Преподобный Антоний Великий
Письма к монахам*
|
· Письмо первое. Об удалении от мiра
· Письмо второе. О Синайском законодательстве, о воплощении Бога Слóва и обязанности исполнять заповеди Божии
· Письмо третье. О том, что благодарность Богу за дарованное нам искупление мы должны свидетельствовать исполнением заповедей Божиих
· Письмо четвертое. О том, что строгое исполнение закона Божия не означает рабства, но истинную свободу
· Письмо пятое. О том, что и Ангелы, и дýши святых радуются на небе, когда человек исполняет заповеди Божии
· Письмо шестое. О том, что духи злобы всегда стараются совратить благочестивых людей с пути добродетели и что смирение необходимо для спасения
· Письмо седьмое. О том, что благодеяния Божии к человеку бесчисленны и что человек только посильным упражнением в добродетелях может свидетельствовать Богу благодарность свою
· Письмо восьмое. О том, что благодать Святого Духа дóлжно приобретать чистотою сéрдца и строгою христианскою жизнью
· Письмо девятое. О том, что трудные подвиги благочестия облегчаются благодатию Божиею, которую Бог ниспосылает истинно преданным Ему
· Письмо десятое. О том, что добродетель теряет всю свою цену и достоинство от тщеславия
· Письмо одиннадцатое. О том, что к совершенству христианина принадлежит и духовный нáвык различать добрó от зла, истину от лжи
· Письмо двенадцатое. О том, что взаимная любовь, соединяющая духовных отцов и детей, должна быть сильнее взаимной любви, соединяющей родителей и детей плотских
· Письмо тринадцатое. О том, что тайны Царства Небесного открываются только тем, которые достигли высокой степени духовного совершенства, и что сии люди в последний день Суда будут судить мiр
· Письмо четырнадцатое. О том, что всякий человек должен оказывать Богу сыновнее послушание, дабы получить от Него отеческое благословение
· Письмо пятнадцатое. О том, что добродетели — плоды духовной жизни, а грехи — плоды духовной смерти
· Письмо шестнадцатое. О том, что святые люди, упоминаемые в Ветхом и Новом Заветах, во всех делах своих показывали глубокое смирение пред Богом и что мы должны подражать им
· Письмо семнадцатое. О том, что для духовного созерцания Господа и преображения в славу Господню дóлжно достигать меры возраста Христова, умерщвлять себя и любить уединение
· Письмо восемнадцатое. О том, что коварства злых духов многоразличны, что для предохранения себя от оных потребно духовное бдение и подражание святым
· Письмо девятнадцатое. О том, что Дух Святой вселяется в душу человеческую тогда, когда она достойным образом уготовит себя в храм Божий, и что сильным искушениям подвергаются только те люди, которые утвердились в добродетели
· Письмо двадцатое. К духовному сыну своему Вевнуду: о том, что человек, желающий провождать благочестивую жизнь, получить благодать Святого Духа и удостоиться небесной славы, должен иметь все христианские добродетели, и особенно — любовь к ближним, смирение, терпение в искушениях, чистоту сéрдца и повиновение к духовным наставникам своим
|
Примечание:
* Всех писем Антония Великого, которые посылал он ученикам из своего уединения на «внутренней горé» у Красного мóря в различные египетские монастыри, насчитывается двадцать. Он писал их на родном коптском языке, на котором они и доныне сохраняются во многих египетских монастырях. Еще в IV веке они были переведены с коптского языка на греческий, в VIII веке — на арабский, а в XVII веке — с арабского на латинский маронитом Авраамом Ехилленским, который и издал их в Париже в 1646 году. Святой Антоний писал эти письма в старости, чтó видно как из следующих слов его в седьмом письме: «Вся протекшая довольно долговременная жизнь моя была ни чтó иное, как непрестанный плач и стенание о грехах моих», так и из того, что в четвертом письме он упоминает об арианской ереси, которая нáчала распространяться в восьмидесятых годах жизни преподобного Антония.
О подлинности первых семи писем, по изданию Галланда, свидетельствует Блаженный Иероним, который говорит, что в них виден апостольский дух и что лучшее из них есть то, которое Антоний Великий послал в монастыри, находящиеся близ гóрода Арсинои (письмо шестое).
Святому Антонию приписывает эти письма и неизвестный греческий автор книги «О делах и изречениях отцов», которую Фотий рассматривает в своей «Библиотеке» (cod. 198). Этот аноним, приводя одно место из первого предлагаемого здесь письмá, прибавляет, что «так сказал Антоний». Чтó касается прочих тринадцати писем, то, по мнению Комбефизия (Recens. auct. Bibl. concion. T. 1. P. 5), подлинность их видна и из слога, и из духа их, сходного со слогом и духом первых писем и прочих сочинений преподобного Антония.
Предлагаемый перевод писем выполнен А. С. Красносельским по латинскому изданию «Библиотеки древних отцов» Галланда. Публикуется по: Христианское чтение. Письма 1-5. 1826. Ч. 22; Письмо 6. 1826. Ч. 23; Письмо 7. 1828. Ч. 31; Письма 8, 9. 1828. Ч. 32; Письма 10, 11. 1829. Ч. 33; Письма 12-16. 1829. Ч. 34; Письма 17, 18. 1829. Ч. 35; Письма 19, 20. 1829. Ч. 36. — Прим. ред.
|