопрос 352, того же. Если буду я послан к кому-либо по делу, не имея разрешения относительно пищи, и он будет принуждать меня немедленно вкусить ее у него; когда же я скажу, что не могу, не имея на то дозволения от аввы, а он (хозяин дома) не перестанет спорить и принуждать меня, что мне делать?
Ответ Иоанна. Так как от спора не происходит ничего доброго, то, если не предстоит душевного вреда, прими его предложение, и когда возвратишься, скажи о сем авве, прося у него прощения как согрешивший. Когда же угрожает вред, то, хоть бы в тысячу раз более спорил, не слушай, ибо это очевидно дело диавольское.
Вопрос 353, того же. Я был послан по делу во Святой град Иерусалим и оттуда сходил помолиться на Иордан, не спросив на то дозволения у аввы; хорошо ли я поступил или нет?
Ответ Иоанна. Не должно без повеления ходить куда бы то ни было; то, что мы делаем по своим помыслам, хотя и кажется нам хорошим, неугодно Богу; а в том, чтобы сохранить повеление пославшего тебя аввы твоего, заключаются и молитва, и угождение Богу, Который сказал: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6, 38).
Вопрос 354, того же. Если, отправляясь куда-либо далеко, забуду спросить авву, где должно мне остановиться, что мне делать?
Ответ Иоанна. Надлежит быть внимательным ко всему, встречающемуся с тобою, и таким образом делать каждое дело к душевной пользе своей, однако считая себя как бы нарушающим заповедь, а не как бы делающим что-либо хорошее, и тогда авва известится простить тебя.
Вопрос 355, того же. Если авва особенно внушит мне не делать чего-либо, а я как человек нарушу то, что тут делать?
Ответ Иоанна. Покайся Богу и авве и постарайся вперед исправиться, и Бог простит тебе согрешение твое.
Вопрос 356. Брат, которому были поручены монастырские врата, утрудившись один, вопросил великого старца: следует ли взять к себе в помощь другого брата или нет?
Ответ Варсонофия. Брат! Если кто желает прийти к Иисусу и ходить путем спасительным, тот должен ежечасно ожидать искушений и скорбей, ибо Писание говорит: если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир. 2, 1). И Господь сказал: если кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой на всяк день, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Итак, тот, кто желает быть Его учеником, должен до самой смерти исполнять послушание. Быть одному и несколько утруждать себя полезнее для тебя, нежели пригласить другого; в случае же надобности всегда поможет тебе другой. Свобода в обращении не столько усиливается тогда, когда брат только помогает тебе, сколько в том случае, когда он постоянно будет находиться вместе с тобою. Если не будешь унывать от
труда, приобретешь смирение, а когда приобретешь смирение, то получишь и прощение грехов; ибо сказано: призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои (Пс. 24, 18). Когда смиришься, получишь благодать, и благодать поможет тебе. И святой апостол Павел, потрудившийся более всех апостолов, говорил: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15, 10). Когда веруешь несомненно, то будешь в силах исполнять не только служение привратника, но еще и другие послушания. Итак, с надеждою внимай делу Божию, и Бог устроит твое дело без твоего ведома. Господь с тобою.
Вопрос 357, того же. Отец мой! Испроси мне молитвами твоими от Бога силу и разум, потому что я невежда и немощен. Так как случается, что в то время, когда я выхожу из поварни или из келарни, держа что-нибудь, встречаю кого-либо из отцов или людей почтенных, то как мне поступать? Помолись также, чтобы мне избавиться от случающихся со мною осквернений.
