Ответы 376, 377, 378, 379, 380, 381, 382, 383, 384, 385,
386, 387, 388, 389, 390, 391, 392, 393, 394, 395,
396, 397, 398, 399, 400
Вопрос 376, великому старцу. Брат вопросил великого старца: прошу тебя, господин авва! Душа моя преисполнена зла, и я всё хотел вопросить тебя о сем, но боялся, говоря себе, что, ежели вопрошу и потом, не исполню, искушу Духа Господня. Авва же мой сказал мне, что не вопрошать старцев есть великое падение души. Прошу тебя, Господа ради, помолись обо мне и дай мне наставление, как мне спастись, и прости меня.
Ответ. Брат, поздно пробудился ты, тогда как уже смердят, гноятся раны мои от безумия моего (Пс. 37, 6). Если желаешь спастись, то покайся, отсеки всё, носящее тебе смерть, и скажи с Давидом: Буду вспоминать о делах Господа (Пс. 76, 11). Итак, отныне оставь волю твою, самооправдание, презорство и нерадение, а вместо них держись смирения, послушания и повиновения. Во всём считай себя уничиженным — и спасешься. Если сохранишь сие, то будешь сохранен от всякого зла; если же нет, смотри сам, ибо дашь ответ в оный страшный день. Не в настоящее только время, когда вопросил, будешь осужден за презрение и дашь ответ за всё, но и в будущем веке. Итак, внимай себе, чтобы не потерять воздаяния, особенно же времени, нерадя о своем спасении, которого желает Господь.
Вопрос 377, того же. Что есть отсечение своей воли?
Ответ Иоанна. Это есть преуспеяние по Богу; отсечение своей воли состоит в том, чтобы в добром отсекать свою волю и исполнять волю святых, в худом же и самому собою убегать зла.
Вопрос 378. Когда я вопрошаю о тонких помыслах, то помысл мой высокомудрствует, как будто я обстоятельно их исследую.
Ответ. Если желаешь вопрошать некоторых из отцов о тонких помыслах и притом не высокомудрствовать, помни, что прежде всего требуется от человека исправление грубых помыслов, запрещенных Апостолом: сладострастия, распутства, зависти (см. Рим. 13, 13) и тому подобных, а потом не презирать и тонких. Кто старается о тонких помыслах, а нерадит о грубых, тот подобен человеку, у которого дом нечист и полон различного хлама, среди коего находится и мелкий сор; и, вздумав очищать его, он начал выносить из дома сперва мелкий сор, а оставил камни и другие вещи, о которые спотыкается. Если вынесет один мелкий сор, чрез то дом его еще не получит благообразия; а когда вынесет камни и прочее, тогда не оставит и сора, потому что и он делает безобразие. Посему-то Спаситель наш укорял фарисеев и саддукеев, говоря им: Гóре вам, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили
важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять (ср.: Мф. 23, 23).
Вопрос 379, того же к тому же. Если кто вопросит о деле и старец скажет ему, что оно совершится, потом, по оказавшемуся неудобству и несоответственности обстоятельств, вопрошающий сомневается, ужели посему он осудится как неверный?
Ответ. Если вопросивший будет подвижник, он исправляет свое неверие, веруя, что Святой Дух не может солгать, вещая как Ему угодно, устами святых Своих, ибо Писание говорит: Бог сказал во святилище Своем (Пс. 59, 8). Если же не верует, что Бог говорит устами вопрошаемого, то таковой считается неверным и давно уже осужден. Если же, веруя, сомневается, то ему должно исправиться, слыша Екклезиаста, который говорит: семь раз упадет праведник, и встанет (Притч. 24, 16). И еще надобно вникнуть и в то, что многократно Бог через божественное Писание говорил о рабах Своих одно, а с ними, по-видимому, случалось противное. Так, Бог сказал: Я прославляю прославляющих Меня (1 Цар. 2, 30), а мы видим, что некоторые из святых до самой кончины пребывали во многих озлоблениях и скорбях. Можем ли сказать, что Бог не прославил их? Поистине и весьма прославил; но не видящие сердечными очами не видят их славы. За таковое терпение был прославлен Иов, хотя друзьям его, смотревшим на него очами человеческими, и казалось, что он заслуженно терпит; впоследствии же он услышал от Божественного гласа: Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? (Иов 4, 3). И убогий Лазарь, лежа у ворот богатого в великом презрении и болезни телесной, весьма прославил Бога терпением. Мы сказали, что Бог прославляющих Его прославляет; с Лазарем же, как видится, случилось совершенно противное, потому что он пребывал во многих скорбях до самой смерти; но впоследствии открылось, как прославил его Бог, упокоив в недрах Авраама. Что же скажем о святом Павле, который сподобился зрения Самого Сына Божия и слышал Его Божественный глас, о котором засвидетельствовал Бог, что он будет сосуд избранный (см. Деян. 9, 15), который был восхищен на небеса и слышал Божественный Его глас и неизреченные глаголы (2 Кор. 12, 4),
каких не слышал никто другой? Но и такой человек был дважды спущен в окно в корзине (см. 2 Кор. 11, 32). Разве это не казалось достойным соблазна для неверных и безрассудных? Хотя сам Павел и был сподоблен Божественной благодати, но то было для испытания многих: сохранят ли они ту же веру к Апостолу? Так бывает и с прочими святыми, для пользы приходящими к ним.
