Блаженный Авва Исаия. Главы о подвижничестве и безмолвии.

Блаженный Авва Исаия

Главы о подвижничестве и безмолвии*


1. Три добродетели суть всегдашние блюстительницы ума: естественное ему стремление, мужество и безленостность.

2. Три есть добродетели, которые когда увидит в себе ум, уверяется, что достиг в бессмертие: рассуждение , тонко различающее страсти одну от другой, предувидение всего прежде времени, и несосложение ни с каким чуждым помыслом.

3. Три есть добродетели, которые всегда доставляют свет уму: не знать злобы никакого человека, сносить без смущения всё случающееся и благотворить зло творящим. Эти три добродетели рождают три другие, которые выше их: не знать злобы человека рождает любовь, сносить без смущения всё случающееся приносит кротость, благотворить зло творящим приносит мир.

4. Есть четыре добродетели, которые очищают душу: молчание, соблюдение заповедей (послушание), самоутеснение и смиренномудрие.

5. Авва Исаия сказал: я смотрю на себя, как на лошадь блуждающую, у которой нет хозяина: всякий, кто ни найдёт её, садится на неё и ездит; и когда этот пустит её, берёт её другой и тоже садится и ездит.

6. Храни себя, чтоб не услаждаться тем, чем прежде грешил, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи. Люби смирение, и оно покроет тебя от грехов твоих. Дай сердце своё в послушание отцам твоим, и благодать Божия вселится в тебя. Не будь мудр сам о себе, чтоб не впасть в руки врагов своих. Приучи язык свой просить прощения, и снидет на тебя смирение. Сидя в келье, трём вещам прилежи: рукоделию, Богомыслию и молитве. Каждодневно думай, что ныне имеем мы потрудиться в мире сем, а завтра – не знаю; и не согрешишь пред Богом.

7. Не будь чревоугодлив в принятии пищи, чтоб не возобновились в тебе прежние грехи твои. Не унывай ни в каком труде, чтоб не подвергнуться нападкам со стороны врага. Понудь себя на поучение (тайное), и скоро придёт к тебе упокоение в Боге (покой Божий). Заставляй себя долго молиться с плачем, и, может быть, помилует тебя Бог и совлечёт с тебя ветхого человека, грехолюбивого.

8. Труд, нищета, странничество, злострадание и молчание рождают смирение, а за смирение прощаются все грехи.

9. Если борет тебя блуд, преутруждай себя непрестанно бдением, алчбою и жаждою и смиряйся пред всеми, если чья красота телесная начнёт влечь сердце твоё, или похотение жены, вспомни о зловонии (какое будет во гробе) – и успокойся.

10. Брат! Пока находишься ты в жизни сей, не давай покоя телу своему и не верь ему, когда видишь, что оно покойно от страстей. Ибо демоны часто притаиваются на время и, если человек вознерадит о своём спасении, внезапно нападают на бедную душу и захватывают её, как малую птицу и, если преодолеют её, то без милости смиряют её всяким грехом. Будем же стоять в страхе Божием и хранить себя, продолжая делать делания свои и соблюдать все добродетели, которые полагают препону злобе врагов. Труды и подвиги настоящего краткого времени не только сохраняют нас от злых дел, но и венцы приготовляют душе прежде исхода её из тела. Постараемся же мы, имеющие печать святого крещения, отстать от грехов своих, чтоб обрести милость в день суда. Подвизаемся, возлюбленные: ибо время близ. Блажен, имеющий заботу сию день и ночь.

11. Предыд. 26.

12. Предыд. 2.

13. Предыд. 12.

14. Если сердце твоё расхищается, и ты не знаешь, как управить его, знай, что в такое расхищение влечёт его какое-нибудь деяние твоё, хотел ли ты того, или не хотел. Если б Гедеон не велел сокрушить водоносов, то не видать бы было света свечей (Суд. 7, 19 и 9): так, если человек не презрит тела своего, то не увидит света Божества.

15. Если в городе, ограждённом стенами, малая какая часть стены разгородилась, то враги, если хотят войти в город, всё внимание своё обращают на этот пролом, чтоб чрез него войти. Стражи хоть и стоят у ворот, но противостоять врагам не могут, если не восстановлена будет разорённая часть. Так невозможно монаху противостоять врагам своим, когда им обладает какая-либо страсть, и не может он достигнуть в меру совершенства.

16. Предыд. 20, 21.

17. Предыд. 22.

18. Предыд. 23.

19. Предыд. 15.

Библиотека


Примечание:

* Patr. graec. t. 40, после Слов.


Текст по изданию «Добротолюбие в русском пер. свт. Феофана, Затворника Вышенского, дополненное» (том 1-ый, новорусская редакция), изданному в типографии И. Ефимова (М., 1905).
Источник: «PSYLIB» (сайт Киевского Фонда содействия развитию психической культуры).

 
  Аскетика, иконопись и т.п. Free counters!