Ответ Варсонофия. Если веруешь, что и от неплодных камней может Бог воздвигнуть чада Аврааму (см. Мф. 3, 9), и что Отверзший уста ослу (см. Чис. 22, 28) может отверзть их и тебе и может умудрить, вразумить и укрепить и тебя, то Бог подаст тебе всё, брат. Знаешь ли значение вещей? Врата монастырские суть врата Божии, и Бог знает, что слуга Его — привратник — требует премудрости, разума, знания, силы, помощи и рассуждения: ибо знает Отец ваш, говорит Писание, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 8). Если пождешь и потерпишь, то блаженна будет душа твоя. Если же случится тебе в то время, когда ты идешь и несешь что-нибудь, встретить кого-нибудь из отцов или знатных мiра сего, то без всякого смущения положи то, что держишь в руках, и прими их со смирением и страхом Божиим, и Бог, молитвами святых, устроит, что твоя встреча послужит во славу имени Его и в назидание всех, аминь. Об осквернениях же скажу: если смирится сердце твое и будешь считать себя землею и пеплом, то смирение по Богу покроет тебя.
358. Брат вопросил другого старца, говоря: скажи мне, отец мой, кого следует вопрошать о помыслах? И следует ли о тех же самых помыслах предлагать вопрос другому?
Ответ Иоанна. Надобно вопрошать того, к кому имеешь веру, и знаешь, что он может понести помыслы, и веруешь ему, как Богу, а вопрошать другого о том же помысле есть дело неверия и пытливости. Если веришь, что Бог говорил чрез святого Своего, то к чему здесь испытание, или какая надобность искушать Бога, вопрошая другого о том же самом?
Вопрос 359. А если помысл продолжает смущать кого-либо и по ответе, полученном от отцов?
Ответ Иоанна. Значит, что он, получив наставление, пребыл праздным и не исполнил в точности и прилежно повеленного ему, почему и должен исправить сию погрешность, исполнив в точности то, что слышал; ибо если Бог говорит во святых Своих, то лжи тут нет.
Вопрос 360. Того же ли самого должно вопрошать вторично об одном и том же, или нет? Знаю, отец мой, что мне было сказано не делать известного дела, но я вторично спросил того же о том же самом и получил ответ сделать оное. Что это значит?
Ответ Иоанна. Брат! Судьбы Божии — бездна великая (Пс. 35, 7). Смотря по сердцу вопрошающего, Бог влагает слово в уста говорящего ему или к испытанию его (вопрошающего), или потому, что сердце его переменилось и он удостаивается услышать иное; или другие, участвующие в том же деле, переменились и Бог иначе говорит во святом Своем. Так говорил Он чрез Исаию и царю Езекии, ибо после того сказал ему: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты (4 Цар. 20, 1), сердце царя изменилось, и он опечалился. Тогда Бог чрез того же самого Исаию сказал ему: прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет (4 Цар. 20, 6). Если бы Он сказал сие через другого, то в сем был бы соблазн, что святые об одном и том же говорят различно. И опять, говоря сообразно с сердцем ниневитян через Иону, Он сказал: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! (Иона 3, 4). Когда же сердцá их пременились к покаянию, Бог явил на них Свое великое долготерпение и пощадил город за то, что он изменился к лучшему (см. Иона 3, 10). Потому никто не должен когда-либо переменять вопрошаемого святого, но вопрошать опять того же самого. Может быть, нужно будет, чтобы Бог по какой-либо причине изменил ответ, и сие совершается через того же святого, дабы иначе не произошло соблазна.
Вопрос 361, того же. Я имел дело с одним человеком и принужден был пойти с ним к правителю. Предварительно просил я у отцов совета о сем. Они сказали мне, как я должен поступить, когда пойду туда; и я сделал, как мне кажется, по силе моей, всё, чтобы не нарушить сказанного ими. Приметив, что на деле не сбывается по их ответу, весьма опечалился и не знал, что мне делать. Нарушить совет? Но я боялся ослушания. Продолжать держаться его? Я не видел на деле исполнения, согласного ответу.
Что это значит, отец мой? И как мне следовало поступить или что подумать, когда я впал в такое недоумение и нужду? Или с моей стороны была какая-нибудь погрешность, а я не знал того?