Да и что говорить о людях, когда Сам Спаситель молился, говоря: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф. 26, 39), а апостолы, слыша сие, соблазнялись, не зная, что сие совершалось промыслительно, к пользе всего рода человеческого? Точно так же и здесь, когда случается не так, как мы ожидали, судя по ответу, — сие происходит не по причине немощи вопрошаемого или молящегося, но для испытания и укрепления веры приходящих: пребудут ли они до конца тверды в вере? Пребывая же в ней, они смотрят на конец дела — на славу Божию, в них проявляемую. Но некоторые вопрошают старца с надеждою получить от Бога что-либо вещественное, а не ради душевной пользы, и такие получают вскоре. Отчего мы не обращаем более внимания на то, что случилось с Ананией и Азарией? Имея упование на Бога, что Он может спасти их от пещи огненной, они говорили царю: мы имеем на небесах Бога, Который может избавить нас от рук твоих и от пещи огненной; если же и не так — то мы не станем служить богам твоим (см. Дан. 3, 17, 19). И Бог не тотчас прославил их, но оставил, пока они вошли в самую пещь, и так чрез то очевидно стало всем совершенное их упование на Бога. Он избавил и прославил их, показав в них пример к подражанию для тех, которые изнемогают в терпении испытаний, посылаемых им от Бога, сказавшего: претерпевший же до конца спасется (Мк. 13, 13). Итак, предоставив всё Богу, Который лучше нас знает, что нам полезно духовно и телесно, не будем сомневаться в том, что говорят нам Святые Отцы, но с терпением приимем то, что угодно будет Богу послать ко благу и пользе душ наших, вспоминая изречение Пророка: судьбы Твои — бездна великая (Пс. 35, 7). А что судьбы его не исследованы, очевидно из того, что случилось с израильтянами: они, получив обетование войти в землю, текущую медом и млеком, обращали внимание
лишь на вещественную сторону сего и много искусили Бога неверием, не получая сего; ибо не разумели, что медом и млеком он назвал будущие духовные блага, которых сенью был закон, как и Апостол истолковал нам (см. Евр. 10, 1). Более же всего будем веровать Человеколюбивому Богу и Владыке нашему, всегда промышляющему о нашей жизни более, нежели мы разумеем или помышляем; ибо Тому подобает слава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Вопрос 380, опять того же. Отец мой! Прошу, изъясни мне следующий вопрос: если случится мне вопросить отцов, хорошие ли плоды принесет мне нива моя, или если имею врага и спрошу, может ли он нанести мне вред, и ответят мне о плодах, что они будут, а о враге, что он не повредит мне, между тем как на деле плодов нет, а от врага предвижу вред, то как должен я веровать? И если вижу, что помысл мой расслабляется в вере по причине встречающихся противных обстоятельств, то как должно его воззвать и утвердить? Окажи мне и ныне милость, отец мой, наставь меня на правый путь и помолись о немощи моей.
