Божественное Писание, ветхое и новое, повсюду
говорит о хранении сердца. Инок должен разуметь цель
Писания, кому оно что говорит и для чего. Дóлжно ему также
постоянно держать труд подвижничества и, внимая прилогам
противоборца, подобно искусному кормчему, уметь переходить
мысленные волны, управляясь благодатью, чтоб таким образом,
не совращаясь с пути, но себе единому внимая, в безмолвии
беседовать с Богом не рассеянным помыслом и не пытливым умом.
24. Время требует от нас молитвы, как кормчего ветры,
треволнения и бури воздушные. Мы способны принимать прилоги
помыслов и добрых, и худых. Владыкой страстей именуется и
есть благочестивый и боголюбивый помысл. Нам, безмолвникам,
должно внимательно и трезвенно различать и распределять
добродетели и пороки, какую добродетель держать в
присутствии братии и отцов и какую исполнять, когда бываем
наедине, и какая добродетель первая, какая вторая и третья,
также какая страсть есть душевная, и какая телесная, и
какая добродетель душевная, и какая телесная, ещё
из-за какой добродетели гордость поражает ум, из-за какой
тщеславие приражается, из-за какой подходит гнев, из-за
какой чревоугодие нападает. Ибо мы должны низлагать
помышления, и всякое возношение, взимающееся на разум
Божий (2 Кор. 10, 5).
25. Первая добродетель есть беспопечительность, т. е.
умертвие от всякого человека и всех дел, от ней потом
рождается желательное стремление к Богу, а это рождает
естественно гнев, который восстает против всего, всеваемого
врагом. Тогда находит себе обитель в человеке страх Божий,
действием же страха раскрывается потом любовь.
26. Надобно во время молитвы прилог помысла отвращать от
сердца благочестивым противоречием, чтоб не оказаться нам
устами Богу молящимися, а в сердце помышляющими неуместное.
Не принимает Бог от безмолвника молитвы, расхищаемой
помыслами, и небрежной. И Писание всюду заповедует хранить
душевные чувства. Если воля инока покорится закону Божию, и
ум начнёт по сему закону управлять подчинённых своих
разумею, все чувства душевные, особенно же гнев и похоть,
ибо они суть подчинённые ума тогда добродетель нами
совершена и правда исполнена, пожелание устремлено к Богу и
воле Его, а гнев против дьявола и греха. Что же ещё
потребуется? Тайное поучение.
27. Если срамота всеяна будет в сердце твоё, когда
сидишь в келье своей, смотри, противостань злу, чтоб иначе
оно не овладело тобою: потщись помянуть Бога, что Он
внимает тебе, и что пред Ним открыто всё, о чём помышляет
сердце твоё. Скажи душе твоей: если ты боишься подобных
тебе грешников, чтоб они не видали грехов твоих, не тем ли
паче должен ты бояться Бога, Который всему внемлет? От
этого увещания откроется в душе страх Божий, и если ты
пребудешь с ним, то будешь неподвижен в страсти (не увлекут
тебя страсти), как написано: надеющиися на Господа, яко
гора Сион, не подвижится во век живый во Иерусалиме
(Пс. 124, 1). И во всяком деле, которое делаешь, содержи в
уме, что Бог видит всякий помысл твой, и никогда не
согрешишь. Ему слава во веки. Аминь.