Ответ Иоанна. Ответ на сие сходен с первым, а каким образом — выслушай. Тебе было сказано касательно дела: «Сделай его так-то», — но ты встретил противное. Прежде всего ты должен укорить себя за то, не усладилось ли сердце твое в оном деле, так что ты не предоставил всего Богу. Посему Бог и не попустил делу исполниться согласно совету отцов. Причина заключалась в тебе самом, а ты приписываешь ее их ответу. Так, Елисей послал своего ученика воскресить мертвеца, но он не воскрес (см. 4 Цар. 4, 29-31). Причина сего заключалась не в пославшем, а в посланном, иначе как бы Елисей после сам воскресил его (4 Цар. 35, 36). Итак, ты должен по силе своей стараться исполнить совет отеческий, чтобы дело было согласно с ним; если же случится противное, разумей, что последовало изменение в одной из частей дéла и потому Бог изменил исполнение ответа. Поясню сие примером: положим, что кто-нибудь должен тебе десять динариев; не имея возможности отдать все, ты спросил у старца: «Сколько мне потребовать с него?» Старец сказал: «По справедливости, все десять». Старец был извещен свыше сказать тебе так, то есть чтобы не прощать ему, ибо должник был жестокосерд; но, услышав, что его потребуют за сей долг в суд, он раскаялся и помолился Богу, говоря: «Владыко! Я не имею возможности отдать все десять динариев, возвести правителю, чтобы он не принуждал меня отдать всё сполна, а я постараюсь угодить Тебе в остальное время моей жизни». И благоутробный Бог изменяет суд, а ты не знаешь того.
Итак, поскольку в подобном случае не бывает близ тебя лично того, у кого ты просил совета, то, называя того же старца, помолись так: «Боже такого-то! Не попусти меня уклониться от воли Твоей и от совета раба Твоего, но возвести мне, как поступить». И что Бог возвестит тебе — исполни, веруя, что Он говорил тебе прежде через святого Своего и наставил тебя, и знай, что непременно случилась какая-нибудь перемена, почему Бог изменил исполнение ответа.
Вопрос 362. Владыко мой! Сколько раз надобно помолиться, чтобы помысл получил извещение1 о сем.
Ответ Иоанна. Когда не можешь вопросить оного старца, то надобно трижды помолиться о всяком деле и после сего смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос, — так и поступить; ибо извещение бывает заметно и всячески понятно сердцу.
Вопрос 363, того же. Как должно молиться в сии три раза: в разное ли время или тотчас же? Ибо случается так, что нельзя и отсрочить того дела.
Ответ Иоанна. Если имеешь свободное время, помолись три раза в течение трех дней; если же случится крайняя надобность, когда бывает трудно, как во время предания Спасителя, то прими в образец, что Он отходил трижды для молитвы и, молясь трижды, произносил одни и те же слова (см. Мф. 26, 44), хотя Он, по-видимому, и не был услышан, потому что непременно надлежало совершиться оному смотрению2; но Своим примером Он научает и нас не опечаливаться, когда молимся и не бываем услышаны в то же время, ибо Он более нас знает, что нам полезно. Но во всяком случае не оставим благодарения.
Вопрос 364, того же. Если и после молитвы не скоро получаю извещение, то что мне должно делать? И когда сие произойдет по моей собственной вине, но утаится от меня, из чего я могу разуметь это?
Ответ. Если после третьей молитвы не получишь извещения, то знай, что ты сам виновен в том; и если не познаешь своего согрешения, укори себя, и Бог помилует тебя.
Вопрос 365, того же. Как должно поступать вопрошающему отцов, неужели он в точности должен исполнять всё, о чём вопрошает?
Ответ Иоанна. Не всё, но только то, что говорится ему как заповедь; ибо иное — простой совет по Богу, а другое — заповедь. Совет есть наставление не понудительное, а только показывающее человеку правый путь жизни; заповедь же заключает в себе обязательную силу3 для получившего оную.
Вопрос 366, того же. Ты, отец мой, сказал мне различие заповеди и совета, по Богу данного. Скажи мне и признаки их: по чему они узнаются и какая сила обоих?