Ответ Иоанна. Словá святых мы не должны почитать напрасными, ибо они действительны и сказаны по Богу. Но мы не можем разуметь их, потому что пригвождены к плотскому и вещественному, ибо как Бог печется о спасении душ человеческих, так и святые Его. Что говорят нам святые, прежде приложим к внутреннему человеку и найдем, что если постигнет нас скорбь через людей или ущерб в доходах, то сие бывает к пользе нашей, в чём и обнаруживается сущность предсказаний, которыми обещано, что доход будет хорош, ибо чрез неполучение приобретена душевная польза, а значит, получен и хороший доход. То же самое дóлжно разуметь и о враге, когда он вредит нам, ибо вражда его делается причиною нашей душевной пользы, если только переносим ее с благодарностью, вспоминая сказавшего: за всё благодарите (1 Сол. 5, 18). И любúте врагов ваших... молúтесь за обижающих вас (Мф. 5, 44), и блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать (Мф. 5, 11) и проч. Если будем праведны, то искушение от них послужит нам к преуспеянию, если же грешны, то оно послужит нам к оставлению грехов и исправлению, к опытности и научению в
терпении. А когда случится, что будем благоденствовать и в телесном, или относительно доходов, или касательно мира со врагами нашими, опять приложим ко внутреннему человеку, то есть что молитва праведных споспешествовала к пользе его. Когда будем поступать так, то ненавистник добра не может повредить нашей вере, ибо и то, и другое (получение и неполучение обещанного) служат к пользе внутреннего нашего человека. Кто поживет мирно, тот увидит исполнение предсказанного святыми, то есть что оно было предсказано к его пользе. Господь да вразумит тебя и просветит сердце твое.
Вопрос 381. Если я попрошу помолиться святых о душевной страсти или телесной болезни и верую, что тотчас же последует исцеление, бывает ли так, хотя мне и неполезно немедленное исцеление?
Ответ Иоанна. Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно; предоставь это сказавшему: знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 8). Помолись же Богу, говоря так: «Владыко! Я в руках Твоих, помилуй меня по воле Твоей и, если мне полезно, исцели меня вскоре». Проси помолиться о том же и святых и веруй несомненно, что Бог сотворит полезное для тебя, и благодари Его во всём, вспоминая слово Писания: за всё благодарите (1 Сол. 5, 18), — и получишь пользу душевную и телесную.
Вопрос 382, того же. Отцы, которых просят молиться о каком-либо искушении, чего просят у Бога: избавления ли от страсти, или вообще полезного человеку? И как авва Сисой и другие отцы, молясь об учениках, просили им у Бога избавления от страсти? Как же нам разуметь, что всё возможно верующему (Мк. 9, 23)? И еще: никто не бывает искушаем более, чем может перенести (см. 1 Кор. 10, 13). И искушение это служит ли к пользе? И приносят ли пользу молитвы святых?
Ответ Иоанна. Брат! Поскольку мы оба праздны — я и ты, то оставляем наши страсти и спрашиваем одно вместо другого. Впрочем, относительно того, о чём ты спросил, думаю так: совершенные отцы молятся, чтобы Бог сотворил полезное с человеком, ибо если ему полезно, то Бог оставляет в нём страсть ради терпения; если же ему полезно избавиться от страсти — избавляет его, и сие мы приписываем предведению Божию. Авва же Сисой молился так об ученике своем, потому что получил извещение помолиться. И другой старец, или, лучше сказать, другие молились также по извещению. А верить тому, что случающееся с человеком служит к пользе его, вразумляемся из слов Апостола: за всё благодарите... Словá Писания: всё возможно верующему относятся к тому, чтобы с упованием переносить скорбь, происходящую от страстей, чтобы терпеть, долготерпеть и мужественно переносить всё, подобно Иову. Бог же не искушает человека более, нежели он может перенести; но если не помогают ему молитвы святых, то иногда человек по своей лености делается предателем себя самого. Бог да простит тебя, брат, за пустословие твое.
Вопрос 383, того же. Если я имею предание1 от святых и случится мне по особой моей надобности, или по какому-либо благочестивому делу, или идя к Святым Отцам, проходить путем, на коем предстоит опасность от разбойников, скажи мне, Отец мой, как я должен пройти его? Ужели без предосторожности, уповая на предание святых, или каким иным образом? Если же нечаянно и попаду в руки разбойников, что мне подумать о себе самом и находящихся со мною, а также о находящихся со мною вещах? Если же случится мне не сказать прежде авве о разбойниках, должен ли я возвратиться к нему и сказать о них?
Ответ Иоанна. Если мы, будучи посылаемы куда-нибудь, получим предание, то есть молитву какого-либо святого, то должны уповать, что помощь Божия вполне с нами. Когда и в мiре кто-нибудь поручит свой дом какому-нибудь сильному человеку — сей последний прилагает немалое попечение о доме из уважения к поручившему оный; тем более предание святых совершенно приемлется Богом к сохранению того, кого они предают Ему; ибо о Нём сказано: Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их (Пс. 144, 19). Итак, во всяком случае мы должны верить, что предание святых имеет совершенную силу в помощь и спасение души. Если же, получив предание, встретим в чём-либо скорбь и лишение относительно вещей, или по попущению Божию на пути впадем в искушение, то не будем огорчаться сим или почитать бессильными предавших нас Богу, и не будем соблазняться о них, потому что по получении предания последовала утрата вещи или получена телесная рана; но вспомним, что и сам божественный Апостол, будучи силен, совершен и свят, подвергался всему сему и хвалился, говоря: Бог... избавил нас от столь близкой смерти... и еще избавит (2 Кор. 1, 10), что много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь (Пс. 33, 20), и что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), и еще: Кто не имел опытов, тот мало знает (Сир. 34, 10) и непотребен.
Будем содержать в уме, что никакое доброе дело не совершается без скорби, ибо ему противодействует зависть диавольская. Если же случится нам пройти путь без скорби, не будем высокомудрствовать, будто мы были спасены от скорби как достойные того, но да памятуем, что Бог, зная немощь нашу, что мы несильны претерпеть скорбь, преданием святых покрыл нас от скорби; ибо о претерпевших в скорби или в искушении написано: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни (Иак. 1, 12). Внимай же, чтобы, имея предание святых, не совершать пути своего с небрежением; но ты должен, если услышишь что-либо на пути о разбойниках или о какой-либо опасности, быть твердым и, по силе своей, постараться, чтобы не подвергнуться сему, но, молясь Богу и вспоминая предание святых, с осторожностью или пройти путь сей с другими, или спросить, каким способом можно безопасно пройти сим самым путем или другим. Если же случится тебе идти ради какого-нибудь благочестивого дела или к Святым Отцам и услышать о разбойниках или о других опасностях на пути, то и тогда не дерзай пускаться в преднамеренный путь без всякой предосторожности, чтобы хотя чрез сие избежать высокомудрия и опасности. Ибо никому не следует произвольно вдаваться в искушение, но благодарно терпеть то, что постигает его попущением Божиим. Мы находим, что и некоторые святые, намереваясь пойти для посещения других пустынных отцов и услышав о разбойниках и других скорбях, отлагали свое намерение. Это служит нам к смирению. А узнав или услышав, что путь опасен, постарайся спросить у аввы: как рассудишь, что мне делать? И как он скажет тебе, так и сделай. Если по забвению не скажешь ему о сем, а, получив предание, пойдешь и вспомнишь на пути, что ты забыл сказать, то возвращаться не надобно, но помолись Богу, говоря: Владыко! Прости мне в моем нерадении и по молитвам святого Твоего и по благости милосердия Твоего наставь меня по воле Твоей, спаси меня и сохрани от всякого зла и скорбных приключений, ибо имя Твое прославляется вовеки, аминь.
Вопрос 384, того же. Может ли вера других принести пользу тому, кто не присоединит к сему своей собственной веры, подобно тому, как вера тех, которые несли оного расслабленного, принесла ему пользу?
Ответ. Если бы и расслабленный не имел веры, то он не дозволил бы им нести и спустить себя сквозь раскрытую кровлю. Таким образом, общая их вера спасла его. Итак, если человек к вере других не присоединит и своей веры к Богу, то не получит никакой пользы. Не извиняйся же в том, что, возлагая на других всё свое бремя, ты потому ничего не делаешь, ибо Иеремия, веруя, что Бог милостив к людям, молился о них, а так как они не присовокупили к сему своей веры, то Бог и не услышал его. Где же была вера пророка? Разве он не имел ее, как и несшие расслабленного? Но причина сего исключительно была в людях. Так же бывает и в подобных сему случаях; ибо не напрасно сказано: много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16).
Вопрос 385, того же. Прошу тебя, отец мой, скажи мне: чем дочь жены хананейской и раб сотника споспешествовали своему исцелению? Да и другой расслабленный, просив лишь о здравии тела, получил сперва оставление грехов (см. Мк. 2, 5). В чём состоит здесь споспешествование? Также и Господь говорит апостолам: что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18), и: кому простите грехи, тому простятся (Ин. 20, 23), а не сказал: если споспешествуют. Прошу тебя, изъясни мне всё сие.