Ответ Иоанна. Если ты сам прибегаешь к отцу духовному, вопрошая его о чём-либо, не потому, чтобы желал получить заповедь, но для того, чтобы услышать от него лишь ответ по Богу, и он скажет, что следует тебе делать, — ты непременно должен исполнить сие. Когда поступишь так и получишь скорбь, не смущайся, ибо так бывает к твоей же пользе. Если же не пожелаешь сделать, то хотя и думаешь, что не нарушаешь заповеди, потому что принял ее не как заповедь, но тем не менее ты захотел презреть полезное и должен осуждать себя за то, ибо надобно верить, что всё, исходящее из уст святых, служит к пользе слышащих. То же самое надлежит разуметь и тогда, когда старец сам от себя скажет тебе что-либо, подвигнутый помыслом по Богу, хотя ты вовсе ни о чём не спрашивал его, что и случилось однажды. Некогда один из братий хотел идти в город, а другой старец, сам от себя не будучи спрашиваем, сказал ему: «Если ты пойдешь туда, то падешь в блуд». Тот не послушался, пошел и пал. А когда особенно спрашиваешь о каком-либо деле, желая получить заповедь, тогда должен сделать поклон и просить дать тебе оную; получив же, опять сделать поклон, чтобы давший ее благословил тебя, и сказать ему: «Отец мой! Сверх того, что ты дал мне заповедь, благослови меня и помолись, чтобы я соблюдал ее». Знай же, брат, что дающий заповедь дает ее не просто, но помогает молением и молитвами, чтобы ты мог сохранить ее. Если же, забывшись, не сделаешь ему поклона для того, чтобы получить благословение, — не думай, чтобы заповедь упразднялась чрез сие, ибо она и в таком случае имеет силу, а только ты принял ее не так, как бы надлежало, и не в порядке. И если можешь, то не обленись пойти сделать поклон и испросить благословение; если же не можешь сего сделать, то помышляй, что ты принял заповедь с невниманием.
Вопрос 367. Когда я прошу дать мне заповедь, а старец не имеет намерения исполнить сего, или, напротив, когда не прошу дать заповедь, а он даст мне оную, вменяется ли в таком случае сказанное им в заповедь и следует ли необходимо сохранять ее? Так как существуют правила церковные и изречения отеческие, письменно преданные, то неужели и их мы обязаны соблюдать как заповедь?
Ответ Иоанна. Если тот, кого ты вопрошаешь, не имел намерения дать заповедь, то сказанное им не вменяется тебе в заповедь, хотя бы ты и сам просил сего. Если же он рассудил дать тебе заповедь, хотя ты сам и не просил о сем, то сказанное им есть заповедь и надобно сохранять ее. И то надлежит принимать как заповедь, что определяют правила догматические4, или изречения отцов, сказанные в виде определений. Но утверди сие в своих мыслях не иначе, как по вопросе у отцов, потому что ты сам не можешь правильно разуметь силу оных изречений. Итак, вопроси отцов и лучше покорись тому, что они скажут, и сохрани сие нерушимо, при помощи Человеколюбивого Бога, по молитвам святых. Аминь.
Вопрос 368, того же. Ежели нарушу заповедь по искушению, как поступить тогда?
Ответ Иоанна. Приняв заповедь от святых и нарушив ее, не смущайся и не отчаивайся до того, чтобы вовсе оставить ее, но помни сказанное о праведном, что он седмерицею на день падет и восстанет (см. Притч. 24, 16), и Господне наставление Петру, чтобы он семьдесят крат седмерицею прощал брату своему (см. Мф. 18, 22). Если же Он людям заповедал так прощать, то тем более Сам простит как богатый милостию и превосходящий щедротами всё и всех, Который ежедневно взывает чрез Пророка: обратитесь ко Мне... и Я обращусь к вам (Зах. 1, 3). Я милостив, говорит Господь (Иер. 3, 12). И еще: Итак, Израиль, слушай постановления и законы (Втор. 4, 1) и проч. Но слыша, что заповедь не упраздняется, берегись, как бы не облениться и не прийти в нерадение, потому что сие очень опасно; но даже и в вещах, кажущихся малыми, не презирай заповеди. Если же приметишь относительно их нерадение, то постарайся исправиться, ибо от такового нерадения приходит человек и в большие согрешения.