Ответ. Брат, скучно с не понимающими хода событий. Дочь жены хананейской и раб сотника были вне ума: одна но причине исступления, другой от действия сильной болезни — и потому не могли своею верою споспешествовать молящимся о них. Расслабленный же тот, показав веру в получении здравия телесного, по человеколюбию Владыки сподобился и большего.
Во время земной жизни Спасителя, для того чтобы люди веровали Его пришествию, вначале происходили чудеса и без споспешествования тех, на коих они простирались, и люди исцелялись даром во исполнение пророческого слова: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис. 53, 4; Мф. 8, 18). Как неповинные греху, люди исцелялись благодатию Его, и не требовалось от них споспешествования, кроме того, чтобы сохранить себя впоследствии, по слову Его: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14). И еще о Нём Самом Иоанн говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мiра (Ин. 1, 29). Вникни, что он говорит: грех мiра. Не принявшие же Его не получили исцеления, и исполняется на них слово Писания: Если же неверующий хочет развестись [слав.: отлучается], пусть разводится [слав.: да разлучится] (1 Кор. 7, 15). А в том, что Он дал апостолам власть исцелять и прощать грехи споспешествующих молитве, да удостоверит тебя сам Иаков, получивший такую участь, который говорит: много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16). При самом же Спасителе было иначе: те, которые приняли Его, спасались и получали исцеление, не принявшие же Его, но отринувшие погибали. Итак, утвердимся верою и спасемся о имени Бога, Которому слава вовеки, аминь.
Вопрос 386, того же. Прошу тебя, владыко, объясни мне: в чём состояла вина ученика святого Елисея, что мертвец не воскрес? И для чего пророк, провидя это, послал его? Или, посылая, предварительно не исправил его?
Ответ. Не для того послал Елисей ученика, чтобы уничижить его, — вовсе нет, но дабы научить, что полезно не уничижать никого, и дабы привести его к покаянию, чтобы он уверовал и воскресил. Но он остался при том же неверии, и за неверие свое не воскресил. Пророк знал, что он не воскресит того мертвеца; но, чтобы отнять у него повод ко всякому оправданию, послал его, наставленного, но не вразумившегося, как и Господь знал предателя Иуду и не уничижил его до последнего его издыхания, но вразумлял, и не отверг его, пока он не погиб совершенно; ибо люди одарены свободною волею. И чтобы очевидно было, что не Бог виновник зла и не святые, но сами люди суть виновники своих зол, Он оставил им свободу, да явятся безответными в день суда, будучи обличаемы одни другими.
Вопрос 387. Некоторые из живущих в монастыре и избавившиеся от многих искушений молитвами Святых Отцов, услышав о нашествии разбойников, хотели уйти из монастыря и вопросили о сем великого старца.
Ответ Варсонофия. Мы уже убедились опытом, что Владыка и Человеколюбивый Бог наш избавлял нас от всех скорбей и искушений; не будем сомневаться и теперь, что Он избавит и покроет нас от всякого зла. Итак, всё наше попечение и надежду возложим на Него (см. 1 Пет. 5, 7). И где ни пребываете, уповая на молитвы святых, не опасайтесь никакого зла, но пребывайте, утверждаясь верою Христовою и воспевая с пророком Давидом: Господь за меня — не устрашусь: что сделает мне человек? (Пс. 117, 6) и проч.; и еще: Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь]. Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек (Пс. 120, 7-8). Берегитесь, чтобы не узнали люди, что, имея Бога помощником, вы боитесь людей, ибо сказано: Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной (Пс. 22, 4). Скажите сомневающейся душе вашей для того, чтобы она восприяла дерзновение: Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш (Пс. 45, 8). Все приветствуем вас о Господе, говоря: это Я, не бойтесь (Мф. 14, 27).
Вопрос 388. Некоторый брат, слыша о сем ответе, спросил того же старца: должен ли кто, имея такое упование, жить без опасения и в таком месте, которое небезопасно от разбойников?
Ответ Варсонофия. Мы всегда должны уповать на Иисуса, что Он но попустит нам искуситься более, чем мы можем (см. 1 Кор. 10, 13). Но поскольку Он Сам научил нас, говоря: молúтесь, чтобы не впасть в искушение (Лк. 22, 46), то не следует самим собою вдаваться в опасности — это будет преступлением заповеди Божией, ибо в таком случае мы сами себя предадим на смерть, но должно охранять себя. Если же живем в мирном месте и услышим о нашествии разбойников, то не должны смущаться, имея покров Божий, ибо Бог видит, что мы не сами ввели себя в искушение и не преступили Его заповеди; но лучше, сохраняя ее, будем взывать день и ночь: не введи
нас во искушение, но избави нас от лукавого (Мф. 6, 13). А когда, и при молитве о сем, случится искушение или нападение разбойников, да не ослабеем, ибо сие бывает ко испытанию нашему и попущением Божиим, к пользе нашей. И когда будет по попущению, тогда Апостол утверждает нас, говоря: верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13). А как скоро от одного только слуха будем бегать из одного места в другое, то диавол может совсем не допустить нас пожить на одном месте. Когда же достоверно знаем относительно какого-либо места, что там предстоит опасность, то должны предохранить себя. А если место мирно и искушение постигнет нас внезапно, то Бог, видя, что вина сего не от нас, покроет нас по воле Своей. Ибо есть искушение, от нас самих случающееся, и есть другое, бывающее по попущению Божию; которое происходит от нас самих, то служит во вред душе, и о нём-то взывал апостол Иаков, говоря: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого (Иак. 1, 13); а то, которое случается попущением Божиим, полезно для души, ибо ведет человека к искусству2, а искусство ведет человека к надежде, а надежда не постыжает, по писанному (Рим. 5, 5), а непосрамляемый уже спасен о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава вовеки, аминь.
Вопрос 389, того же. В Писании сказано: Искуси меня, Господи, и испытай меня (Пс. 25, 2), и еще: с великой радостью принимайте... когда впадаете в различные искушения (Иак. 1, 2); а в другом месте: не введи нас во искушение (Мф. 6, 13), Господи; и еще: молúтесь, чтобы не впасть вам в искушение. Кажется, что сии места противоречат одно другому, а потому и прошу тебя объяснить мне различие искушений.
Ответ Варсонофия. Сказать: Искуси меня, Господи, и испытай меня может лишь такой человек, который подвизается и просит, чтобы чрез искушение, находящее по попущению Божию, дано было ему испытать себя: сохранит ли он терпение в тесноте сего искушения. Терпение же, как сказано, ведет человека к искусству и прочим благам, и отсюда несомненно происходят радость и преуспеяние, ибо воля подвизающегося не содействует такому искушению, но более сопротивляется, и человек всячески понуждает себя к труду, чтобы не быть ему побеждену сим искушением. А сказать: не введи нас во искушение означает: не попусти нам быть искушенными от своей воли и своего хотения, потому что от падения в такое искушение происходит смерть, и о сем-то говорит Спаситель: молúтесь, чтобы не впасть вам в искушение. Посему оный праведник и молится сугубою молитвою, прося, дабы ему быть искушенным, по попущению Божию, к испытанию ради спасения, и вместе прося, дабы не быть искушенным от своей воли и своего хотения в погибель душевную.
Вопрос 390. Как достигнуть, чтобы страх Божий пребывал непоколебимо в моем жестоком сердце? И как со мною случается, что, делая что-либо и еще не окончив того, переношусь умом к другому, под предлогом как бы страха Божия, то спрашиваю: хорошо ли это или нет?
Ответ. Тот, кто желает всегда иметь страх Божий непоколебимым в сердце своем, из следующего примера может уразуметь, как достигнуть сего: если кто желает пойти куда-нибудь, то обувается в сапоги. Писание же говорит, что сапоги суть знамение приуготовления (см. Еф. 6, 15); а также написано: Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои (Пс. 118, 60). Итак, кто усмотрит, что ему предлежит какое-либо дело, тот от телесного приуготовления должен заимствовать образец для духовного и надеть духовные сапоги, то есть приготовить себя страхом Божиим, вспоминая, чтó он должен совершать со страхом Божиим, и, приготовив сердце, призвать Бога, чтобы Он даровал ему страх сей. А когда во всяком деле будет предлагать пред очами своими страх сей, он сделается непоколебимым в сердце его. Надобно обращать внимание и на то, чтобы не переносить ума от предлежащего дела к чему-либо другому, извиняясь, что сие делается как бы по страху Божию, ибо такой путь неправ и есть не иное что, как рассеяние и прелесть вражия. Но во всяком начинании надобно стараться содержать в себе тот же страх Божий; также должно прилепляться к Святым Отцам, от лицезрения и беседы которых, от их воздыхания и доброй их жизни и мы исполнимся умиления по Богу; ибо скот Иакова, смотря постоянно на опущенные в воду жезлы, зачинал пред прутьями, и рождался скот (Быт. 30, 39). И если напечатлеем в уме примеры отцов, чтобы таким же образом употреблять вещи, как они, то не замедлим вступить на один путь с ними.