Вопрос 369, того же. Помысл внушает мне не вопрошать святых, чтобы уразуметь полезное, и по немощи моей, презрев
оное, не согрешить.
Ответ Иоанна. Помысл сей весьма вреден, отнюдь не слушай его. Ибо кто, уразумев полезное, согрешит, тот всячески осуждает себя; а кто согрешит, не разумея полезного, тот никогда не осуждает себя, и страсти его остаются неисцеленными. Для того и внушает ему диавол такой помысл, чтобы страсти его остались неисцеленными. А когда помысл внушает тебе, что ты не можешь исполнить ответа по немощи, тогда вопрошай так: «Отец мой! Я желаю сделать то-то — скажи, что мне полезно, хотя я знаю, что, если ты и скажешь мне, я не могу исполнить и соблюсти сказанное, но лишь для того желаю научиться, дабы осуждать себя, что презрел полезное». Это ведет тебя и к смирению. Господь да сохранит сердце твое молитвами святых. Аминь.
370. Другой брат вопросил того же старца, говоря: в чём состоит ложное знание5?
Ответ Иоанна. Ложное знание состоит в веровании своему помыслу, что дело точно таково, как кажется. Кто желает избавиться сего, пусть не верит ни в чём своему помыслу, но вопрошает обо всём своего старца. Когда ответ старца окажется согласным с тем, как думал брат, и тогда он не должен верить своему помыслу, говоря: «Я был поруган демонами, внушавшими покориться помыслу, будто бы я имею истинный разум, чтобы, когда я поверю им, низвергнуть меня стремглав в другое зло. Старец же сказал истину, потому что он говорит по внушению Божию и отнюдь не бывает поруган демонами». Как сам разумею, так и сказал я и тебе, брату моему. Впрочем, не знаю, так ли это; помолись обо мне.
Вопрос 371, другого. Брат предложил тому же старцу: когда отягощаюсь помыслами, прошу старцев помолиться обо мне, и лишь только услышу слова их, душа моя немедленно успокаивается.
Ответ Иоанна. Когда корабль обуревается волнами, то, если он имеет кормчего, тот премудростью, данною ему от Бога, спасает корабль, и плывущий в нём радуется, видя его благосостояние. Равным образом больного немало веселит воспоминание о враче, а еще более его искусство; и путника, находящегося в опасности от разбойников, ободряет глас стражей, а тем более их присутствие. Ежели сие действительно так, то не гораздо ли более должен доставить веселия ответ отца всякому слышащему, особенно, когда он соединен с прилежною молитвою к Богу, сказавшему: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5, 16)? И когда, усваивая себе страдание своего члена (то есть ближнего), взывают они к своему Владыке Иисусу, говоря со сладчайшими слезами: Наставник! погибаем (Лк. 8, 24; Мф. 8, 25), — не доставит ли сие веселия слышавшему, что много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16)? Не обленимся просить у них молитв о нас. Хотя мы и недостойны, но Господь принимает ходатайство рабов Своих, как Он уже и показал сие по сказанному: Желание боящихся Его Он исполняет и проч. (Пс. 144, 19).
Брат! Разбойники многократно убегали, слыша слова и голос сильнейших; так и мысленные разбойники, когда услышат ответы и гласы сильнейших — тех, которые слышали от Владыки и Наставника своего Иисуса: мужайтесь: Я победил мiр (Ин. 16, 33), и еще: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк. 10, 19), — то, стыдясь, убегают с трепетом. Будем же просить святых помолиться о нас и стяжевать себе их ходатайство, ибо мы получаем от них прямую пользу. Помолись и обо мне, чтобы я исполнил сие, и да не преобладает во мне делание шуйцы. Господь с тобой. Аминь.
Вопрос 372, того же. Так как ты некогда сказал мне, что и в вопросе о помыслах и в самых делах хорошо действовать свободно, то теперь объясни мне: в чём состоит свобода при вопросе?