Вопрос 391. Многократно случается, что мне приходит на память страх Божий и, вспомнив суд оный, я тотчас умиляюсь. Как я должен принимать память о сем?
Ответ. Когда сие приходит тебе на память, то есть когда почувствуешь умиление о том, в чём согрешил ты в вéдении или неведении, то будь внимателен, как бы сие не произошло по действию диавольскому, на большее осуждение. А если спросишь: как распознать истинную память от приходящей по действию диавольскому, то выслушай: когда придет тебе таковая память и ты стараешься делами показать исправление, то это есть истинная память, чрез которую прощаются грехи. А когда видишь, что, вспомнив (страх Божий и суд), умиляешься, и потом снова впадаешь в те же, или худшие, грехи, то да будет тебе известно, что такое припоминание — от супротивного, и что демоны влагают в тебя оное к осуждению души твоей. Вот тебе два ясных пути. Итак, если желаешь бояться осуждений, бегай дел его.
Вопрос 392. Когда же бывает приличное время, чтобы принимать в ум память о Боге и память страха Его, дабы умиляться от них, на исправление согрешений?
Ответ. Огонь по естеству своему горяч, и кто желает употреблять, не имеет его разведенным постоянно, но предпочитает держать его сокрытым для того, чтобы, когда пожелает мог развести его и согреться. Так надобно поступать и в упомянутом случае, ибо в нас входят побуждения и со стороны врага, и он всевает их безвременно, предлагая под видом страха Божия и желая чрез то или вовлечь кого-нибудь в печаль, или смутить ум его под предлогом предстоящего ему занятия, не заботящийся о том, чтобы рассудить, каков его помысл. Такую же хитрость употребляют и скрадывающие домá человеческие. Если они не заметят прежде, что живущие в них оставили осторожность, то не могут обокрасть их. Вспоминай же всегда Екклезиаста, который сказал: всему свое время (Еккл. 3, 1), и говори себе: сделаю теперь со страхом Божиим то, что предстоит мне, и тогда, освободившись от дéла, займусь твоим3 счетом, и сделаю это не своею премудростью, а силою Бога нашего, испытующего сердцá и утробы. Временем же, приличным для испытания помыслов, пусть будут для тебя утренние и вечерние часы, в которые вопрошай себя: как я провел ночь или день? И если усмотришь какое-либо согрешение, постарайся исправиться при помощи Христа.
Вопрос 393, того же. Поскольку находящее на меня забвение нередко уничтожает памятование многих моих согрешений, иногда же и совершенно не вспоминаю о них, то спрашиваю: что мне делать?
Ответ Варсонофия. Есть люди неграмотные, которые имеют верных заимодавцев, и будучи совершенно уверены в них, если забудут что-либо, говорят им: мы отдадим, сколько состоим должны, по вашему счету. Так и ты: какого заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего еще не было? Итак, возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи Ему: Владыко! Поскольку и забыть свои согрешения есть грех, то я во всём согрешил Тебе единому Сердцеведцу; Ты и прости мне всё по Твоему человеколюбию; ибо тем-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам их, ибо Ты препрославлен вовеки, аминь.
Вопрос 394. Иногда я соблазняюсь о какой-нибудь вещи, и вдруг оказывается, что соблазнился несправедливо, от сего прихожу в стыд: попускается ли сие от Бога к моему исправлению, или происходит от лукавого к осуждению?
Ответ Варсонофия. Если вникнем в силу прежнего ответа, то найдем, что он идет и к этом вопросу; ибо как в нём сказано, что если самыми делами не покажем памяти страха Божия и происходящего от нее умиления, то осудимся, так равно и здесь. Ибо если самым делом покажем, что мы вразумились обличением, то оно (проистекает) от Бога ко спасению нашему; если же нет, то от внушения бесовского к осуждению нашему.