Ответ. Свобода при вопросе о помыслах состоит в том, чтобы вопрошающий совершенно обнажал свой помысл вопрошаемому и не скрывал от него ничего, не изменил чего-либо ради стыда, равно не высказывал своего помысла как бы от лица другого, но от своего собственного, как и следует; ибо всего более вредит притворство.
Вопрос 373, того же. Скажи мне, владыко, какого рода свобода бывает в вещах? И как следует употреблять ее?
Ответ. Свобода есть истина, откровенно высказываемая,
как, например: кто нуждается в пище, одежде или вообще в
какой-либо вещи, тот должен сказать имеющему возможность
дать ему оное. Свободу сию надобно обращать лишь к такому
лицу, которое не соблазняется, ибо не все назидаются ею. Имеющий рассуждение назидается и радуется, а кто не таков,
тот соблазняется. Употребляющий же ее должен употреблять
непристрастно, не для того, чтобы удовлетворить беспокоящую его страсть, а для того только, чтобы исполнить свою потребность. Если же ни лицо не соблазняется, ни страсть не
примешивается, в таком случае хорошо действовать свободно.
Надобно только оберегаться, чтобы не употреблять свободу
пред кем-либо другим, легко соблазняющимся ею; лучше наедине сказать о том, в чём нуждаешься, имеющему удобство
дать тебе то, и сохранишь от вреда помысл брата твоего. Так, иногда, может быть, по причине труда, бывает тебе нужно вкусить пищи ранее обыкновенного, а другой, узнав о сем, соблазняется; или просишь какую-либо вещь, а брат не назидается сим. Как уже сказано, хороша свобода, соединенная со
страхом Божиим, ибо когда, имея надобность в вещи, не объявишь сего, ожидая, чтобы другой сам по себе удовлетворял тебя, то может случиться, что он не знает о твоей надобности или знал, но забыл, или медлит, желая искусить тебя, имеешь ли ты
терпение; а ты соблазняешься на него и согрешаешь. А когда
откровенно скажешь ему, то не случится ничего из вышеупомянутого. Приуготовь же свой помысл, чтобы, попросив, чего нужно, и не получив, не скорбеть, не соблазняться и не роптать, но скажи помыслу: «Или он не может мне дать сего, или я недостоин того, и потому Бог не попустил ему дать мне». И остерегайся, как бы, вспоминая отказ, не пресечь свободы, которую имеешь к нему, чтобы, когда случится надобность, ты мог опять свободно попросить у него чего-либо; но, во всяком случае, при отказе в получении вещи сохраняй себя от смущения. Когда кто и сам по себе спросит тебя о вещи, в которой ты имеешь надобность, и тогда говори правду; если же, забывшись, скажешь: «Я в ней не имею нужды», — возвратись и скажи: «Прости меня, я раскаиваюсь в том, что сказал, ибо вещь эта нужна мне».
Вопрос 374. Как мне поступить, если я сомневаюсь, не соблазняется ли такою свободою известное лицо?
Ответ Иоанна. Можешь испытать его, соблазняется ли оно, или нет. Если случится, что тебе нужно будет вкусить пищи не вовремя, не говори ему: «Дай мне пищи», но скажи: «По такому-то обстоятельству чувствую голод». Слыша сие, он обнаружит себя и ты познáешь его произволение: соблазняется ли он, или нет.
Вопрос 375, того же. Каким образом понимать то, что когда брат Иоанн вопросил великого старца, должно ли ему оставить вовсе употребление овощей, старец повелел ему вкушать те, которые дадут ему, но не просить, чтобы дали; кажется, в этом случае он ограничивает его свободу?
Ответ Иоанна. Помысл внушал брату Иоанну вовсе не есть овощей, потому великий старец, будучи вопрошен о сем, сказал, что так внушено ему демонами, и, желая обличить их, сказал: «Сам по себе не проси, чтобы дали тебе овощей, и познаешь злобу вражию; ибо кто внушает тебе не есть их вовсе, тот же самый будет внушать тебе и роптать, если дадут тебе мало или вовсе на дадут их». Потому-то старец так и отвечал ему и дал ему оную заповедь; а где нет заповеди, там полезна свобода.