Вопрос 395, того же. Ежели я потеряю вещь и, боясь осуждения, не осуждаю того у кого, как думаю, она находится, однако подозреваю его, не прилично ли будет узнать, действительно ли она у него, ибо я не могу перенести ее потери.
Ответ Варсонофия. Узнать, у него ли твоя вещь, не будет неприлично. Если же и окажется, что она у него, то не старайся нанести ему стыда, но довольствуйся тем, что нашел свою вещь.
Вопрос 396, или прошение. Некоторый христолюбивый муж исповедал грехи свои тому же старцу, прося и прощения в них. Старец же отвечал ему так: открывающий свои согрешения оправдается в них, по словам Писания: говори ты, чтобы оправдаться (Ис. 43, 26), и еще: я открыл Тебе грех мой... и Ты снял с меня вину греха моего (Пс. 31, 5). Брат, будем беречь себя вперед, а прежнее Бог простил нам.
Вопрос 397, того же. Скажи мне, отец мой, как душа моя, имея многие язвы, не плачет?
Ответ Варсонофия. Кто знает, что он потерял, тот будет о том плакать. И кто желает достигнуть чего-либо, тот совершает многие странствования и претерпевает многие скорби, ожидая получить желаемое им.
Вопрос 398, того же. Кто хочет сделать доброе дело, но лишь ради своей собственной прибыли или по другому побуждению своей воли, тому вменяется ли сие в правду?
Ответ Варсонофия. Мы знаем, что если кто, соблюдая пост, примешает что-нибудь к нему по своей воле или постится, ища человеческой славы и приобретения от нее, то пост его бывает мерзок Богу. И израильтяне постились, но, поскольку во время поста делали обиды и исполняли свою волю, Бог укорял их чрез пророка Исаию, говоря: таков ли тот пост, который Я избрал? (Ис. 58, 5) — уста Господни изрекли это, — так и здесь. Всякое доброе дело, которое совершается не из одной только любви к Богу, но к которому бывает примешана и своя воля, нечисто и неприятно Богу. Сие можно познать и из Божественного закона; он говорит: пóля твоего не засевай двумя родами семян (Втор. 9, 11; Лев. 19, 19), в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся. И если хочешь убедиться, что сказано так о делателях, то Екклезиаст указывает на это, говоря: Да будут во всякое время одежды твои светлы (Еккл. 9, 8), показывая тем, что дело сие должно быть всегда чисто. Если же примешивается к делу что-либо по особенной воле делающего, то оно уже осквернено и неугодно Богу. И Господь касательно дел говорил Своим ученикам: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнáете их (Мф. 7, 15-16). Итак, постараемся делать дело Божие не ради чего-либо другого, но только ради единого Бога. Если же не так, то Бог не имеет в нас нужды, чтобы дело совершалось через нас, ибо не оскудеет у Бога человек, чрез которого дело Его будет исполняться непорочно. Итак, делая благое, будем бодрствовать над собою, чтобы как-нибудь, ради воли нашей, не сделать труд наш бесполезным.
Вопрос 399, того же. Будучи вообще медлен в учении, я изучаю псалмы скорее прочего: от Бога ли случается так со мною или от демонов?
Ответ Варсонофия. Сколько помогает тебе Бог, учись со смирением. Чтобы легко изучать слово Божие, сие не от диавола, ибо оно есть семя Божие; но когда кто не внимает Богу, тогда враг сеет и свои плевелы. Желая смирить свой помысл, скажи ему пример: кто получит от владыки своего серебро, подобно оным евангельским рабам, и не приобретет и не умножит его, чему тот подвергается? И помысл ответит тебе, что он подвергается тому же, чему и раб, скрывший серебро своего владыки (см. Мф. 25, 18). А ты скажи ему: итак, не высокомудрствуй, наполнив воздух бесплодными словами, ибо они служат лишь в осуждение мне.
Вопрос 400, того же. Так как благое проистекает от Бога, то дается ли оно и грешникам? И для чего дается?
Ответ Варсонофия. Всякое даяние доброе (Иак. 1, 17) проистекает от Бога. И как Он Благ, то всё благое от Него даруется: праведным как достойным, грешным же как призываемым через благодеяния прийти в покаяние, по словам апостола Павла: Иисус Христос пришел в мiр спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал долготерпение (1 Тим. 15, 16).